МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий
методическая разработка по английскому языку по теме

 

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках английского языка    через применение игровых технологий  Зайцева С.Г.                                                       

 учитель  английского языка

Саратов 2014

                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrab._igry.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «СОШ № 75»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ

на уроках английского языка

через применение игровых технологий

                                                        Зайцева С.Г.                                                                                учитель  английского языка

                                                        

                                            г. Саратов, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

1. Приёмы повышения эффективности изучения лексики…………………….

1.1 Игры……………………………………………………………………………

1.2  Работа с устойчивыми и образными выражениями ……………………….

1.3 Стихи

1.4 Песни на уроках английского языка…………………………………………

III. Заключение……………………………………………………………………

IV. Список используемой литературы ………………………………………….

V. Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка в школе является заучивание лексического материала. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается и усвоение новых слов нередко становится скучным и потому трудным занятием для учащегося.

Широко используемый метод введение лексики, а затем её проверка зачастую бывает, малоэффективен и усугубляет проблему заучивания лексических единиц. Ученику трудно дается такой вид работы, а страх получить плохую оценку еще сильнее тормозит память.

Постепенно формируется закомплексованность, которая становится сначала причиной нежелания учить слова, а затем и изучать иностранный язык. Таким образом, маленькая проблема, порожденная страхом получить неудовлетворительную оценку, может привести к серьезным негативным последствиям для будущих жизненных и профессиональных перспектив ученика.

Как же помочь учащемуся? Не надо ни ругать его, ни возмущаться, но необходимо заинтересовать его, сделать любое сложное задание интересным, а значит, простым, работа с лексическим материалом должна строиться на нетрадиционных подходах, быть многовариантной и мотивационной.

Каждое задание и учебная задача должны вызывать интерес учащихся и желание выполнить их, значит иметь мотивацию. Языковой навык требует многократного повторения и проговаривания одних и тех же форм и словосочетаний, что быстро вызывает у учащихся утомляемость.

Для получения устойчивых положительных результатов при изучении

лексики, необходимо правильно выбирать учебный материал.

Главными критериями отбора являются: образовательная и познавательная ценность, адекватность возрасту и интересам обучаемых, соответствие уровню обученности для реализации принципов доступности и создания ситуации успешности, аутентичность, разнообразие, репрезентативность.

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ С ПОМОЩЬЮ ИГР

1. Материал для данной работы был собран из учебно-методических пособий для изучающих английский, из английских авторских методик. А также, материал, полученный в виде ксерокопий, на семинарах и заседаниях методических объединений учителей иностранных языков. В качестве учебных материалов используются  игры, образные выражения, пословицы, поговорки, стихи, песни, обучающие программы, включающие игровые элементы, видеофрагменты.

1.1. С целью разнообразия процесса работы над словами предлагаются упражнения в игровой форме.

        Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, общественно-организаторскими делами, игрой.

Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Упражнение «Эхо». Учащиеся троекратно проговаривают громко и шепотом части фразы, в которой находится изучаемое слово.

Упражнения, проведенные в такой форме, гарантируют многократное повторение лексических единиц и поэтапное включение учащихся в речевую деятельность.

Игра «Зашифрованное послание». Учащимся даётся алфавит, где каждой букве соответствует определённый знак. Учащиеся должны расшифровать фразу, представленную в виде набора знаков.

        Игра «Собери квадрат». Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдаётся квадрат, разрезанный на равные квадратики. На каждой грани квадратика даны слова на английском и русском языках. Необходимо как можно быстрее собрать большой  квадрат, соединяя маленькие квадратики. Соприкасающиеся грани должны иметь перевод одного и того же слова на русском и на английском языках.

Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц  и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.

В игре “Чайнворд” принимают участие все учащиеся группы. На доске пишется любое нововведенное слово, затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Слова в цепочке не повторяются. Выбывает тот, кто не смог в отведённое время вспомнить слово или написал его с ошибкой.

Другая игра, в которой принимают участие все учащиеся группы. За определенное время надо написать как можно больше слов, используя только буквы слова, написанного преподавателем на доске.

Превратить заучивание слов в увлекательное и интересное занятие помогает использование кроссвордов.  

В работе со старшеклассниками главным стимулирующим фактором является возможность творческого подхода к выполнению учебного задания, т.е. самостоятельное решение новой коммуникационной задачи в новой ситуации на основе усвоенных лексических единиц.

В 9 классе при повторении лексики по теме «Я прогуливаюсь по Лондону» предлагается  всем учащимся стать сотрудниками издательства, которое получило задание составить английско-русский разговорник на тему «Город».

Определяются этапы работы:

1. Придумать название издательства

2. Разделиться на группы.

3. Распределить обязанности: редактор, корреспондент, корректор и т.д.

4. Каждая группа выбирает одну из предложенных глав разговорника:

- история города;

- экскурсия по городу;

- посещение музея;

- встреча со школьниками (интервью).

Работа над разговорником предполагает повторение лексики в новой ситуации.

Система рассмотренных упражнений гарантирует многократное повторение лексических единиц и включение их в речевую деятельность учащихся. Проводимые в игровой форме, они развивают образное мышление и способствуют поддержанию интереса к изучению языка. По мере накопления языковых знаний задания усложняются, усложняются и их формулировки, которые и стимулируют речемыслительную деятельность учащихся.

1.2. Работа с устойчивыми и образными выражениями при изучении английского языка является необходимым и многофункциональным средством, позволяющим снять многие трудности, которые возникают в процессе обучения. Упражнения с такими элементами языка, как образные сравнения повышают мотивацию обучаемого, вовлекая его в некую игру, которая способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Работа с образными выражениями очень обогащает лексический запас. Например, при изучении тем: «Цвета», «Животные».

При изучении темы «Мой друг (внешность)», можно использовать образные выражения, где встречаются названия частей тела. Ребятам предлагается выполнить творческие задания. Выполнение этих заданий позволяет учащимся закрепить лексический запас по теме, способствует развитию навыков литературного перевода.

Интересный материал образных сравнений и устойчивых выражений помогает оживить урок английского языка, стимулирует интерес к его изучению.

1.3. Важным обучающим и мотивационным фактором является работа со стихотворением.

На начальном этапе при обучении счету, можно использовать  стихотворения-считалки. Наряду с тем, что учащиеся приобретают навыки счёта, неоднократно возвращаясь к работе над стихотворением-считалкой и, выполняя различные задания, они знакомятся с реалиями английской и отечественной культуры.

При изучении стихов можно перед вторым чтением заменить часть знакомых детям слов символами. Перед каждым последующим чтением символами заменяются все новые и новые слова. Такая работа делает процесс запоминания лексики увлекательным.

При изучении темы «Приятного аппетита» учащиеся работают с текстом стихотворения, добавляя его своими рисунками. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, углубляет знание языка и при этом происходит процесс запоминания лексики.

1.4. Работа с песней на уроках английского языка оказывают неоценимую помощь в изучении предмета. Преимущество использования состоит в том, что песни помогают более прочному усвоению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В них часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знакомит с его стилистическими особенностями.

Работая над темой «Что едят англичане» учащиеся знакомятся с песней по этой же тематике. Это позволяет учащимся закрепить усвоенную лексику и расширить социолингвистические знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование игровых приемов способствует обогащению предметно-содержательного плана. Их более основательный подбор и использование при изучении лексики благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке.

Разнообразие форм работы на уроке, неоднократное повторение лексического материала в игровой форме способствуют повышению мотивации говорения, познавательного интереса учащихся.

Богатый резерв игр, стихов, песен, образных сравнений, пословиц, поговорок вводимый на протяжении всего процесса обучения, не позволяют ученикам скучать на уроках английского языка, способствует развитию интереса к изучаемому языку, повышает их самооценку.

        Испытав чувство успеха на занятиях по английскому языку, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха внушает ему уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить ситуацию успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьева М.М., Декада иностранного языка. - Иностранные языки в школе. – 2002. - № 4.

2. Грет Карина, Давайте поиграем! -  Санкт-Петербург: Каро, 2002.  

3. Карамышева Т.В., Иванченко. А. И., Уроки английского языка. - Санкт-Петербург: Каро, 2001.

4. Ковалёва Н.А., Создание мотивации интереса изучения английского языка на основе лингвострановедческого аспекта преподавания в старших классах. – М.: Фестиваль «Открытый урок»

5. Марчан Н.Б., О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики. - Иностранные языки в школе. – 2004. - №5

6. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. - Иностранные языки в школе. – 2004. - № 2

7. Стучевская Ф. С., Наши вечера. - М.: Просвещение , 1969.

8. Фрейдлин Е.Г., О работе со сравнительными оборотами на уроках английского языка в старших классах. - Иностранные языки в школе. – 2001. - № 1.

9. http://clubfr.narod.ru

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»У...

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка

Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса английского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной деят...

мастер-класс "Повышение эффективности уроков английского языка через применение приемов технологии развития критического мышления"

В этой презентации идет речь, что такое критическое мыщление, цели, задачи, механизмы критического мышления и стадии ....

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики. Цель выбранных приемов и методов состоит в максимальной резу...

Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий

      Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся являетс...