Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий
материал по английскому языку

        Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся является лидирующим, т. к. именно такая деятельность порождает самостоятельность, активность, умение общаться в коллективе. Доклад описывает способы развития креативного мышления на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий

                                                         «Педагог не может не играть, не может быть                                                                  педагога, который не умел бы играть»                                                                                А.С.Макаренко

        Креативное мышление – компонент функциональной грамотности PISA: Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,  оценки и совершенствовании идей, направленных на получение                                                                                      ¬ инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или                                                                                                      ¬ нового знания, и/или                                                                                              ¬ эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

        Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности.  Способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности, понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.

        Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся является лидирующим, т. к. именно такая деятельность порождает самостоятельность, активность, умение общаться в коллективе. Как показывает практика применения креативности на уроках английского языка, помогает ученику проявить свои способности.

       Для того чтобы ученик мог успешно заниматься креативной деятельностью необходимы некоторые условия.      

 - учитель должен быть сам креативной личностью, для того чтобы знать в каком направлении работать с учащимися;

-  положительный настрой учителя для установления контакта с учениками;

-  креативные задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников;

- участие учителя в ходе создания креативного продукта должно быть минимальным, т. к. ребёнок должен постараться пройти самостоятельно все стадии создания своей работы;

- ученикам следует быть уверенными в хорошем результате своей деятельности.

    То, что дети обожают играть, ни для кого не секрет. А еще больше им это нравится, если игры происходят в школе, и на уроке английского языка в том числе. Если дети совсем маленькие, то для них весь урок - это и так игра. Таким образом, игры, особенно обучающего характера, являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Они являются своеобразным общим языком для всех ребят, активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком.

             Цели применения игровых технологий:

 Обучающая – развивать память, внимание, воображение, речевые умения.

 Развивающая – развивать творческие способности учащихся, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

 Воспитательная – воспитание вежливости, взаимопомощи, общительности.

 Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного интенсивностью обучения иностранному языку..

             Так что же такое «игра»?

      Чаще всего игра ассоциируется у нас с легкостью, веселым ничего не значащим занятием. Несмотря на внешнюю легкость, игра является серьёзной, важной технологией, применение которой может решить многие проблемы. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. 

      Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.

На каком этапе можно использовать игру? 

Место игры в ходе урока зависит от множества факторов: уровень подготовки учащихся, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия учебного занятия.

Игры могут быть использованы на разных этапах урока: в самом начале – для «разогрева», при введении нового материала, для закрепления пройденного, в середине занятия – чтобы сделать перерыв, при прохождении сложной или простой темы, в конце урока, когда у вас осталось несколько лишних минут.

Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что:

Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цели использования игры.

В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.

Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т.е. быть доступными.

Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

Все игры можно разделить на следующие группы:

        Группа

      Цель

     Примеры

Фонетические

Развитие и формирование навыков произношения и восприятия иностранной речи на слух

Какой звук я задумал? (игра-загадка).

Назови слово с этим звуком.

Угадай по голосу.

Скороговорки.

Лексические

Семантизация новой лексики. Введение новых лексических единиц, повторение ранее изученных.

«ABC»

Съедобное – несъедобное

Лото или «Бинго»

Снежный ком

Орфографические

Формирование навыков правописания

Ребусы

Кроссворды

Грамматические

Введение нового грамматического материала. Закрепление определённой грамматической структуры.

Комнатный бой

“Hide-and-Seek”

Предложения в шляпе

Города

Ролевые

Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи

Who will say more?

Инсценировка бытовых ситуаций (в магазине, в театре)

    Часто одна и та же игра может быть и лексической, и грамматической, и ролевой.

  Сегодня я бы хотела представить несколько игр, которые я чаще всего использую на своих уроках. Эти игры больше всего нравятся детям и имеют положительный результат в достижении поставленных целей.

 Фонетические:                                                                                                                       «Угадай по голосу, кто пришёл к тебе в гости». Кто-нибудь из ребят, закрыв глаза, стоит у доски, а другой ученик громко произносит слова приветствия:   Good morning, Petе! How are you? Тот, кто стоит у доски, должен по голосу догадаться, кто с ним здоровается, должен ответить на приветствие, назвав ученика по имени:Good morning, Olga! I am fine, thank you!

Назови слово (игра с предметом)
Учитель бросает мяч ученикам по очереди; ученики называют слово с загаданным звуком.

Правда-ложь (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.

Если слышишь — сядь (Sit for sounds)
Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук. Например:
‘I am going to say four words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] Ready?

 Лексические:                                                                                                                        На одну букву Учитель предлагает назвать все предметы по какой-либо теме на соответствующую букву. Кто назовет больше, тот и выигрывает.

 Буквы рассыпались  Пишется слово крупными буквами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было слово, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет.                          

Вычеркни лишнее слово Учитель предлагает разные карточки по 4-6 слов. Учащийся должен найти одно лишнее, которое не связано с другими по теме. Например, cow, dog, wolf, sheep, cat, horse — the odd word is wolf — не относится к теме «Домашние животные».

 Что пропало? Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можно водящим назначать ребенка)

 "Crossing the river" Эта подвижная игра понравится всем ребятам. Она нацелена на повторение лексики по теме и на отработку правильного произношения слов.  Участники делятся на 2 команды. Каждой команде выдается одинаковое количество карточек. Участники по очереди открывают карточки, называя предмет по-английски или читают его  название, а затем дают перевод. Если игрок произносит и переводит верно, он бросает карточку на пол и делает шаг вперёд, ступая на так называемый «островок». Побеждает та команда, которая первая доберётся до «берега».

Орфографические:                                                                                                      Ребусы, загадки, кроссворды - все это помогает в активной игровой форме изучать язык, запоминать ассоциации к словам и развивать логическое мышление. Причем ребусы не имеют возрастных ограничений: они интересны как для ребят младших классов, так и для старшеклассников.

Ребусы по теме Моя страна

Answer: bank.

Ребусы по теме Моя страна

Answer: between.

"Crossword" Эта игра рассчитана на учеников, владеющих письмом. Её целью является расширение словарного запаса и развитие грамотного письма. Задания могут быть подготовлены учителем заранее либо заданием для учеников и будет составление кроссворда на определённую тему.

«Математический диктант» и игру «Лото» хорошо проводить на уроках повторения. Звучит аудиозапись с цифрами. Задача учащихся записать эти числа. При повторном прослушивании можно организовать взаимопроверку.

Грамматические:                                                                                                         «Describe a picture»  На доску вешаются карточки с номерами. По жребию выбирается участник, который будет описывать рисунок, не называя его. Первый угадавший зарабатывает балл и выходит к доске. И так до тех, пока не закончатся картинки. Выигрывает тот, кто заработает больше всех баллов.

«Questions».   Задача  – отработать общие вопросы в Простом настоящем времени).  Игра может проходить в виде соревнования. На доске карточка(и) с предложениями (тематика может быть разной)

Например:

My favorite colour is red.

My favourite colour is green.

My favourite colour is blue.

My favourite colour is white.

My favourite colour is black.

My favourite colour is yellow.

My favourite colour is pink.

Один с учеников загадывает одно из предложений. Остальные должны отгадать предложение, задавая общие вопросы.

Например:

Is your favourite colour red? (Yes, it is/ No, it is not)

Тот, кто отгадал, получает один балл или жетончик, и теперь его очередь загадывать.

Слова  рассыпались. Пишется предложение  крупными словами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было предложение , но оно рассыпалось. Помогите мне его  собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет. Такой способ очень эффективен при обучении построению вопросов, отрицаний на различные времена.

Очень часто на своих уроках использую игру, которая называется: Who will make up more sentences with the given words. Правила игры: учитель называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик, поймавший мяч, должен придумать предложение с этим словом и бросить мяч учителю. Когда все учащиеся придумали по одному предложению с данным словом, учитель называет другое слово, и игра продолжается. Ученик, который не смог придумать предложение или допустил в нем ошибку, выбывает из игры

Роллевые:

«Цирк». Детки разбиваются на пары. Один из них выступает в роли дрессировщика, второй  животного. Первый участник говорит, кто это и что он может сделать. Второй – показывает. Потом они меняются. «It is a monkey. It likes bananas. It can jump.».

Другой вариант такого задания. Ученик изображает какое-либо животное, другие учащиеся пытаются отгадать, кто это.

«Пантомима». Похожа на предыдущую игру. Один доброволец из класса выходит к доске и показывает какое-либо действие, например, по теме «Домашние обязанности». А другие дети должны догадаться и называть по-английски, что он делает. «Lena is washing up», «Petya is doing the laundry», «Ann is ironing her clothes, etc».

«Talk show». Участники выбирают формат ток-шоу и «гостей». Это абсолютно свободная игра. Пишется «легенда» гостя почему он  стал популярным. Например, его хобби, детство и т. д. Вопросы и ответы. Основная цель – раскрепостить учащихся и задействовать весь возможный словарный запас.

«What to do if». Ещё одно задание на развитие дискуссионных навыков. Участники делятся на группы. Преподаватель задаёт тематику. Например, тема «Travelling»What will you do, if you … 1) lost your money/tickets/way/luggage, 2) are late to your plane/train/bus, etc.

      После каждой игры должен быть проведен анализ урока на выявление ошибок в организации и  временного регламента, адекватность реализации содержания к поставленным задачам, а также на глубину соблюдения ролевых рамок. Важно отметить и разносторонние успехи учеников, и эффективности игр с педагогической точки зрения. Также неплохо привлечь и учеников давать подобную оценку каждый раз как самим себе, так и всему процессу в целом.

В  играх не важно, какой уровень знаний имеют участники, поэтому их желательно проводить с самого начала обучения английскому языку.

Чем больше мы имеем лексических, фонетических и грамматических знаний, тем легче нам играть. А чем больше мы играем, тем больше знаний получаем!

Вот к чему я стремлюсь, играя с моими учениками.

Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Я думаю, лучше всего объяснить правила игры на родном языке , а оставшееся время потратить на саму игру. (На объяснение правил игры я трачу всего пару минут. Это лучше, чем потратить массу времени на объяснение правил игры на изучаемом языке).

Отсутствие  сложных материалов для игры.

Универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

     Итак, мы увидели, что использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, приучает работать в команде, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга.                     

     Игра, хотя и на короткий промежуток времени, способствует созданию «языковой среды» на уроке. То есть создаётся такая ситуация, в которой  дети общаются на иностранном языке в естественной обстановке.      Использование игровых приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

    Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вебинар «Учимся мыслить креативно на уроках английского языка» от 16.05.2022, Просвещение

Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка // Журнал «Иностранные языки в школе», № 4, 1987- с.13

Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 – с.36

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1966- с. 47

Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 1975.

Коптелова И. Е. Игры со словами// Журнал «Иностранные языки в школе», №1, 2003- с.10

Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. – Донецк, 2001

Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005

Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога, М., 2000.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»У...

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...

Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Английский язык является общеобразовательным учебным предметом. Посредством изучения английского языка у обучающегося формируются знания, умения, навыки, происходит расширение кругозора, а также проис...

Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка....

Примеры развития креативного мышления на уроках английского языка

Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, ...

1. Функциональная грамотность. Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Дается краткий обзор понятию "креативное мышление", рассматриваются примеры  типовых заданий на формирование креативного мышления из банка заданий, и то, как задания из учебников англий...