Развитие креативного мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку

Володина Светлана Юрьевна

Формирование креативного мышления у учащихся средствами английского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_volodina_s.yu_.odt24.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование креативного  мышления  у  учащихся  средствами  английского  языка.

   

     Сегодня  актуальным  становится  формирование  функциональной  грамотности  у  учащихся. Функциональная  грамотность  складывается  из  читательской  грамотности, финансовой  грамотности, цифровой  грамотности  и  др. Одним  из  компонентов  функциональной  грамотности  является  креативное  мышление. На  основании  этого  считаю, что  данная  тема  является  актуальной  на данный  момент.

    В настоящее  время даже маленький  ребенок  знает, что такое интернет. Для детей  сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни, но особенно  их  привлекают  красочные  компьютерные  игры, а  важные составляющие развития личности остаются на втором плане: живое  общение с  друзьями, посещение  кружков  по  интересам  и др.. Возникает  вопрос:  а  как же «прекрасное вечное, доброе»? Вот  тут  и  должна  проявиться по - настоящему  так  необходимая  личность  учителя.

    Всем  известно  изречение - неталантливых детей не бывает, поэтому  нужно  с самого детства дать  возможность каждому  ребенку поверить в  себя,  свои силы, почувствовать себя успешными, т.е. побывать  в  ситуации  успеха. То, что заложено в детстве, очень  сильно может  повлиять на всю последующую жизнь человека. Абрахам Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям, сколько для создания хорошего человека.

    Само  понятие  креативности  описано  во  многих  источниках. Рассмотрим  некоторые  из  них. Так, в  психологическом словаре понятие «творческие способности» трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Необходимым  средством  и условием  для выполнения творческого  задания является творческое мышление -креативность. В основе понятия «креативность» лежит глагол из  английского  языка  create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

      Креативность- это способность проявлять совершенно  новые, оригинальные, нестандартные идеи и использовать средства для решения проблем, с  которыми  они  не  сталкивались  ранее. Эти  способности  характеризуются повышенной активностью для  нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.

      В обычной  жизни креативность проявляется как смекалка, сообразительность - способность находить выход из, казалось  бы, безвыходной, иногда критической ситуации, используя  очень ограниченные средства и ресурсы, которыми  обладает  ребенок.

      Все  дети неординарны, у них свое интересное видение мира, которое  очень  отличается  от  видения  взрослых. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность начинают влиять общественное мнение, социум  и  другие факторы окружающей среды, и  в  результате  у  детей  появляется шаблонное мышление.  В  результате творчество отодвигается на второй план и человек привыкает  только воспроизводить по  образцу или просто  копировать, т.е.  действовать  по  шаблону.  Сегодня такая деятельность особой ценности для общества не представляет. Сегодня  востребованы  специалисты, готовые  действовать  в  условиях  многозадачности, т.е. умеющих  решать  одновременно  несколько проблем  или  задач. В  итоге  у многих  людей нет  достаточных  ресурсов  для достижения личных высоких целей. А, следовательно, личность остается незамеченной и непризнанной, возможно,  не  очень  счастливой, ведь  мечты  остаются нереализованными.

       Большой  смысл заключен  в высказывании Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности. Это  поможет  в  будущем  реализовать  даже  самые смелые  замыслы  и  идеи. Нужно учить детей в любой ситуации предлагать  нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь. Но, как  известно,  развитие творческих  способностей  на любом уроке может происходить только в процессе собственной  деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Возникает  вопрос - как же развить творчество в детях  на  уроках  английского  языка? Не  потерять  то, что  заложено  с  рождения? Конечно, существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения направлены  на создание учениками собственного продукта - рисунок, сочинение, диалог  и т.д..

       Учитывая  необходимость  развития  творческого мышления, попробуем проанализировать  УМК «Форвард» и мою внеурочную деятельность с обучающимися начальной школы. . Какие  задания  помогут  учителю  формировать  данные  умения? Достаточно  ли  таких  заданий  или  нужно  искать  и  предлагать  другие  задания?

Многие темы, изученные в УМК «Форвард» в 5  классе, повторяются с расширением и дополнением в УМК для 6 класса: «Моя семья», «Праздники», «Распорядок дня», «Покупки», «Каникулы», «Свободное время и хобби», «Знаменитости  прошлого и настоящего», «Страны изучаемого языка».

Большое место в моей работе занимают проекты, мне самой очень нравится именно эта форма, плюс она находит отражение в учебнике. А именно после изучения каждой темы учебника авторы предлагают выполнение проекта по данной теме. Для меня более подходящим вариантом является сбор нескольких тем в итоге триместра, где по итогу на последнем уроке у нас проходит презентация и защита проектов. Проект как результат изучения определенных тем помогает суммировать знания и представить их в необычном формате. Я не ограничиваю ни форму ни методы выполнения. Это могут быть и плакаты а4, а2 и презентации, видеоролики. После защиты проектов на уроке плакаты мы традиционно размещаемся на информационных досках рядом с кабинетом, где остальные обучающиеся могут познакомиться с ними. Чаще всего такая форма работы подходит для обучающихся 7-8 классов, тех, кто может в достаточном формате представить информацию. Это очень  трудоемкий процесс.

Так же традиционно я устраиваю тематические уроки и викторины приуроченные к праздникам таким как День Независимости, Рождество и Новый год, День святого Валентина,День Независимости,  День Космонавтики,  День Победы и т.д. В основной массе это лингво-страноведческий материал который подается в необычной форме (урок-викторина, урок -путешествие) , где в нетрадиционной форме подается материал, при изучении которого необходимо проявить свои способности, например на Рождество традиционно в начале урока краткий рассказ о традициях, а затем обучающиеся оформляли открытку  с поздравлениями на английском языке. Так совсем недавно прошли уроки в начальной школе, где обучающиеся изготавливали открытки на английском языке с поздравлениями к Новому году и Рождеству.

На занятиях по внеурочной деятельности мною была проработана программа, где на протяжении 4 лет планомерно , соблюдая принцип приемственности,  изучается английский язык с помощью песен, стихов, и театральных постановок. 1 и 2 классы традиционно изучали стихи, песни, игры на английском языке , а 3 и 4 классы это театральная студия. В конце года мы традиционно готовили большое мероприятие для всей школы «Английский с удовольствием», где представляли каждый класс сценку по понравившемуся произведению и песни, старшие классы ставили танцевальные номера. Обучающиеся сами выбирали понравившееся произведение и всем было интересно выбрать необычное, то , которого не было предыдущие годы. Распределяли роли по желанию. Не всегда всем хватало ролей, но иногда и не все желали выступить, были те, кто желал заниматься оформлением декораций, зала или подготовкой костюмов. Это большая работа, которая проводилась весь год и как итог- большой концерт с выступлением всех обучающихся, где каждый внес посильный вклад. А в завершении большое чаепитие для всех. Настоящий праздник английского языка.

       Как же дети учавствуют?

    По  наблюдению  учащиеся  среднего звена с  удовольствием  принимаются  за  творческую  работу, но  она  дается  им  с трудом, задают много  вопросов, работы  не  всегда  закончены, не  очень  аккуратны, учащиеся  боятся  сделать  что-то  неправильно. Со временем работы  становятся  лучше, более  содержательными и  интересными. Учащиеся  6  классов, подходят  к  выполнению  творческих  заданий уже  более  серьезно. Конечно, не  все учащиеся  любят  такие  задания. Некоторым  проще  выполнить  что-нибудь  по  образцу, попроще.  Но, поставленные  в  условия, когда  нужно  что-то  выдумывать, учащимся  приходится начинать  думать, создавать что-то, они вынуждены  выполнять  задания, развивать свое  воображение.     Развитие креативности обучающихся на уроках предполагает не пассивное усвоение предложенных  форм и методов, а собственное активное участие в учебной  деятельности, при  которой  используются индивидуальные качества  человека. Это  становится основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму  в  целом. Учитель, умеющий превратить недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать возникающие  проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают метапредметные умения и развивают собственные творческие умения.

    Таким образом,  творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранному языку. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности.  Усложняя задания, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

ЛИТЕРАТУРА

Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16).

Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43.

Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.

Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.

Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.

Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.

ТЕСТ Э.П. ТОРРЕНСА: ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ http://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.htmlhttp://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html

Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/03/21/sravnitelnyy-analiz-kreativnosti-podrostkov-dlya

Леонтьева Т.В. //Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности.https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

      Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2009.- 434 2.         Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика Технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.:Моск.ун-т, 2003.- 416 с. 3.         Ревенков А. В., Резникова Е. В. Теория и практика решения технических задач / А. В. Ревенков, Е. В. Резникова. — М.: «Форум», 2008 г., 345с. 4.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.

Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....

Развитие креативного мышления на уроках английского языка с применением игровых технологий

      Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся являетс...

Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Английский язык является общеобразовательным учебным предметом. Посредством изучения английского языка у обучающегося формируются знания, умения, навыки, происходит расширение кругозора, а также проис...

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложны...

Примеры развития креативного мышления на уроках английского языка

Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, ...

1. Функциональная грамотность. Развитие креативного мышления на уроках английского языка

Дается краткий обзор понятию "креативное мышление", рассматриваются примеры  типовых заданий на формирование креативного мышления из банка заданий, и то, как задания из учебников англий...