Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 7 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Горелкина Анна Сергеевна

Курс русского языка, реализуемый в УМК под ред. Л. М. Рыбченковой, нацелен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_plan_russk.docx109.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  реализует Федеральный образовательный государственный стандарт основного общего образования (базовый уровень) и Программупо русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник  «Русский язык. 7 класс» в 2-х частях под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2013). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 140 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
  • освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Характеристика программы

Значение русского языка как учебного предмета определило основные особенности программы:

  • актуализация его метапредметной функции;
  • интеграция процессов изучения языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования познавательной деятельности;
  • усиление аксиологической направленности на основе расширения культурно-исторической составляющей.

Осуществляя компетентностный и системно-деятельностный принципы образования, программа направлена на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности на основе формирования УУД:

  • личностных, обеспечивающих самоопределение человека;
  • регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;
  • познавательных, включающих общеучебные действия;
  • коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила направленность программы на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, что позволяет представлять изучаемый языковой материал в коммуникативном пространстве.

Особенностью программы является усиление аксиологической направленности изучения предмета, раскрывающей феномен русского языка как одной из значимых культурных ценностей, воспитывающей уважительное, сознательное отношение к родному языку, в связи с чем в курсе актуализирована культурно-историческая составляющая.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе в объеме 140 часов.

Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  1. владение всеми видами речевой деятельности;
  2. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
  3. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметные:

  1. представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
  3. владение всеми видами речевой деятельности;
  4. усвоение основ научных знаний о родном языке;
  5. освоение базовых понятий лингвистики;
  6. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
  7. осознание эстетической функции родного языка.

Содержание программы

Речь и речевое общение

  1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
  2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст

  1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Функциональные разновидности языка

  1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
  2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
  2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

  1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
  2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.

Графика

  1. Соотношение звука и буквы.
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
  2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
  2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
  2.  Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Учебно-тематическое планирование

Раздел программы

Темы

Всего часов

В том числе

изучение нового

р/р

к/р

Введение

Речь. Речевое общение. Текст

10

8

2

-

Морфология

Причастие

32

26

4

2

Деепричастие

      18

       12

4

2

Наречие

29

22

5

2

Служебные части речи. Междометие

51

41

6

4

Итого

140

109

21

10

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, Т. Н. Роговик. - М.: Просвещение, 2013.

Для учителя:

  1. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012. — 159 с. (Академический школьный учебник).
  2. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. — М.: Просвещение, 2011. — 108 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5–9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с. (Стандарты второго поколения).
  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2009. — 4-е изд.
  5. Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. — М.: Просвещение, 2010.

Материально-техническое и информационное оснащение

1. АРМ учителя, интерактивная доска.

2. ЭОР: Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

(адрес в интернете: http://school-collection.edu.ru/catalog).


Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Содержание, время

Виды

деятельности

Задачи.

Планируемый результат

Цифровые ресурсы

Д/з

теория

практика

предметный

УУД

Введение (8 часов + 2 развития речи)

1

Русский язык в современном мире (п. 1)

Знакомство с учебником. Место русского языка в кругу славянских языков. Функции русского языка. (15 мин.)

Материал п. 1,  работа с таблицей «Основные характеристики языка», выполнение упражнений (текст), «советы помощника».

(30 мин.)

Работа в группах, совместная, индивидуальная деятельность.

Осознание роли русского языка, систематизация материала о его функциях.

Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение. Коммуникативные (К): учет позиции партнера по совместной деятельности.

Презентация «Русский язык в современном мире»

П. 1,

 у. 5

2-3

Речь. Речевое общение (п. 2)

Устная и письменная речь.

(5 мин.)

Материал п. 2, «Советы помощника», опрос: презентации, составление кластера «Речь», рабочая тетрадь.

(40 мин.)

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с  кластером в парах.

Углубление знаний о взаимосвязи речи и языка.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

П. 2,

у. 14, 15

4

Речевой этикет (п. 3)

Речевая ситуация, речевая задача.

(5 мин.)

Материал п. 3, орфографический тренинг, опрос: крылатые слова, анализ текста, практикум.

(35 мин.)

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с  кластером в парах.

Повторение  понятий «текст, тема текста, главная мысль текста».

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К).

Презентация «Речевая ситуация»

П. 3,

 у. 22

 5–6

Р/р Сочинение-рассуждение

Типы и стили речи. Текст.

(10 мин.)

Материал у. 21, переработка текста, работа над планом, лексическая работа со словарём.

(35 мин.)

Беседа, работа в парах (со словарем), самостоятельная работа.

Умение создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К).

Презентация «Рассуждение».

Поздравления

 7-8

Функциональные разновидности языка (п. 4)

Функциональные разновидности языка.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, аудирование у. 26, «Дебаты»,  «Советы помощника», работа с таблицей.

(35 мин.)

Работа в командах.

Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.

Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов (Р), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Презентация.

У. 29 (1)

 9-10

Текст

Текст.

(10 мин.)

Актуализация знаний у. 32, кластер с. 20, переработка текста у. 33, проверочная работа у 36.

(35 мин.)

Работа в парах, самостоятельная работа.

Повторение  понятий «текст, тема текста, главная мысль текста».

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К).

Видео опыта к у. 24.

У. 35

Морфология. (111 часов + 19 развития речи)

11

Система частей речи в русском языке (п. 5)

Самостоятельные и служебные части речи.

(10 мин.)

Материал у. 37-38, «Советы помощника», практикум у. 39, рабочая тетрадь, кластер.

(35 мин.)

 Коллективная работа, работа в парах с кластером.

Актуализация знаний о системе частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 37.

П. 11,

У. 40

12-13

Понятие о причастии (п. 7)

Причастие как особая форма глагола.

(15 мин.)

 У. 41, «Советы помощника», работа с текстом у. 42, словосочетание у. 43, редактирование у. 47.

(30 мин.)

Беседа, работа в парах, микрогруппе (алгоритм).

Умение опознавать причастие как особую форму глагола.

Планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью (К).

Алгоритм «Узнай причастие».

У. 46, 48

14-15

Признаки глагола и прилагательного у причастия (п. 8)

Морфологические признаки причастия.

(15 мин.)

Таблица у. 49, практикум у. 50, 57, орфографический тренинг у. 54, 56, рабочая тетрадь, проверочная работа у. 55.

(30 мин.)

Беседа, работа в парах, самостоятельная работа.

Умение определять грамматические признаки причастия.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Видеоряд к у. 50.

П. 8, у. 56, 58

16-17

Причастный оборот (п. 9)

Причастный оборот.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, анализ у. 60, практикум у. 62-65, редактирование у. 67, проверочная работа (рабочая тетрадь).

(30 мин.)

 Коллективная, индивидуальная  деятельность (игра «Агент 007»).

Умение опознавать причастные обороты, правильно расставлять знаки препинания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Видеоряд к у. 68.

У. 66, 69

18

Действительные и страдательные причастия (п. 10)

Значение причастий.

(10 мин.)

Материал п. 10, орфографический тренинг, составление кластера, практикум у. 71, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Беседа, работа в парах.

Умение опознавать действительные и страдательные причастия.

Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Видеоряд к у. 72.

У. 72 (3)

19

Р/р Сжатое изложение

Приемы сжатия текста.

(10 мин.)

Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.

(35 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К).

Презентация.

П. 11

20-21

Полные и краткие формы причастий (п. 11)

Полные и краткие формы причастий.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 73, 74, практикум у. 75-79, рабочая тетрадь, сочинение у. 81.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи (Р), смысловое чтение, сравнение (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Презентация к сказкам Ф. Кривина.

У. 80

22

Причастия настоящего и прошедшего времени (п. 12)

Время причастий.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 82, работа со схемой, практикум у. 83, рабочая тетрадь, пересказ у. 84.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Видеоряд к у. 84.

П. 13

23-24

Образование действительных причастий (п. 13)

Образование причастий.

(10 мин.)

Актуализация знаний о спряжении, материал для наблюдений у. 85, работа со схемой, практикум у. 87-92, рабочая тетрадь, работа с текстом у. 94.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К).

Видеоряд к у. 94.

У. 93

25-26

Образование страдательных причастий (п. 13)

Образование причастий.

(10 мин.)

Материал п. 13, работа с таблицей, кластером, практикум у. 97-100,  создание презентации, тест - рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект).

Умение распознавать и образовывать формы причастий.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К).

Мини-проект «Образование причастий».

П. 12, у. 3

27-28

Р/р Работа с информацией

Текст.

Текст и задания к нему.

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо.

Умение писать сочинение-рассуждение на заданную тему.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П),  владение письменной речью (К).

Видеоряд «Икар и Дедал».

29-30

Правописание гласных перед н и нн в причастиях (п. 15)

Полные и краткие страдательные причастия.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 103, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.104-108, рабочая тетрадь, текст у. 110.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Презентация «Написание причастий».

П. 15,

у. 108, 109

31-32

Правописание н и нн в полных причастиях и отглагольных прилагательных (п. 16)

Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 111, 112, работа с таблицей, «Советы помощника», практикум у.113-117, рабочая тетрадь, текст у. 118.

(35 мин.)

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа с  кластером в парах.

Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация, преобразование информации (П).

Презентация «Написание причастий».

У. 116, 118

33

Правописание н и нн в кратких причастиях и отглагольных прилагательных (п. 17)

Полные и краткие страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

(10 мин.)

Орфографический практикум у. 120-123, работа с кластером у. 124, рабочая тетрадь – тест.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Формирование правописных умений, развитие умений анализировать языковой материал.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Презентация «Написание причастий».

У. 126

34

Морфологический разбор причастия (п. 18)

Причастие как особая форма глагола.

(10 мин.)

П. 18, «Советы помощника», работа с текстом у. 127, практикум рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект).

Умение выполнять морфологический разбор причастия.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П),  участие в коллективном обсуждении (К).

Презентация.

У. 128

35-36

Правописание не с причастиями (п. 19)

Правописание не с причастиями.

(10 мин.)

Проверочная работа, актуализация знаний у. 129, материал для наблюдения у. 130-132, работа с таблицей у. 133, алгоритм «Советы помощника».

(35 мин.)

Работа в парах, коллективная, групповая (мини-проект).

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Презентация.

У. 137

37

Р/р Изложение

Приемы сжатия текста.

(10 мин.)

У. 139. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.

(35 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие и применяя сжатие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), слушание (П), владение письменной речью (К).

Презентация.

П. 20

38

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (п. 20)

Написание суффиксов причастий.

(5 мин.)

Актуализация знаний у. 140, материал для наблюдения у. 141-142, орфографический тренинг у. 143- 144, творческая работа у. 146.

(40 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Умение анализировать языковой материал  и самостоятельно формулировать правило.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, со-поставление (П), создание текста (К).

Видеоряд «Вулканы».

Тест (рабочая тетрадь п. 21)

39-40

Повторение темы «Причастие» (п. 21)

Причастие как особая форма глагола. Образование и написание причастий.

(10 мин.)

Материал п. 21.

(35 мин.)

Работа в группах, парах, проект.

Умение выполнять тестовые задания.

Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).  

Презентация по теме «Причастие».

У. 3

41-42

Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками

Морфологические признаки и написание причастий.

Записывание текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Самостоятельная индивидуальная работа с текстом.

Проверка уровня сформированности умений образовывать причастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

Спроецированные на экран грамматические задания к тексту.

43

Понятие о деепричастии (п. 22)

Деепричастие как особая форма глагола.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 147-150, задания поискового характера у. 151, 153, «Советы помощника».

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Умение опознавать деепричастие как особую форму глагола.

Постановка учебной задачи (Р), универсальные логические действия (П), умение участвовать в коллективном обсуждении (К).

Алгоритм «Узнай деепричастие».

П. 22,

 у. 153

44-45

Деепричастный оборот (п. 23)

Деепричастный оборот.

(15 мин.)

Материал для наблюдения у. 155-156, поисковая работа у. 159-162, комплексный анализ текста (рабочая тетрадь).

(30 мин.)

Коллективная, индивидуальная  деятельность (игра «Агент 007»).

Умение опознавать деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Видеоряд к у. 161.

П. 23,

у. 163

46

Р/р Тезисный план текста

Текст.

(5 мин.)

Материал у. 165, «Советы помощника», беседа.

(40 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Умение составлять тезисный план текста.

Выбор нравственно-эстетических ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 165.

У. 165 (3)

47-48

Правописание не с деепричастиями (п. 24)

Написание деепричастий.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, рабочая тетрадь у. 3, материал для наблюдений у. 166, поисковая работа у. 167-168, «Советы помощника», комплексный анализ текста у. 172.

(40 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Умение анализировать языковой материал  и самостоятельно формулировать правило.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 172.

У. 170

49-50

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (п. 25)

Деепричастие как особая форма глагола.

(5 мин.)

Актуализация знаний, практикум у. 173-175, «Советы помощника», работа с таблицей у. 178, работа с текстом у. 182.

(40 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Умение образовывать деепричастия.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Презентация.

Рабочая тетрадь п. 25

51

Р/р Сочинение-описание картины

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(5 мин.)

У. 181-182.

(40 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Развитие умения создавать текст-описание.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Видеоряд к у. 182.

52-53

Рассуждение и его виды (п. 26)

Текст как речевое произведение.

(10 мин.)

Актуализация знаний у. 183, поисковые задания у. 187-189, создание текстов у. 191.

(35 мин.)

Коллективная работа. Чтение, аудирование, говорение, письмо, работа над мини-проектом в группе.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Презентация.

Рабочая тетрадь п. 26 (на выбор)

54-55

Р/р Сочинение-рассуждение

Текст как речевое произведение.

(5 мин.)

У. 193.

(40 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Видеоряд к у. 193.

56

Морфологический разбор деепричастия (п. 27)

Деепричастие как особая форма глагола.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, материал п. 27, у. 194, работа со словарём.

(40 мин.)

Работа в парах, коллективная, мини-проект.

Умение выполнять морфологический разбор деепричастия.

Постановка учебной задачи (Р), поиск и извлечение информации, просмотровое и изучающее чтение, сравнение (П),  участие в коллективном обсуждении (К).

Презентация к таблице.

Рабочая тетрадь п. 27

57-58

Повторение темы «Деепричастие» (п. 28)

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и написание деепричастий.

(10 мин.)

Аудирование, работа над планом, запись ключевых слов, упражнения на приемы сжатия.

(35 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение выполнять тестовые задания.

Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).  

Презентация по теме «Причастие».

Тест (рабочая тетрадь п. 28)

59-60

Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками

Морфологические признаки и написание деепричастий. Приёмы сжатия текста.

Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Самостоятельная работа, работа в парах.

Умение анализировать грамматические формы, образовывать деепричастия, использовать их в речи, правильно оформлять на письме.

Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), умение вступать в диалог,  рефлексия (К).

Спроецированные на экран  задания к тексту.

61-62

Наречие как часть речи (п. 29)

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

(15 мин.)

Актуализация и углубление знаний о наречии у. 196-197, поисковые задания у. 198-199, материал для наблюдений с. 108, практикум у. 200-202.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки наречия, отличать наречия от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Презентация «Это интересно» (к с. 109).

П. 29, у. 203

63-64

Разряды наречий по значению (п. 30)

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 204, работа с текстом у. 207.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение  определять разряды наречий, группировать наречия по заданным признакам.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентация  «Приёмы сжатия текста», видеоряд к у. 207.

Рабочая тетрадь п. 30

65-66

Р/р Сочинение-рассуждение

Текст как речевое произведение.

(5 мин.)

Текст «Как растения-иностранцы Россию осваивали».

(40 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи.

Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К).

Видеоряд к тексту.

П. 31

67-68

Степени сравнения наречий (п. 31)

Сравнительная степень наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 209-214, «Советы помощника», разноаспектный анализ текста у. 215.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и образовывать формы сравнительной степени наречий..

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К).

П. 31, у. 215

69-70

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о (е) (п. 32)

Написание наречий.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 216, практикум у. 217-220, тест рабочая тетрадь, работа со словарём.

(35 мин.)

Работа в парах, группах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у. 220.

Рабочая тетрадь п. 32

71-72

Морфологический разбор наречия (п. 33)

Морфологические признаки имени наречия.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений

(порядок и образец разбора наречия), работа с текстом у. 221, 222.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки наречия.

Мотивация к учению (Л), смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление  самооценки (Р).

У. 222 (2)

73-74

Одна и две буквы н в наречиях на о (е) (п. 34)

Словообразование наречий.

(15 мин.)

Актуализация знаний, материал для наблюдения у. 223, практикум у. 224,  «Советы помощника» к у. 225, работа с текстом у. 227, работа со словарём.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К).

Видеоряд к у. 227.

У. 226

75

Буквы о и е после шипящих на конце наречий (п. 35)

Написание гласных после шипящих.

(10 мин.)

Актуализация знаний (выборочный диктант), работа с орфограммой у. 228, практикум у. 229, «Советы помощника» к у. 230.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, группе.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К).

Презентация «Буквы о или ё (е) в различных частях речи».

У. 231

76

Буквы о и а на конце наречий (п. 36)

Словообразование наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений у. 232, практикум у. 233, «Советы помощника» к у. 234, словарная работа с. 125, работа с текстом у. 235.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Планирование последовательности действий (Р), сравнение, установление причинно-следственных связей (П), умение вступать в диалог (К).

Видеоряд к у. 235.

У. 235 (5)

77-78

Дефис между частями слова в наречиях (п. 37)

Словообразование наречий.

(10 мин.)

Рабочая тетрадь с. 5-7, материал для наблюдения у. 236, практикум у. 237, 239, «Советы помощника к у. 238, работа с текстом у. 240.

(35 мин.)

Работа в парах, группах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П).

Рабочая тетрадь п. 37

79

Р/р Изложение

Текст.

(5 мин.)

У. 241. Чтение, работа над планом, запись ключевых слов, написание изложения.

(40 мин.)

Коллективная  и индивидуальная работа.

Умение понимать и передавать содержание прочитанного текста, соблюдая стилевое своеобразие.

Мотивация к изучению русского языка (Л), планирование последовательности действий (Р), смысловое чтение (П), владение письменной речью (К).

Видеоряд к у. 241.

П. 38

80-82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (п. 38)

Словообразование наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, работа с таблицей у. 242, практикум у. 243-245, «Советы помощника» к у. 246, 247, работа со словарём.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

У. 247

83

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (п. 39)

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 250, правило, практикум у. 249, 251, комплексный анализ текста у. 252.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение использовать алгоритм правила правописания.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

Видеоряд - социальная реклама к у. 252.

У. 252 (2)

84-85

Р/р Речевая характеристика героя.

Тема, основная мысль, стиль, тип речи текста.

(10 мин.)

У. 252.

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать изложение с заданной степенью свернутости.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Презентация «Строение текста-рассуждения».

П. 40, у. 7

86-87

Повторение темы «Наречие» (п. 40)

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

(15 мин.)

Рабочая тетрадь п. 39, 40, учебник  материал п. 40.

(30 мин.)

Работа в группе, парах (взаимопроверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания наречий.

Постановка учебной задачи, анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).  

Видеоряд к у. 1 рабочей тетради.

У. 10 (1, 2)

88-89

Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками

Общее грамматическое значение и морфологические признаки наречия.

Комплексный анализ текста, выполнение грамматических заданий, анализ работы.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Умение анализировать текст, использовать наречия в речи, правильно оформлять на письме.

Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К).

У. 302

90

Предлог как часть речи (п. 41)

Предлог как служебная часть речи, значения предлогов.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 253, практикум у. 254, «Советы помощника» к у. 255.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение  характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

У. 256

91-92

Предлоги производные и непроизводные (п. 42)

Грамматические омонимы.

(10 мин.)

Материал для наблюдений у. 257, практикум у. 258, рабочая тетрадь п. 42 у. 1, продолжение текста у. 311, таблица у. 259

(35 мин.)

Коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Правописные умения, основанные на умении верно определять часть речи.

Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К).

Видеоряд «Эрмитаж» к у. 1 (рабочая тетрадь)

Рабочая тетрадь (тест)

93-94

Р/р Сочинение

Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста.

(10 мин.)

Актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Видеоряд к у. 264.

П. 43

95

Предлоги простые и составные (п. 43)

Предлог как часть речи.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 265, 266, создание текстов у. 268, 269, рабочая тетрадь у. 1.

(35 мин.)

Беседа, работа в группах, парах.

Умение различать предлоги по структуре, использовать их в речи.

Анализ, сравнение, классификация (П), постановка и решение проблем (П), учёт позиции других людей (К), соблюдение норм устной и письменной речи (К).

Мини-проект по у. 267.

У. 277

96-98

Правописание предлогов (п. 44)

Морфологическая характеристика предлогов, омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 271, «Советы помощника», практикум у. 272-276, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 278, рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

Видеоряд «Это интересно».

У. 277, 279

99-100

Употребление предлогов в речи (п. 45)

Предлоги-синонимы и антонимы.

(5 мин.)

Орфографический тренинг, практикум у. 280-282, грамматические нормы у. 284-288, рабочая  тетрадь у. 1-3.

(35 мин.)

Работа в парах.

Развития умения соблюдать грамматические нормы.

Формулирование проблемы, анализ, сравнение (П), соблюдение норм речи, умение вступать в диалог (К).

Видеоряд к у. 327.

У. 289-290

101

Морфологический разбор предлога (п. 46)

Морфологические признаки предлога.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдений

(порядок и образец разбора предлога), работа с текстом у. 292.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимная проверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки предлога.

Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление  самооценки (Р).

У. 293

102-103

Повторение темы предлог. Тест (п. 47)

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, написание предлогов.

(15 мин.)

Рабочая тетрадь, учебник  материал п. 46, тест.

(30 мин.)

Работа в группе, парах (взаимопроверка).

Умение  характеризовать значение, морфологические признаки, использовать алгоритмы правописания предлогов.

Анализ и оценка собственной учебной деятельности (Р), просмотровое чтение (П), умение полно и точно выражать мысли (К).  

У. 3

104

Союз как часть речи (п. 48)

Союз как служебная часть речи.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 294, практикум у. 295, 296, работа с текстом у. 255.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение  характеризовать роль, морфологические признаки предлога, отличать предлоги от слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Видеоряд к у 297.

Рабочая тетрадь

105

Разряды союзов (п. 49)

Грамматическое значение и структура союзов.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 298, теоретический материал, практикум у. 299-301.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять разряды союзов.

Смысловое чтение, классификация, выведение следствий (П), соблюдение норм речи, умение всту-пать в диалог (К).

У. 302

106

Сочинительные союзы (п. 50)

Разряды сочинительных союзов.
(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 303, составление кластера по теории п. 50, практикум у. 304, составление схем, моделирование у. 305, 306.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять сочинительные союзы, составлять схемы предложений.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентация «Сочинитель-ные союзы».

Рабочая тетрадь.

107-108

Подчинительные союзы (п. 51)

Разряды подчинительных союзов.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, материал для наблюдения у. 307, составление кластера по таблице п. 51, практикум у. 309, составление схем, моделирование.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение определять подчинительные союзы, составлять схемы предложений.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К).

Презентация «Подчинительные союзы».

Рабочая тетрадь

109-111

Правописание союзов (п. 52)

Морфологическая характеристика союзов, омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 310, 312, 314, «Советы помощника», практикум у. 311, 313, 315 составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 316, рабочая тетрадь.

(30 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах (составление алгоритма), группах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

У. 317

112-113

Р/р Сочинение-рассуждение

Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста.

(10 мин.)

У. 316, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, анализировать языковые средства, писать сочинение заданного типа.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Презентация «Рассуждение и его виды».

П. 53

114-116

Союзы и союзные слова (п. 53)

Морфологическая характеристика союзов, омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения с. 172, работа с таблицей, практикум у. 320, 322, рабочая тетрадь, разноаспектный анализ текста у. 323.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа, работа в парах, микрогруппах (проектная).

Умение различать союзы и союзные слова.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Мини-проект по у. 319.

У. 321

117-118

Союзы в простых и сложных предложениях (п. 54)

Предложение.

(10 мин.)

Материал для наблюдения с. 324, работа с теорией, практикум у. 325-328, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 332.

(35 мин.)

Коллективная работа.

Развитие умений анализировать синтаксис предложения.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, обобщение, преобразование информации (П), согласованное выполнение действий (К).

У. 329

119

Морфологический разбор союза (п. 55)

Морфологические признаки союза.

(10 мин.)

Материал п. 55. Орфографический тренинг, таблица, практикум у. 333, 334, проверочная работа - рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Работа под руководством учителя, работа в парах.

Умение выполнять морфологический разбор союза.

Смысловое чтение, классификация, подведение под понятие (П), осуществление  самооценки (Р).

Видеоряд к у. 335.

У. 335

120

Повторение темы «Союз» (п. 56)

Морфологические признаки союза.

(10 мин.)

Материал п. 56, разноаспектный анализ текста (рабочая тетрадь с. 38-39).

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка).

Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П).

Видеоряд к у. 408.

У. 408, 416

121-122

Контрольная работа по теме «Союз». Работа над ошибками

Союз как служебная часть речи.

(10 мин.)

Тест (рабочая тетрадь).

Индивидуальная самостоятельная работа.

Умение различать, использовать и характеризовать союзы.

Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), самооценка (Р), рефлексия (К).

П. 57

123

Частица как часть речи (п. 57)

Частица как служебная часть речи.

(10 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 336, «Советы помощника», практикум у. 337, работа с текстом у. 338.

(35 мин.)

Работа под руководством учителя, работа в парах.

Умение  характеризовать роль, морфологические признаки частицы, отличать частицыот слов других частей речи.

Постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К).

Презентация «Частица».

Рабочая тетрадь

124-125

Разряды частиц (п. 58)

Морфологические признаки частицы. Омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения у. 339, работа с теорией, практикум у. 340, 341, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 342.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение характеризовать формообразующие и смысловые частицы.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений, преобразование информации (П).

Схема «Разряды частиц».

У. 351

126

Правописание частиц (п. 59)

Морфологические признаки частицы. Омонимия.

(10 мин.)

Материал для наблюдения рабочая тетрадь, теория, практикум у. 348-350, составление алгоритма, разноаспектный анализ текста у. 352.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах, мини-проект.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

Мини-проект к у. 352.

П.57, морфологический разбор.

127-128

Правописание частицы не (п. 60)

Не с различными частями речи.

(15 мин.)

Орфографический тренинг, актуализация знаний у. 354, «Советы помощника», практикум у. 355-357, работа с текстом у. 360.

(30 мин.)

Игра «Я за себя не отвечаю», работа в парах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

У. 358, 359

129-130

Разграничение не и ни (п. 61)

Употребление не и ни.

(15 мин.)

Материал для наблюдения у. 361, таблица, практикум у. 363, 364, составление кластера, разноаспектный анализ текста у. 368.

(30 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Правописные умения.

Постановка и формулирование цели деятельности (Р), анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. (П).

Презентация «Употребление не и ни».

У. 366

131-132

Р/р Сочинение-рассуждение

Тема, основная мысль, стиль, тип речи тек-ста.

(10 мин.)

У. 368, актуализация знаний о стиле и типе речи, понятие о жанре.

(35 мин.)

Коллективная, самостоятельная работа.

Умение определять речевую задачу, выбирать языковые средства, писать сочинение заданного типа.

Самоопределение (Л), формулирование проблемы и выбор способов ее решения (П), монологическая речь, письменная речь (К).

Презентация «Рассуждение и его виды».

У. 367

133

Повторение темы «Частица» (п. 62)

Частица как служебная часть речи.

(10 мин.)

Материал п. 62, разноаспектный анализ текста у. 3, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах (взаимопроверка).

Правописные умения, умение выполнять тестовые задания, использовать алгоритмы правил.

Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П).

Презентация «Частица».

П. 60, у. 435

134-135

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

Служебные части речи. Текст.

Разноаспектный анализ текста.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Умение различать, использовать и характеризовать служебные части речи.

Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П), рефлексия (К).

П. 63

136-137

Междометие (п. 63)

Междометие как часть речи.

(5 мин.)

Материал для наблюдения  у. 369, работа с таблицей, практикум у. 370-372, рабочая тетрадь.

(35 мин.)

Коллективная работа, работа в парах.

Умение распознавать и использовать в речи междометия.

Постановка и решение проблем, анализ, сравнение (П), развитие устной речи (К).

Видеоряд «Это интересно».

П. 61

138-140

Повторение

Части речи.

(10 мин)

Составление кластера, орфографический и пунктуационный тренинг, разноаспектный анализ текста.
(35 мин.)

Коллективная работа, работа в группе (мини-проект).

Умение распознавать, склонять и использовать в речи местоимения.

Выбор ценностных ориентиров (Л), постановка и формулирование цели деятельности (Р), универсальные логические действия (П), владение всеми видами речевой деятельности (К).

Проект «Части речи».

Задание в тетради

ИТОГО:    119 часов + 21 развития речи 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой

Данная программа  реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5–9 классов (ав...

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 6 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.

Изучение курса русского языка в 6 классе призвано обеспечить развитие основных умений и навыков учащихся, формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компет...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 8 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.

Методический аппарат учебника "Русский язык. 8 класс" направлен на овладение учащимися систематическими знаниями на основе преимущественно эвристического метода....

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Русский язык. 9 класс" под редакцией Л. М. Рыбченковой.

УМК для 9 класса является логическим продолжением указанной линии учебников и содержит систему работы с текстом, который занимает доминирующее положение в структуре урока русского языка....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по французскому языку( второй иностранный язык)

Рабочая программа разработана к учебнику "Французский язык. 5 класс" Шацких В.Н....