Основные положения федеральной целевой Программы "Русский язык " на 2016-2020гг.
материал по русскому языку на тему

В презентации в краткой форме представлены основные положения, цели, задачи, направления, планируемые результаты федеральной целевой Программы "Русский язык" на 2016-2020 годы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные положения Концепции Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.12.2014г. № 2647-р Заместитель директора по УВР МКОУ «Калтукская СОШ» Орлова Елена Константиновна

Слайд 2

Миссия Программы: реализация Программы позволит обеспечить решение имеющихся проблем и эффективную систему продвижения русского языка и образования на русском языке с учетом вызовов времени. Цель Программы: развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности , культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Слайд 3

Задачи: совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России; обеспечение эффективности и доступности системы изучения русского языка как государственного, как неродного, как иностранного; совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку; совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах.

Слайд 4

При формировании системы целевых показателей и индикаторов Программы используется программно-целевой метод, предполагающий ориентацию на конечные результаты соответствующих процессов и постоянный мониторинг качества выполнения мероприятий. Основной механизм формирования и реализации Программы

Слайд 5

Программно-целевой метод создаст системную основу для реализации государственной политики в сфере поддержки и развития русского языка. Цель и задачи Программы соответствуют государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы». Обоснование выбора основного механизма реализации Программы :

Слайд 6

Этапы реализации Программы. На первом этапе (2016 — 2018 годы) планируется реализовать следующие приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей: проведение комплекса научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка; формирование аналитического и организационно-нормативного обеспечения; доработка и издание комплекса пособий по грамматике и словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка; техническое, учебно-методическое обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего ресурсы для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки; формирование партнерской сети участников программы открытого образования и русского языка под брендом «Институт Пушкина»; подготовка, переподготовка, повышение квалификации преподавателей русского языка; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах; поставка учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в иностранные государства (в российские центры науки и культуры, русские школы (классы); создание полноценных условий для обучения иностранных граждан русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России; организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку; создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных организаций в государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах; проведение комплекса мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение и укрепление позиций русского языка, российской культуры, науки и образования в Российской Федерации, государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах.

Слайд 7

Этапы реализации Программы. На втором этапе (2019 — 2020 годы) планируется проведение следующих мероприятий: завершение запланированных научно-исследовательских работ; развитие кадрового потенциала в сфере русского языка; завершение формирования инфраструктуры системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; развитие онлайн-школы на русском языке (форма обучения через сеть «Интернет» с синхронным участием педагогов, когда, по сути, идет традиционный процесс обучения, но учитель и ученик общаются по сети «Интернет»); обеспечение широкой вариативности программ обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий образования; расширение присутствия русского языка в сети «Интернет»; развитие партнерской сети под брендом «Институт Пушкина»; обеспечение системной поддержки, оказываемой зарубежным структурам; проведение мероприятий, направленных на повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.

Слайд 8

Направленность и содержание мероприятий Программы "Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России» разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового и научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" в части защиты чистоты русского языка и усиления ответственности за его искажение; формирование и развитие базы данных, структурированной по ключевым позициям, отражающим потребности и возможности в сфере функционирования, изучения и преподавания русского языка; развитие механизмов сетевого взаимодействия организаций, призванных укреплять и продвигать русский язык, внедрение новых педагогических технологий и методик обучения русскому языку; анализ практики внедрения существующих пособий по грамматике, справочников, словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка как государственного языка Российской Федерации, их доработка, экспертиза, тиражирование и распространение; разработка, внедрение и научно-методическое обеспечение учебно-методического комплекса по обучению русскому языку нового поколения с использованием информационных технологий и высокотехнологичного оборудования (мультимедиа-комплекс с использованием технологии виртуальной реальности); развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации; проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области литературного перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации; совершенствование системы подготовки преподавателей русского языка и педагогов-предметников, ведущих обучение на русском языке; проведение научно-исследовательских работ в области функционирования, изучения и преподавания русского языка, в том числе исследование языковой культуры различных слоев российского общества.

Слайд 9

Направленность и содержание мероприятий Программы "Совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах - участниках СНГ» подготовка и проведение комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в государствах - участниках СНГ; развитие кадрового потенциала, стажировки педагогических кадров образовательных учреждений с преподаванием русского языка и русским языком обучения в государствах - участниках СНГ, в том числе в дистанционном формате; организация подписки для государств - участников СНГ на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России, в том числе в электронной форме; увеличение поставок учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) в государствах - участниках СНГ; создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в государствах - участниках СНГ; проведение аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение ситуации с русским языком в государствах - участниках СНГ; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах - участниках СНГ; организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку при получении гражданства Российской Федерации и разрешения на работу в Российской Федерации для различных категорий граждан в государствах - участниках СНГ.

Слайд 10

Направленность и содержание мероприятий Программы "Совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах» подготовка и проведение в иностранных государствах комплексных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире; развитие кадрового потенциала, стажировки педагогических кадров образовательных учреждений с преподаванием русского языка и русским языком обучения в иностранных государствах, в том числе в дистанционном формате; организация подписки для иностранных государств на российские периодические издания по русскому языку, литературе и культуре России, в том числе в электронной форме; увеличение поставок учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в российские центры науки и культуры и русские школы (классы) в иностранных государствах; создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных учреждений в странах дальнего зарубежья; проведение аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение ситуации с русским языком в странах дальнего зарубежья; организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в странах дальнего зарубежья; организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку как иностранному для различных категорий граждан в странах дальнего зарубежья.

Слайд 11

Направленность и содержание мероприятий Программы «Развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку» реализация бренда "Институт Пушкина"; формирование и развитие необходимой и достаточной учебно-методической базы, современной технологической инфраструктуры; разработка силами образовательных и научных организаций Российской Федерации единого электронного образовательного пространства, объединяющего широкий спектр ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки; развитие онлайн-школы на русском языке; обеспечение обучающихся на русском языке комплексной технической, консультационной поддержкой, в том числе с использованием возможностей голосового перевода в режиме реального времени; развитие системы дистанционного повышения квалификации преподавателей русского языка, а также преподавателей - предметников, ведущих занятия на русском языке в российских и иностранных школах; внедрение игр с русским образовательным содержанием в глобальных интернет-сообществах ; активная информационная политика и продвижение ресурсов русского языка и образования на русском языке в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет".

Слайд 12

Направленность и содержание мероприятий Программы «Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы» проведение в Российской Федерации и за рубежом комплексных мероприятий просветительского и образовательного характера; проведение международных форумов и конференций, в том числе форума выпускников российских (советских) вузов; ежегодное проведение международного педагогического форума с участием преподавателей русского языка как родного и как иностранного; проведение конгрессно-выставочных мероприятий, презентационной деятельности, направленной на распространение русского языка, образования, науки, истории и культуры России; расширение спектра и увеличение количества различных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, в том числе с участием представителей регионов России, государств - участников СНГ и других иностранных государств; ежегодное проведение международной олимпиады по русскому языку в дистанционном формате; формирование и поддержка добровольческого (волонтерского) движения по продвижению русского языка и образования на русском языке; проведение комплекса аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение ситуации с русским языком и результативности Программы (по каждому региону, каждой стране, каждой категории пользователей); масштабное информационное и пропагандистское обеспечение деятельности по поддержке и продвижению русского языка

Слайд 13

Целевые показатели (индикаторы) Программы В рамках каждого из направлений выделяются целевые показатели и индикаторы, которые являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы на вариантной основе. Наименование целевого показателя (индикатора) Единица измерения 2015 год (базовое значение) Значение целевого показателя (индикатора) (нарастающим итогом) 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Направление 1 "Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России" 1. Количество доработанных и изданных пособий по грамматике, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка единиц 29 30 32 35 38 42 2. Количество ресурсов научно-информационного обеспечения реализации Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" единиц 8 9 10 12 14 16 3. Доля обучающихся, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку более чем на 60 баллов процентов 45 45,4 45,9 46,6 47,3 48

Слайд 14

Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение: в 2 раза — числа российских преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации; в 2,5 раза — числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации; в 10 раз — количества качественных ресурсов в сети «Интернет», позволяющих гражданам Российской Федерации и других государств изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России; в 1,5 раза — доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях; в 4 раза — числа преподавателей русского языка иностранных государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку; в 2,2 раза — количества учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в российские центры русского языка в государствах — участниках СНГ; в 4 раза — числа иностранных участников олимпиад, конкурсов, фестивалей по русскому языку; в 10 раз — численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России.

Слайд 15

Единственной преградой осуществления наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения. Ф. Рузвельт



Предварительный просмотр:

Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 — 2020 годы утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2014 г. № 2647-р.

Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 — 2020 годы (далее соответственно — Программа, Концепция) разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».http://bda-expert.com/files/russkii-yazyk.jpg

Программа направлена на реализацию положений

Преамбула

Русский язык и российская культура определяют самобытность и жизнеспособность российского народа.

Укрепление позиций русского языка является стратегическим приоритетом Российской Федерации. С начала XXI века Россия активно осуществляет системные меры по поддержке и развитию русского языка, в числе которых ряд соответствующих документов, принятых руководством страны, создан Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.

Большое внимание уделяется обеспечению эффективного функционирования русского языка внутри Российской Федерации, а также расширению географии и сфер его применения в мире.

Масштабный комплекс мероприятий, направленных на реализацию функции русского языка как государственного языка и как языка межнационального общения, а также на поддержку русского языка за рубежом, был осуществлен в ходе выполнения трех федеральных целевых программ «Русский язык».

Вместе с тем анализ реализации указанных программ показал, что полученные социальные эффекты и текущая практика не в полной мере обеспечивают решение важнейших задач и не всегда соответствуют стремительно меняющимся реалиям.

Позитивные изменения внутренней политической ситуации и рост гражданского самосознания укрепляют уважительное отношение к русскому языку, создают дополнительную устойчивую мотивацию к его познанию, что требует интенсивного вовлечения в данную сферу субъектов Российской Федерации, а также некоммерческих организаций.

Меняется и положение России в мировом сообществе.

Трансформация однополярного мира в многополярный, создание Евразийского экономического союза, твердость внешнеполитической позиции Российской Федерации в вопросах защиты национальных интересов обусловливают сочетание международных противоречий с расширением возможности сотрудничества на мировой арене и возрастающим вниманием граждан иностранных государств к России, русскому языку, культуре, образованию и науке.

Изменения, внесенные в миграционное законодательство Российской Федерации, обязывают трудовых мигрантов с января 2015 г. сдавать экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации, что становится дополнительным стимулом для изучения этих дисциплин.

Увеличивается потребность семей соотечественников, проживающих в иностранных государствах, в знании их детьми русского языка и получении качественного образования на русском языке, в том числе дистанционно. На межгосударственном уровне заключены 47 соглашений, касающихся сохранения и продвижения образования на русском языке.

Молодые граждане иностранных, особенно европейских, государств часто выбирают русский язык в качестве второго и третьего иностранного языка с целью повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках труда. Между тем в сфере открытого образования (доступного, бесплатного образования, предоставляемого в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», популярность которого приближается к популярности социальных сетей, глобально доминируют иноязычные зарубежные программы.

Для преодоления в кратчайшее время такого отставания, требуются ускоренное развитие российской системы открытого образования, введение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Будучи государственным языком Российской Федерации, русский язык является одним из фундаментальных факторов, формирующих гражданскую идентичность и объединяющих многонациональный российский народ, что обусловливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения народов России.

Русский язык имеет огромное значение не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации, поскольку он сохраняет за собой статус мирового языка и остается одним из важнейших инструментов познания другими народами непреходящих гуманистических ценностей российской культуры, образования и науки.

Российская Федерация заинтересована в создании эффективной системы привлечения внимания зарубежной общественности к русскому языку, а также в расширении условий для его изучения, что будет способствовать усилению российского влияния, формированию положительного образа страны за рубежом, повышению ее международного авторитета и, в конечном счете, защите геополитических интересов России.

Для достижения этих целей поддерживаются программы, направленные на увеличение российского присутствия в глобальной системе образования, на популяризацию русского языка в мире, на расширение содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации. Программа в полной мере соответствует этим задачам.

Работа по укреплению позиций русского языка носит долгосрочный стратегический характер. Программа призвана обеспечить реализацию системных мер на основе координации и кооперации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка.

Проблематика

С конца XX века проявились и продолжают сохраняться такие тревожные тенденции, как снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве, в том числе в государствах — участниках СНГ, уменьшение числа русских школ за рубежом, сокращение в государствах — участниках СНГ количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма.

Существуют и другие проблемы:

  • недостаточный уровень координации организаций, их ресурсов, программ, в том числе некоммерческих организаций и организаций соотечественников за рубежом, ухудшение условий для изучения русского языка в большинстве стран, особенно на пространстве СНГ;
  • неполнота и неточность статистических данных о функционировании и распространении русского языка, образования на русском, слабый учет особенностей ситуации в различных странах при реализации мер поддержки русского языка;
  • недостаточная оснащенность и поддержка русских школ за рубежом, в том числе ресурсная и учебно-методическая, неудовлетворенные потребности стран в российских преподавателях русского языка, командируемых за счет средств федерального бюджета в иностранные учебные заведения;
  • слабое использование возможностей информационных, электронных и игровых технологий для изучения и продвижения русского языка и осуществления образования на русском языке.

Нерешенность указанных проблем является существенным фактором ограничения укрепления позиций русского языка в современном мире.

Следует отметить, что размер средств, выделяемых на продвижение русского языка за рубежом, на порядок меньше размера средств, выделяемых ведущими странами на мировом образовательном рынке.

Краткая характеристика Программы

Для определения путей решений проблемных вопросов, обеспечения необходимых условий, поддержки и развития русского языка, оперативного и адекватного реагирования на современные вызовы, преломления негативных тенденций, устранения имеющихся недостатков и достижения новых результатов необходимо осуществить дальнейшее развитие системы поддержки русского языка путем формирования Программы.

Сохранив преемственность с федеральной целевой программой «Русский язык» на 2011 — 2015 годы, Программа имеет ряд отличительных характеристик и новшеств.

Программа ориентирована на прогнозный сценарий развития и предусматривает:

  • формирование приоритетов, направленных на укрепление и распространение русского языка;
  • активную наступательную стратегию, призванную обеспечить прорывные взаимодополняющие действия с максимальным использованием всех ресурсов и возможностей;
  • ускоренную разработку и внедрение инновационных продуктов и услуг;
  • расширение существующих направлений и открытие новых, отвечающих требованиям времени, в том числе продвижение на внутреннем и внешнем образовательных рынках бренда «Продвижение русского языка и образования на русском языке под единым брендом «Институт Пушкина»;
  • использование потенциала международного сотрудничества для продвижения русского языка в образовательных системах других стран, расширение мер поддержки и стимулирования инициатив соотечественников;
  • тесное сотрудничество со средствами массовой информации, увеличение использования цифровых каналов, мониторинг результатов.

Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Выбор варианта решения поставленных проблем осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы.

Предлагаются 2 варианта решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка.

Первый вариант (оптимистический), предусматривающий 100 процентное финансирование, основывается на решении поставленных задач с учетом опыта реализации Программы на 2011 — 2015 годы.

Он предполагает развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка.

Второй вариант (базовый), предусматривающий 75 процентное финансирование, предполагает сохранение направлений, определенных Программой на 2011 — 2015 годы.

Первый вариант позволяет более рационально подойти к процессу программного обеспечения и в конечном итоге в большем объеме реализовать программные положения. При формировании этого варианта учитывались следующие преимущества:

  • эффективное решение задач поддержки и развития русского языка в Российской Федерации, а также поддержки и распространения русского языка в иностранных государствах;
  • комплексное решение задачи реализации государственной политики в указанной сфере в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);
  • поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов, интенсивное развитие открытого образования на русском языке;
  • увеличение объемов адресной поддержки, оказываемой русским школам за рубежом;
  • использование современных управленческих, информационных и иных технологий в реализации мероприятий по основным направлениям, инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.

Однако наряду с преимуществами первого варианта имеется ряд рисков, одним из которых является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации (финансовый риск).

Второй вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых в рамках Программы на 2011 — 2015 годы, без учета новых направлений, поэтому объем финансирования по этому варианту составляет 75 процентов объема финансирования первого варианта.

Второй вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как фактически сводится к естественному продолжению выполнения существующих мероприятий. Однако этому свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов. В случае выбора второго варианта финансовые риски усугубляются тем, что в условиях ограниченности выделяемых средств могут возникнуть сложности при определении приоритетов финансирования мероприятий Программы на региональном уровне.

При реализации рисков второго варианта могут быть не в полной мере реализованы функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, в результате чего могут появиться проблемы в сфере сохранения культурного и политического единства Российской Федерации.

Вне зависимости от варианта решения проблемы осуществление комплекса мероприятий Программы будет сопряжено с экономическими, геополитическими и административными рисками, реализация которых может снизить результативность Программы и привести к возможным негативными социальными последствиям, включая:

  • неполноценную реализацию функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;
  • обострение межэтнической напряженности, снижение уровня толерантности в российском обществе;
  • ослабление политического, культурного, языкового и образовательного единства Российской Федерации;
  • снижение качества обучения русскому языку и уровня грамотности;
  • общее снижение культурного уровня российского общества;
  • ослабление мер поддержки русского языка в иностранных государствах;
  • снижение числа школьников, обучающихся на русском языке в государствах — участниках СНГ;
  • ослабление исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
  • негативную динамику интеграционных предпочтений населения государств на постсоветском пространстве;
  • ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях международного сообщества.

Этапы реализации Программы

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2016 — 2020 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2016 — 2018 годы) планируется реализовать следующие приоритетные мероприятия, влияющие на принципиальную возможность достижения поставленных целей:

  • проведение комплекса научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка;
    формирование аналитического и организационно-нормативного обеспечения;
  • доработка и издание комплекса пособий по грамматике и словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка;
  • техническое, учебно-методическое обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего ресурсы для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки;
  • формирование партнерской сети участников программы открытого образования и русского языка под брендом «Институт Пушкина»;
  • подготовка, переподготовка, повышение квалификации преподавателей русского языка;
  • организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах;
  • поставка учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в иностранные государства (в российские центры науки и культуры, русские школы (классы);
  • создание полноценных условий для обучения иностранных граждан русскому языку в объемах, необходимых для их трудовой деятельности в России;
  • организационно-методическое обеспечение проведения тестирования по русскому языку;
  • создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных организаций в государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах;
  • проведение комплекса мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на продвижение и укрепление позиций русского языка, российской культуры, науки и образования в Российской Федерации, государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах.

На втором этапе (2019 — 2020 годы) планируется проведение следующих мероприятий:

  • завершение запланированных научно-исследовательских работ;
  • развитие кадрового потенциала в сфере русского языка;
  • завершение формирования инфраструктуры системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;
  • развитие онлайн-школы на русском языке (форма обучения через сеть «Интернет» с синхронным участием педагогов, когда, по сути, идет традиционный процесс обучения, но учитель и ученик общаются по сети «Интернет»);
  • обеспечение широкой вариативности программ обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий образования;
  • расширение присутствия русского языка в сети «Интернет»;
  • развитие партнерской сети под брендом «Институт Пушкина»;
  • обеспечение системной поддержки, оказываемой зарубежным структурам;
  • проведение мероприятий, направленных на повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.

Задачи Программы

Достижение целей Программы предполагает реализацию следующих задач:

  • совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;
  • обеспечение эффективности и доступности системы изучения русского языка как государственного, как неродного, как иностранного;
  • совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку;
  • совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах.

Реализацию указанных задач предусматривается осуществлять по следующим направлениям:

  • совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;
  • поддержка русского языка в государствах — участниках СНГ; поддержка русского языка в иностранных государствах;
  • развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;
  • проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы.

В рамках каждого из направлений выделяются целевые показатели и индикаторы, которые являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы на вариантной основе.

При формировании системы целевых показателей и индикаторов Программы используется программно-целевой метод, предполагающий ориентацию на конечные результаты соответствующих процессов и постоянный мониторинг качества выполнения мероприятий.

В качестве единиц измерений целевых показателей и индикаторов принимаются конкретные величины, применяемые для отражения количественных изменений соответствующего показателя.

Целевые показатели

Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение:

  • в 2 раза — числа российских преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации;
  • в 2,5 раза — числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов Российской Федерации;
  • в 10 раз — количества качественных ресурсов в сети «Интернет», позволяющих гражданам Российской Федерации и других государств изучать русский язык, получать информацию о русском языке, российском образовании, культуре России;
  • в 1,5 раза — доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях;
  • в 4 раза — числа преподавателей русского языка иностранных государств, прошедших обучение, повышение квалификации и стажировку;
  • в 2,2 раза — количества учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставленных в российские центры русского языка в государствах — участниках СНГ;
  • в 4 раза — числа иностранных участников олимпиад, конкурсов, фестивалей по русскому языку;
  • в 10 раз — численности участников культурно-просветительских мероприятий, связанных с русским языком и культурой России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта

Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта...

Перспективный план работы тренера-преподавателя Сучковой О.А. на 2016-2020гг.

Как я планирую свою работы на 5 лет вперед в ракурсе присвоения мне 1 квалификационной категории....

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Концепция федеральной целевой программы Русский язык на 2016 - 2020 годы.

Концепция федеральной целевой программы Русский язык на 2016 - 2020 годы....