Деепричастие
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Каплан Евгений Борисович

Урок объяснения нового матриала для 7 класса по теме "Деепричастие". Используется ИКТ-технологии, дифференциация, современные средства обучения, приём создания кластера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок для 7 класса "Деепричастие"104 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение темы «Деепричастие»

Цель

Закрепить полученные на предыдущих уроках сведения о деепричастии и деепричастном обороте.

Задачи

Познавательная

Повторение правил расстановки знаков препинания при деепричастном обороте, повторение морфологического разбора деепричастия; повторение ранее изученных орфограмм; выработать практические умения находить деепричастия, деепричастные обороты.

Развивающая:

Развивать умение выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; формировать умение правильно использовать в речи деепричастия;

Воспитывающая

Воспитание любви к родному языку

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

Орг.момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь! Рад Вас видеть

II. Сообщение темы и цели

Посмотрите на экран. Вам нужно отгадать загадку.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол.
(деепричастие)

Итак, цель нашего урока состоит в том, чтобы обобщить уже имеющиеся у вас теоретические знания по теме «Деепричастие», а также закрепить практические навыки, полученные при изучении данной темы.

III. Составление кластера в группах

Учитель. Составим коллективный портрет деепричастия (кластер), результаты выведем на слайд презентации.

(каждая группа предлагает свой вариант кластера)

IV. Устная разминка для класса. Фронтальное повторение теоретических сведений по теме «Деепричастие».

Что называется деепричастием?

(Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное действие.)

Какие признаки глагола имеет деепричастие? (Вид, возвратность, способность управлять косвенными падежами и поясняться наречиями)

Назовите признаки наречия у деепричастия. (Неизменяемость, сочетаемость с глаголами, в предложении является обстоятельством)

Что такое деепричастный оборот? Как выделяются на письме деепричастные обороты?

Каково значение и функции деепричастия? (Основная функция деепричастий- добавочное  действие. Использование деепричастий дает возможность ярче представить происходящего.

V. Отработка практических навыков. «Выбери сам себе задание» Реализация дифференцированного подхода. В зависимости от способностей учащимся предлагается определение и выбор задания по желанию

Учитель. Посмотрите на экран. Что вы видите? (текст)

Мы с Вами повторяем тему «Деепричастие». Какие задания, связанные с деепричастиями, мы можем выполнить с данным текстом? (можно расставить знаки препинания, найти и объяснить орфограммы, выполнить морфологический разбор встретившихся деепричастий)

Человек по…вляясь на свет имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо разв…вать наполняя сер..це ребёнка добротой. Доброта пр..ходя3 к ра(з/с)…оревшейся души вызывает покойную радость и желание пр..нести помощь ближн…му. С…страдая ближнему человек учится любить. Любовь же распр…стр…няясь на многое даёт человеку новые силы и делает его мудрее. (Не)обладая милосердием мы деградируем, а любовь (не)находя воплощения исчезает.

(Учащиеся переписывают текст, расставляют знаки препинания, выполняют морфологические разборы нескольких деепричастий)

Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее. Не обладая милосердием, мы деградируем, а любовь, не находя воплощения, исчезает.

VI. Динамическая пауза.

-Давайте отдохнем. Проведем физкультминутку.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь - богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VII.Лингвистический эксперимент

Учитель. Посмотрите на экран, в чем разница между предложениями?

  1.  Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее. 
  2. Доброта зарождается в детстве и с годами становится все сильнее.

Учащиеся.Оба предложения выражают одну мысль, но в одном из предложении действие обозначает глагол, а в другом деепричастие.

Учитель. Как вы считаете, какое из предложений точнее и образнее выражает мысль?

Учащиеся.Второе

Учитель. Какой вывод можем сделать какова роль деепричастий в речи?

Учащиеся. (Использование деепричастий помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. При замене деепричастий глаголами образность исчезает, смысл предложения теряется.)

VIII. Игра «Кто больше?»

Учитель. А теперь поиграем в игру, «Кто больше?». Вспомним, какие слова называются синонимами?

- Вы записываете деепричастия и подбираете к ним синонимы.

Защищая - оберегая, обороняя, ограждая, охраняя.

Занимаясь- тренируясь, работая, упражняясь, трудясь.

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель Итак, мы с вами повторили основные сведения о деепричастиях, потренировались в расстановки знаков препинания, вспомнили орфографическое правило, связанное с деепричастием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....