Программа элективного курса «Подготовка к части С ЕГЭ»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Исаева Любовь Ивановна

Программа элективного курса «Подготовка к части С ЕГЭ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_predmeta_3.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Подготовка к части С ЕГЭ»

Пояснительная записка

      Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с  авторскими  программами по русскому языку:

1) М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.

2) А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2001 г.

(Программы для общеобразовательной школы, утверждённые Министерством образования РФ, входящие в Федеральный перечень).

Цели и задачи изучения курса. 

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому является написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Это задание позволяет выявить состояние коммуникативной компентности выпускников средней школы, сформированность рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, аргументируя в нём собственное мнение по поводу прочитанного, умения последовательно излагать собственные мысли, использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Данный элективный предмет предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи.

Совершенствовать умения:

-   понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём);

-   определять тему текста, проблему, позицию автора;

- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;

- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст;

- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

-  выбирать необходимый стиль и тип речи;

-  отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

-  соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, выполнение творческих работ, практикумы, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицей, групповая работа, сочинение, исследование, редактирование, эксперимент, моделирование, стилистический анализ.

 Общая характеристика курса.

Данный элективный предмет предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

       Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

    Курс «Подготовка к части С ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

   Данный  курс  рассчитан на учащихся  11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

    Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Место курса в учебном плане

 В соответствии  с  учебным планом МБОУ « Хованщинская СОШ»

на изучение курса «Подготовка к части С ЕГЭ» в 11 классе отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на  35ч (35учебных недель)

  1. Планируемые результаты изучения курса

  2. Предметные результаты

∙        Знать трудные случаи правописания

∙        Понимать их роль в общекультурном развитии человека

∙        Объяснять языковое явление

∙        Уметь применять  знания при тестировании

∙        Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

∙        Формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

∙        Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.

∙        Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

∙        Работать над расширением словарного запаса.

∙        Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.

∙        Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю).

∙        Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.

∙        Выполнять различные  типы тестовых заданий.

∙        Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.

∙        Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.

∙        Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.

∙        Правильно отмечать в бланке вариант ответа.

∙        Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

∙        Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

∙        Определять  синтаксические конструкции.

      Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками

          Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Тематическое планирование

№п/п

Наименование   темы, раздела

Количество   часов

1.

Проблема текста

5

2.

Комментарий к проблеме

4

3.

Авторская позиция

4

4.

Аргументация собственной позиции

5

5

 Композиция сочинения-рассуждения

4

6

Речевое оформление сочинения

5

7

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

8

Итого:

35

Содержание программы

Тема 1. Проблема текста (5 часов).

Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения.

Тема 2. Комментарий к проблеме (4 часа).

Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

Тема 3. Авторская позиция (4 часа).

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркёры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.

Тема 4. Аргументация собственной позиции (5 часов).

Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

Тема 5. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).

Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определённого эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.

Тема 6. Речевое оформление сочинения (5 часов).

Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнённого и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или  слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развёртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.

Тема 7. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (8 часов).

Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Практическая работа по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.

Календарно-тематическое планирование

Наименование   темы, раздела

Вид занятия

Количество часов

Виды        самостоятельной    работы.

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1.  Основные требования к          сочинению-                   рассуждению в формате ЕГЭ.

  Практикум

1

Заполнение бланков ЕГЭ.

5.09

  2.Тема, основная мысль текста,   проблема

Практикум

1

Работа с текстом

12.09

   3.Типы проблем.

Практикум

1

Работа с текстом

19.09

    4 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах.

Практикум

1

Выполнение заданий в парах

26.09

    5.Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы

Практикум

1

Работа в группах, сообщения

3.10

     6.Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения

Практикум

1

Работа с тестами

10.10

   7.Комментарий. Типы комментария: текстуальный и концептуальный

Практикум

1

Работа с учебником

17.10

  8.  Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая

Практикум

1

Работа в группах

24.10

  9.Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения

Практикум

1

Работа с текстами

31.10

    10.Урок-практикум по написанию комментария

1

Работа с текстами

     11.Авторская позиция. Средства выражения позиции автора.

Практикум

1

Работа с текстами

    12 Авторская позиция в публицистическом тексте.

1

     13.Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик

Практикум

1

Работа с текстами

    14.Типовые конструкции  для выражения авторской позиции. Практикум по формулировке авторской позиции.

Практикум

1

Работа с текстами

     15.Аргумент. Аргументация. Виды аргументов

Практикум

1

Работа с текстами

   16.Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая.

Практикум

1

   17.Структура аргумента. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения.

1

   18-19 .Практикум по аргументации проблемы.

2

   20..Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

1

    21.Виды и формы вступления.

1

   22.Виды заключения

1

    23.Практикум по устранению ошибок в композиционном построении сочинения-рассуждения.

1

    24.Речевое оформление сочинения. Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические.

2

    25.Грамматические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

1

    26.Лексические нормы и ошибки, связанные с их нарушением.

1

   27.Практикум по устранению грамматических и речевых ошибок.

1

   28.Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

1

   29-34. Практикум по оцениванию сочинений и написание собственных творческих работ.

5

Учебно-методическое обеспечение

  1. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы/ Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с.

2. Васильевых, И.П., Гостева, Ю.Н. ЕГЭ 2013.Русский язык. Типовые тестовые задания/И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Экзамен, 2013. – 151с.

3. Львов, В.В., Гостева, Ю.Н., Васильевых, И.П., Пучкова, Л.И., Егораева, Г.Т. ЕГЭ-2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Л.И.Пучкова, Г.Т.Егораева. – М.: Экзамен, 2013. – 287 с.

4. Сенина, Н.А. Русский язык. Тематические тесты/ Сенина Н.А. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010. – 288 с.

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

                 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

 

  1. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы/ Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 383 с.

2. Васильевых, И.П., Гостева, Ю.Н. ЕГЭ 2013.Русский язык. Типовые тестовые задания/И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М.: Экзамен, 2013. – 151с.

3. Львов, В.В., Гостева, Ю.Н., Васильевых, И.П., Пучкова, Л.И., Егораева, Г.Т. ЕГЭ-2013. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева, И.П.Васильевых, Л.И.Пучкова, Г.Т.Егораева. – М.: Экзамен, 2013. – 287 с.

4. Сенина, Н.А. Русский язык. Тематические тесты/ Сенина Н.А. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010. – 288 с.

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

2

Таблицы.

1.Знаменательные части речи.

2.Тире между подлежащим и сказуемым.

3.Обособление обстоятельств.

4.Состав слова.

5.Правописание приставок на «З».

6.Проверяемые гласные в корне.

7.Служебные части речи.

8.Буквы  а, я, е  перед –нн- в страдательных причастиях.

9.Трудные слова.

10.правописание падежных окончаний прилагательных.

11.Склонение числительных.

12.Однокоренные ли это слова?

13.Запомни корни с чередованием.

14.Предлоги.

15.Правильно образуй формы слова «оба».

16.Устойчивые сочетания.

17..Гласные в суффиксах.

18.Уточняющие обособленные члены предложения.

19.Способы образования слов.

20.Замена прямой речи косвенной.

21.Сложноподчиненные предложения.

22.Склонение имен числительных.

23.Число имен прилагательных.

24.Отличай производные предлоги.

25.Синонимика сложных предложений.

26.Сложные слова.

27.Правописание приставок.

28.Трудные слов

Д

 

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

                                                      Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

3

- Иллюстративные материалы

Д

                                                             Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

4

 1. Электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

2. Репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

3. Репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

4. Обучающая программа “Фраза”;

5. Программа “Домашний репетитор”;

6. Орфотренажер “Грамотей”;

7. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ЕГЭ

в новой форме – М.:АСТ: Астрель, 2010

  1. Обучение композиционного анализу текста.(презентация)

К

К

К

К

К

К

К

К

К

                                                                                             Технические средства обучения

5

-Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

-Экспозиционный экран.

-Телевизор.

-Аудиопроигрыватель.

- Персональный компьютер.

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

6

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

К

К

К

К

К

К

 

Литература.

1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.: Просвещение, 2009

4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаём без проблем? — М.: Эксмо, 2007.

5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2009.

6. Нарушевич А.Г. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Практикум по культуре речи. Таганрог, 2003.

7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.

8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12.

9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2009.

Рассмотрено:                                                     Согласовано:                                 «Утверждаю»                  

на заседании ШМО                                     Зам. директора по УВР                   Директор школы

Пр. №___от________2014 г.                   _______/В.М. Дерина /                   ______/ Резяпкина С.А./                  Председатель ШМО______                         «____»_______2014 г.                «___»_______2014г.

/Е.П.Шекшаева /                           

Рабочая программа  элективного курса  по русскому языку

«Подготовка к части С ЕГЭ»

Составитель: Исаева Л.И.

учитель русского языка и литературы

                                              МБОУ «Хованщинская СОШ»      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех пре...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех пре...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ. Письмо"

По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах речевой д...