Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило»

Антуан де Сент-Экзюпери

В настоящее время одной из основных целей филологического образования, прописанных в Концепции, является «развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности».

В широком смысле под филологическим образованием разработчики Концепции понимают всю деятельность участников образовательного процесса, направленную на овладение языком и приобщению к художественной литературе, в том числе дополнительному образованию и самообразованию вне школы.

Педагогическая направленность процесса изучения русского языка и литературы в школе прежде всего проявляется в личностно-ориентированном характере обучения: учете индивидуальности эстетического восприятия произведений искусства, максимальной опоре на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения литературы; учёте индивидуальных (в том числе и творческих) способностей при формировании языковой личности школьника, уважении к личности ученика, гуманизации учебного процесса в целом.

В основе развития способностей  школьников, их познавательной деятельности лежит метод проектов. Прежде всего, это одна  из продуктивной форм работы с одаренными детьми.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Организация и осуществление проектной деятельности учащихся в нашем районе предполагает реализацию трех направлений по обеспечению управленческо-методического сопровождения:

1. Разработка и внедрение нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса (Положение о проектной деятельности, долгосрочные проекты "Путешествие в страну фольклора", на данный момент идет разработка проекта "Писатели Тульского края").

2. Второе направление - профессиональная компетентность педагогов, от которой зависит эффективность проектной деятельности учащихся. Повышение профессиональной компетенции педагогов района в овладении проектной технологией осуществляется в различных формах:

- вовлечение педагогов в курсовую подготовку через плановые, внеплановые курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, вебинары;

- участие во всероссийских (участники проекта "Школа цифрового века"), областных, районных научно-практических конференциях, семинарах, "мастер-классах" (на базе МОУ «Гурьевская СШ им. С.К. Иванчикова» в апреле 2015 года проходил семинар-практикум для учителей русского языка и литературы «Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов в практическом применении»);

- особенно важно участие самих педагогов и их учащихся в конкурсах проектов и исследований, так как именно в этом практическом процессе идет повышение профессиональной компетентности;

- информационные ресурсы для осуществления проектно-исследовательской работы: наличие библиотек и медиатек во всех ОУ района, 100% подключение к сети "Интернет".

Третье направление - учебно-познавательная компетентность учащихся. Проектная деятельность - одно из направлений, определяющих развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Данная деятельность меняет роль педагога в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
  • ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
  • ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
  • ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
  • ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
  • ученик субъект обучения – учитель партнер;
  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Смысл такой работы  в том, чтобы ориентировать на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются по продолжительности:

  • мини-проекты можно создать за один урок.  Например, "Слово о писателе", "Сказки о частях речи". Над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек;  
  •      Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков ("Время читать Чехова");
  •         Недельные проекты выполняются в группах. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными. ("От А до Я", "В начале было слово");
  •   В этом году на базе МОУ «Урусовская ОШ» мы запускаем годичный проект по литературе «Писатели Тульского края».  Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – будет выполняться как на уроках, так и во внеурочное время. Это серьёзная работа, защита которой будет проводиться на районной научно-практической конференции.

Школьные проекты разнообразны. По видам их можно распределять на

творческие проекты (результатом могут быть: совместная газета, спектакль, игра, праздник и т.п. В прошлом году ученики МОУ «Гурьевская СШ им. С.К. Иванчикова» разрабатывали коллективный творческий проект «Путешествие в страну фольклора», ученики МОУ«Прудищинская СШ» «Спектакль по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, исторические персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные отношения, осложняемые придуманными ситуациями. “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся). Учащиеся придумывают сценку, героями которого являются Митрофан и экзаменатор. Как отвечал бы на вопросы экзаменатора Митрофан.

  Практико-ориентированные (прикладные). При работе над этими проектами учителя используют принцип ориентации на практическое использование знаний, умений и навыков в процессе изучения русского языка, обеспечения активной речевой практики (создание межпредметной речевой среды, поддержка единого речевого режима, устанавливаемого методическими сообществами образовательных организаций). Эти  проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Например, создание методических пособий для учащихся 5 - 8 классов. В данном проекте принимают участие ученики 9 - 11 классов. При повторении тем, параллельным темам учебников 5 - 8 классов, старшеклассники составляют таблицы, буклеты, помогающие в ознакомлении с определенной темой. В 5 - 8 классах ребята составляют алгоритм выполнения домашнего задания. компьютерные презентации по заданной теме.

        Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Эта работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Принцип мотивации речевой деятельности создает условия для речемыслительной деятельности.

В заключении, хочется сказать, что мы делаем первые шаги включения педагогов и учащихся в проектную деятельность, которая помогает достичь цели и решить задачи Концепции филологического образования:

  • воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе;
  • целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы.
  • развивать интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова;

Проектная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с одаренными детьми. Она даёт школьнику возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Работа с одаренными детьми продолжается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы Марунич Татьяна Александровна 2015 год

Слайд 2

« Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило » Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

«Филологическое образование - вся деятельность участников образовательного процесса, направленная на овладение языком и приобщение к художественной литературе, в том числе дополнительному образованию и самообразованию вне школы» (из Концепции школьного филологического образования)

Слайд 4

Метод проектов

Слайд 5

Управленческо-методическое сопровождение

Слайд 6

Управленческо-методическое сопровождение

Слайд 7

Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы «Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальных классов в практическом применении» на базе МОУ « Гурьевская СШ им. С.К. Иванчикова»

Слайд 8

Учебно-познавательная компетентность учащихся

Слайд 9

УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ определяет цель деятельности помогает ему в этом открывает новые знания рекомендует источники знаний экспериментирует раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность выбирает содействует прогнозированию результатов выбора активен создает условия для проявления активности субъект обучения партнер несет ответственность за результаты своей деятельности помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности

Слайд 12

Виды проектов Творческий – это описание творческой деятельности: газета, альманах, спектакль, игра, праздник; (праздник «Путешествие по стране фольклор», спектакль по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»);

Слайд 13

Виды проектов Ролевые, игровые – литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями;

Слайд 14

Виды проектов Практико-ориентированный - используют принцип ориентации на практическое использование знаний, умений и навыков в процессе изучения русского языка, обеспечения активной речевой практики («Раздаточный материал для урока»);

Слайд 15

Виды проектов Исследовательский - обязательно предусматривает эксперимент, данный доклад имеет чёткую структуру: реферат, доклад, научная статья;

Слайд 16

Виды проектов Реферативно-описательный – ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки;

Слайд 17

Примерные варианты тем учебных проектов на уроках русского языка «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина»; «Музей русского слова»; Общество защиты русского языка; «Лингвистические кроссворды, чайнворды, ребусы»; Исторический календарь топонима; «Азбука вежливости для первоклашек»; «И мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово»(А.А. Ахматова); «Неологизмы в речи школьников»; «В начале было слово» и др.

Слайд 18

Примерные варианты тем учебных проектов на уроках литературы Возникновение басни в России; Рекомендации по составлению домашней библиотеки; Инсценировка; Создание сценария праздника; Выпуск сборника творческих работ; Слово о писателях; Устное народное творчество в нашей жизни; «Время читать Чехова»; Проект «Литературная викторина»; «Писатели Тульского края» и другие.

Слайд 19

Цели филологического образования воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе; целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы. развивать интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова; (из Концепции школьного филологического образования)

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)

В данный  материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...