УЗ "Одна и две н в суффиксах прилагательных"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Материал предназначен для учащихся 6 класса. 1.      Цели:

1.      Показать актуальность изучения темы

2.      Научить учащихся правильно писать одну и две н в суффиксах    прилагательных.

2.       Задачи

1.      Совместно с учащимися разработать алгоритм на данное правило

2.      Добиться понимания алгоритма выбора одной и две н в суффиксах 

прилагательных.

3.      Формировать  коммуникативные навыки работы в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uz_n-nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.doc117 КБ
Файл didaktika.rar383.33 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Возраст учеников:  6 класс
  2. Тема УЗ:    Одна и две н  в суффиксах прилагательных
  3. Тип урока:   комбинированный
  4. Время, необходимое для реализации учебного занятия – 2урока  
  5. Цели: 
  1. Показать актуальность изучения темы
  2. Научить учащихся правильно писать одну и две н в суффиксах    прилагательных.
  1.  Задачи
  1. Совместно с учащимися разработать алгоритм на данное правило
  2. Добиться понимания алгоритма выбора одной и две н в суффиксах  

прилагательных.

  1. Формировать  коммуникативные навыки работы в группе.
  1. Дидактические материалы: учебник « Русский язык» 6 класс, под ред. Баранова М.Т. раздаточный материал, презентация «Одна и две н в суффиксах прилагательных», буклет-шпаргалка «Одна и две н в суффиксах прилагательных», Толковый словарь русского языка, Фразеологический словарь.
  2. Место УЗ в изучаемой теме

  По тематическому планированию -2 часа. Поэтому УЗ построено как комбинированный тип урока

  1. Необходимое оборудование

        Проектор - 1,  компьютер 5 шт.,  экран,  учебник «Русского языка» под ред.

       Баранова    М.Т.,  раздаточный материал, презентация

Ход УЗ

1 урок

1. ОРГ. Момент

2. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

  1. Работа с текстом с целью подведения учащихся к теме урока.

Учитель раздает тексты, 1 на пару и пара начинает работу под  руководством учителя.

Определите по названию тему текста.

О чем пойдёт речь в тексте?

Рассуждения учащихся (если возникли трудности,  учитель подсказывает)

Подсказки.

Снег падает, мелькает, вьётся,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

С.Есенин

Ты посмотри – какая красота!

Вечерний снег мелькает еле-еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели. С.Смирнов

  2. Учитель раздает тексты. Работа в парах.

  Выразительно прочитайте текст. Найдите прилагательные, подчеркните их и выделите суффиксы.

Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

 3. Учитель задает вопросы

 Подтвердились ваши гипотезы? (Если учащиеся не знают слово «гипотеза», провести разъяснительную работу).

О чём текст?

Какова основная мысль текста?

Какие художественные средства вы увидели?

Какие прилагательные подчеркнули?

Докажите, что это прилагательные.

Почему в одних прилагательных суффикс –н , а в других- -нн-?

4. Объявление темы урока учителем « Одна и две н  в суффиксах прилагательных» (Слайд №1 – 2)

3.Объяснение нового материала (презентация Слайд №3-6)

 Выпишите из текста «Серебряная сказка» в два столбика прилагательные, соответствующие данным схемам.

 

Корень + суффикс -ин-

Корень + суффикс -янн-

Корень + суффикс -ян-

корень на -н- + суффикс -н-

корень + суффикс -енн-

  Проверка (слайд №7)

звериные

ледяные

серебряный

лунные

сонные

торжественный

искусственный

стеклянный

таинственный

Анализ выписанных слов. (Учитель задает вопросы)

 От каких слов образованы эти слова (от существительных).

Какие суффиксы вы выделили?

Что обозначают суффиксы в существительных?

Что объединяет слова первой и второй групп? (учащихся смущает слово стеклянный).

Прочитайте стихотворение (у каждого ученика на парте)

 Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.

А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.

Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече

Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.

Для прилагательных давно записано в учёных книжках:

Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.

Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –

Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.

А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.

Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,

В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.

 Учитель: Добавьте прилагательные  из этого стихотворения на это правило в таблицу

(румяный, оловянный, деревянный, туманный). (Слайд №7)

Учитель: «Переведите» стихотворение на научный язык.

ЕЩЕ раз сформулируйте тему нашего урока, чему должны научиться?

Познакомьтесь с правилом в учебнике (Русский язык. 6 класс.М., Просвещение, 2004).

 Какая информация не встретилась в стихотворении?

Прочитайте ещё одно стихотворение.

 

Вам скажет каждый джентльмен:

Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-,

И только ветреный с одною.

Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- -

С двумя -НН- получишь слово!

А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья.

Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!

 Учитель: Запишите в таблицу ещё одно слово в таблицу –ветреный .

Учитель раздает детям буклет- шпаргалка

4. Закрепление изученного материала

1. Учитель: Составьте синквейн «Зима», записав в первой строчке прилагательные на изученную орфограмму. (План синквейна у каждого ученика).

 Чтение синквейнов.

ФИЗМИНУТКА слайд №8

2. РАБОТА В ПАРАХ

Учитель: Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.

  Правило

Примеры из стихотворения 3

Основа существительных + -ан-, -ян- Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

Основа существительных + -онн-, -енн- Исключение: ветреный

Основа существительных + -ин-

Основа существительных на -н-+ -н-

 

1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчи…ую шкуру

Осли…ые губы и ноздри вола.

Б.Пастернак

 

2. И стоит берёза в со…ой тишине,

И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин

 

3. Ты любишь ледя…ой январь,

Безветрье, стужу зверскую.

А я – лютующий февраль,

Метель, позёмку дерзкую.

С.Кирсанов

 

4. Свет луны, таинств…ый и дли…ый.

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавл…ых

Не разлюбит отчие поля.

 

5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь!

– Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю,

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги стари….ый букварь.

 

6. Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поёт иль петух?

Может, вместо зимы на полях

Это лебеди сели на луг? 

С.Есенин

 

ПРОВЕРКА: СЛАЙД  №9

Учитель: В каком стихотворении нет прилагательных на изученное правило? (текст № 6) (СЛАЙД  №10) Образуйте от двух существительных ПЕТУХ и ЛЕБЕДЬ из этого стихотворения прилагательные с суффиксом -ин-.(петушиный, лебединый)

Как вы понимаете две последние строчки этого стихотворения?

Каково лексическое значение слова лебедь? (Работа с Толковым словарём)

Какого рода это слово? (Как птица из семейства утиных, это существительное муж.рода: чудесный лебедь. В поэзии, фольклоре – женского рода)

В состав каких фразеологических оборотов входит прилагательное, образованное при помощи суффикса –ин- ? (лебединая песня; лебединая верность) (Возможна работа со словарём фразеологизмов) СЛАЙД  №11

5. Применение изученного

Учитель: Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:

Слова на слайде № 12, учащиеся с места говорят ответ

Величество (природа)

Дерево (зодчество)

Торжественность (интерьер)

Искренность (восхищение)

Восторженность (туристы)

Былина (размах)

2 урок

Учащиеся делятся на3 группы по уровню знаний

1. 1 группа учащихся  получает задание, выполняют задание индивидуально, затем образуют малую группу и проверяют по ключу. 

КОЗ №1

Вам необходимо помочь другу выполнить домашнее задание по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».

Используя приведенное ниже правило, заполните таблицу.

От данных имен существительных образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-.

Правило:

   Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-Исключение: ветреный.

   Одна буква н пишется: 1) в суффиксе –ин-; 2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

   В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Существительное

Прилагательное

торф

обед

бекас

солома

тыква

клюква

глина

орёл

нефть

глухарь

карман

машина

дерево

кухня

мышь

старина

олово

ветер

чугун

петух

Проверка:

Ключ.

Существительное

Прилагательное

торф

торфяной

обед

обеденный

бекас

бекасиный

солома

соломенный

тыква

тыквенный

клюква

клюквенный

глина

глиняный

орёл

орлиный

нефть

нефтяной

глухарь

глухариный

карман

карманный

машина

машинный

дерево

деревянный

кухня

кухонный

мышь

мышиный

старина

старинный

олово

оловянный

ветер

ветреный

чугун

чугунный

петух

петушиный

2. 2 группа учащихся  получает задание, работают в парах.

КОЗ №2

Представь, что ты репетитор и тебе нужно подготовить ученика к диктанту по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».

Объясни соседу, как правильно написать одну и две н в суффиксах прилагательных,  приведи 4 примера, 2 – с одной Н, и 2 – с двумя НН, назови слова-исключения.

Если возникли проблемы, обратитесь к учебнику.

Вставьте Н или НН в слова.

1. Дли__ая клюкве__ая плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень.

2. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утре__ем свете им открылось болото, как море.

3. У нас в Блудовом болоте эти холмы песча__ые, покрытые высоким бором, называются боринами.

4. Митраша выучился у отца делать деревя__ую посуду.

5. Но кроме бондарства, на нем [Митраше] лежит и все мужское хозяйство, и обществе__ое дело.

6. Еще с первых дней Отечестве__ой войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа.

ПРОВЕРКА

КЛЮЧ.

1. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень.

2. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море.

3. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами.

4. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду.

5. Но кроме бондарства, на нем [Митраше] лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело.

6. Еще с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа.

3. 3 группа учащихся  получает задание, работают индивидуально 20 минут,

после чего читают  свою работу, комментируя написание слов с изучаемой орфограммой.

КОЗ №3

  • Представь,  что завтра у вас дома будет торжество по поводу юбилея отца, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому подготовить поздравление.

Используя  данные прилагательные, а также информацию из текста «Поздравление», напиши поздравление для папы.

Обыкнове...ый, бесце...ый, мужестве…ый, еди...ый, очарова...ый, увере...ы, натренирова...ый, торжестве…ый, единстве…ый ( можно использовать и другие прилагательные с одной и двумя н в суффиксах).

Поздравление – это, прежде всего, пожелания здоровья, о чем свидетельствует корень -здрав-. Во все времена главной ценностью для людей было здоровье, так и родилось слово поздравление. Приставка по в поздравлениях указывала на пожелание человеку еще большего здоровья, чем было. В поздравление закладывалось огромная сила. Каждый, кто произносил поздравления, явно желал здоровья и всех благ. Естественно, если поздравления в стихах, то говорилось от души.

. Письмо-поздравление. Его обычно пишут на открытке и могут, как вручить лично, так и отправить по почте. Письмо-поздравление состоит из трех частей:

1) обращение,

2) основная часть и

3) подпись.

Обращение можно начинать со слов «Уважаемый(ая)» (если оно обращено к старшему), «Дорогой(ая)» (если оно обращено другу или родственнику). Вторая часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления (например, «Поздравляю тебя с днем рождения» или «Поздравляю Вас с Новым годом») и добрые пожелания человеку, которому обращено поздравление. Завершает письмо подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, «С уважением, Петр» или «Всего наилучшего, Мария». Обычно письма-поздравления бывают не очень длинными

   Критерии оценивания КОЗ:

Балл

Содержание

Грамотность

2

1.В поздравлении присутствует обращение; обращение написано на отдельной строке; присутствует подпись; в подписи используется формула вежливости

2. В работе используются предложенные имена прилагательные, а также свои собственные; работа отличается разнообразием используемых синтаксических конструкций.

3. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, работа соответствует жанру.

Допущены 1-2 орфографические ошибки и/или 1-2 пунктуационные ошибки.

1

Не соблюдено одно или два условия (см. 2 балла)

Допущены 3-4 орфографические ошибки и/или 3-4 пунктуационные ошибки.

0

Не соблюдено более двух условий

Допущено более 4 орфографических ошибок и/или 4 пунктуационных ошибок

 2балла - оценка 5

1 балл – оценка 4

0 баллов - оценка 3

   6. Контроль и самоконтроль

 Учащиеся выполняют тест "Н и НН - диск "1С: Школа. Русский язык 6 кл. Морфология. Орфография

7 Информация о домашнем задании (Слайд № 13)

1. игровая форма

Составить презентацию или кроссворд по теме

«Одна и две буквы –н- в суффиксах прилагательных»

2.Стр. 129 упр. 321. Задание: выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно –н-, а потом прилагательные с двумя –н- в суффиксе. Обозначьте условия выбора букв –н- и –нн- в суффиксах прилагательных.

 8. Подведение итогов учебного занятия (Слайд №14)

Какие трудности в усвоении материала встретил каждый из вас?

Давайте сделаем вывод о правописании –н- в прилагательных.

УЧИТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ ЗА УРОК (Слайд №15)

  9. Рефлексия (Слайд №16)

Полезным ли для вас был этот урок?

Что нового узнали?

Что способствовало добиться нужного результата?

Что мешало?



Предварительный просмотр:

Вам необходимо помочь другу выполнить домашнее задание по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».

Используя приведенное ниже правило, заполните таблицу.

От данных имен существительных образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-.

Правило:

   Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн-Исключение: ветреный.

   Одна буква н пишется: 1) в суффиксе –ин-; 2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

   В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Существительное

Прилагательное

торф

обед

бекас

солома

тыква

клюква

глина

орёл

нефть

глухарь

карман

машина

дерево

кухня

мышь

старина

олово

ветер

чугун

петух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...

Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".

Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Тест по теме"Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных"

Тест предназначен для контроля усвоения темы"Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных в 9-х и 11-х классах.Тест можно использовать при подготовке...

Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...