Главные вкладки

    Спряжение глагола
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

    Цели: систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»;

    - формирование орфографического навыка;

     - развитие умения использовать знания и навыки в учебной деятельности;

     -развитие логического мышления, способности четко и грамотно формулировать свои мысли, сравнивать, анализировать, обобщать.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл spryazhenie6_microsoft_office_word_3.docx25.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Спряжение глагола

    Цели: систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»;

    - формирование орфографического навыка;

     - развитие умения использовать знания и навыки в учебной деятельности;

     -развитие логического мышления, способности четко и грамотно формулировать свои мысли, сравнивать, анализировать, обобщать.

    1. Эспресс – опрос «Не прерви цепочку».

    (класс делим на 3команды; команда – победительница получает «5»)

    1. Глагол – это часть речи, которая обозначает… (продолжите).

    2.Имеет вид...

    3. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос ….

    4. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос ….

    5.Изменяется…

    6.В предложении является…

    7.Ко II спряжению относятся…

    8. К I спряжению относятся…

    9.В окончаниях глаголов I спряжения пишутся гласные…

    10. В окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные…

    11.Какой материал о глаголе мы не повторяли?

    12.Следовательно, тема сегодняшнего урока…

    13.Цель урока…

    2.Тренировочные упражнения

    1. Прочитай и отгадай загадку:

    Сам не ед. т, не ид. т,

    Не поддерж. шь - упад. т.

    А педали пуст. шь в ход

    Он помч. т тебя вперед.

    - В каких частях слов пропущены орфограммы?

    - Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы? 

    - Вспомним алгоритм:

     1.  Если безударное окончание,ставим глагол в неопределенную форму.

     2.  Если оканчивается на –ить, то II спряжение (кроме  БРИТЬ, СТЕЛИТЬ).

    3.Если оканчивается не на – ИТЬ, то вспомним глаголы – исключения (смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, зависеть, терпеть)

     Исключение? Значит, II спряжение.

     Не является исключением? Значит, I спряжение.

    Запишите это правило в справочник в виде таблицы.

    - Спишите, вставьте буквы, обозначьте орфограмму. 

    2. Выборочный диктант.

    - Выписать глаголы и обозначить их спряжение.

    Как тебя понимать февраль?

    То, деревья кидая в дрожь,

    То пургой занавесишь даль,

    В лед дорого вокруг закуешь.

    То полощешь в дождях седину,

    И гудит, и дрожит земля

    Словно в гостях ты ждешь весну.

    Нрав тяжелый у февраля! 

     

    Физкультминутка. 

    Руки вверх, в кулачок

    Руки вниз на бочок,

    Раз нагнулись, подтянулись,

    Влево, вправо повернулись.

    Раз присели, снова встали

    И головкой покачали.

    Тик- так, тик- так,

    Тихо сели за свой ряд.

    Какая часть речи помогла нам провести физкультминутку?

    3.Игра «Образуй глагол» (от существительного). Определи спряжение (работаем по цепочке).

    Лётчик – летает                               Будильник – будить
    отдых – 
    отдыхает                            деление – делить
    грызун – 
    грызёт                                дружба – дружить
    подкова – 
    подковывает                    постель – постелить
    свет – 
    светит                                    шалунья – шалить
    шум – 
    шумит                                    укус – укусить
    чистота – 
    чистит                             посылка – посылать

    4 Логическая задача (заменить словосочетания глаголом) + комментируемое письмо (определить спряжение, объяснить орфограммы)

    1.Встречать зарю (зоревать). 2.Есть, чтобы определить вкус (пробовать). 3.Бегло, с пропусками читать (просматривать).4. Угощать (потчевать). 5.Сообщать, излагать что-либо (рассказывать).

     6.Убеждая склонять к чему-либо (уговаривать).

    7. Проверять в работе (испытывать).

    5. Самостоятельная работа

     Вариант I

    1. Найдите и вычеркните те характеристики, которые не относятся к глаголу:

    а) бывают совершенного и несовершенного вида;

    б) изменяются по лицам, числам и падежам;

    в) изменяются по временам;

    г) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

    д) в настоящем времени изменяются по родам.

     

    2. Отметь «третий лишний» в каждом столбике:

    а) держать;

       слышать;

       читать;

    б) брить;

        ходить;

        пилить;

    в) носить;

       вышивать;

       вертеть.

    3. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании «И»:

    а) бор…шься, пиш…шь, пил…шь, стро…шь;

    б) держ…шь, слыш…шь, гон…шь, возмуща… шься;

    в) кле… шь, верт…шь, месс…шь, леч…шь.

     

    Вариант II

    1. Найдите и вычеркните те характеристики, которые не относятся к глаголу:

    а) обозначает признак действия;

    б) изменяется по наклонениям;

    в) в настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам;

    г) не изменяется по временам;

    д) в прошедшем времени изменяется по числам и родам.

     

    2. Отметьте «третий лишний» в каждом столбике:

    а) брить;

    стелить;

    гонишь;

    б) полоть;

    вертеть;

    молоть;

    в) носить;

    решать;

    верить.

     

    3. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании «е»:

    а) люб…м, ненавид..м, прыгн..м, слыш..м;

    б) выбира…м, украша…м, представляя…м, пол..м;

    в) бре..м, стел..м, се…м, обид…мся.

    6. Домашнее задание: записать 4-5 пословиц о труде, определить спряжение глаглов

    7. Итог

    В путь! Домой!
    Садитесь поудобнее,
    Ведь к концу подходит наш урок.
    Чтоб закончить наше путешествие –
    Надо подвести итог.

    – Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд на нашем уроке….

    - Используя гл., дополните фразы «Я научился…»

    «Я не смог…»,  «Я буду…»

    Глаголы  какого спряжения вы использовали в своих ответах?

     Как вы их будете различать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Спряжение глаголов

    Презентация, электронное сопровождение к уроку по названной теме в 5 классе....

    Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» 8 класс

    Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I  и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить...

    Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени".

    Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и  être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени". 2 варианта....

    «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

    Урок обобщения и систематизации знаний.      Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...

    Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)

    Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов"  (спряжения глагола)...

    Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

    В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....