урок на развитие речи "Анализ текста "Енот""
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марта Сааяевна Хомушку

Цель :  научить анализировать текст.

                Задачи: повторить и углубить знание учащихся о главных и второстепенных членах предложений, о тексте, научить ребят работать с текстом; выяснить причину возникновения прозвища енота, записать прозвища мальчиков класса, выяснить историю их происхождения; расширить словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение друг к другу; научить соблюдать чистоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тема урока:   Анализ текста  « Енот»

                    Цель :  научить анализировать текст.

                Задачи: повторить и углубить знание учащихся о главных и второстепенных членах предложений, о тексте, научить ребят работать с текстом; выяснить причину возникновения прозвища енота, записать прозвища мальчиков класса, выяснить историю их происхождения; расширить словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение друг к другу; научить соблюдать чистоту.

                 МТО: слайды, компьютер, проектор, задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

          Сегодня  необычный день. Чем примечателен этот день?  ( День конституции)

        Сегодня вы будете моими главными помощниками, поработаем над текстом.  Пусть этот день несёт нам радость общения. Подарим  друг другу тепло, радость и улыбку.

                         Ответьте, пожалуйста, на шуточные вопросы:

- Что мы слышим в начале урока? (Звук У)

- Что находится  между мной и  тобой?  Или  между Аксы-Барлыком  и Кызыл-Мажалыком? ( И)

-   Итак, начнём наш урок.      

        II. Актуализация  знаний   учащихся.

- Что такое текст?  Какие смысловые части текста вы знаете?

- Что такое тема текста? Основная мысль текста?

- Как связываются предложения в тексте?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

III. Тема урока:  Анализ текста «Енот»

      (1)Все мамы любят напоминать ребятам: « Мой  руки  перед  едой! Помой яблоко, прежде чем есть!»  (2) А вот мамы енотов этого не делают!  (3) Знаешь почему?

            (4)Порядочный енот не забудет помыть лапы и пищу перед едой.  (5)Была бы чистая вода рядом!  (6)Всё отмоет!

            (7) Однажды одному еноту достался на обед кусочек печенья. (8)Он тут же принялся его полоскать.

            (9) За странную для зверя привычку всё  мыть  енот  и получил своё интересное прозвище. (10) Его называют енот-полоскун.

IV.     Словарная работа:

           Енот - пушной зверь с тёмно-жёлтым ценным мехом, а также самый мех его. ( кара сарыг оннуг, унелиг кештиг амытан)

          Прозвище - название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Обидное прозвище. Шола ат.

V.  Индивидуальная  работа ( работают на доске 4 учащиеся) . Разборы слов и предложения.

1. Фонетический разбор слова: ЕНОТ.

2.Разбор по составу: КУСОЧЕК. Найдите чередующие согласные в этом слове.

3.Морфологический разбор слова: ЕДОЙ.

4. Разбор по членам   4 предложения.

VI. Анализ текста .  Часть 1.

        1.Определите тему текста.

       2.Как связаны предложения в тексте?  (Цепная связь). При помощи чего связаны 1 и 2, 7 и 8 предложения?

      3.Какова основная мысль текста?  ( Надо мыть фрукты и овощи перед употреблением , потому что  человек может  заболеть, когда он ест невымытые фрукты.  Поэтому надо соблюдать правило личной гигиены. Например,  помыть руки перед едой. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих  кишечных заболеваний ( дизентерия,  брюшной тиф, понос). Кишечные заболевания называют болезнями «немытых рук». Нельзя  есть немытые  фрукты, овощи,  пить  некипяченую  воду из  водоёмов.  Чтобы быть здоровым, надо умываться, потому что чистота – это залог здоровья.)

      4. Как можно ещё по другому  озаглавить текст? ( Енот – полоскун)

     5.   Послушаем  стихотворение « Чистота» ( Саая Аюуш )

 

    Всего дороже чистота                                       Где чистота – там доброта,

    В её естественном обличье                               Они как лучшие подруги…

    Как родниковая вода,                                       Природа жаждет чистоты

    Которой не бывает чище.                                 И очищает всё больное.

VII. Самостоятельная работа. Часть 2.

      1.Найдите из 9 предложения словосочетания по способу согласования.

      2. Найдите из текста вопросительное  предложение (номер) по цели высказывания .

     3. Найдите из текста побудительное предложение ( номер).

     4. Найдите грамматическую основу  2 предложения.

     5.Выпишите из  предложения 5  определение.

     6. Выпишите из предложения 7  обстоятельство.

     7. Выпишите из предложения 10  дополнение.

     8.Подберите к  слову ЛЮБЯТ  антоним.

      9.Подберите к слову ПРОЗВИЩЕ ( предложение 9) синоним .

 Ключ:  1) странную привычку, интересное прозвище;   2) 3 предложение;  

3) 2 предложение; 4)мамы не делают;  5)  чистая; 6)  однажды; 7)его;  

8) ненавидят;  9) кличка,  прозвание, кликуха.

VIII. Какие у нас  прозвища?

     Итоги анонимной карточки:  прозвище  некоторых мальчиков класса.

         Выступление ученицы ( Ооржак Сай-Суу) :    Я провела   мини-исследовательскую  работу: о прозвищах некоторых мальчиков нашего класса. Так в мой круг исследования попал  несколько прозвищ мальчиков. Например: Путин - это Кужугет  Шолбан  ( это прозвище, полученное в результате сходства с президентом -  он умный, начитанный мальчик )  ; Медведев, Медведь, Медвежонок, Мендишок, Петушок   - это  Кужугет  Менди ( прозвище , связанное с особенностями внешности  );   Кара – это Иргит Айрат (по   внешности  ), Мышонок – это  Агбаан Ай-Хаан ( красивый ,  круглый, глаза чёрные,  он  похож на мышонка), Борбак-оол, что значит круглый мальчик – это Кызыл-оол Начын  ( родители  так ласково назвали своего сына, он круглый, пухлый мальчик ), Шойгу – это Саая Шоваалан ( он  всегда аккуратный, в форме,  всегда командует классом) и т.д.

         Я думаю, что давая человеку новое прозвище, окружающие стараются выразить свои чувства и эмоции.

  - Кто обижается на своё прозвище? ( Нет, никто не обижается )

  - Почему  родители  дают детям прозвище? ( Чтобы сохранить, уберечь  их  от  проклятий, от злого взгляда , чтобы  их чёрт не взял, чтобы он рос  здоровым, крепким.)

                    Послушаем стихотворение( Сарыглар Онзагай):

У человека, кроме имени,                           Кому-то прозвище приклеится

По жизни прозвище всегда!                        А имя – будто не его!

Кликуха эта, вроде вымени-                          И  постепенно человек изменится,

То с молоком, то вновь пуста!                   Как будто так  всегда было!

 

                                                 IX. Рефлексия урока:

1. Что понравилось на  уроке?      

2. Чему научились на уроке, что нового узнали?

 3. Что хотелось бы включить в  урок?  

Литература :

  1. М.Ю.Дмитриева. Промежуточное тестирование. Русский язык. 5 класс.

         Москва: Издательство  «Экзамен», 2011 г.- 45 с.

                                                 

 

                             Краткая пояснительная записка.

Автор разработки

Хомушку Марта Сааяевна

Тема

Анализ текста « Енот»

Класс

5

Необходимые технические средства и материалы

Проектор , компьютер

 Дата: 12.02.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства

Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Психологическая программа развития когнитивной сферы обучающихся 9-х классов «Уроки психологического развития»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время в психологии сложились два представления о путях развития мышления обучающихся - «сверху» и «снизу». Первое из них связыва­ет развитие мышления с процессом усвое...

Эмоционально-чувственное развитие ребенка на уроках фортепиано. Развитие мастерства интерпретации.

Я учитель,  а  не  ремесленник, а  значит, должна  не  только  обучать,  но  и  пробудить  мысли  и  чувства  ребенка,  разви...

Урок «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения".

Педагогическая цель: сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения.Тип, вид урока: формирование новых знаний....