Конспект урока "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Подвести учащихся к определению наречия, его морфологических признаков, синтаксической функции через выяснение роли наречий в художественном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_narechie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

 Костылева Вера Витальевна,

учитель МБОУ "СОШ №2" г. Верещагино, Пермский край

Тема учебного занятия: Наречие как часть речи.

Тип учебного занятия: урок введения новых знаний

Цели учебного занятия:

Образовательная:  Подвести учащихся к определению наречия, его морфологических признаков, синтаксической функции через выяснение роли наречий в художественном тексте.

Развивающая:  Содействие развитию умения анализировать и делать выводы; строить логическую цепочку рассуждений.

Воспитательная: Воспитание коллективизма и взаимопомощи при принятии решений.

Планируемые результаты:

  • предметные

ученик научится определять морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий через выяснение роли наречий в художественном тексте.

  • личностные

у ученика будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу решения новой задачи.

  • регулятивные

ученик научится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения  на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

  • познавательные

ученик научится  осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи  для решения задачи;

  • коммуникативные

ученик научится договариваться и приходить  к общему мнению в совместной деятельности;

получит возможность научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оборудование: компьютер, проектор 

Дидактические материалы к учебному занятию:  карточки с заданиями, презентация к уроку.

Конспект учебного занятия.

Этап

Цель этапа.

Метод, приём.

Форма учебной деятельности

Наглядность.

Результат.

Учитель

Учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности. Организационный  

Подготовка учащихся к работе. Создание эмоционального настроя; условий  для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Словесный.

Здравствуйте. Садитесь. « Пока человек живёт, он ищет пищи для ума и сердца»,- так думал замечательный русский поэт Н.А. Заболоцкий. Откройся, мысль! Стань музыкою, слово. Эти слова  - эпиграф нашего урока. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Учащиеся читают стихотворение, слушают музыку.

 Слайд 2.

Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение, аргументировать его. Умение слушать и слышать других. Наблюдение ситуации,  её анализ.

2.

Определение темы и целей урока.

Принятие учащимися цели учебно –познавательной деятельности. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. Повторение и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.

Словесный метод, беседа.

Как  следует читать  это стихотворение? Почему? Какой вы услышали музыку? Слова какой части речи записаны в первую колонку? А во вторую? Как мы узнаём наречия? Работа с эпиграфом к уроку. На какие вопросы мы с вами ответим, говоря о  наречии? Сформулируйте тему урока.

После формулировки темы учащимися на слайде появляется     "Наречия как часть речи"

-Определимся с целями урока.

Перед вами карточка с табличкой «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

- Заполните в первом столбике, что вы знаете по новой теме. Во второй – что бы вы хотели узнать. А третий столбик вы заполните в конце урока.

- Прочитайте ваши цели.

Учитель систематизирует цели с помощью учащихся, оформляет на доске.         

Учащиеся высказывают свои версии о значении данных слов, в результате обсуждения приходят к выводу, что данные слова являются наречиями.

Озвучивают варианты формулировки  темы урока.

Каждому учащемуся предлагается заполнить таблицу

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал, научился

Учащиеся зачитывают поставленные цели

Слайд 3,4

Регулятивные УУД: целеполагание, определение и понимание учебной задачи. Коммуникативные УУД: разрешать проблемы, организовывать коллективный поиск, принимать решения. Познавательные УУД: уметь выделить и сформулировать познавательную цель.

3

Получение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Создание условий для самостоятельного выведения нового правила учащимися.

Частично – поисковый.

Запишите первую строфу стихотворения (текст предлагается с пропуском орфограмм), подчеркните наречия как член предложения; определите морфологические признаки. Попробуйте сформулировать определение наречия. Учитель нацеливает детей на внимательное слушание выступающих.

Сверьте ваш вариант правила с правилом в учебнике,  стр.81

Учащиеся  определяют синтаксическую роль наречия, морфологические признаки, вставляют пропущенные орфограммы.

Учащиеся формулируют определение.

Учащиеся читают определение  вслух и убеждаются в правильности своего ответ.

Слайд 5 – 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Познавательные УУД: высказываться в устной форме.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, самоконтроль выполняемых действий, запись информации, умело  отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, осуществлять синтез. Контроль результата  с эталоном.

Коммуникативные УУД: принимать участие в обсуждении, договариваться, приходить к общему решению, умение  с достаточной полнотой выразить свои мысли. 

4.

Получение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. 1.Создание условий для целостного осмысления и возможности применения правила на практике

Анализ, сравнение, обобщение.

На основе анализа лингвистического текста А.М.Пешковского о наречии ( текст на листочках) заполните сравнительную таблицу. Чем отличаются наречия от прилагательных. Прокомментируйте примерами из текста. ( работа в группах)

 

На основе наблюдения учащиеся делают вывод, чем отличаются наречия от прилагательных, иллюстрируют его примерами, составляют сравнительную таблицу. Затем происходит обсуждение предложенных вариантов таблицы.

Слайд 10.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Личностные УУД:  формирование представлений о явлениях, происходящих в языке.

5.

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения изменённой ситуации.

Частично – поисковый, творческий.

Если наречие обозначает признак действия, то логично предположить, что этот признак проявляется в большей или меньшей степени. Значит, у наречий, как и у прилагательных, есть степени сравнения. Попробуем решить лингвистическую задачу. Даны  два предложения, найдите наречие и прилагательное в сравнительной степени, докажите правильность ваших суждений. (работа в парах).

Слайд 11.

 Познавательные УУД: освоение способов решения проблем поискового характера. Формирование способности   к схема-ции, струк –ии;

– установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с её целью, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

6.

Итог урока. Рефлексия.

Создание условий для целостного осмысления, обобщения полученной информации.

Самооценка результатов обучающимися своей учебной деятельности

Фиксация степени соответствия поставленной цели и полученных результатов деятельности.

Анализ, обобщение.

 Что мы знали о наречии? Как мы изменились? Вернемся к  целям. Заполните 3 столбик – что нового вы узнали и чему научились на уроке.

- Какую цель ставили?

- Какой получили результат?

На шкалах отметьте ваш уровень интереса на уроке, удовлетворенность  работой в паре и в группе.

- Составьте «Синквейн» .

Учащиеся анализируют полученные знания по этой теме. Учащиеся самостоятельно заполняют 3 столбик таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал, научился

Учащиеся индивидуально работают с 3-мя  шкалами,

выбирая один из уровней - высокий, средний, низкий

Работают самостоятельно в паре. Составляют синквейн.

Заслушиваются все варианты. Учитель может предложить свой вариант.

Слайд 12.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, с достаточной полнотой выразить мысли в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои действия.

Познавательные – рефлексия результатов деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока "Служебные части речи"

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....

Конспект "Имя существительное - часть речи"

Урок повторения  изученного в 5 классе по теме "Существительное", составление опорного конспекта....