Лингвистическая игра «В мире фразеологии».
материал по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
« В мире фразеологии».
Автор:
Костылева Вера Витальевна,
учитель русского языка и литературы.
г. Верещагино, 2014
В мире фразеологии.
Ведущий: Всем вам известно множество таких выражений, как бить баклуши, работать спустя рукава, бежать сломя голову, сесть в калошу, держать камень за пазухой и т.п. Эти выражения называются идиомами или фразеологическими единицами.
Идиома – это неразложимое, устойчивое сочетание слов, образующее единое целое, употреблённое, как правило, в переносном смысле, образное и эмоциональное.
Фразеологизмы украшают речь, делают её более выразительной, гибкой, красивой, меткой. Наличие большего количества фразеологизмов в языке свидетельствуют о его богатстве и силе.
Конкурс знатоков.
- Какие фразеологические выражения вошли в нашу речь из сказок?
( За тридевять земель; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается;
по усам текло, а в рот не попало и др)
- Какие вы знаете идиомы со словом ум?
(ум за разум заходит, задним умом крепок, раскинуть умом, сойти с ума, браться за ум, себе на уме, не в своём уме, уму не постижимо, повредиться в уме, пришло на ум, из ума нейдёт, не моего ума дело, без ума от чего – либо, выжить из ума, не моего ума дело и т.п.)
- Кто больше назовёт больше всех фразеологизмов со словом голова?
( вбить в голову, голову повесить, сломя голову, ломать голову, с головы до ног, с больной головы на здоровую, голову дать на отсечение, как снег на голову, голова идёт кругом, голову вскружить и т.п.)
- Как выражаются, когда хотят сообщить, что всё благополучно, исправно?
( Всё в порядке)
- Какие вы знаете фразеологизмы с устаревшими словами? Поясните.
( Бить баклуши, точить лясы, у чёрта на куличках и т.п)
Живы сценки.
Задание должно проходить в виде небольших интермедий, сценок, изображающих содержание какого – то фразеологизма. Зрители должны угадать фразеологизм. ( Пляшет под чужую дудку; в час по чайной ложке; тянуть канитель; всё дело в шляпе; кричать во всю ивановскую.)
Игра «Отгадай пословицу».
- По двум ключевым словам отгадайте пословицу.
Ключевые слова к игре:
Омут – черти ( В тихом омуте черти водятся)
Время – час ( Делу время, потехе час)
Лес – щепки ( Лес рубят, щепки летят)
Труд – рыбка ( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
Одежка – ум ( По одежке встречают, по уму провожают)
Углы – пироги (Красна изба не углами, красна пирогами).
- Назовите аналогичную пословицу.
А) Тот не заблудится, кто спрашивает. ( Язык до Киева доведёт)
Б) Неторопливый слон достигает раньше цели, чем резвый жеребец.
( Тише едешь, раньше будешь)
В) Очень резво белка прыгает, но порой и срывается.
( Конь на четырёх ногах, и то спотыкается)
Г) В каждом стаде есть своя чёрная овца.
(В семье не без урода)
Д) Где нет фруктовых садов, и свёкла сойдёт за апельсин.
( На безрыбье и рак рыба)
Е) Наглеца узнаешь по глазам, а осла по ушам.
( Птицу по полёту видно)
Полминутки для шутки.
- Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)
- Может ли вопрос заболеть? (больной вопрос)
- Есть ли у вопроса рёбра? ( ставить вопрос ребром)
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)
- Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? ( смотреть правде, опасности, смерти в глаза)
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( делать из мухи слона).
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? ( бежать со всех ног)
- Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? (каша)
Что это?
А) Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей. (Вода)
Б) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
(Нос)
В) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что – то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
(Уши)
Г) Её заваривают, затевая какое – либо дело, а потом расхлёбывают распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь.
(Каша)
Фразеологическое лото.
Готовятся карточки для игры. Ведущий читает начало пословицы, а участник игры, у которого оказалось продолжение, встаёт и зачитывает её полностью.
Пословицы для карточек.
1.Любишь кататься люби и саночки возить
2.У семи нянек дитя без глаза
3.Не сиди сложа руки так не будет и скуки
4.За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
5.Как аукнется так и откликнется
6.После драки кулаками не машут
7.Кончил дело гуляй смело
8.Поспешишь людей насмешишь.
Подводятся итого лингвистической игры, награждаются победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-184690-1359380308.jpg)
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191310-1359467571.jpg)
"В мире фразеологии"
формирование умения определять лексическое значение фразеологизмов, научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-470528-1427808514.jpg)
Лингвистическая игра по станциям "В мире слов"
Игра по станциям. На каждой станции дети решают лингвистические задания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-459840-1406098536.jpg)
Лингвистическая игра "Путешествие в страну Фразеологию"
Игру-путешествие в страну Фразеологию можно провести при изучении темы "Фразеологизмы" или во внеклассной работе. Игра поможет проверить знание известных фразеологизмов и познакомит ребят с новыми, уг...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/16/picture-969895-1637075154.jpg)
Лингвистическая игра "Путешествие страну фразеологию" (8 класс)
Цель игры: привлечь внимание учащихся к фразеологизмам, показать их многоообразие....