Игра "В мире фразеологии"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Боброва Елена Владимировна

Игра может использоваться после изучения темы "Фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_frazeologii.docx208.05 КБ

Предварительный просмотр:

 игры

Сценарий    

C:\Users\SkullOfGods\Desktop\media\image2.jpeg

Составила:

учитель МОУСОШ №17

Боброва Елена

Владимировна


Сценарий

Цель игры:

  1. Проверить знания учащихся по фразеологии.
  2. Привить интерес к изучению фразеологии.
  1. вариант проведения игры - участвует весь класс.
  2. вариант - класс делится на две команды. Команды могут придумать название и девиз. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество жетонов, получает призы.

       

        игра


Пepвoe задание

Загадки

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

 

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают
    чрезмерно доверчивые и любопытные.

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.  Что это?

   


Второе задание

Полминутки для шутки

Художник-иностранец любезно согласился
проиллюстрировать несколько фразеологических оборотов.

Вот что вышло:


Подберите по десять (можно и больше) фразеологизмов
общим для них словом (существительным).

Нос

Задирать (задрать) нос;
Вешать (повесить) нос;
Водить за нос;
Зарубить на носу;
Встретиться нос к носу;
Клевать носом;

Не видеть дальше своего носа;
Бояться нос показать;

Не показывать носа;

Остаться с носом;
Держать нос по ветру.

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

Хлопать глазами;

Говорить в глаза (кому-нибудь);
Пускать пыль в глаза (кому-нибудь);
Глазом не моргнуть;

С глазу на глаз;

Хоть глаза выколи;
Смотреть чужими глазами;
Открыть (кому-нибудь) глаза;
Как бельмо на глазу.

Нога

Унести ноги;

Встать на ноги;
Встать с левой ноги;
Потерять почву под ногами;
Падать с ног;
Сбиться с ног;
Путаться под ногами;
Ног под собой не чуять;
Одна нога здесь, другая там.

Голова

Человек с головой;

Морочить голову (кому-нибудь);
Вскружить голову;

Потерять голову;

Не сносить головы;

Отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);

Как снег на голову;

Голова идёт кругом;

Свалить с больной головы на здоровую;
Постоять головой (за что-нибудь).


Язык

Язык проглотил;
Прикусить язык;

Найти общий язык;
Сорваться с языка;

Язык не поворачивается;
Развязать язык;

Нс сходить с языка;
Острый на язык;

Язык до Киева доведёт;
Тянуть за язык (кого-нибудь);
Держать язык за зубами.

Зуб

Говорить сквозь зубы;
Иметь зуб;

Зуб на зуб не попадает;

В зубах навязло;
Положить зубы на полку;
Ни в зуб ногой;
Скалить зубы;

Попасть на зуб (кому-нибудь);
Зубы заговаривать.


Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Дать (дать голову на отсечение; дать слово; дать задний
ход; дать по шапке; дать жару.)

Идти (идти в гору; идти в ногу; (с кем-нибудь); идти
вразрез; идти своей дорогой.)

Встать (встать с левой ноги; встать поперёк горла; встать в

тупик; встать поперёк дороги.)

Взять (взять себя в руки; взять верх (над кем-нибудь); взять
быка за рога; взять за горло; взять в оборот (кого-нибудь).)
Выйти (выйти сухим из воды; выйти из терпения; выйти на
орбиту; выйти в люди; выйти из себя.)

Держать (держать в ежовых рукавицах; держать камень за
пазухой; держать себя в руках; держать порох сухим;

держать ухо востро.)

                         Прочитайте стихотворение.

             Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать,

Они дались не даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век зашивать чужой...»


В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак.)

Укажите вначале фразеологические выражения из сказок, затем фразеологические выражения из басен И.А. Крылова.

Наделала синица шуму, а моря не зажгла; за тридевять
земель; медвежья услуга; а ларчик просто открывался; ни
охнуть ни вздохнуть; скоро сказка сказывается, а не скоро
дело делается; кому вершки, а кому корешки.

Определите, какие из приведённых фразеологических
выражений пословицы и поговорки, а какие — цитаты из
художественной литературы.

На безрыбье и рак рыба; хоть кол на голове теши; мы все
учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь; большому
кораблю - большое плавание; вот тебе, бабушка, и Юрьев
день; цыплят по осени считают.


Каша в голове у дяди Саши,

И ботинки просят каши.

(А. Шибаев.)

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу -
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.

(А. Шибаев.)

Подберите синонимы к
фразеологизмам

Все чувства в Ленском помутились,

И молча он повесил нос.

(А. С. Пушкин)

На край земли, быть может, еду,

А может только до Читы.

(А. Твардовский.)

Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе всё объясню в два

счёта.

(Н. Носов.)

Он только приехал в город и присматривался, куда бы

кинуть якорь.

(В Милъчаков.)


Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим
Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свёл.

(А. С.Пушкин)

Три загадки

Поссорились ребята на перемене. Один кричит:

— Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

  • Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А

они на него напустились:

  • Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

  • Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

— Какие ещё загадки? — удивились ребята и кулаки

разжали.

  • А вот какие, — сказал дежурный. — Слушайте. Откуда произошли выражения: где раки зимуют; из кожи вон

лезет; спит с открытыми глазами?

(Н. Сладков)


Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди туда - не знаю куда, принеси то, не знаю что);
Скоро сказка сказывается, ... (...да не скоро дело делается);
Это всё присказка, ... (...сказка будет впереди).

Ни пуха, ни пера!

Определите, где выражение «ни пуха, ни пера!» употреблено
в переносном смысле. Объясните его происхождение и

смысл.

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: «Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".

Реализация  принципов  духовно - нравственного  воспитания  через  внеклассную  деятельность Конспект  урока - игры «В  мире  слов» ...

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

"В мире фразеологии"

формирование  умения определять лексическое  значение фразеологизмов,  научить отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний....

Лингвистическая игра «В мире фразеологии».

Содержит различные конкурсы...

Урок-игра "В мире фразеологии"

Урок-игра для повторения темы "Фразеология"...