Памятки.
картотека по русскому языку на тему

Татьяна Ивановна Овчинникова

Памятки с правилами. Схемы. Таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp.docx16.18 КБ
Файл pamyatka_predl.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Части разделяются запятой

Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций.

Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо.

Части разделяются двоеточием

1) Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО).

Мать наказала сына: она не пустила его гулять.

 

2) Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.).

Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.

 

3) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).

Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

 

Части разделяются точкой с запятой

1) Части не имеют тесной смысловой связи.

Мигают звёзды на небе; лес обнажился.

 

2) Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию.

Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.

           Части разделяются тире

1) Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.).

Деньги исчезают – работа остаётся.

 

2) Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат.

Он упал – все засмеялись.

 

3) Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК).

Лес рубят – щепки летят.

Станет тепло – снимем шубы.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

 

4) Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречиеПОЭТОМУ).

Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)

 

5) Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.).

Молвит слово – соловей поёт.

 

6) Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть словаЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.).

Приказ есть приказ – так его воспитали.

Всё небо в тучах – плохая погода.



Предварительный просмотр:

Правописание предлогов

Пишутся раздельно

 

Пишутся слитно

Пишутся через дефис

в течение

в продолжение

в отличие

в заключение

в отношении

в виде

в связи

в силу

в смысле

в деле

в меру

в целях

в области

по мере

по поводу

по причине

за исключением

за счет

вроде (в значении «подобно»)

наподобие (подобно)

ввиду (из-за, по причине)

вследствие (из-за)

насчет (о)

вместо

внутри

вслед

навстречу

сверх

несмотря на (вопреки)

из-за

из-под

по-над

 

ЗАПОМНИТЬ!

1) В предлогах в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, вследствие в конце пишется Е.

2) предлоги в течение, в продолжение,  в заключение, в отличие пишутся раздельно с «в»,

и только предлог вследствие пишется слитно с «в».

 

ВНИМАНИЕ!

Следует отличать предлоги от других частей речи.

Пример:

В продолжение праздничного вечера был объявлен конкурс.
В продолжение праздничного вечера уже никто не верил.

В первом предложении  у нас предлог «в продолжение», во втором – предлог «в» + существительное «продолжение».

Чтобы определить часть речи, можно, например, заменить сложный предлог другим предлогом: если при этом появится стилистическая или иная лингвистическая ошибка, то, значит, это не предлог. К примеру, заменим «в продолжение» предлогом «вместо»:

Вместо праздничного вечера был объявлен конкурс.
Вместо праздничного вечера уже никто не верил.

Первое предложение, с лингвистической точки зрения, от замены не пострадало – оно построено правильно, по правилам русского языка. Зато во втором появилась явная стилистическая и даже логическая несуразность. Значит, во втором предложении «в продолжение» - не предлог.

 Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),   он сохранил удивительную свежесть лица.    

            Не смотря 
(дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя)  вниз,   он осторожно прошёл по краю обрыва.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним

будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....

Памятки по обучению оптимальному темпу чтения

Эти памятки разработаны  мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному  темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности

Памятка родителям-  Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...

КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!

Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»

В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...