Памятки.
картотека по русскому языку на тему
Памятки с правилами. Схемы. Таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.18 КБ |
![]() | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |
Части разделяются запятой Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо. Части разделяются двоеточием 1) Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.
2) Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.
3) Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.
| Части разделяются точкой с запятой 1) Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился.
2) Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи. 1) Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.
2) Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись.
3) Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4) Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречиеПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)
5) Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.
6) Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть словаЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода. |
Предварительный просмотр:
Правописание предлогов
Пишутся раздельно
| Пишутся слитно | Пишутся через дефис |
в течение в продолжение в отличие в заключение в отношении в виде в связи в силу в смысле в деле в меру в целях в области по мере по поводу по причине за исключением за счет | вроде (в значении «подобно») наподобие (подобно) ввиду (из-за, по причине) вследствие (из-за) насчет (о) вместо внутри вслед навстречу сверх несмотря на (вопреки) | из-за из-под по-над |
ЗАПОМНИТЬ!
1) В предлогах в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, вследствие в конце пишется Е.
2) предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в отличие пишутся раздельно с «в»,
и только предлог вследствие пишется слитно с «в».
ВНИМАНИЕ!
Следует отличать предлоги от других частей речи.
Пример:
В продолжение праздничного вечера был объявлен конкурс.
В продолжение праздничного вечера уже никто не верил.
В первом предложении у нас предлог «в продолжение», во втором – предлог «в» + существительное «продолжение».
Чтобы определить часть речи, можно, например, заменить сложный предлог другим предлогом: если при этом появится стилистическая или иная лингвистическая ошибка, то, значит, это не предлог. К примеру, заменим «в продолжение» предлогом «вместо»:
Вместо праздничного вечера был объявлен конкурс.
Вместо праздничного вечера уже никто не верил.
Первое предложение, с лингвистической точки зрения, от замены не пострадало – оно построено правильно, по правилам русского языка. Зато во втором появилась явная стилистическая и даже логическая несуразность. Значит, во втором предложении «в продолжение» - не предлог.
Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту), он сохранил удивительную свежесть лица.
Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя) вниз, он осторожно прошёл по краю обрыва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «От лица ребенка» для общения с ним
будет интересно для подготовки к родительскому собранию, посвященному взаимоотношениям в семье....
Памятки по обучению оптимальному темпу чтения
Эти памятки разработаны мною в помощь учителям, применяющим метод обучения оптимальному темпу чтения, родителям, помогающим своим детям научиться читать в оптимальном темпе 120-150 слов в ...

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...

Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности
Памятка родителям- Памятка представителя родительской общественности...

памятки ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ, ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА
ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА,ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ...
КАРТОТЕКА: «ПАМЯТКИ, БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ». Памятка «Чтобы воспитать Человека» Нужно!
Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не...

Памятка «Порядок и процедура аттестации педагогических работников на квалификационную категорию (памятка для педагогических работников Санкт-Петербурга)»
В памятке описывается порядок и процедура аттестации педагогических работников на первую или высшую квалификационную категорию. Материал адресован в первую очередь педагогическим работникам учреждений...