Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Ященко Наталья Алексеевна

Программа по Разумовской М.М. на 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа с приложением109.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

                                                «Средняя общеобразовательная школа № 71»

Принято

на педагогическом совете  

Протокол № 1 от

«28» августа 2015г.

Рассмотрено на методическом объединении учителей

Протокол № 1 от

«26» августа 2015г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОАУ «СОШ № 71»

_____        /______________/

ФИО

«27»  августа 2015г.

Утверждаю

Директор  МОАУ «СОШ № 71»

____________/Бодина Т.М./

Приказ № 316  от

«28»  августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

Русский язык, 8 класс

предмет, класс

Всего часов 105 , количество часов в неделю 3

2015  - 2016  учебный год

                                                   

                                             Содержание программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка ………………… ……………………………

2.1.Общая характеристика  учебного предмета ……………………..

2.2. Цели изучения предмета…………………………………………..

2.3. Место учебного предмета в учебном плане………………………

  1. Основное содержание учебного предмета…………………………….
  2. Учебно-тематический план ……………………………………………
  3. Требования к уровню подготовки учащихся………………………….
  4. Материально- техническое  обеспечение………………………………
  5. Календарно-тематическое планирование……………………………..
  6. Основные умения и навыки …………………………………………....
  7. Приложения………………………………………………………………

2.Пояснительная записка

2.1.Общая характеристика  учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку  8  класс разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089);
  2. Примерной программы основного общего  образования по русскому языку;

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
     Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

  2.2. Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V - VII, VIII - IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет "Русский язык" в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

                                        2.3.  Место учебного предмета в учебном плане

      На преподавание русского языка в 8 классе  отводится 105 учебных часов в год,  то есть 3 часа  в неделю.

                                       3.  Основное содержание предмета (стандарт)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Прописными буквами в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

                                                         

                                               4.   Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во

часов

1

О языке

1

2

Речь                                                                  

17

3

Трудные случаи правописания (на основе изученного)

5

4

Синтаксис и пунктуация

  Словосочетание и предложение

5

5

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

12

6

Односоставные простые предложения.

8

7

Неполные предложения.

2

8

Предложения с однородными членами .

12

9

Предложения с обращениями, вводными  словами (словосочетаниями, предложениями),   междометиями .

11

10

Предложения с обособленными членами

17

11

Прямая и косвенная речь.

6

12

Повторение  изученного материала

9

Итого:

105

                   

                                          5.  Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

                                      6.   Материально-техническое обеспечение        

1.Компьютер

2. Проектор

3.Этектронная доска

3. Доска

4. Колонки                            

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

  • Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2009. 

  • Контрольно - измерительные материалы. Русский язык. 8 класс./Сост. Н.В. Егорова .-М.: ВАКО,2010.
  • Л.И.Мальцева. Русский язык. Тематические тесты по программам: М.М.Разумовской и др.; С.И.Львовой и др. НИИ шк. технологий. М.:2011
  • НИ.Демидова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8 класс.М.: Экзамен. 2011.
  • Мультимедийный диск, фирма"1С" Русский язык.8 классы. Морфемика. Словообразование.

Мультимедийный диск "Бука-софт".Новый учебный год. Русский язык. 8 класс. Тренажёр к учебнику РазумовскойМ.М.

  • Методические рекомендации к учебнику "Русский язык" 8 класс./Под ред. М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2013год.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. -М.: ВАКО,2012

           

                                 


                                                                      7.    Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Тема

Основное содержание предмета

              Повторение/подготовка к ЕГЭ, ГИА

Кален.

Факт.

1

1.09

Русский язык в семье славянских языков

Общие сведения о языке.

Изучения нового материала о месте русского языка в семье славянских народов, происхождении.

2

3.09

Разновидности речи

-

Строить высказывания на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план ответа.

3

7.09

Комплексное повторение. Правописание основных типов орфограмм

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Фонетика, состав слова, части речи, члены предложения, словообразование». Актуализация навыков применения орфограмм. Связанных с употреблением Ъ и Ь, Ь знак после шипящих, чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на  З и С

4

8.09

Комплексное повторение Морфология и орфография.

Орфографические правила, связанные с с правописанием морфем

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением приставок пре- и при-, суффиксов –ущ-,-ющ-,-ащ-, -ящ- и гласных перед суффиксом. –ыва-, -ива-, -ова-, -ева- в суффиксах прилагательных и причастий.

5

10.09

Входная диагностика. Муниципальная Контрольная работа№1.

-

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания .Работа с тестами

6

14.09

Буквы  Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных и причастий. Разграничение имен прилагательных, причастий, наречий; опознавание и образование

7

15.09

Слитное и  раздельное написание НЕ  с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание не –ни с разными частями речи

Повторение и систематизация правил Правописание НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными . прилагательными и наречиями

8

16.09

Употребление в тексте частицы НИ

Слитное и раздельное написание не –ни с разными частями речи

Отрабатываются основные функции употребления частицы ни: усиления отрицания, для передачи усилительно-обобщенного значения в придаточном предложении

9

17.09

Употребление дефиса.

Слитные, дефисные и раздельные написания  слов

Систематизация материала о правописании дефиса в словах различных частей речи    ( предлогах, существительных, прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах,); углубление сведений с помощью таблиц

10

21.09

Написание наречий и их омонимов других частей речи.

-

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания ; повторение орфографии; повторение пунктуации; анализ текста

11

23.09

РР. .Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Типы речи

Определять тип речи предложенного текста.

 знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их.

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.

12

24.09

Контрольная работа №1

Изложение с творческим заданием по тексту А. Седых.

-

Уметь написать изложение , сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировать в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместо с ними читатели.

13

28.09

Словосочетание.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксическая связь слов в словосочетании.

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Знать, что такое словосочетание. Углубление представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения, формировать умение вычленять словосочетание из предложения.

14

30.09

Виды связи в словосочетании.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксическая связь слов в словосочетании.

Узнать  способы подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

15

1.10

Употребление словосочетаний в речи.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

употреблением в речи , закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их

16

5.10

Понятие о предложении. Предложение как средство выражения мысли.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Дать понятие предложению .Повторить о строении предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске, синтаксический разбор предложения

17

7.10

Предложение и его типы.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Строение предложения, его виды по цели высказывания и эмоциональной окраске, закрепление умения синтаксического  разбора предложения.

18

8.10

Контрольная работа №2 Сочинение-рассуждение по тексту В. П. Астафьева

-

Изложение содержания прослушанного текста (подробное) Уметь написатьсочинение , сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировать в заключении вывод, к которому пришёл автор, а вместо с ними читатели.

19

12.10

Интонация простого предложения.

-

Иметь понятие об интонации. Применять на практике пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса как основные элементы интонации.

20

14.10

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Главные  члены предложения и способы их выражения.

Обобщение сведений о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; уметь делать синтаксический разбор предложения

21

15.10

Сказуемое и способы его выражения.

Главные члены предложения и способы их выражения.

Узнать   способы  выражения и виды сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

22

19.10

Глагольное сказуемое.

Главные члены предложения и способы их выражения.

Узнать   способы  выражения и виды сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

23

21.10

Контрольная (Четвертная )работа № 3 Диктант с грамматическим заданием по теме «Словосочетание, Простое предложение, Глагольное сказуемое».

-

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания

24

22.10

Анализ работы

-

25

26.10

Способы выражения сказуемого. Составное именное сказуемое

Главные члены предложения и способы их выражения.

Закрепить на практике знания о главных и второстепенных членах предложения и способы их выражения.

26

28.10

Способы выражения сказуемого. Составное именное сказуемое

Главные  члены предложения и способы их выражения.

Закрепить на практике знания о главных и второстепенных членах предложения и способы их выражения.

27

28.10

Тире между подлежащим и сказуемым.

-.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Тире и его отсутствие между подлежащим и сказуемым.

28

II

9.11

РР Способы и средства связи предложений в тексте. (продолжение)

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Работа с текстом. Распознавание способов и средств связи предложений

29

11.11

Правила  согласование главных членов предложения.

Главные  члены предложения и способы их выражения.

Овладеть правилами согласования главных членов предложения. Выявить особенности связи подлежащего и сказуемого.

30

12.11

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Повторение и систематизирование изученного материала по теме; закрепить на практике умение определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения , обобщить и углубить сведения об определении: различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения

31

16.11

Второстепенные члены предложения, их функции. Определение.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Выявить роль второстепенных членов предложения, их функции. Узнать об определении. Согласованное и несогласованное и способы его выражения в предложении.

32

18.11

Виды определений.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения 

33

19.11

Дополнение.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Формирование умения находить в предложении и характеризовать дополнения, формировать умения различать подлежащее и дополнение в омонимичной форме.

34

23.11

Обстоятельство.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Выяснить о роли обстоятельства. Разряды обстоятельств. Закрепить на практике умение  выделять сравнительный оборот на письме.

35

25.11

Контрольная работа № 4. Сочинение –рассуждение по тексту И.А. Белоусова.

-

Работа с текстом. Создание сочинения –рассуждения по тексту.

36

26.11

Порядок слов в предложении.

-

Узнать, что обозначают  понятия прямой, обратный порядок слов.

С помощью порядка слов выделять наиболее важное.

37

30.11

РР Репортаж как жанр публицистики.

-

Знать основные жанры публицистического стиля типа Особенности репортажа, усвоить правила построения, характерные языковые средства

38

2.12

РР Репортаж – как жанр публицистики..

-

Узнать о репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства.

39

3.12

Контрольная работа №5. Сочинение в жанре репортажа.

-

Создать текст в жанре репортажа. Применить полученные знания на практике

40

7.12

Виды односоставных предложений

Односоставные  предложения, их виды, структурные и смысловые особенности. Основные группы односоставных предложений

Узнать об основных группах односоставных предложений.

41

9.12

Определённо-личные предложения.

Определённо-личные предложения

Знакомство с особенностями смысловых значений односоставных  предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи

42

10.12

Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям

43

14.12

Обобщённо-личные предложения.

Обобщённо-личные предложения.

Формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, уметь объяснять функцию обобщенно-личных предложений в речи, закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и по схеме.

44

16.12

Безличные предложения.

Безличные предложения.

Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях. Формирование умения находить их в тексте

45

17.12

Муниципальная контрольная работа №2

-

Работа с тестами

46

21.12

Безличные предложения.

Безличные предложения.

Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях. Формирование умения находить их в тексте

47

23.12

Назывные предложения.

Назывные предложения.

Знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

48

24.12

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

-

Закрепление знаний на практике.

49

28.12

Контрольная (четвертная)  работа №6 Диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения».

-

Работа с текстом. Создание сочинения –рассуждения по тексту.

50

28.12

Анализ работы.

-

Обучение анализу работы.

51

Ш

11.01

Неполные предложения.

Неполные предложения.

Узнать сведения  о неполных предложениях  и их особенностях; формирование умения находить их в тексте

52

13.01

Неполные предложения.

Неполные предложения.

Узнать сведения  о неполных предложениях  и их особенностях; формирование умения находить их в тексте

53

14.01

Речь. Жанры публицистики (продолжение). Статья.

-.

Знать, что такое статья. Уметь создавать статью

54

18.01

Какие члены  предложения являются однородными.

Однородные члены предложения

Знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены

55

20.01

Какие члены  предложения являются однородными.

Однородные члены предложения

Знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены

56

21.01

Как связаны между собой однородные члены предложения

Однородные члены предложения.

Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.

57

25.01

Как связаны между собой однородные члены предложения

Однородные члены предложения.

Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.

58

27.01

Однородные и неоднородные определения

Однородные члены предложения.

Простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом

59

28.01

Однородные и неоднородные определения

Однородные члены предложения.

Простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом

60

1.02

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

61

3.02

Обобщающий урок «Однородные члены предложения».

-

Систематизация изученного материала по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи

62

4.02

Контрольная работа № 7. Сжатое изложение по тексту  Ю.Нагибина

-

Урок контроля знаний. Написание сжатого изложения

63

8.02

Контрольная работа № 7. Сжатое изложение по тексту Ю.Нагибина

-

64

10.02

Р.Р. Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста. (продолжение).

-

Знать, то такое статья. Уметь создавать статью

65

11.02

Предложения с обращениями.

Обособленные члены предложения.

Повторение и закрепление сведений об обращении; закрепление умения находить в тексте обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации, выразительно читать предложения с обращением

66

15.02

Предложения с обращениями.

Обособленные члены предложения.

Урок-практикум

67

17.02

Предложения с вводными конструкциями.

Вводные , вставные слова и конструкции.

Знакомство с вводными словами, словосочетаниями, обращениями, словами-предложениями; формирование умение различать их, правильно расставлять знаки препинания, соблюдать правильную интонацию в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разборы, использовать в речи обращения, вводные слова, вводные предложения с учетом содержания стиля высказывания, различать слова-предложения; осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в

68

18.02

Предложения с вводными конструкциями.

Вводные , вставные слова и конструкции.

Знакомство с особенностями слов-предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы

69

22.02

Предложения с вводными конструкциями

Вводные , вставные слова и конструкции.

Знакомство с особенностями слов-предложений, знаками препинания в таких предложениях, их ролью в тексте, контроль и самоконтроль усвоения темы

70

24.02

Контрольная работа №8. Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

-

Уроки развития речи .Признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка.

71

25.02

Контрольная работа №8. Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Уроки развития речи .Признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка.

72

29.02

Предложения с вставными конструкциями.

-

Изучения нового и закрепления .Дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями

73

2.03

Предложения с вставными конструкциями

-

Изучения нового и закрепления .Дать понятие о вставных конструкциях и знаках препинания при них, формировать умение выразительно читать вслух и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями

74

3.03

Контрольная работа №9. Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вставными конструкциями»

-

Контроль знаний. Применение знаний на практике

75

7.03

Анализ контрольной работы.

-

76

9.03

Предложения с междометиями и словами да, нет.

-

Понятие междометие, знаки препинания при междометиях.

77

10.03

Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление члены предложения.

Изучения нового материала Понятие обособление, группы обособленных членов предложения. Знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении

78

14.03

Обособленные определения.

Обособленные члены предложения.

Усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений

79

15.03

Муниципальная контрольная работа №3

Работа с тестами

80

15.03

Муниципальная контрольная работа №3

81

16.03

Обособленные определения.

Обособленные  члены предложения.

Усвоение грамматических условий обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений

82

17.03

- Обособленные приложения

Обособленные определения и приложения.

Условия обособления, Разграничивать обособленные и необособленные приложения, правильно расставлять знаки препинания, выполнять синонимическую замену

83

IV

29.03

- Обособление приложений

Обособленные определения и приложения

84

4.04

Обособление определений и приложений (обобщение).

Условия обособления, Разграничивать обособленные и необособленные приложения, правильно расставлять знаки препинания, выполнять синонимическую замену.

85

6.04

Контрольная работа  №10 Диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособление приложений и определений»

Урок контроля : выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

86

7.04

Анализ работы.

Умение анализировать работу

87

11.04

Обособленные обстоятельства

. Обособление обстоятельств. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в устной и письменной речи

Урок-практикум .Систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами

88

13.04

Обособленные обстоятельства.

Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. Особенности их употребления в устной и письменной речи

Систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений с обособленными членами

89

14.04

-. РР Портретный очерк

. Урок развития речи. Дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очерка, формировать навык редактирования

90

18.04

Контрольная работа № 11 РР Сочинение –рассуждение по тексту А.А. Лиханова

Урок развития речи Создание текстов разных стилей и жанров . Основные жанры публицистического(очерк) стиля

91

20.04

Уточняющие члены предложения.

Знакомство со способами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; формирование умения правильной постановки знаком препинания при них

92

21.04

Уточняющие члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте

93

25.04

Уточняющие члены предложения.

Знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте

94

27.04

Уточняющие члены предложения.

Знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте

95

28.04

Прямая и косвенная речь.

Знаки препинания при прямой речи.

Дать представление о  разных способах передачи чужой речи, формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речь

96

4.04

Оформление прямой речи на письме.

Знаки препинания при прямой речи.

Понятие прямая речь, структура предложений с прямой речью, разорванной словами автора

97

5.04

Диалог.

Оформление диалога на письме. Знаки препинания при диалоге.

Понятия диалог, реплика

Закрепление умения пунктуационного оформления предложений с прямой речью и диалогом., формирование умения преобразовывать прямую речь в косвенную

98

11.04

Косвенная речь.

Способы передачи чужой речи . Знаки препинания при прямой речи.

Понятие косвенная речь Работа над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи

99

12.04

Косвенная речь.

Способы передачи чужой речи . Знаки препинания при прямой речи.

Понятие косвенная речь Работа над умением правильно строить предложения с косвенной речью, уместно использовать ее для передачи чужой речи

100

16.04

Цитаты и их оформление на письме.

Понятие цитата, способы цитирования, правила оформления цитата

101

18.04

Цитаты и их оформление на письме.

Способы передачи чужой речи .Знаки препинания при цитировании.

Понятие цитата, способы цитирования, правила оформления цитата.

102

19.04

Повторение

-

Урок-практикум. Систематизировать изученный материал по синтаксису и пунктуации; проверить усвоение грамматического материала

103

23.04

Повторение

-

Урок-практикум. Систематизировать изученный материал по синтаксису и пунктуации; проверить усвоение грамматического материала

104

24.05.16

Экзаменационная муниципальная работа

Урок контроля знаний.

105

24.05.16

Экзаменационная муниципальная работа

Урок контроля знаний.


                                 8.Основные умения и навыки .

К концу 8 класса  учащиеся должны владеть следующими умениями:

По орфоэпии: правильно произносить  употребительные слова с учетом вариантов произношения;

По морфемике  и  словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

По лексике и фразеологии: разъяснять значения слов социальной тематики, правильно их употреблять ; пользоваться толковым словарём;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7  классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим  словарём;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными  в 5-7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

по синтаксису: правильно строить  и употреблять словосочетания изученных видов; употреблять односоставные предложения  в речи  с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить  и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

                                                                                                                                  Приложение 1

Оценочные материалы.

Период

обучения

Оценочные  материалы

1 четверть

Входная диагностика  ( муниципальная контрольная работа №1), 

Контрольная работа №1

(Изложение с творческим заданием по тексту А. Седых)

 

Контрольная работа №2 (Сочинение-рассуждение по тексту  В.П. Астафьев.  ),

Четвертная контрольная работа № 3 (Диктант с грамматическим  заданием  по теме: «Словосочетание. Простое предложение. Глагольное сказуемое» ).

2 четверть

Муниципальная контрольная работа №2. Контрольная работа №4. (Сочинение в жанре репортажа.)

Контрольная работа № 5. (Сочинение –рассуждение по тексту И.А. Белоусова.)

Четвертная контрольная работа №6 (Диктант с грамматическим  заданием по  теме:                      « Односоставные предложения»).

3 четверть

Муниципальная контрольная работа №3,

Контрольная работа № 7. Сжатое изложение по тексту Ю.Нагибин

Контрольная работа №8. (Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»)

Четвертная контрольная работа №9. (Диктант  с грамматическим заданием по теме: «Предложения с  вставными  конструкциями»).

4 четверть

 Контрольная работа № 10 (РР Сочинение –рассуждение по тексту)

Четвертная контрольная работа №11 (Диктант  с грамматическим заданием  по теме: «Обособление обстоятельств и  приложений».)

Экзаменационная работа.

Итого

14 (из них 3 – муниципальные контрольные работы и 1 региональный экзамен)

                                                                            Приложение №2     (тексты контрольных работ)

1четверть

Контрольная работа №1 Изложение с творческим заданием по тексту А. Седых.

Скрытным человеком был Сергей Рахманинов, великий русский пианист. В первый момент он немного пугал, слишком много было в нем достоинства, слишком значительно, даже трагично было его изнеможённое лицо с глазами, полуприкрытыми тяжёлыми веками. Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что он внимателен к людям не только близким, но и чужим, готов им помочь, И делал это всегда незаметно, о многих добрых делах Рахманинова никто не знал.

Я расскажу одну такую историю. Однажды в газете я напечатал коротенькое воззвание с просьбой помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжёлое положение. На следующий день пришел чек на три тысячи франков от Рахманинова'. Эти деньги обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. Единственное условие Рахманинова - никто не должен знать о его помощи.

Композитор давал крупные пожертвования на инвалидов, посылал старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. Но перед этими благотворительными концертами Рахманинов, всегда собиравший на свои выступления переполненные аудитории, очень волновался из-за того, что зал будет неполным.

В начале 1942 года была устроена кампания по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду.

Надо было распропагандировать сбор. Я обратился к Сергею Васильевичу с просьбой написать несколько слов о том, что нужно помочь военнопленным, предложив поместить его обращение на первом листе, в рамке.

У  Рахманинова было большое чувство юмора. Письмо, присланное в ответ, носило печать благодушной иронии: «Многоуважаемый господин Седых! Я должен отказаться от Вашего предложения, не люблю появляться в прессе. Да и что можно ответить на вопрос «почему нужно давать деньги на военнопленных?» Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. Кстати, сообщаю: мною послано 200 посылок через Красный Крест. С уважением к Вам С. Рахманинов».

(По А. Седых)     (284 слова)

 

III. Задание: озаглавьте текст, перескажите, ответьте на один из вопросов:

1) Какова основная мысль текста?

2) Каким представляется Рахманинов в этом тексте?

Контрольная работа №2  Сочинение –рассуждение по тексту В.II. Астафьева

Бабушкин подарок

(1)3а деревней на поляне либо подле хохловской бани расположилась братва, жует серу, бросает камни в воду, ждет, когда появится парнишка с мячиком.

Обладатель мячика - хозяин ценнейшей вещи - ему почет, уважение и даже некоторые послабления в игре.

В кои-то веки пронятая моими мольбами бабушка Катерина купила мне в городе мячик - первый и последний. (4)Где уж она этакий сыскала - неизвестно: черный не черный, вроде бы как в пепле извоженный, липкий. (5)Те, кто мячик такой делали, видать, думали, что аккуратные деточки будут его по травке катать. (б)Духом не ведали они, что где-то есть сорванец, без промаху попадающий лаптой по любому камешку.

 (7)Купила я те мячик! (8)Разорилась, канешно, но уж делать нечего, владей! - сияя, что солнце вешнее, бабушка катнула мячик с крыльца, и он запрыгал по ступенькам и живым сереньким котенком затих в моих ногах.

 (9)Ну-ко, шалкни ево, шалкни!9+

(10)Надо ли говорить, как я затрепетал от радости, бросился навстречу мячику, но тут же все во мне рухнуло: сырые эти мячики мы расшибали единым ударом. (11)Я достал спрятанную под сенями увесистую лапту, до стеклянного блеска отшлифованную моей рукой, подбросил мяч и поддал!..

(12)Выбирая слушателей постарше, которые никогда не играли ни в какой мяч, бабушка несколько лет подряд рассказывала:

(13)От всей-то душеньки кидаю ему мячик: играй, дорогой ребеночек! (14)А он, нет штабы бабушке спасибо сказать... (15)Шипит мячик, пипка отвалилась... (16)А этот, архаровец-то, облокотился на стяг, че, дескать, ишшо расшибить?.. (17)Пять гривен, как одну копейку, высадила! - (18)Бабушка сморкалась в передник, и дальше, знал я, пойдет: «(19)Какие наши достатки? (20)Сама обезножела. (21)Старик на курятнике кряхтит...»

(22)Тридцать третий год все подмел по сусекам, сундукам, по амбару и двору. (23)Дед, как оказалось после, отбывал свои последние сроки на земле.

(24)Однако моя жизнь как направилась, гак и шла отлаженно: хлеба кусок, молочишка плошку, пару картох — и готов к сраженьям боец, и потому я не особенно понимал, что значит для нас пять гривен...

(25)О  мячике я возьми и расскажи братве. (26)Изображая потеху, словно в клубе на спектакле, гримасничал: «(27)Пять гривен! (28)Пять гривен!..» (29)Ребятня каталась по траве, а я старался, я старался!..

(30)Вечером бабушка налила мне простокваши, отрезала ломоть хлеба и, отойдя к печи, с глубокой обидой сказала:

 (31)И не совестно? (32)Родную-то бабушку худо славишь? (ЗЗ)Мячик я ему, видишь ли, не такой купила! - и, помолчав, с горьким вздохом закончила:

 (34)Папа твой скоро воротитца, маму тебе новую заведет, передам тебя с рук на руки, ослобонюся...

(35)Меня обварило жаром, горело лицо, сил не было поднять глаза. (Зб)Мне бы, как раньше, прощенья у бабушки попросить - и ей бы, и мне, и деду - всем легче, (37)Но я уже отведал зла, нажил упрямства, научился ощетиниваться против укоров.

(37)Я швырнул кусок на стол и, задавленно рыдая, бросился на улицу.

(38)Не скоро дойду я умишком — мучилась бабушка памятью о своей дочери, моей маме, хотела и не могла представить себе другую женщину на ее месте, страшилась за меня, такого настырного, дерзкого.

(39)Да, бабушка ведала, что ждет меня впереди, но я-то ничего-ничего пока не

знал...

(По В.II. Астафьеву)

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.                 

Подготовка к сочинению-рассуждению

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Прав ли был внук, обидевшись на бабушку?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Перечитайте последние два абзаца текста и ответьте на вопрос: «Как сам автор считает, кто был прав в этой ссоре: бабушка или внук?» Обоснуйте свой ответ и приведите из текста аргументы, подтверждающие Ваше мнение, отвечая на вопросы:

  1.  Что больше всего обидело бабушку: история с разбитым мячиком или рассказ Витьки об этой истории друзьям?
  2.  Заботило ли мальчика, на какие средства был куплен мячик?
  3.  Легко ли этот мячик достался бабушке? Как жила их семья?
  4.  Что предвидела бабушка в судьбе Витьки? За что болело у нее сердце?
  5.  Осуждает ли себя рассказчик за этот поступок, став взрослым?

Найдите в тексте предложения, которые можно процитировать в качестве примера.

Чтобы сформулировать вывод сочинения, ответьте на вопрос: «Какой урок вынес Витька из этой ссоры с бабушкой?»

Для справки:

Лапта - русская игра, в которой игроки, разделившись на две партии, перебрасывают небольшой мяч битой.

К.Р. №3  Четвертная контрольная работа. Диктант по теме: «Словосочетание. Простое предложение. Глагольное сказуемое» с грамматическим заданием.

  В субботу утром, еле-еле ощутимым за серой пеленою широкого, спокойного дождя, я пошел в лес за грибами. Нашелся и товарищ, молодой офицер. Он снабдил меня длинной офицерской плащ-палаткой, сам тоже укрылся накидкой с капюшоном, а обулся в резиновые рыбацкие сапоги.

  Небольшая речонка Каширка, огибавшая деревню, разлилась. Пройдя с трудом речку, мы вскарабкались по мокрому крутому склону горки и оказались в березовом мелколесье.

  Между деревьями вились, то сплетаясь, то расплетаясь, узкие тропинки, выбитые скотиной. Длинные травяные гривки между тропинками блистали, густо осыпанные дождевыми каплями, в густой траве, на самом дне, торчали желтые валуи, смачные и осклизлые. Разумеется, я сразу понял, что улов будет богатый. Ах, до чего же это приятно собирать грибы ранним утром!

(По А. Киму)

(113 слов) 

 

Грамматическое задание:

Выпишите из предложений все словосочетания, укажите вид подчинительной связи:

1 вариант - первое предложение первого абзаца;

2 вариант - второе предложение второго абзаца.

 

2. определите способ образования слов:

1 вариант - ощутимым;

2 вариант - пройдя.

 

3. Из указанного предложения выпишите:

1 вариант - наречие;

2 вариант - деепричастие.

2 четверть

Муниципальная контрольная работа№2. Тестирование.

Контрольная работа №4 . Сочинение в жанре репортажа.

Контрольная работа №5. Сочинение-рассуждение по тексту  И. А. Белоусова .

Сила детских слез

(1)Отец! (2)Он вернулся... (3)Я уже слышу его быстрые шаги, уже хлопает дверь.

Сегодня воскресенье, и я буду сидеть в кабинете долго-долго. (5)К нему, к нему...

Я тихо вхожу в кабинет и усаживаюсь на большой клеенчатый диван. (7)Я знаю, что отец любит, чтоб я сидел на диване в уголку. (8)Иногда, постучав на счётах, он обернётся, взглянет на меня, кивнёт головой, подмигнёт и опять начнёт считать. (9)И дремлется мне, и тихо, и тепло на душе.

(Ю)Он считает, иногда спрашивает:

 (11)Иу, как наши дела? (12)Ну, скажи, что хорошенького?

 (13)Папаша, а я сегодня на водокачке был...

У меня захватывает в груди: я буду просить сейчас... (15)А вдруг он скажет, как говорит иногда, - «не твоё дело»?

 (16)Папаша, - едва выговариваю я. - (17)Папаша... (18)Сахарную... завтра...

 (19)Сиди смирно!

(20)Я жду и начинаю дремать. (21)Я так ясно вижу, как завтра огромный коновал, страшный, со зверским лицом разбойника, подходит к Сидору, как тот накидывает петлю и тянет Сахарную в дверь водокачки, а лошадь упирается...

(22)Тут я вздрагиваю: отец уже два раза окликнул меня.

 (23)Счастье тебе сегодня, восемьдесят семь копеек... (24)Ты что это, поросёнок, голова болит?

Но мне совсем не весело. (26)Он взял меня двумя пальцами за щеку и притянул. (27)Милые, родные глаза! (28)Ласковый ли голос или добрый, заглядывающий в душу взгляд, невесёлые ли впечатления утра... не знаю. (29)Я заплакал, припал к его груди, горячей щекой к холодной цепочке часов. (30)Мои пальцы усиленно сжимали руку отца, и я тискался ближе и ближе к нему, теснее к груди.

(31)Так хорошо было плакать на родной 1руди, сжимать эту руку, которая всегда, всегда ласкала меня, - единственная рука! (32)Впервые в тот вечер я почувствовал силу тихих детских слёз.

 (33)Дурашка, что с тобой? (34)Обидел кто? - услышал я тревожный голос.

Он был простой души, мой отец. (36)Он ничего не понимал в тонкостях

душевной жизни, но он был мягок сердцем, мой отец. (37)Он был чуткий и добрый человек.

 (38)Э, рёва, да что же ты это?! (39)Садись ты, братец мой, сюда на колени и выкладывай...

 (40)Сахарная... её на живодёрку...

 (41)Сахарная? (42)Какая ещё Сахарная? (43)Что ты говоришь?..

(44)Лошадь на водокачке... (45)Сидор говорил...

(46)Глядел на меня долгим, задумавшимся взглядом.

 (47)Жалко? - спросил он серьёзно.

~(48)Да... да...

(49)Я стоял у стола и ждал. (50)Вдруг он знакомым резким жестом распахнул дверь и крикнул:

 (51)Позвать ко мне Василья Васильича!

(52)Пришел неслышно приказчик Василий Васильевич.

-(53) Был на водокачке? (54)Что там за Сахарная? (55)Готова, что ли?

 (56)Готова-с... (57)Коновал завтра берёг... (58)Ленька Цыган свежую приведёт. (59)А ту куда же прикажете? (бО)Сахарную-с?

(61)Отец ходил и насвистывал. (62)У меня упало сердце, толкнулось и забилось часто-часто.

(63)А вот спроси его, - показал отец на меня. - (64)Ну, говори, распоряжайся...

(65)Василий Васильич ждёт...

 (66)Она будет жить... (67) Ей только немного овса... сена...

 (68)Слышал? — в тон повторил отец, — ей только немного овса... сена... (68)Ступай.

(69)Камень свалился. (70)Я стоял у стола и смотрел на отца, а он смотрел на меня, склонив голову набок, словно высматривал что или думал о чём-то. (71)0 чём он думал? (72)Всегда занятый, только на несколько часов по праздникам отрывавшийся от своего «но делам», он в эти короткие минуты прочно врос в мое сердце.

(По И.С. Шмелеву)

Подготовка к сочинению-рассуждению

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему «тихие детские слезы» могут иметь большую силу?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.                 

Чтобы более емко сформулировать тезис сочинения ответьте на вопросы:

- Почему плакал мальчик? В чем выразилась «сила» этих «тихих детских слез»?

-Почему отец оказался бессильным перед слезами сына?

 Следующие вопросы помогут Вам определиться        с аргументами, подтверждающими тезис сочинения:

  1.  Какими были отношения между сыном и отцом?
  2.  Какую характеристику отцу дает автор текста?
  3.  Как характеризуют отца употребляемые в тексте эпитеты?
  4.  Можно ли назвать отца мальчика слабохарактерным человеком, которым легко управлять? Почему?
  5.  Выгодно ли было отцу дальше держать и кормить старую лошадь?
  6.  Сформулируйте вывод из предыдущих рассуждений, ответив на вопросы:
  7.  На каких чувствах основываются добрые поступки?
  8.  Насколько может быть сильна родительская любовь?

Контрольная работа №  6. Диктант по теме: « Односоставные предложения» с грамматическим заданием.

Каракумы

Пустыня. Самолет приземлился на ровную горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица...

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью. (145 слов.)

(По В. Пескову)

                                                             3 четверть

Муниципальная контрольная работа №3 .Тесты.

Контрольный № 7. Сжатое изложение по тексту Ю. Нагибина.

«Чистые пруды»


Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна.
Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоеме пруда! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности — двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это было чудом — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, — это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве.
Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом...
Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мертвую зону. Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка — обычная расплата за дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху.
Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков, наголову разбили Чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей». Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание... (382 слова) (По Ю. М. Нагибину)

Перескажите текст  сжато.
Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему Чистые пруды были для Ю. Нагибина «средоточием самого прекрасного, чем было исполнено» его детство?»

Контрольная работа №8. Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Девочка с персиками»

Контрольная работа № 9. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Предложения с вставными конструкциями»

Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик на спинку, грызла шишку. При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. Кстати, два слова о белке. Это животное, представитель грызунов, имеет удлиненное тело и длинный хвост-метелку. Небольшая красивая головка украшена большими черными глазами и небольшими закругленными ушами, оканчивающимися пучками длинных черных волос, расположенных веерообразно. Ох, до чего же забавно наблюдать за этим зверьком!

  Белка - животное то оседлое, то кочевое. Весь день она пребывает в движении. Она, можно сказать, не выносит покоя и только в темноте лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову. Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух.

(По В. Арсеньеву)

(128 слов)

 

Грамматическое задание:

1.произведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант - второе предложение первого абзаца;

2 вариант - четвертое предложение первого абзаца.

2.Выпишите из указанных предложений подчинительные словосочетания:

1 вариант - со связью управление;

2 вариант - со связью согласование.

3.определите способ образования слов:

1 вариант - впереди;

2 вариант - сверху.

4 четверть

Контрольная работа № 10 РР Сочинение-рассуждение по тексту А.А. Лиханова.

Семейный разлад

(1)Отец принес откуда-то паяльник, приладил на край стола маленькие тиски, и комната их стала походить на мастерскую. (2)Полкомнаты занимали старые ведра, тазы, примусы, керогазы, плитки, замки. (З)Отец осторожно брал каждую вещь, осматривал ее внимательно, прикидывая, как ее скорее починить, - и начиналось!..

 (4)Руки у него летали, будто птицы, да так легко, умело летали, словно он и не воевал вовсе, не стрелял по фашистам, а только тем и занимался, что чинил ведра и прочее имущество.

 (5)Хозяйки со всего квартала, узнав, что отец никому не отказывает и все умеет чинить, несли ему свое барахло. (6)Отец улыбался, кивал в угол, чтоб туда поставили ведро или примус, говорил, когда можно за ними прийти, и снова латал, чинил, ремонтировал всякую всячину.

 (7)Одна мама всем недовольна. (8)Нагремится своими кастрюлями, сядет напротив Михаськи с отцом и вздыхает.

 (9)Что зарплата? - говорит отец. - (10)На зарплату только не прожить...

(11 )3а ремонт отец берет деньги. (12)Когда хозяйки спрашивают - мол, сколько, он смотрит в угол, где лежит всякое барахло для ремонта, и тихо говорит сколько. (13)А потом не глядя сует деньги в карман.

(14)Вечером, когда мама и Михаська уже лежат, отец долго еще паяет, стучит. (15)Потом он достает из кармана смятые рубли, трешки, пятерки и разглаживает их ладонью, складывает стопкой и идет спать. (16)Отец ложится, а мать ничего не говорит.

(17)Она и тогда ничего не сказала.

(18)Соседка, бабушка Ивановна, принесла отцу тазик запаять. (19)Отец тазик запаял и тоже, как всем, сказал Ивановне тихо:

 (20)Два рубля.

(21 )И Михаська видел, как растерялась Ивановна, как оставила она тазик, пошла в коридор, а потом принесла два рубля. (22)Михаська смотрел на маму - она бренчала кастрюлями совсем рядом и видела же все. (23)Но мама ничего не сказала.

(24)Это же Ивановна! - сказал Михаська отцу, глядя на него так, будто видел в первый раз. - (25)Они плохо живут. (26)У них мать задавили.

(27)Отец удивленно посмотрел на Михаську и ответил:

 (28)Ну и что?

(29)Словно ничего не случилось. (ЗО)Михаська смотрел на отца со страхом, с ужасом, с обидой, и от переполнявших его чувств в глазах у него стояли слезы. (31)Отец снова взглянул на него и снова ничего не заметил. (32)Не захотел.

(33)Только потом понял Михаська, почему мама тогда молчала.

(34)После того случая она пришла вдруг к Ивановне и принесла ей ведерко картошки. (35)А потом положила на стол два рубля и сказала:

 (36)Ивановна, ты извини, тут Виктор ошибся.

(37)Ивановна стала уговаривать маму, чтоб она взяла эти два рубля: все-таки, мол, отец работал, но мама наотрез отказалась, и Михаська видел, что маме неудобно за отца. (38)Стыдно.

(39)И тогда он понял, это не отец вернул. (40)Это она сама. (41)3начит, она не согласна с отцом, раз ей стыдно.

«(42)Но почему промолчала?» - не мог понять Михаська. (43)И только потом понял, что мама промолчала, потому что любит и Михаську, и отца, любит всю их семью и не хочет, чтоб хоть самая маленькая беда случилась в ней.

(По А.А. Лиханову)

Подготовка к сочинению-рассуждению

На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему у Михаськи в глазах «стояли слезы» после разговора с отцом?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В данном отрывке авторская позиция не сформулирована в форме какого-то высказывания, она складывается из многих оценочных деталей, которые сопровождают описание действий персонажей, из речи самих героев. Поэтому попробуйте сформулировать главную мысль эпизода, ответив на вопросы:

Какому из персонажей симпатизирует автор?

Кто го героев не идет на сделку с совестью? Обоснуйте свой ответ.

Чему может научить этот текст?

Сформулируйте вывод сочинения, ответив на вопрос: «Нужно ли бороться за добро, если при этом придется идти на конфликт с родными»?

Контрольная работа №11.Диктант с грамматическим заданием по теме: «Обособление приложений и обстоятельств»

                                               О словарях.

        Всякие мысли приходят иногда в голову. Например,  мысль о том, что хорошо бы  составить   несколько новых словарей русского языка. Кроме, конечно,  уже существующих общих словарей.

        В одном таком словаре можно,  предположим,  собрать слова, имеющие отношение  к природе,  в другом – хорошие и меткие местные слова,  в третьем – слова людей разных профессий,   а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость,  засоряющие русский язык.

        Этот последний словарь нужен для того,  чтобы  отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

        Мысль о том,  чтобы  собрать слова,  имеющие отношение  к природе,   пришла мне в голову в тот день,  когда на луговом озёрце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

        Словарь этот будет,  конечно,  толковым. Каждое слово должно быть объяснено,  и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей,  поэтов и учёных,  имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.

Грамматическое задание.

  1. Сделать фонетический разбор слова: словарь.
  2. Сделать морфемный разбор слов: хрипловатая, помещать, засоряющие.
  3. Найти и отметить в тексте вводные слова.

Экзаменационная муниципальная контрольная  работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...