Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры".
статья по русскому языку на тему

Карпушова Татьяна Николаевна

В данной статье автор рассуждает о метапредметных связях на уроках русского языка и литературы. Автор утверждает, что академический урок, имея научный потенциал и важность, будет неполноценным, если лишен возможности воспитания нравственных принципов и поведенческих навыков. Необходимость использования на уроках богатого содержательного материала о духовной культуре, духовно-нравственных традициях народа очевидна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_printsipa_integratsii.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры".

Причиной, побудившей автора приступить к работе над темой «Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры»,  является понимание того, что уровень  воспитания духовно-нравственных качеств детей крайне низок.

Задача духовно-нравственного воспитания молодого поколения имеет огромное значение в настоящее время, является приоритетной для нашего государства. Ежедневно, сталкиваясь с проявлением жестокости, ростом компьютерной зависимости среди детей, можно с уверенностью сказать, что всё это проявления падения нравственности.

На государственном уровне был принят ряд документов, определяющих основные тенденции политики в образовании на перспективу:

- постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000г «О национальной доктрине образования Российской Федерации»;

- программа модернизации педагогического образования (приказ Минобразования России от 01.04.2003 №2 1313 "О программе модернизации педагогического образования").

Среди основных задач, сформулированных в документах, были названы следующие:

а) обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

б) воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

в) воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей духовно - нравственного развития школьников посредством совершенствования подходов в изучении православной культуры, к анализу литературных произведений, интеграции содержания литературных произведений и работы по изучению русского языка.

Представленный опыт работы является единой системой « урок православной культуры - урок литературы - урок русского языка - внеклассная работа». Реализация педагогического исследования охватывает уроки православной культуры, а также интегрированные уроки литературы и русского языка на протяжении 5 лет.

Осознав важность работы по духовно-нравственному воспитанию школьников посредством уроков православной культуры, а также интеграции их с уроками литературы, русского языка, необходимо увидеть главный смысл данных понятий.

Вот как о нравственном и духовном воспитании говорится в словаре по педагогике: «Воспитание нравственное - целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к совершенствованию умений поступать с учётом моральных требований и норм, прочной системы привычного морального поведения».

«Духовное воспитание - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека, воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека». [4; с.205].

В книге «Этика» Гусейнова А.А., Апесяна Р.Г. духовность понимается как обращённость человека к высшим ценностям - к идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться. [1; с.115].

В учебнике В.А.Сластёнина, И.Ф.Исаева, С.Н.Шияновой «Педагогика» даётся определение нравственности, с которым согласна автор опыта: «Нравственность - это личная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм». [5; с.310].

Смысл данных понятий, по мнению автора опыта, перекликается с определением духовности протоирея Евгения Шестуна: «Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, смирения, патриотизма», « ... ценностями являются Истина, Благо и Красота. Духовный человек всегда ощущает своё несоответствие этим идеалам и постоянно стремится совершенствоваться во всех областях, стремится стать умнее, нравственно чище, эстетически прекраснее. Быть духовным человеком - значит стремиться к этим высшим ценностям, верить в то, что есть истина, познаваемая человеком, что есть добро, которое нужно спешить делать, и есть красота» [7; с.30-31].

Основы православной культуры - тот предмет, который позволяет воспитывать у ученика нравственность, поэтому идеи православия могут и должны систематически, ненавязчиво присутствовать на уроках литературы, русского языка.

Проблема межпредметных связей новая для педагогики, и её решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Каменский, Д.Локк, К.Д.Ушинский. В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. По мнению многих учёных, межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно- воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.

Нельзя не согласиться, что интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Она является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые наблюдения, выводы учащихся по предметам. Они снимают утомляемость, перенапряжение школьников за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Использование интеграции на уроках русского языка и литературы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию не только интеллектуально развитых учащихся, обладающих целостным мировоззрением, способных к анализу, синтезу, но и, благодаря богатой по содержания программе литературного чтения, православной культуры, реализовать воспитательную задачу по формированию духовно-нравственной личности.

Обратившись к толковому словарю С.И.Ожегова, поймём, что интегрировать - это значит объединять части в одно целое. Интеграция содержания (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка. Различают следующие уровни интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная (интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов);
  • межпредметная (синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин);  
  • транспредметная (синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования).

В своей работе автор опыта использует межпредметную интеграцию.

Новизна опыта заключается в изменении методических подходов к анализу литературных произведений, включении православной тематики в содержание уроков литературного чтения и русского языка. Такой подход позволяет осуществлять обучение и воспитание учащихся, исходя из задач общеобразовательной программы и потребностей школьников, найти ответы на вопросы, возникающие в процессе духовного становления личности.

Взаимосвязь православной культуры, русского языка, литературы позволяет решить целый ряд проблем, главными из которых являются следующие:

  • формирование восприятия более целостной картины мира;
  • изучение родного языка, воспитание любви к русскому языку как национальному достоянию, бережное отношение к слову;
  • изучение предмета как искусства слова, осмысление того, как живёт слово в художественном тексте, формирование умения понимать авторский замысел.

Исходя из вышесказанного, можно выделить цели педагогической деятельности автора опыта:

  1. формирование у школьников развёрнутого, целостного представления о православной культуре на основе целенаправленного изучения, обобщения и творческого осмысления содержания предмета, влияющего на морально - нравственную сферу учащихся;
  2. способствовать повышению роста уровня духовно-нравственного развития учащихся, так как тексты русской литературы – это источник воспитания в человеке светлого, доброго, того, что помогает ощутить себя в гармонии с окружающим миром, с другими людьми.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- совершенствовать методические приемы анализа литературных произведений путём включения православной тематики в содержание уроков литературы;

- создать условия для духовного и нравственного развития школьников через интеграцию уроков литературы, русского языка и православной культуры;

- изменить наполняемость урока русского языка и литературы путем дополнения и расширения содержания за счет введения материала по истории русской православной культуры и литературных произведений с нравственной тематикой.

Формирование духовно - нравственных ценностей у ребёнка осуществляется поэтапно:

- совершенствование теоретических представлений о духовно- нравственных ценностях;

- перевод духовно- нравственных ценностей в структуру личности через самоанализ и самооценку;

- формирование согласия и готовности следовать духовно - нравственным ценностям в жизни;

- включение личности в деятельность, имеющую нравственную направленность (практическая реализация);

- самоконтроль поведения в соответствии с духовно - нравственными ценностями.

Начиная с пятого класса, учитель поднимает вопросы нравственности и духовности на всех уроках русского языка и литературы. Ученики взрослеют, расширяется их жизненный опыт, появляются всё новые ситуации, где нужно сделать нравственный выбор, и у них возникает потребность поговорить доверительно о наболевшем в душе, попытаться найти ответы на вопросы: почему мы говорим на одном языке, но часто не понимаем друг друга? Нужно ли раскаиваться или сокрушаться, мучиться, если есть надежда, что об этом поступке никто не узнает? Как справиться с завистью, с желанием отомстить за обиду? Что такое совесть и почему муки совести самые тяжёлые? Всегда ли нужно быть послушным, так как часто послушание не соответствует собственному сиюминутному желанию? Как помочь человеку?

На интегрированных уроках русского языка, литературы, православной культуры дети получают ответы на данные вопросы.

Знакомясь с баснями И.А.Крылова («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»), можно рассмотреть примеры человеческих пороков (лесть, уныние, лень, зло, хитрость).  А также следует  поговорить о благородстве, благодарности, милосердии при изучении произведений «Бородино» Лермонтова М.Ю., «Волшебное кольцо» Платонова А.А. и акцентировать внимание детей на глубоком философском смысле этих произведений.

Не все ученики видят этот смысл. Но в каждом классе найдётся один ребёнок, который увидит, отыщет, поймёт, а главное, подскажет учителю новое направление, интересную мысль, которая заложена в данных произведениях. Поделившись со всеми, этот ученик даст толчок к размышлению и обсуждению. Если такого ученика нет, то необходимо, опираясь на жизненный опыт учащихся, их образное мышление, спросить о том, как они понимают эти строки, предложить свое видение философского смысла произведения или поискать его вместе с родителями.

Особую духовно-нравственную ценность несут произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Практика показала, что, интегрируя произведения этих писателей с уроками православной культуры, включая их дополнительно в тематику данных уроков, можно не только повысить уровень духовности учащихся, но и способствовать развитию познавательной активности. Ребята интересуются, какие книги читает учитель на уроках, где их взять, это приводит к осознанному подбору литературы для самостоятельного чтения, воспитывает эстетический вкус, ведёт к увеличению прочитанных книг, причём качественных по содержанию. Данные уроки в большей степени становятся уроками нравственности.

Таковыми быть помогает и использование методов психологии на уроках. Учащимся средних классов очень трудно ориентироваться в своих чувствах, а данный приём помогает им в этом. Например, на уроке рассматривается такое понятие, как «зависть». Задается вопрос:

- Как вы понимаете это слово?

- Что предшествует зависти? (Несоответствие между желаниями и возможностями)

- К чему приводит зависть? (К злу, насилию, преступлению, агрессивности)

- Комфортно ли вам с этими качествами? (Нет)

- Как же не допускать зависть в душу? (Научиться видеть хорошее в людях, в самом себе, в окружающем мире, радоваться удачам других, помнить, что и у других людей не всегда всё бывает хорошо, а уныние - это грех)

Данный приём знакомства со своими чувствами (то есть «погружение в себя») становится дальнейшим их анализом, изучением моделей поведения литературных героев и соотнесением их со своей моделью поведения. Такая работа по привлечению жизненного опыта ребёнка проходит непосредственно после анализа литературного произведения. В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.  Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами.

Использование в своей работе указанных принципов на уроках даёт возможность влиять на духовно-нравственное развитие школьников.

Это касается и проведения уроков русского языка. Для работы над развитием орфографической зоркости, обогащением словарного запаса, расширением лингвистического кругозора, развитием памяти, внимания, логического мышления, речи автор опыта использует отрывки из литературных произведений М.Цветаевой, А.Ахматовой, И.Северянина, А.Белого и других русских поэтов и писателей. Соединяется работа над смыслом произведения и работа по изучению языка, так как данные произведения позволяют почувствовать мелодичность и ритмичность русской речи.

При интеграции уроков русского языка и православной культуры дети должны в первую очередь познакомиться с русским языком, впитать в себя мелодичность, музыкальность русской речи, почувствовать, полюбить произведения отечественной литературы. Отметим, что авторы этих произведений были православными людьми. И если мы считаем себя гражданами великой страны, то обязаны знать основы православной культуры, читать священные для нашего народа книги, надписи в храмах, на иконах, на памятниках, знать значение икон, фресок, традиций, праздников.

Атрибуты православной веры не есть сама вера, и знание их не всегда делает человека верующим. Вера - глубоко интимный процесс духовной жизни, но зарождение и развитие этого процесса во многом зависит от внешних условий, которые прилагают сам человек и его окружение.

Библиографический список:

1) Гусейнов А.А., Апесян Р.Г. Этика. - М.: Просвещение, 1999.- с.115.

2) Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие 10 класс. - СПб.: Паритет, 2004.- С.5.

3) Иванова С.Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа - пресс, 1994. - с.1б5.

4) Коджаспиров Г.И. Словарь по педагогике. - М.: Просвещение, 2005.- С.205.  

5) Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов С.Н. Педагогика. - М.: Просвещение, 2002. С.310.

6) Современные проблемы духовно - нравственного воспитания (материалы межрегиональной научно-практической конференции «Духовность и искусство в системе образования»). - Белгород, 2004.-С.79

7) Шестун Е. Православная педагогика. - М.: Просвещение, 2001.- С.30- 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии. В работе представлены теоретические аспекты проблемы и практические примеры применен...

Реализация принципа наглядности в образовательном процессе

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повыше­ния эффективности учебной деятельности учащихся; необходимостью создания условий для полноценного проявления и развития личностных ф...

3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА

Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...

Презентация «УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (издательство «Просвещение») как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе»

Презентация «УМК по русскому языкуТ.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (издательство «Просвещение»)как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процес...