Реализация принципа наглядности в образовательном процессе
статья по технологии

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повыше­ния эффективности учебной деятельности учащихся; необходимостью создания условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъ­ектов образовательного процесса; отсутствием исследований, рассматривающих выбор словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов.

В настоящее время общество находится на переломном этапе своего разви­тия. Происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные, эко­номические изменения. Все это не могло не повлиять на образовательную поли­тику страны. Происходит смена образовательной парадигмы. Поиски путей об­новления образования идут по многим направлениям: предлагается иное со­держание, иные подходы к его реализации, модернизация и создание новых технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cr_1.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Глава1.Теоретические основы

        Введение____________________________________________________________ 3

1.1. Сущность проблемы___________________________________________________ 4

1.2. Психолого – педагогические теории, положенные в основание решения проблемы._4

1.3. Понятийный аппарат рассматриваемого опыта._____________________________6

       Выводы по главе______________________________________________________ 8

Глава2. Практика реализации.

2.1. Источник и авторство педагогического опыта._____________________________10

2.2. Педагогические цели, реализуемые в практическом опыте.__________________ 11

2.3. Содержание практического опыта._______________________________________12

2.4. Средства педагогической коммуникации, используемые в опыте._____________17

2.5. Результаты описываемого педагогического опыта._________________________17

Выводы по главе________________________________________________________  19

Заключение.

1. Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта.______21

2. Рефлексивное отношение к описанному опыту._____________________________22

Список используемой литературы.__________________________________________22

Введение

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повышения эффективности учебной деятельности учащихся; необходимостью создания условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса; отсутствием исследований, рассматривающих выбор словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов.

В настоящее время общество находится на переломном этапе своего развития. Происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные, экономические изменения. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны. Происходит смена образовательной парадигмы. Поиски путей обновления образования идут по многим направлениям: предлагается иное содержание, иные подходы к его реализации, модернизация и создание новых технологий.

Сегодня идеи личностно-ориентированного образования, развивающего обучения, гуманистического воспитания все глубже проникают в работу школы.

Концепция личностно-ориентированного образования опирается на фундаментальные дидактические исследования: В.В. Краевского, посвященные природе педагогического знания; В.С. Ильина, И.Я. Лернера, М.И. Скаткина о целостности образовательного процесса; Е.В. Бондаревской, Н.В. Бочкиной, З.В. Васильевой, Т.И. Мальковской, А.П. Тряпициной о личностно развивающих функциях обучения; В.Н. Загвязинского, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина о специфической природе педагогической деятельности.

Развивающее обучение базируется на исследованиях Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др.

Самое существенное во всех инновациях - поворот всего учебно-воспитательного процесса к личности, создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности учащихся. Образование на данном этапе должно не только вооружать человека знаниями, но и развивать, совершенствовать его как личность. Забота о личности учащегося и его развитии является основной задачей педагогической науки и практической деятельности учителя. Поэтому встает вопрос об овладении методами обучения, обеспечивающими создание оптимальных условий для самовыражения, саморазвития личности, проявления ей самостоятельности, творческой инициативы.

 1.1Сущность проблемы

В процессе изучения состояния преподавания выявлено, что словесные методы не редко занимают до 70% учебного времени урока, наглядные во многих случаях не применяются, все еще низок вес практических методов, а особенно исследовательского характера. Это указывает на то, что в дидактической литературе слабо акцентируется внимание на них, на то, как они должны вписываться в структуру урока. Отсутствуют исследования, в которых бы рассматривались сочетания словесных, наглядных и практических методов в структуре уроков разных типов.

Одно из направлений совершенствования уроков разных типов - это обоснование дидактических условий выбора методов и их сочетания, определение критериев эффективности их применения. Поэтому проблема повышения эффективности и качества урока ставит учителя перед необходимостью выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов, так как самый эффективный метод, неудачно вписанный в структуру урока, не обеспечит продуктивной деятельности.

Несмотря на то, что разработаны педагогические возможности конкретных методов, продуктивность учебной деятельности учащихся на уроках еще низка.

В связи с этим возникает противоречие между задачами, предъявленными школе в развитии учащихся и формировании у них знаний, умений и навыков, воспитании качеств личности и отсутствием теоретического и опытно-экспериментального обоснования дидактических условий выбора методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов, способствующих их реализации. Поэтому проблема выбора методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов является весьма актуальной в теории обучения и реальной практике.

Проблема исследования состоит в определении и обосновании дидактических условий выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов, обеспечивающих повышение эффективности учебной деятельности учащихся.

1.2Психолого-педагогические теории, положенные в основание решения проблемы

Методам обучения, от которых зависит успех работы учителя и ученика в целом, посвящен целый ряд фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и частных методиках преподавания отдельных учебных предметов

(Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).

Методы обучения при правильном их применении способствуют развитию речи учащегося, обогащению ее словарного запаса, усилению коммуникативности, обеспечивают развитие сенсорной сферы личности, двигательной сферы, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы.

Развивающая роль методов обучения освещена в работах А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, Г.Д.Кирилловой, И.Я. Лернера, В.А. Черкасова и др. Каждый метод обучения должен выполнять разнообразные функции, но у него имеются свои специфические возможности в реализации целей обучения. Эффективность метода обучения можно оценивать лишь исходя из условий его конкретного применения. Каждый из методов обучения обладает как сильными, так и слабыми сторонами, он может быть эффективным в одном звене процесса обучения и малоэффективным в другом. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока, поэтому необходимо заботиться о комплексном сочетании различных методов. Это позволит добиваться максимальной эффективности урока, оптимально развивать способности каждого ученика.

В процессе изучения состояния преподавания выявлено, что в массовой практике преимущественно используются и раскрываются словесные методы обучения. Практическим методам уделяется недостаточное внимание. Среди них рассматриваются только различные методы упражнений, решения примеров и задач. Недооценивается значение поисковых, исследовательских методов как разновидностей практических. Это во многом объясняется тем, что в школе господствует комбинированный урок (Ю.А. Конаржевский, В.А. Онищук, И.М. Чередов). В дидактике обстоятельно не рассмотрены, какими возможностями для применения этих методов располагают другие типы уроков.

Анализируя работы дидактов (Ю.К. Бабанский, И.Д, Зверев, Ч. Куписе-вич, Ю.А. Конаржевский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.М. Поташник, В.А Черкасов и др.), посвященных методам обучения, обнаруживаешь неразработанность критериев и алгоритмов выбора методов и их сочетания в определенном типе урока. Исследователи писали о выборе методов без ссылки на конкретные формы организации обучения.

К числу важнейших свойств методов обучения относится их способность к взаимопроникновению, дополнению одного другим. Диалектика взаимосвязи методов, их общего, особенного и единичного такова, что метод относящийся к данному классу, может успешно функционировать в сочетании с другим, входящим в любой другой класс. Например, словесный с наглядным, словесный с практическим, наглядный со словесным и т.д.

 Теоретической и методологической основой исследования является теория оптимизации процесса обучения, теория развивающего обучения, системно - деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, исходные методологические положения, вскрывающие сущность категорий «методы», «формы», «структура», «процесс».

 1.3 Понятийный аппарат рассматриваемого опыта

1. Апробация – испытание с целью подтверждения того или иного предложения в ходе исследования, опытная проверка.[10, 3]

2. Воспитание – часть педагогического процесса, в котором образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности, под руководством и в результате специальной деятельности учителя.[10, 6]

3. Дидактика (от греческого учу) – часть педагогики, изучающая закономерности общего политехнического и профессионального образования. Она рассматривает вопросы о задачах и содержании образования, о процессе усвоения и применения учащимися знаний, умений, навыков, о принципах и методах и организационных формах обучения. Важнейшей проблемой дидактики является раскрытие закономерностей успешного обучения, осуществляемого в не разрывной связи с жизнью, производительным трудом и практикой. [5, 34]

4. Комбинированный урок – имеет одну или несколько приблизительно одинаковых по своему значению дидактических целей. Например: проверка ранее усвоенных знаний и усвоение новых; проверка ЗУН и применение их на практике и другие сочетания.[11, 42]

5. Личностный подход – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей стимулирования, самостановление, самоутверждение, самореализация.[11, 73]

6. Метод обучения – способ передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развитие познавательных сил учащихся, формирования их мировоззрения и подготовки подрастающих поколений к жизни. Только при условии применения разнообразных методов обучения может быть обеспечено сознательное и прочное усвоение ЗУН.[10, 48]

7. Методы исследования педагогики – это приемы, процедуры и операции экспериментального и теоретического познания и педагогической действительности. В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на: общенаучные, собственно педагогические; методы других наук; констатирующий и преобразующий, эмпирические и теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные.[10, 44]

8. Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за коллективным процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.[10, 50]

9. Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Наглядность обогащает круг представлений школьников, делает обучение для них более доступным, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому и прочному усвоению материала. Главное назначение наглядности – связать чувственное восприятие с мышлением. Особенностью мышления детей и подростков является его конкретность. Поэтому наглядность в обучении делает для учащихся знания более доступными. Однако, идея от рассмотрения единичных фактов и явлений учащиеся усваивают правила, законы, науки т. е. у них развивается и абстрактное мышление.[2, 22]

10. Образованность – качество личности, которое характеризует её способность использовать в своей познавательской и практической деятельности усвоенные продукты материального и духовного труда людей.[10, 59]

11. Опыт педагогический – Совокупность полученных на практике навыков, приемов воспитания и обучения; планомерно поставленный частный или общий эксперимент по какому – либо вопросу педагогический практики. Передовой практический опыт обогащает практику, движет вперед педагогическую мысль и служит наиболее верным и надежным критерием истинности выработанных педагогикой теоретических положений, принципов, правил, методов обучения и воспитания и организационных форм обучения подрастающих поколений.[2, 45]

12. Образовательная программа – краткое систематическое описание, совокупность информации определяющие полостью состав и структуру, какой – либо системы, процесс её функционирования так, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями, т.е. был целесообразным.[6, 54]

13. Обучение – часть педагогического процесса, в котором образование, развитие, формирование личности, происходит в познавательной деятельности под руководством учителя и в результате его преподавательской деятельности.[3, 26]

14. Парадигма – совокупность теоретических и методологических посылок определяющее конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе.[10, 57]

15. Педагогический процесс – совокупность специально организованных последовательных целенаправленных действий педагога и учащихся (их взаимодействие) с целью образования, развития и формирования личности последнего.[2, 22]

16. Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка целей и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов работы. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.[11, 21]

17. Урок – форма организации учебного процесса в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованием учебной программы.[11, 21]

18. Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых ЗУН или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления учебной деятельности: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для её решения, составление плана решения задачи, осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи. [9, 43]

19. Эффективность урока – степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.[2, 19]

20. Эксперимент педагогический (лат.experimentum – проба, опыт) – научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания и обучения, и его результатом.[1, 31]

Выводы по первой главе

 На основе теоретического анализа исследований ученых рассмотрены сущность и классификация методов обучения, сущность учебной деятельности, форма организации обучения как дидактическая категория, структура формы организации обучения, типы уроков, рассмотрены этапы различных типов уроков, проблема выбора методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов, ее разработанность.

Большинство ученых рассматривают методы как способы взаимосвязанной, совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. Метод обучения мы рассматриваем как способ взаимодействия учителя с учащимися для реализации общеобразовательных, развивающих и воспитывающих целей обучения.

Конструктивный подход к выбору методов обучения требует от учителя знаний различных классификаций методов обучения

В своей работе я остановился на рассмотрении классификации по источникам знаний (Е.Я.Голант, Д.О.Лордкипанидзе, С.И.Перовский) и считаем, что данные методы всегда должны иметь в качестве аспекта тот или иной уровень познавательной деятельности учащихся, которая может быть преобладающе репродуктивной, репродуктивно - поисковой, частично - поисковой или творческой.

Познавательная деятельность и учебная деятельность являются предметом изучения многих авторов (Ю.К.Бабанский, В.М.Блинов, Е.Н.Кабанова -Меллер, Н.Ф.Талызина, ВАЛеркасов, Д.Б.Эльконин, И.СЯкиманская и др.).Учебная деятельность включает цель, мотив, действия, операции, самоконтроль.

Так как методы обучения являются составными деятельностно - процессуальными элементами организационных форм обучения, то мы в своей работе уточнил понятийно - категориальную базу структуры форм организации обучения.

Изучению проблемы форм организации обучения посвящены исследования А.П.Аношкина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.А.Онищука, М.Н.Скаткина, И.И.Тарадановой, И.М.Чередова и др.

Под формой организации обучения мы понимаем ограниченную жесткими рамками времени конструкцию отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающую управление учителем учебной деятельностью класса, групп или отдельных учащихся над определенным содержанием учебного материала, зафиксированным в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетания методов, приемов, средств обучения и форм учебной работы (И.М.Чередов).[11]

Типология конкретных форм организации обучения разработана М.А.Даниловым, Б.П,Есиповьш, С.В.Ивановым, И.Н.Казанцевым, М.И,Махмутовым, И.М.Чередовым.

Определяя тип урока, мы опирались на классификацию И.М.Чередова, в основе которой лежит дидактическая цель и звено процесса обучения. Выделили 8 типов уроков: формирования знаний; закрепления и совершенствования знаний; формирования и совершенствования знаний; формирования умений и навыков ; совершенствования знаний, умений и навыков; применения знаний на практике; повторения и систематизации знаний; проверки знаний. Структура каждого типа урока состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных внешних элементов - этапов урока, каждый из которых вбирает в себя содержание, методы, виды учебной деятельности учащихся, формы учебной работы.

Конструируя форму организации обучения, учитель должен прибегать к выбору методов обучения и их сочетания. В педагогической науке сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Анализируя работы Ю.К Бабанского, Ю.К.Конаржевского, В.Ф.Паламарчук, П.И.Пидкасистого, ЛИПодласова, В.А.Черкасова, мы выявили, что ими рассматривается проблема выбора методов обучения в общем виде, вне учета структуры урока определенного типа.

Проведя анализ дидактической и психолого-педагогической литературы, я пришел к выводу, что в теории не разработан вопрос о выборе словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов, что явилось теоретической предпосылкой для организации и проведения констатирующего и формирующего этапов практического исследования.

2.1Источник и авторство педагогического опыта.

База исследования: школы №7, №11 г.Ишима Тюменской области. Исследования проводились в несколько этапов.

На первом этапе (1996-97 г.) для теоретического обоснования был проведен анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по теме исследования. На данном этапе были сформулированы цель, объект, предмет исследования, рабочая гипотеза и задачи. Обоснованы дидактические условия и критерии выбора сочетания словесных, наглядных и практических методов и их сочетания в структуре уроков разных типов. Проведен констатирующий эксперимент. Осуществлен сбор фактического материала.

На втором этапе (1997 - 1999 г.) проводился формирующий эксперимент с целью проверки и корректировки рабочей гипотезы и анализ полученных результатов.

На третьем этапе (1999-2000 г.) осуществлялось осмысление, обобщение результатов исследования. 

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

  • в выявлении и обосновании зависимости повышения эффективности учебной деятельности учащихся от соблюдения совокупности дидактических условий при выборе словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов;
  • в установлении зависимости эффективности учебной деятельности учащихся от веса практических методов исследовательского характера в структуре уроков формирования умений и навыков, применения знаний на практике;
  • в разработке и обосновании критериев оценки эффективности словесных, наглядных и практических методов и их сочетания в структуре уроков разных типов;
  • в обосновании критериев выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов.

Практическая значимость исследования заключается:

  • в разработке технологии конструирования сочетания словесных, наглядных и
    практических методов обучения в структуре уроков разных типов;
  • в разработке критериев выбора методов и их сочетания в структуре разных
    этапов урока;
  • в обосновании процедуры выбора методов и их сочетания при подготовке и
    проведении уроков разных типов;
  • в разработке алгоритма выбора методов обучения и их сочетания по каждому
    типу урока.

Опыт осуществлялся Малецкой Надеждой Сергеевной, кандидатом педагогических наук. Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы России Чередов Иван Михеевич. Достоверность и обоснованность подученных результатов обеспечена методологическим подходом, глубоким анализом психолого - педагогических публикаций, длительностью опытно-экспериментальной работы, личным участием автора в ней, использованием методов качественного и количественного анализа данных, практической апробацией результатов исследования.

             Апробация результатов:

Материалы исследования обсуждались на следующих научно практических конференциях: «Педагогика и профессиональная ориентация студентов»; «Педагогика, методика, психология в школе и вузе»; «Социокультурные проблемы развития малых городов Западной Сибири».

2.2Педагогические цели, реализуемые в практическом опыте

Объект исследования: методы обучения.

Предмет исследования: выбор словесных, наглядных, практических методов и их сочетания в структуре уроков разных типов.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать дидактические условия выбора в структуре уроков разных типов словесных, наглядных и практических методов и их сочетания, способствующих повышению эффективности учебной деятельности учащихся.

Гипотеза. Если при выборе методов обучения и их сочетания в структуре конкретных типов уроков соблюдать совокупность условий:

•соответствие метода цели урока и каждого его этапа;

•учет степени сложности и структуры учебного материала;

•отдавать предпочтение видам методов, способствующих организации частично - поисковой, поисковой учебной деятельности учащихся;

•высокий уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

•приоритетное значение отдавать практическим методам обучения: особенно высокий их вес должен быть на уроках формирования умения и навыков, на уроках применения знаний на практике;

•снижать объем словесных методов в пользу наглядных и практических на уроках формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний;

•выбирать сочетание методов с учетом их компенсаторных возможностей;

•учет учебных возможностей учащихся и уровень их подготовленности;

•определение рациональных расходов времени на функционирование метода, то создаются благоприятные возможности для эффективной учебной деятельности учащихся.

Исходя из цели и гипотезы исследования в работе ставятся следующие задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы выбора методов в структуре процесса обучения;
  2. Выявить практикующиеся сочетания методов и соотношения видов учебной
    деятельности в структуре уроков разных типов в массовой практике обучения;
  3. В экспериментально - опытной работе обосновать дидактические условия
    выбора словесных, наглядных и практических методов и их сочетаний в
    структуре уроков разных типов, обеспечивающие благоприятные возможности для повышения эффективности учебной деятельности учащихся.
  4. Разработать технологию выбора методов и их сочетания в структуре уроков
    разных типов. Обоснование условий выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов.
  5. Доказать зависимость повышения эффективности учебной деятельности учащихся от максимального использования потенциала словесных, наглядных и практических методов в организации частично-поисковой, поисковой, познавательной деятельности учащихся на разных типах уроков.
  6. Доказать зависимость эффективности учебной деятельности учащихся от веса практических методов исследовательского характера в структуре уроков формирования умений и навыков, применения знаний на практике.

2.3Содержание практического опыта 

В констатирующем эксперименте проведены наблюдения и анализ 153 уроков разных типов и разных предметов в школах № 7 и № 11 г. Ишима, выявлено сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения и видов деятельности учащихся, наблюдаемое в массовой практике преподавания учителей.

Анализ уроков показал, что уроки в большинстве своем строятся на основе авторитарных отношений педагога к учащимся, на лицо субъектно - объектный тип отношений, что в основном используются одни и те же виды методов обучения, способствующие организации репродуктивной учебной деятельности, которая является доминирующей на большинстве этапов всех видов уроков, а на долю частично - поисковой деятельности приходится от 10 до 25% учебного времени. Среда методов обучения преобладают словесные методы, иногда без опоры на наглядные и практические.

В целях диагностики эффективности учебной деятельности учащихся на уроке мы разработали методику оценки эффективности сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения в структуре уроков разных типов, основанную на следующих параметрах:

  1. эффективность использования учебного времени;
  2. уровень познавательной деятельности учащихся;
  3. эффективность развития интеллектуальной деятельности учащихся;
  4. уровень развития познавательного интереса;
    5)уровень сформированности знаний, умений, навыков.

Для каждого показателя определили 5-бальную систему. Сумма оценок пяти параметров максимально может составить 25 баллов - 100%, минимально- 5 баллов. Эффективность сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения в разных типах уроков по предметам трудового обучения составила 50 - 55% (таблица 1), что позволяет оценить сочетание методов, применяемых в массовой практике как удовлетворительное.

Анализ оценок эффективности сочетания методов обучения показал, что сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения, применяемое в массовой практике учебных заведений, в большинстве своем слабо активизирует учебную деятельность, слабо влияет на развитие уровня познавательной активности и развитие интеллектуальной сферы учащихся, на уровень развития познавательного интереса, это указывает на необходимость разработки технологии выбора методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов и на целесообразность их максимального применения для организации частично-поисковой и творческой деятельности учащихся.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента и согласно разработанной гипотезе мы ввели непрерывное хронометрирование, анализ и оценку уроков в экспериментальных и контрольных классах. Предварительно была проведена диагностика учебных возможностей учащихся указанных классов.

В проводимом эксперименте мы постепенно увеличивали долю практических методов обучения в структуре различных типов уроков и применяли такие виды словесных, наглядных и практических методов обучения, которые способствовали организации частично-поисковой и творческой деятельности учащихся. При определении выбора методов и их сочетания в структуре уроков разных типов мы опирались на следующие критерии: дидактическая цель урока, темы, этапа; звено процесса обучения; сложность содержания учебного материала; учебные возможности учащихся; уровень познавательной деятельности учащихся; дидактические возможности словесных, наглядных и практических методов обучения; учебно-материальная база школы; отношение сотрудничества (стиль общения); мотивы учения; потребностно - мотивационная сфера учащихся.

В результате формирующего эксперимента методами хронометрирования и педагогического мониторинга зафиксировано 210 уроков разных типов по предметам, установлена эффективность сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения и соотношения видов деятельности учащихся в структуре уроков разных типов.

Таблица I

Эффективность сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения в констатирующем и формирующем экспериментах

Типы уроков           |              Эффективность сочетания методов (%)

                                   эксперимент

констатирующий

формирующий

1. Формирования знаний                           52

90

2.3акрепления и совершенствования знаний

50

92

3. Формирования и совершенствования знаний

55

90

4, Формирования умений и навыков

50

90    

5. Совершенствова-ния знаний, умений и навыков

54

89

б. Применения знаний на практике

54

92

7. Повторения и систематизации знаний

50

89

8. Проверки знаний

55

88

В результате проведенного эксперимента было выявлено положительное влияние выбранных методов обучения и вариантов их сочетания, видов деятельности учащихся на развитие учебных возможностей учащихся.

Таблица 2

Учебные возможности учащихся экспериментальных и контрольных классов до и после эксперимента (в %)

Экспериментальные классы

Контрольные классы

Класс, предмет

Вс

в

С

Н

Класс, предмет

Вс

с

Н

5«А»

10/24

28/66

55/10

7/0

5«В»

4/4

44/64

52/32

-

6 «А»

3/14

52/83

45/3

-

б «В»

-

43/57

57/43

-

7 «Б»

37/74

50/23

13/3

-

7 «В»

17/20

20/20

49/49

14/11

8 «В»

-/43

55/48

31/9

*

8 «Б»

10/10

24/42

52/38

14/10

8 «А»

4/13

21/54

58/33

17/-

8 «В»

4/8

54/50

25/25

17/17

Примечание: Вс - высшие, В - высокие, С - средние, Я - низкие; числитель - результаты до начала эксперимента; знаменатель - результаты после окончания эксперимента.

Во всех экспериментальных классах мы наблюдаем более интенсивную динамику изменения результатов учебных возможностей учащихся

Как показывают данные таблицы, в экспериментальных классах увеличилось число учащихся с высшими учебными возможностями, уменьшилось число со средними учебными возможностями и не стало учащихся с низкими учебными возможностями.

В ходе проведенного эксперимента были отмечены положительные изменения таких компонентов учебных возможностей как: уровень обученности; уровень сформированности интеллектуальных умений; уровень самостоятельности мышления, сформированности учебных умений, навыков умственного и учебного труда.

Таблица 3

Уровень сформированности интеллектуальных умений учащихся экспериментальных и контрольных классов до и после эксперимента (%)

Экспериментальные классы

Контрольные классы

Класс, предмет

Вс

В

С

Н

Класс, предмет

Вс

в

С

Н

5 «А»

-/21

21/69

72/10

11-

5 «В»

-/4

28/68

72/28

-

6 «А»

3/10

55/86

42/3

-

6 «В»

46/46

54/54

-

7 «Б»

43/80

50/20

11-

7 «В»

20/20

27/40

47/40

61-

8 «В»

-/30

35/66

61/4

4/.

8 «Б»

-/5

38/43

48/43

14/9

8 «А»

4/17        ,

29/66

50/17

17/-

8 «В»

-

37/42

42/33

21/25  (

Полученные результаты позволяют утверждать, что выбранное сочетание словесных, наглядных и практических методов, а также сочетание видов деятельности учащихся в структуре уроков разных типов положительно влияет на интеллектуальное развитие учащихся. Так, в экспериментальном классе процент учащихся с высшим уровнем сформированности интеллектуальных умений увеличился на 30%, тогда как в контрольном классе - только на 5%, увеличилось число учащихся с высшим уровнем сформированности данного показателя, в экспериментальном классе - на 31%; в контрольном - лишь только на 7%. Количество учащихся со средним уровнем сформированнсти интеллектуальных умений в экспериментальном классе, уменьшился на 57%, а в контрольном - на 5%.

Аналогичные изменения наблюдаются и в других экспериментальных классах по другим показателям, что указывает на положительную динамику изменения компонентов учебных возможностей учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными в результате выбранных вариантов сочетания методов обучения в структуре уроков разных типов.

При конструировании уроков разных типов на основе сочетания методов обучения учителю необходимо владеть алгоритмом выбора методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов.

На основе анализа выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и вариантов их сочетания в структуре конкретного типа урока нами разработана последовательность конструирования выбора методов обучения и их сочетания, а так же видов учебной деятельности для 8-и типов уроков.

В выделенных последовательностях конструирования сочетания методов обучения определены различные варианты сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения в зависимости от типа урока и критериев выбора, что позволяет учителю выбрать свой вариант сочетания методов в зависимости от конкретного типа урока и имеющихся условий.[2]

2.4Средства педагогической коммуникации, используемые в опыте

Использовались следующие методы исследования:

  • анализ философской, психолого - педагогической литературы с целью определения актуальности и теоретических основ выбора сочетания методов
    обучения в структуре уроков разных типов;
  • анализ дидактической, психолого - педагогической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы в науке и практике;
  • метод системно - структурного анализа учебного материала;
  • метод наблюдения различных типов урока;
  • метод мониторинга и хронометрирования;
  • изучение опыта работы учителей, школьной документации в аспекте исследуемого вопроса;
  • методы теоретического моделирования и проектирования;
  • дидактический эксперимент в разных его видах;
  • методы математической статистики.

2.5Результаты описываемого педагогического опыта

В результате проведенного исследования по проблеме выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов выявлены дидактические условия, которые необходимо соблюдать.

Следует обеспечивать соответствие метода обучения цели урока и микроцелям его этапов. Необходимо учитывать степень сложности учебного материала. Для повышения эффективности учебной деятельности учащихся целесообразно отдавать предпочтение частично - поисковой, поисковой деятельности учащихся. Весьма важно обеспечивать высокий уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Приоритетное значение следует отдавать практическим методам обучения, особенно на уроках формирования умений и навыков, применения знаний на практике. А на уроках формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний должен снижаться объем словесных методов в пользу наглядных и практических. Выбирать сочетание методов необходимо с учетом их компенсаторных возможностей. Необходимо учитывать учебные возможности учащихся и уровень их подготовленности. Следует определять рациональные расходы времени на функционирование каждого метода. При соблюдении совокупности всех указанных условий создаются благоприятные возможности для эффективной учебной деятельности учащихся.

Каждый метод обучения имеет слабые и сильные стороны их применения. Поэтому для успешного решения задач обучения, воспитания и развития необходимо не только знать педагогические возможности того или иного метода, но и предвидеть различные компенсации, которые реальны через разные варианты сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.

Для правильного выбора метода обучения необходимо знать его границы, на основании которых один метод отличается от другого. Это зависит от того, что будет доминировать в данный момент, если только чтение учебника, то речь идет о словесном методе, если составление схемы, заполнение таблицы с использованием учебника, то это уже практический метод. Если учитель демонстрирует опыт учащимся, то это наглядный метод, если же учащиеся сами проводят опыт, то речь идет о практическом методе.

Без целенаправленного выбора методов обучения, без организации с помощью методов частично-поисковой, поисковой, творческой учебной деятельности невозможна полноценная реализация в процессе обучения образовательной, воспитательной и развивающей функций.

Объективный анализ возможностей использования определенных методов обучения и различных их сочетаний в структуре урока осуществим только на основе учета комплекса критериев: дидактическая цель урока, этапа, звено процесса обучения, сложность содержания учебного материала, сильные и слабые стороны словесных, наглядных и практических методов обучения, учебные возможности учащихся, уровень познавательной деятельности учащихся, отношение сотрудничества (стиль общения), мотивы учения, потребностно-мотивационная сфера. Между данными критериями имеются взаимосвязи, которые являются основными, направляющими при выборе методов обучения и их сочетания и могут реализовываться только в том или ином типе урока.

В формирующем эксперименте нами выявлено, что словесные методы, в сочетании с наглядными эффективны на уроках формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний; малоэффективны на уроках применения знаний на практике, повторения и систематизации знаний, проверки усвоения знаний, умений и навыков; неэффективны на уроках формирования умений и навыков. Наглядные методы весьма эффективны на уроках формирования знаний, закрепления и совершенствования знаний, однако малоэффективны на уроке формирования умений и навыков и неэффективны на уроке применения знаний на практике. Практические методы весьма эффективны на уроках формирования умений и навыков, применения знаний на практике, закрепления и совершенствования знаний.

В процессе опытно - экспериментальной работы установлено, что практические методы обучения создают наиболее благоприятные условия для усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития учащихся. На уроках формирования знаний, формирования и совершенствования знаний, закрепления знаний на них затрачивается до 40 % времени, на уроках формирования умения и навыков, применения знаний на практике - до 85 % времени.

Развивающая роль уроков возрастает по мере включения учащихся в частично - поисковые и поисковые виды деятельности. В зависимости от сложности учебного материала, учебных возможностей учащихся частично -поисковые, поисковые виды деятельности могут занимать более 50% времени урока.

Зафиксирована наибольшая эффективность тех уроков, на которых словесные и практические методы сочетаются с наглядными. При этом наибольшая продуктивность урока достигается, если наглядные методы занимают не более 20% времени.

Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения дает возможность учить полимодально и развивать каждого ученика в соответствии с его способностями.

Выводы по главе

Сочетание методов обучения оказывает влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса, так как позволяет организовать различные виды учебной деятельности, обеспечивает мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему, позволяет реализовывать те или иные отношения между учителем и учащимися.В процессе проведенного исследования установлено влияние правильного выбора методов обучения и их сочетания на повышение эффективности учебной деятельности, на развитие компонентов учебных возможностей учащихся.Через сочетание методов обучения, через организацию с помощью их различных видов учебной деятельности у учащихся создается и поддерживается настрой на самоорганизацию, самосовершенствование, развитие своих способностей, а образовательный процесс становиться сферой самоутверждения ученика.Алгоритм выбора методов и их сочетания в структуре уроков разных типов определен критериями, представлен последовательностью действий учителя, направленных на обеспечение учебно - познавательной деятельности учащихся по достижению поставленной цели и позволяет определить наиболее приемлемые варианты с учетом конкретных условий. Установлено, что сложность учебного материала определяет, какие методы будут доминировать на том иди ином этапе. Учебные возможности учащихся влияют на выбор словесных, наглядных и практических методов обучения и на организацию видов учебной деятельности.Предлагаемая технология выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов необходима для повышения качества процесса обучения в целом и для развития учебных возможностей каждого учащегося. 

Заключение

1.Краткое изложение (аннотация) полученных результатов описания опыта

Реализация принципа наглядности в педагогическом процессе

Наименование опыта

Школа №7, 11 г. Ишима Тюменской области

Адрес опыта

Малецкая Надежда Сергеевна

Автор(ы)

В эксперименте проведены наблюдения и анализ 153 уроков разных типов в школах №7, 11 г. Ишима, выявлено сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения и видов деятельности учащихся, наблюдаемое в массовой практике преподавания учителей.

Содержание

Исследовательский

Частично – поисковый

Репродуктивный

Степень творческой новизны

Психолого – педагогический

Практически обоснованный

Научно обоснованный

Уровень научной обоснованности

Длительно функционирующий (более 3 лет)

Функционирующий (до 3 лет)

Кратковременно функционирующий (до 1 года)

Длительность функционирования опыта

Условия выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов. Малецкая Н.С.Автореферат Омск 2000.

Характер имеющихся материалов

2.Рефлексивное отношение к опыту.

Опыт показал, что правильное сочетание наглядных, словесных и практических методов положительно влияет на умственную деятельность учащихся. Исследователь произвел тщательный анализ методологической литературы и педагогический опыт, который указал на правильный выбор технологии выбора методов и их сочетания в структуре уроков разных типов. Считаю произведенный опыт полезным в педагогической практике преподавателя, позволяющий ему повысить успеваемость учеников. Также считаю необходимым ознакомиться с этим опытом как можно большему количеству преподавателей, с целью повышения своего профессионального уровня.

Список используемой литературы

  1. Роль словесных, наглядных и практических методов в развивающем обучении //Организация и технология образования: Материалы областной конференции -~ Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - С. 77-78.

2.Условия выбора словесных, наглядных и практических методов обучения и их сочетания в структуре уроков разных типов. Малецкая Н.С.Автореферат Омск 2000.

3.Методы обучения как динамичный компонент в развивающемся учебном процессе //Традиции и новаторство в развитии образования - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.

4.Организация учебной работы в школе. Голант Е.Я. Петербург. 1999.

5. Принципы, организация и методы обучения. Лордкапанидзе  Д.О. Москва 1995

  1. Выбор оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения в структуре уроков разных типов //Социокультурные проблемы развития малых городов Западной Сибири. - Ишим: Изд-во ИГПИ им.П.П.Ершова, 2000.-С.57-60.
  2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на разных типах уроков как условие развивающего обучения //Методы обучения как условия развития активности и самостоятельности учащихся.Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.
  3. Педагогика//Под редакцией П.И.Пидкасистого .Москва 1997
  4. Педагогическая психология. Талызина Н.Ф. Москва  1998

10. Словарь педагогических терминов. Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспирова  

11.Педагогика// Чередов И.М. 1998 Омск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры".

В данной статье автор рассуждает о метапредметных связях на уроках русского языка и литературы. Автор утверждает, что академический урок, имея научный потенциал и важность, будет неполноценным, если л...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...

Презентация «УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (издательство «Просвещение») как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе»

Презентация «УМК по русскому языкуТ.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (издательство «Просвещение»)как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процес...

УМК по физике А.В. Перышкина для 7-9 классов как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе

УМК по физике А.В. Перышкина для 7-9 классов как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе...