Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( Ладыженская Т.А.). программа содержит пояснительную записку, перечень содержания, ктп, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому составлена на основе:

– федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования по русскому языку 2004 года,

– примерной программы общеобразовательных учреждений,

– программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Н.М.Шанский//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.

– базисного учебного плана МБОУ «Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа»

Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Цели обучения русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности,  воспитание интереса и  любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,  потребности к речевому совершенствованию;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;
  • освоение знаний о русском язык, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно – нравственных, эстетических, информационных (максимальное введение региональных фактов, местного языкового материала), организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка (систематическая работа по устранению из речи учащихся жаргонизмов, сознательный выбор диалектизмов, анализ своей речи и речи товарищей с точки зрения соответствия её литературным нормам), обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.

Программа составлена для 8 класса (базовый уровень).

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2013 г.

Формы контроля: тест; диктант с грамматическим заданием;  проверочная работа с выборочным ответом;  комплексный анализ текста;  подробное и выборочное изложение; изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение-описание памятника; сочинение на морально-этическую тему; публичное выступление по общественно-важным проблемам; сочинение-рассказ на свободную тему; устное высказывание на лингвистическую тему.

Содержание программы

Функции русского языка в современном мире – 1 ч.

Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в V–VII классах – 5ч + 2ч

Пунктуация и орфография. Знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Синтаксис, пунктуация, культура речи – 7ч + 1 ч

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение – 2ч + 1 ч

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения – 6ч + 1ч

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения – 6ч + 2ч

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Односоставные предложения – 9ч + 2ч

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложненное предложение – 1ч

Однородные члены предложения – 12ч + 2ч

Понятие об осложненном предложении. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Обособленные члены предложения – 18ч + 2ч

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращения – 4ч

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Вводные слова и вставные конструкции – 5ч + 2 ч

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Чужая речь – 6ч + 1 ч

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе – 3ч


Календарно-тематическое планирование

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

по плану

Фактические сроки проведения урока

Планируемые результаты

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

КИМ

знания

умения

I ЧЕТВЕРТЬ – 26 УРОКОВ

ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ – 1ч

1

1

Русский язык в современном мире

1

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа, функции русского языка в современном мире

Уметь объяснять термины, называющие функции языка, составлять опорные конспекты и пересказывать тексты.

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Лекция, беседа

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ– 5ч + 2 ч

2

2

Пунктуация и орфография. Знаки завершения, разделения, выделения

1

Знать основные нормы русского литературного языка, назначении знаков препинания

Уметь составлять вопросный план теста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста

3

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

Знать типы сложных предложение и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении

Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Взаимопроверка, выборочная проверка.

4

4

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

1

Знать правописание  н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы

Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами языка

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

5

5

РР Изложение ( №1) с грамматическим заданием по упр. 27

1

Знать основные признаки художественного стиля.

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, редактировать собственный текст изложения.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль, изложение

6

6

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с различными частями речи

Уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с различными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы, расставлять пропущенные знаки препинания

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальная проверка (тестовый контроль), фронтальный опрос.

7

7

Р.Р. Сочинение (№1) в форме письма

1

Индивидуальный контроль, сочинение

8

8

Входной контроль Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Формировать ситуацию саморегуляции.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Входной контроль, индивидуальный контроль

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – 7ч+1ч

9

9

РНО. Основные единицы синтаксиса

1

Знать основные единицы синтаксиса

Уметь находить в тексте синтаксические единицы.

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

10

10

Текст как единица синтаксиса.

1

Знать основные признаки текста. 

Уметь определять тему текста, основную мысль, анализировать языковые средства, определять тип и средства грамматической связи предложений в тексте.

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос

11

11

Предложение как единица синтаксиса.

1

Знать, что предложение- одна из основных единиц синтаксиса.

Уметь соотносить содержание предложения с фрагментами действительности

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

12

12

РР. Сжатое изложение (№2)

1

Знать приемы сжатия текста

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

13

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

1

Знать, что такое словосочетание, его функции, виды.

Уметь составлять и находить разные  словосочетания.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Объяснять языковые явления процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования словосочетания

Фронтальный опрос, выборочная проверка.

14

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

Знать способы подчинительной связи  и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.

Уметь определять вид подчинительной связи  и использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, взаимопроверка.

15

15

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Знать способы подчинительной связи  и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.

Уметь определять вид подчинительной связи  и использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка.

16

16

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Индивидуальный контроль

ПРОСТОЕ ПРЕДОЖЕНИЕ – 2ч+1

17

17

РНО Грамматическая основа предложения

1

Знать и понимать структуру простого и сложного предложений.

Уметь находить грамматическую основу предложения

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный, индивидуальный опрос.

18

18

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

Знать основные виды простых предложений  по цели высказывания и интонации.

Уметь  интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать  в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения, оценивать свою и чужую речь

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка.

19

19

РР Описание памятника. Сочинение (№ 2)

1

Знать структуру текста-описания.

Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. 

Формировать ситуацию саморегуляции.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальная проверка.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 16

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 6ч+1 ч

20

20

Главные члены предложения. Подлежащее

1

Знать и пояснять функцию главных членов предложения.

Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Взаимопроверка.

21

21

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

Знать виды сказуемого.

Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять  способы выражения простого глагольного сказуемого.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Проверка с комментированным чтением

22

22

Составное глагольное сказуемое.

1

Знать основные элементы составного глагольного сказуемого.

Уметь находить составное глагольное сказуемое.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Тематический тестовый контроль

23

23

Составное именное сказуемое

1

Знать основные элементы составного именного сказуемого.

Уметь находить составное именное сказуемое

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Выборочная проверка.

24

24

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых,  интонационно правильно произносить предложения

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Проверка с комментированным чтением

25

25

Контрольный диктант №3 по теме «Главные члены предложения»

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Индивидуальный контроль

26

26

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения)

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

II ЧЕТВЕРТЬ – 21 УРОК

27

1

Р.Р. Сочинение (№3)  на тему «Чудный собор» по упр. 102

1

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения)

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДОЖЕНИЯ – 6ч+

28

2

Роль второстепенных членов в предложении. Прямое и косвенное дополнение.

1

Знать виды второстепенных членов и способы выражения дополнения.

Уметь находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос.

29

3

Определение.

1

Знать основные виды и способы выражения определений.

Уметь распознавать согласованные и несогласованные определения

Формировать речевые действия, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

30

4

Р.Р. Изложение (№3) по упр. 139

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения)

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

31

5

Приложение. Знаки препинания при нём

1

Знать, что такое приложение, правила постановки дефиса.

Уметь употреблять дефис.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

32

6

Обстоятельство.

1

Знать основные виды и способы выражения обстоятельств.

Уметь находить обстоятельства в предложении.

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, взаимопроверка.

33

7

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Знать порядок устного и письменного разбора..

Уметь производить устн. и письменный разбор

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Выборочная проверка

34

8

РР Сочинение (№4)  Характеристика человека

Составление характеристики человека (по упр. 166)

1

Знать и понимать особенности такого вида текста, как характеристика человека.

Уметь выделять в текстах общее и частное при характеристике человека.  

Формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

35

9

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

1

Знать виды второстепенных членов.

Уметь находить в предложении второстепенные члены. 

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.– 9ч + 2ч

36

10

Главный член односоставного предложения

1

Знать структурные особенности  односоставных предложений.

Уметь различать двусоставные и односоставные предложение.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

37

11

Назывные предложения

1

Знать структурные особенности и функции назывных предложений.

Уметь опознавать назывные предложения и употреблять в речи как средство лаконичного изображения фактов действительности.  

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

38

12

Определённо-личные предложения

1

Знать структурно-грамматические особенности и функции определенно-личных предложений.

Уметь использовать в речи синонимию двусоставных и определенно-личных предложений.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

39

13

Неопределённо-личные предложения

1

Знать структурно-грамматические особенности и функции неопределенно-личных предложений.

Уметь  опознавать предложения в речи, уметь использовать в речи для придания акцента действия

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос,  выборочная проверка.

40

14

РР Инструкция

1

Знать синтаксические особенности официально-делового стиля.

Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения 

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

41

15

Безличные предложения

1

Знать типологические особенности рассуждения.

Уметь создавать рассуждения, отбирать нужные аргументы для доказательства основной мысли, адекватно выражать свое отношение к фактам действительности.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

42

16

РР Рассуждение

1

Знать структурно-грамматические особенности и функции безличных предложений.

Уметь определять грамматические формы сказуемого, употреблять безличные предложения в речи

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

43

17

Неполные предложения

1

Знать, что такое неполные предложения.

Уметь распознавать  неполные предложения.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

44

18

Синтаксический разбор односоставного предложения

1

Знать порядок устного и письменного разбора.

Уметь производить устный и письменный разбор

Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

45

19

Административная контрольная работа

Контрольный диктант № 4 по теме «Односоставные предложения»

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

46

20

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 35 ч

47

21

Понятие об осложнённом предложении

1

Знать, что такое осложнённое предложение.

Уметь определять способ осложнения

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка.

III ЧЕТВЕРТЬ – 31 УРОК

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 12ч +2ч

48

1

Понятие об однородных членах

1

Знать, что такое однородные члены предложения.

Уметь распознавать однородные члены предложения

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

49

2

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

Знать правило постановки знаков препинания.

Уметь правильно ставить знаки препинания

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

50

3

РР Изложение  (№4) с грамматическим заданием (по упр 242)

1

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

51

4

Однородные и неоднородные определения

1

Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений.

Уметь различать определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа текста. 

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

52

5

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

1

Знать типы сочинительных союзов.

Уметь ставить разделительные знаки препинания при однородных членах предложения

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

53

6

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами

1

Знать, что такое однородные и неоднородные определения,

Уметь  разграничивать однородные и неоднородные определения

Тестовый контроль

54

7

Р.Р. Сочинение (№5)  по картине Ю. Пименова «Спор»

1

55

8

Обобщающие слова при однородных членах.

1

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

Уметь распознавать логические категории общего и частного, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах. 

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка

56

9

Знаки препинания при обобщающих словах

1

Выборочная поверка

57

10

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

Знать порядок устного и письменного разбора.

Уметь производить устный и письменный разбор.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка

58

11

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

Знать порядок устного и письменного разбора.

Уметь производить устный и письменный разбор.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный тестовый контроль

59

12

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

Знать особенности и функции предложений с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложненном предложении.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

60

13

Контрольный диктант №5  по теме «Однородные члены предложения»

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

61

14

Анализ контрольного диктанта

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 18ч + 

62

15

Понятие об обособлении.

1

Знать и понимать языковое явление как способ придания второстепенным членам относительной смысловой самостоятельности.

Уметь опознавать обособленные члены предложения, интонационно выделять смысловые части в устной речи

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка

63

16

Обособленные определения

1

Знать условия обособления и функции согласованных определений.

Уметь находить грамматические условия обособления определений.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

64

17

Выделительные знаки препинания при обособленном определении

1

Знать условия обособления и функции согласованных определений.

Уметь находить грамматические условия обособления определений.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка

65

18

Обособленные определения.  Выделительные знаки препинания при них

1

Знать материал по изученной теме

Уметь применять знания на практике

Тестовый контроль

66

19

РР Рассуждение на дискуссионную тему

1

Знать о таком типе речи, как рассуждение; отличительные признаки, особенности рассуждения

Уметь строить текст-рассуждение с использованием изучаемых языковых явлений; самостоятельно редактировать т творчески перерабатывать собственный текст

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

67

20

Обособленные приложения

1

Знать условия обособления и функции приложений.

Уметь опознавать приложения в тексте на слух, ставить выделительные знаки препинания в письменной речи

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

68

21

Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях

1

Знать условия обособления и функции приложений.

Уметь опознавать приложения в тексте на слух, ставить выделительные знаки препинания в письменной речи.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

69

22

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения»

1

Знать правила обособления приложений

Уметь находить приложения в тексте, определять условия обособления

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

70

23

Обособленные обстоятельства

1

Знать условия обособления и функции  обстоятельств.

Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить выделительные знаки препинания

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка,

индивидуальный опрос

71

24

Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

Знать условия обособления и функции  обстоятельств.

Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить выделительные знаки препинания

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый индивидуальный контроль

72

25

Обобщение и повторение по теме «Обособленные обстоятельства»

1

Знать правила обособления обстоятельств

Уметь правильно ставить знаки препинания

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

73

26

Обособленные уточняющие члены предложения

1

Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.

Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка, индивидуальный опрос

74

27

Р.Р. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

1

Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения.

Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

75

28

Обобщение и повторение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

1

Знать правило обособления уточняющих членов предложения

Уметь правильно ставить знаки препинания

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

76

29

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

Знать порядок устного и письменного разбора.

Уметь производить устный и письменный разбор

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная поверка

77

30

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Знать порядок устного и письменного разбора. Уметь производить устный и письменный разбор

Уметь производить устный и письменный разбор

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный контроль

78

31

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложения с обособленными членами

1

IV ЧЕТВЕРТЬ – 24 УРОКА

79

1

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

Знать особенности и функции обособленных членов предложения.

Уметь опознавать обособленные члены предложения, правильно ставить выделительные знаки препинания.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый индивидуальный контроль

80

2

Контрольный диктант №6 по теме «Обособленные члены предложения».

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

81

3

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ –18ч

ОБРАЩЕНИЯ – 4 ч

82

4

Назначение обращения

1

Знать способы выражения и функции обращений в речи.

Уметь интонационно выделять обращения в устной речи.

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

83

84

5

6

Распространённые обращения.

Выделительные знаки препинания при обращении

2

Знать способы выражения обращений в речи, условия выделения обращений в письменной речи.

Уметь правильно ставить выделительные знаки при обращении.

Способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка,

индивидуальный опрос

85

7

Употребление обращений

1

Знать особенности официально-делового стиля.

Уметь  интонационно правильно произносить обращения в устной речи, уметь употреблять разные формы обращений в различных речевых ситуациях; составлять деловое письмо, учитывая коммуникативное намерение, используя в письменной речи обращения.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

ВВОДНЫЕ И ВСАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ 5ч + 2ч

86

8

Вводные конструкции.  

1

Знать группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции.

Уметь употреблять в речи водные слова с учетом речевой ситуации,  определять значение вводных слов и словосочетаний

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

87

9

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Уметь находить вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах; правильно ставить знаки препинания

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Проверочная работа, индивидуальный контроль

88

10

Р.Р. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка,

индивидуальный опрос

89

11

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

Уметь опознавать вставные конструкции, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Тестовый контроль

90

12

РР Публичное выступление

1

Знать основные средства связи

предложений в тексте.

Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

91

13

Междометия в предложении

1

Знать и понимать, что междометия грамматически не связаны с предложением.

Уметь опознавать междометия, использовать в речи, правильно ставить разделительные знаки препинания. 

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

92

14

Контрольное тестирование по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

ЧУЖАЯ РЕЧЬ – 6ч + 1ч

8.05

93

15

РНО Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь

Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

94

16

Прямая и косвенная речь

1

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос

95

17

Прямая речь.

1

Уметь различать прямую и косвенную речь, определять в предложении с косвенной речью чужую речь и комментирующее высказывание, правильно ставить разделительные знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

96

18

Диалог

1

Знать синтаксические структуры предложений с прямой речью.

Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.

Формировать навыки работы в группе.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка

97

19

РР Рассказ

Цитата

1

Знать типологические особенности текста повествовательного характера.

Уметь  составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге.

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

98

20

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с прямой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

1

Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью.

Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Выборочная проверка

99

21

Промежуточная аттестация

Контрольный тест

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Индивидуальный контроль

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ – 3ч

100

22

РНО Синтаксис и морфология

1

Знать синтаксис простого предложения.

Уметь производить синтаксический разбор предложений, определять способ морфологического выражения членов предложения.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос

101

23

Синтаксис и пунктуация

1

Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные правила; соблюдать основные правила орфографии

Управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать).

Итоговый контроль

102

24

Синтаксис и культура речи

2

Знать пунктуацию простого предложения, понимать смыслоразличительную роль знаков препинания.

Уметь правильно ставить знаки завершения  в простом предложении, знаки разделения, выделения в простом осложненном предложении.

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос


Требования к уровню подготовки  обучающихся 8 класса

Должны:

 знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

 -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и  на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Нормы оценки знаний, умений, навыков

учащихся по русскому языку.

Оценка диктантов.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты... Объём диктанта устанавливается:

Для 8 класса — 120-150 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

Для 8 классов — 30 — 35.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:

В 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В диктантах должно быть:

В 8-9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на ещё не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо — работает), «дулпо» (вместо —дупло), «мемля» (вместо — земля).

При оценке диктанта важно также учитывать характер ошибки. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании Ы и И после приставок; б) в случаях трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не... ; не что иное, как.) ; 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

ЗАМЕЧАНИЕ. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.

Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или при отсутствии орфографических ошибок, но при 4 пунктуационных. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 Пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является дня оценки «4» — 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

ПРИМЕЧАНИЕ. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнений дополнительных заданий, учитывается при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.

Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки.

Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.

«1» — при большем количестве ошибок.

Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения:

В 8 классе — 250-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

  1. умение раскрывать тему;
  2. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  3. соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая—за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Сочинение и изложение должны соответствовать следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; описательность изложения.

В характеристике речевого оформления сочинений и изложений омечают разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок— орфографических, пунктуационных и грамматических. Так, для оценки «5»-допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка; «4»-допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки; «3»-допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе — 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки; «2»-допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок; «1»-имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 грамматических ошибок.

Основные критерии оценки за содержание и речь.

Оценка «5»: Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Оценка «4»: Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Оценка «3»: В работе допущены существенные отклонения от темы.• Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Оценка «2»: Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Оценка «1»: В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы... При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

1. Доля самостоятельности учащихся;

2. Этапы обучения;

3. Объем работы;

4. Четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибка были; предупреждены в хода работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок.

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотностъ оценивалось баллом «2» или «1».

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5 —11 -х классов нерусской национальности обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.

График контрольных и практических работ

Название работы

Дата

Часы

Литература

Литература для учителя:

  1. Тростенцова Л.А. , Ладыженская  Т.А. «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2013 г.
  2. Розенталь Д.Э. Русский язык. /М., Дрофа, 2000
  3. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы. 5-11 классы. /М., Сфера, 2004
  4. Скиргайло Т.О. Сочинение в жанре интервью. / Казань. Слово, 2005
  5. Ладыженская Т.А. Такие разные диктанты. 5-9 классы. / М., Ювента, 2007
  6. Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е. Орфография в заданиях и ответах. /М., Мир и Образование, 2013
  7. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс. /М., Вако, 2013
  8. Зайцева О.Н. Задания на понимание текста. 8 класс.

Литература для учащихся:

  1. Тростенцова Л.А. , Ладыженская  Т.А. «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2013 г.
  2. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы. 5-11 классы. /М., Сфера, 2004
  3. Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е. Орфография в заданиях и ответах. /М., Мир и Образование, 2013
  4. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / М, 3013

Образовательные электронные ресурсы:

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6.      http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  7.       claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов
  8. http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
  9. http://www.saharina.ru Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Абзалова Алсу Мирдайсеровна 25.08.2013 авторский шаблон Fantik47

Слайд 2

Должность Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Образование Мензелинский Педагогический Колледж (1994-1999); Елабужский Государственный Педагогический Университет (1999-2004) Место работы МБОУ «Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Н.Х. Шарипова» Стаж С 2004 года Мои личные данные

Слайд 3

Формирование профессионально-личностной готовности учителя к реализации современных целей и задач филологического образования в условиях внедрения ФГОС, 108 часов, ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», свидетельство № 2522, выдано 27 октября 2012 года Повышение квалификации

Слайд 4

Почетные грамоты

Слайд 5

Подлежащее. Способы выражения подлежащего, 8 класс Открытый у рок по русскому языку в рамках семинара учителей русского языка и литературы на базе МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ» Понятие о СПП Урок русского языка, в рамках региональной научно-методической конференции «Инновационные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в школе и вузе», организованный ГОУ ВПО «НГПИ», «ТГГПУ», на базе МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ» Выступление на тему «Технология РКМЧП и ее использование на уроках русского языка и литературы» на Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» Распространение педагогического опыта Открытый урок русского языка по технологии РКМЧП на тему «Приложение» в 8 классе в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе»

Слайд 6

Открытый урок литературы на тему «Детство, опаленное войной» в 5 классе в рамках районного мероприятия, посвященного памяти Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова Распространение педагогического опыта Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Статья «Технология РКМЧП и её использование на уроках русского языка и литературы» на Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» Публикация методического материала на страницах образовательного СМИ. Конспект урока русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего" (по технологии РКМЧП)

Слайд 7

Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка «ОГЭ, ЕГЭ, приемы обучения школьников пониманию, интерпретации текстов (в контексте ФГОС) в процессе подготовки к написанию сочинений» Участие в семинарах

Слайд 8

Экологическое воспитание средствами художественной литературы Формирование экологической культуры учащихся и студентов как часть учебно-воспитательного процесса, ГОУ ВПО «НГПИ», «ТГГПУ», для учителей образовательных учреждений и преподавателей высших учебных заведений, МБОУ «Тлянче-Тамакская СОШ» Современные педагогические технологии на современном уроке русского языка. Современные педагогические технологии обучения русскому языку и литературе, отдел образования, для учителей русского языка и литературы,МБОУ «Новотроицкая СОШ» Республи-канский Районный Выступления на конференциях

Слайд 9

2013 г. Лучший современный урок. Краеведение (Федеральный ) Участник 2014 г. 2015 г. Учитель года (школьный этап) 2014 г. Тотальный диктант (Сертификат отличника) Результаты участия в конкурсах

Слайд 10

Экологическое воспитание средствами художественной литературы, статья, 2 страницы. Сборник материалов республиканской научно-методической конференции «Формирование экологической культуры учащихся и студентов как часть учебно-воспитательного процесса» Технология РКМЧП и ее использование на уроках русского яхыка и литературы, статья, 3 страницы. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Преемственность эколого-географического образования учащейся молодежи в школе и вузе» Методические публикации

Слайд 11

Результаты ЕГЭ

Слайд 12

Результаты ОГЭ

Слайд 13

Результаты участия в олимпиадах Призеры муниципального этапа по русскому языку : 2013 г.- Юсупова Айсылу, 8 класс 2015 г. - Ямалова Рузиля, 8 класс 2015 г. – Шайдуллина Илюзя , 11 класс

Слайд 14

Достижения воспитанников РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «АКСАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИСТОРИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Слайд 15

Достижения воспитанников ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЮНЫХ ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ КЛАССИКА» РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС «КУПЕЛЬ» МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ «ПОДВИГ ГЕРОЯ БЕССМЕРТЕН»

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

Цели:

образовательные:

- расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

- повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами

- совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;

развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие внимания, памяти, критического мышления;

- развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

- развитие речи учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать  в группе.

Оборудование урока: карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,

Ход урока

I ВЫЗОВ

– Откройте тетради, запишите число.

1. Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный. – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.

2. Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь.

3. Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

5. Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

5. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

II ОСМЫСЛЕНИЕ

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.

1. Упражнение 90

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Синквейн»

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквейна

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...