Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Стебаева Надежда Григорьевна

 

Цель деятельности учителя:

1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.
2.Развивать мышление учащихся.
3.Формировать умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.

 

Тип урока:

 

Урок систематизации ЗУН

 

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
1.Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора.
2.Уметь производить фонетический разбор слова.
3.Повторить произносительные нормы русского литературного языка.
4.Закрепить навыки применения орфографических правил буквенных сочетаний с шипящими.

Метапредметные (компоненты культуро -  компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
1.Способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.
2.Умение поставить цель и организовать её достижение.
2.Способность к творчеству.
3.Рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:
1.Осознание эстетической ценности русского языка. 2.Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
3.Потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.
4. Стремление к речевому самосовершенствованию.


Методы обучения
 

Формы обучения


Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций.
 

Индивидуальная, групповая, фронтальная


Оборудование


Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный  проектор, орфографические словари, раздаточный материал (кубик), учебники.


Наглядно – демонстративный материал


Мультимедийный ряд заданий по теме урока, разработанных учителем.


Основные понятия

 

Применяемые технологии:


Фонетика, графика, орфоэпия, орфография,  орфограмма.

 

Игровая технология (с применением элементов   ИКТ-технологии и технологии проблемного обучения).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_fonetika_5_kl.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СУДНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок-игра
по русскому языку в 5 классе.

Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Учитель: Н. Г. Стебаева


Цель деятельности учителя:

1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.
2.Развивать мышление учащихся.
3.Формировать умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.

Тип урока:

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):
1.Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора.
2.Уметь производить фонетический разбор слова.
3.Повторить произносительные нормы русского литературного языка.
4.Закрепить навыки применения орфографических правил буквенных сочетаний с шипящими.

Метапредметные (компоненты культуро -  компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
1.Способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.
2.Умение поставить цель и организовать её достижение.
2.Способность к творчеству.
3.Рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные:
1.Осознание эстетической ценности русского языка. 2.Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
3.Потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.
4. Стремление к речевому самосовершенствованию.


Методы обучения

Формы обучения


Наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций.

Индивидуальная, групповая, фронтальная


Оборудование


Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный  проектор, орфографические словари, раздаточный материал (кубик), учебники.


Наглядно – демонстративный материал


Мультимедийный ряд заданий по теме урока, разработанных учителем.


Основные понятия
 

Применяемые технологии:


Фонетика, графика, орфоэпия, орфография,  орфограмма.

Игровая технология (с применением элементов   ИКТ-технологии и технологии проблемного обучения).

 

План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Игра-путешествие:
  1. Первая остановка. Пос. Фонема: работа над характеристикой звуков. скороговорками, загадками.
  2. Переправа через речку Фонемку: фонетический разбор слов.
  3. Вторая остановка. Привал у костра: разгадывание шарад.
  4. Физкультминутка.
  5.  Третья остановка г. Алфавитск: повторение алфавита, работа с орфографическими словарями.
  6. Четвёртая остановка. Пик Ударение: работа над ударением в словах.
  7.  Пятая остановка. г. Орфоэпинск: работа над произносительными нормами.
  8.  Шестая остановка. г. Орфографинск: работа над словарными словами и словами с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Рефлексия.

 

Обоснование выбора игровой технологии.

На изучение русского языка в 5 классе отводится 5 часов в неделю (по ФГОС). А это обилие новых тем и орфограмм. Поэтому важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными  и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия в Страну Русского Языка.

На игровых уроках учащиеся работают более активно, с большим увлечением. Каждому хочется ответить, получить хорошую оценку, не подвести товарищей, поэтому стараются лучше подготовиться. И, как правило, результат урока выше. Учащиеся лучше воспринимают большой и сложный материал. Игровые уроки способствуют развитию у учащихся интереса к самообучению, творчеству, умению систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться, дают возможность для формирования критического мышления.
           Такие уроки строятся на межличностных отношениях, вызывают потребность общения, способствуют развитию речевых навыков и умений, позволяют моделировать общение в различных речевых ситуациях.
           На игровых уроках воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение в определённых условиях, взаимопомощь, готовность включаться в различные виды деятельности. Учащиеся контролируют свои поступки, дают объективную оценку поступкам своих одноклассников.
          А применение ИКТ-технологии позволяет сделать уроки более яркими, красочными и запоминающимися.


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1

3

4

5

1.Мотивация

Цель: 1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Формулирование темы урока, постановка цели.  

Вступительное слово.

- Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Некоторым, наверно, он кажется немного скучным и трудным, но это совсем не так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Вы любите путешествовать?

Куда вы совершали путешествие?

А что  такое путешествие?

Как вы поняли сегодня у нас урок необыкновенный: пу-те-шест-вие.

Объявляет тему, цели урока. (Слайд 1)

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя участвуют в диалоге с учителем.

Предлагают толкование слова «путешествие», после чего записывают в тетради: «Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям».

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей)

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Цель:

1.Повторение изученного материала.

Итак, в увлекательное путешествие в Страну Букв и Звуков отправляются 3 команды во главе с капитанами.

 Маршрут пройдёт по посёлку Фонема, речке Фонемке, остановимся на привале у костра. Затем попадём в города Алфавитск и Орфоэпинск . И закончится наше путешествие на Весёлом привале в г. Орфографинске. А чтобы пройти весь маршрут от начала до конца, вам необходимо быть очень внимательными, спокойными, оказывать помощь друг другу.

(Слайд 2. Карта маршрута).

Итак, отправная точка нашего путешествия - посёлок Фонема.

-Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, постараться как можно быстрее их произнести, назвать преобладающий в них звук, дать его полную характеристику.

(Возможные скороговорки:

1. Карл у Клары украл кораллы.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Архип осип, Осип охрип.

4. Маленькая болтунья молоко болтала, да и не выболтала

5. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

6. Во многословии без пустословия и др.)

Проговаривают скороговорки, дают характеристику звукам.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

Выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отве-

чают на вопросы других высказывают и обосно-

вывают свою точку зрения

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

1.Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Жителям посёлка понравились ваши дружные ответы и слаженная работа, и они просят ещё немного задержаться у них в гостях.

Следующее задание - загадки.

Учитель читает загадки.

1.С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким - в нём же обитаем.
(Том – Дом)

2.С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню в раздолье. (Колос – Голос)

3.Когда я с Д, меня сорвут

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод – Плот)

4.С глухим траву она срезает,

Со звонким все листочки объедает.
(Коса – Коза)

Обдумывают ответы

на вопросы и осознают,

что знаний недостаточно для полных ответов,

Эвристиче-

ская беседа. Записывают отгадки в рабочие тетради и отвечают на вопрос: чем отгадки отличаются друг от друга?

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:

Выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отве-

чают на вопросы других высказывают и обосно-

вывают свою точку зрения

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1. Закрепление способов учебной и умственной деятельности учащихся.

-Ребята, жители посёлка Фонема заставили вас изрядно потрудиться . Вы,

наверно, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет на привале у костра. Но путь  к нему ведёт через быструю речку Фонемку. Есть и мостик. Посмотрите на карту (Слайд 2), найдите его и попробуйте сами догадаться , какое задание вас ждёт. Откройте учебник §63 (фонетический разбор).

Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой команде самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу».  
Слова для разбора: юг, косьба, пять.

-Спасибо нашим «пловцам».
Давайте задержимся на мостике. Посмотрим на быстрое течение и ответим на вопросы речки Фонемки:

1.Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать два звука?

2.Какие буквы и когда образуют два звука?

3.В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?

4. Расскажите о процессах оглушения и озвончения согласных.

5. Сколько звуков [ш]в предложении:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?

6. Сколько звуков [ц] в предложении:
Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск?
(Слайд 3).

Письменная работа,
3 ученика разбирают слова у доски, остальные в командах – в тетрадях. Взаимопро-

верка, отвечают на вопросы.

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задают вопросы с целью получения необходимой для

решения проблемы информации

5.Творческая практическая
деятельность

Цель:

1.Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте разгадаем шарады:

1.Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале
(о-цен-к-а)

2.В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки пойдёте
(Рас-пис-ани-е)

3.Со звуком –с – я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.

С  - м-  берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.
(Соль- Моль)

4. Я –сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу- преображусь в название

Блестящей шелковистой ткани.
(Атлас- Атлас)

Под руководством учи-

теля разгадывают шарады. Ответы записывают в тетради

Познавательные:

Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самосто-

ятельно находят её в учебнике.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило
контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6.Физкультми-нутка

Цель:

1.Эмоциональная и физическая разгрузка.

Диктует:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Выполняют движения в соответствии с текстом

7.Включение в систему знаний и повторение

Цель:

1. Обобщение и систематизация знаний и

применение  их на практике.

Продолжаем путешествие. Прямо по курсу перед нами город. Хором прочитайте его название на карте.  Но путь нам преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят. Один страж-

ник, ребята, с твердым, неумолимым характером, ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и таким образом освободить или закрыть вход в Алфавитск. Справимся?

Вопросы: 1.Что такое алфавит ? Почему он имеет такое название ? 2.Каким другим словом можно заменить слово «алфавит» и почему?

А теперь проведём игру на внимание«Алфавит вразброс»  .

На плакате с расположенными на нём вразброс буквами алфавита (Слайд 4) за 1 минуту нужно «собрать» весь алфавит, показывая и называя буквы по порядку.

Дети читают:

« Алфавитск» Отвечают на вопросы, при необходимости обращаются к материалам
§58 учебника, рассказывают алфавит

Личностные: осваивают виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные:

Выполняют учебно- познавательные действия;

делают обобщения, выводы.

Регулятивные:

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их при-

чины и пути преодоления.

Коммуникативные : формулируют собствен-

ные мысли, высказывают и обосно-

вывают свою точку зрения.

8.Самостоя-

тельная работа с самопроверкой

Цель:

1.Выполнение творческих заданий на повышение орфографиче-ской зоркости, развитие логического мышления,

- Молодцы! Мы в городе. Будьте сторож-

ны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян,и поэтому они предлагают каждой группе пора-

ботать с ним.

Капитаны, получите задание.( учитель вручает конверты с заданиями.)

1группа - выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв.

2группа - выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.

3 группа - выписать из орфографического словаря 5 существительных с непроизносимой согласной.

-Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями.

Работают со словарями, взаимопровер-ка:

каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей.

Личностные: осваивают виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные:

выполняют учеб

но-познавательные действия;

делают обобщения, выводы.

Регулятивные:

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возни-

кающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные : формулируют собствен-

ные мысли, вы-

сказывают и обосновывают свою точку зрения

9.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1.Обобщение полученных на уроке знаний

А впереди вновь очень трудный и опасный путь . Перед нами город Орфоэпинск. Чтобы в него попасть, нужно преодолеть горную вершину с пиком Ударение. Не боитесь? Тогда вперёд!

Пик Ударение на карте (Слайд 2).
На пути к его вершине расположены слова :

Алфавит, сантиметр, партер, теннис, красивее, звонит, каучук, фарфор, мельком, щавель, досуг (Слайд 5).

-Если вы правильно расставите ударение во всех словах,  мы сможем достичь вершины пика и водрузить там свой флаг. (Контролирует правильность выполнения задания).

-Молодцы! Мы в городе Орфоэпинске, где  нас ждёт новое  задание:
Запишите слова в алфавитном порядке, устраняя в них нарушения произносительных норм.
Орфо[е]пия, т[э]кст, муз[э]й, т[э]ма, шин[э]ль, акад[э]мик
(Слайд 6).  

Кто быстрей это сделает, тот первым примчится к Весёлому привалу в городе Орфографинске. 
-На Весёлом привале нас вновь ждут увлекательные задания:
1. «Не пишите мягкий знак»

(На столе – кубик с надписями на гранях: РЩ, НЧ, НЩ, ЧК, ЧН, ЧТ. Учитель приглашает выйти по одному человеку от группы и объясняет правила игры: подбросить кубик и назвать слово с выпавшим сочетанием. В случае затруднения ученику может помочь группа).

2. «Допиши словечко»

(Учитель читает четверостишия:,
А) Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется…(перрон).

Б) Загадка эта нелегка :

Пишусь всегда через 2 к,

И мяч,и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…(хоккей).

В)  На большом расстоянии

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с,

Называется … (экспресс).

Г)  Во мне два к, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный

Иным же словом-… (аккуратный).

Д)В конце двойное л пиши,

А как зовут меня- реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный…

(кристалл)

Вот и закончилось наше путешествие.

Вы поработали на славу, справились со всеми заданиями.

Отвечают на вопро-

сы, при необходимости об-

ращают-

ся к мате-

риалам учебника и слова-

рика «Произноси пра-

вильно». Записывают слова в тетради расстав-

ляют уда-

рения.

Записывают  в тетради отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание».

Личностные: оценивают содержание с нравственно- этической позиции.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой инфор-

мации (из мате-

риалов учебника и рассказа учителя, по вос

произведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия.

Коммуникативные : формулируют собствен-

ные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

10.Подведение итогов. Задание на дом.

Подводит итоги урока, выставляет оценки, задаёт задание на дом.

Слушают, записывают в дневники

Личностные: умеют самоопределяться

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

1.зафиксировать содержание урока.

2.Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной работы

1.Что нового узнали на уроке?

2. Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

3. Как вы их преодолевали?

4. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, знают, смогли, определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Личностные:

умеют адекватно оценить свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умеют оценивать правильность действия на уровне адекватной оценки.

Список используемой литературы.

  1. Учебник. Русский язык. 5 класс. Часть I. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М. «Просвещение» 2013 г.
  2. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику  
    Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. М. Часть I. Составитель:
    Г. В. Цветкова. Издательство «Учитель». Волгоград 2014 г.
  3. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. Авторы-составители:
    В. М. Пташкина, К. Е. Виноградова и др. Издательство «Учитель».
    Волгоград 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:·       Систематизировать зн...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:·       Систематизировать зн...

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока.    Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...

Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Цели урока:содержательная:повторить, обобщить, систематизировать  изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;повторить ключевые термины темы, изученные орфограммы...

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Изучение и закрепление материала по теме фонетика, графика, орфоэпия, орфография...