Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Самусь Валентина Михайловна

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_fonetika.doc76.5 КБ
Office presentation icon urok_po_fonetike_10_klass.ppt2.99 МБ
Файл 1_komp_.pptx75.7 КБ
Файл 2_komp_.pptx63.18 КБ
Файл 3_komp.pptx62.84 КБ
Файл 4_komp.pptx87.86 КБ
Файл 5_komp_trenazher_orfografiya.pptx436.5 КБ
Файл kartochki.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Повторение изученного по теме:

«Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.

Задачи урока:

Образовательная: 

создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Воспитательная: 

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования  личности  обучающихся  через  трудолюбие,  внимания  на  уроке,  интереса к урокам русского языка, воспитания  любви  к  русскому языку.

Развивающая:  

создать условия для развития  умений  и  навыков  обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.

Тип  урока: повторение  и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».

Форма  урока: урок-практикум.

Ведущая  компетенция:  культуроведческая (знание  обучающимися  орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.

Ведущий  принцип: доступности, научности.

Подход: личностно – ориентированный.

Технологии: технология разноуровневой дифференциации,  технология информационно-коммуникативного обучения.

Оборудование урока: видеопроектор,компьютеры.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слайд № 1.

Запись числа и классной работы с ошибками.

3. Слайд №2

Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н.В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

[Н'изнай'у / фкакой'  другой' л'ит'иратур'э  паказал'и ст'ихатворцы  такой'э б'искан'эч'най'э  разнаабраз'ий'э ат'энкоф звука / ч'иму ач'ас'т'и/ разум'эица / спасопстфавал сам паит'ич'иск'ий' й'изык наш]

Запись учащимися высказывания.

Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.

Николай Васильевич Гоголь

Слайд № 3

4. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.

Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?

Слайд №4

5. Слайд №5

Словарная работа

Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Слайд №6

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

              Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.

Слайд №7  Физкульминуткадля глаз

6. Задание на повторение тем

Задание по орфоэпии

1 компьютер

Поставь ударение

БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.

Задание по фонетике и орфоэпии

2 компьютер

[Й'эсл'и  вынач'н'от'э  суд'ит'  л'уд'эй'/  увас н'ихват'ит  вр'эм'ин'и  нато  штобы  л'уб'ит' их]

Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.

[Какда  мал'ин'к'ий'  ч'илав'эк  задумываит  в'ил'икай'э  пр'итпр'ий'ат'ий'э / он вс'игда канч'аит  т'эм / што ум'ин'шаит й'иво дауровн'а сфай'эй' паср'этств'энаст'и]

Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон Бонапарт

Задание по фонетике и орфоэпии

3 компьютер

Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

[какда ч'илав'эка бран'ат / эта абыч'на азнач'аит / што он абладаит й'асна выражэным характ'иром]

Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде

[ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у ка-торавъ 'н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'а]'ит сфа]'о направл'эн'ирэ с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра//]

Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С. Смайлс

Задание по фонетике

4 компьютер

Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  2. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
  4. В слове ВСАДНИК первый звук [ф].

Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
  2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
  3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
  4. В слове ВСЕГДА первый звук [ф].

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
  2. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
  3. В слове БОИТСЯ нет звука [с'].
  4. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.

Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
  2. В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
  3. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
  4. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
  2. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
  3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
  4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.

Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
  2. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
  4. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Задание № 7 .Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
  3. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
  4. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].

Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
  2. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
  3. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
  4. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
  2. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
  3. В слове КРОВЬ есть звук [ф].
  4. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.

Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
  2. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
  3. В слове ВХОДЯТ первый звук - [ф].
  4. В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.

задания

ответы

1

2

2

1

3

2

4

4

5

1

6

1

7

3

8

1

9

3

10

4

5 компьютер

Тренажёр по орфографии

Работа по карточкам

Карточка 1

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

4. Произведите фонетический разбор слова объясниться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Берн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать - значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость - не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, испечься.

4. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Сомнение - камень пр..ткновения на пути к пр..движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д..ньгах, а в том, как их пр..умножить. (амер. пословица.) 3) Большое пр..пятствие для счастья - это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель.)4) Зависть об..няет и судит без д..казательств, пр..умножает нед..статки, дает малейшим оши..кам громкие ..звания; язык ее н..полнен желчи, п..ув..личения и несправедливости. (Вовенарг.) 5) В старости нач..наешь пр..давать значение не столько творч..ству, сколько жизни. (Э. Григ.) 6) Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев.) 1) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характ..рного человека. (Лаборюйер.)

Слайд №8.  Это интересно

7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

(Мы сегодня повторили изученный материал  по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».)

Слайд №9. Домашнее задание. Стр.  221-223. Упражнение 303

Слайд №10.  Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двацать трете актибря Класная робота

Слайд 2

[Н'изн а й'у / фкак о й' друг о й' л'ит'ират у р'э паказ а л'и ст'ихатв о рцы так о й'э б'искан' э ч'най'э разнаабр а з'ий'э ат' э нкоф зв у ка / ч'им у ач' а с'т'и/ разум' э ица / спас о пстфавал сам паит' и ч'иск'ий' й'из ы к наш]

Слайд 3

Проверим Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. Николай Васильевич Гоголь

Слайд 4

Повторение тем «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Слайд 5

Словарная работа Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.

Слайд 6

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Слайд 9

Домашнее задание Стр. 221-223. Упражнение 303

Слайд 10

Спасибо за работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поставь ударение! Баловать, договор, завидно, каталог, красивее , премировать, хвоя, украинский, хозяева, щавель, занята, свекла, торты, банты, звонит, пломбировать, апостроф, углубленный, эксперт.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстанови текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами. [ Й ' эсл ' и вынач ' н ' от ' э суд ' ит ' л ' уд ' эй ' / увас н ' ихват ' ит вр ' эм ' ин ' и нато штобы л ' уб ' ит ' их]

Слайд 2

[ Какда мал'ин'к'ий ' ч ' илав ' эк задумываит в ' ил ' икай ' э пр ' итпр ' ий ' ат ' ий ' э / он вс ' игда канч ' аит т ' эм / што ум ' ин ' шаит й ' иво дауровн ' а сфай ' эй ' паср ' этств ' энаст ' и ]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстанови текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами [ какда ч'илав ' эка бран'ат / эта абыч'на азнач'аит / што он абладаит й ' асна выражэным характ'иром ]

Слайд 2

[ ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл '/ у каторава н'эт рул'а и компса : он м'ин'ай'ит сфай'о направл'эн'ий ' э с каждой ' п'ир'им'эной ' в'этра ]


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Потренируемся Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение. В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного. В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым. В слове ВСАДНИК первый звук [ ф ]. Задание № 2 . Укажите ошибочное суждение. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в]. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв. В слове ВСЕГДА первый звук [ ф ].

Слайд 2

Задание № 3. Укажите ошибочное суждение. В слове РЕЗКИЙ есть звук [с]. В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков. В слове БОИТСЯ нет звука [с']. В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению. Задание № 4 . Укажите ошибочное суждение. В слове ШЬЕШЬ четыре звука. В слове ВТОРНИК есть звук [ ф ]. В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый. В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.

Слайд 3

Задание № 5 . Укажите ошибочное суждение. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т]. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ ф ]. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые. Задание № 6. Укажите ошибочное суждение. В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими. В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает. В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков. В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

Слайд 4

Задание № 7 .Укажите ошибочное суждение. В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного. В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков. В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ ш ]. Задание № 8. Укажите ошибочное суждение. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [ з ]. В слове ЧУЖОГО есть звук [в].

Слайд 5

Задание № 9. Укажите ошибочное суждение. В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т]. В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает. В слове КРОВЬ есть звук [ ф ]. Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков. Задание № 10. Укажите ошибочное суждение. В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими. В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми. В слове ВХОДЯТ первый звук - [ ф ] . В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренажёр « Орфография » Prezentacii.com

Слайд 2

Все задания имеют четыре варианта ответов. Из них только один ответ правильный. Его и нужно найти. Если ты ответил правильно, ты увидишь довольного смайлика. Если ты ошибся, то смайлики также сообщат тебе об этом своим появлением. Не огорчайся, подумай ещё, не торопись! Переход к новому слайду – по щелчку. Удачи вам, дорогие ребята! Правила пользования тренажёром ОТЛИЧНО! ПОДУМАЙ! ОШИБКА! МОЛОДЕЦ! Ошибочка! УМНИЦА! ВСПОМНИ ПРАВИЛО!

Слайд 3

ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ! мат Е матика – непроверяемая безударная гласная корня Укажи неверное объяснение написания слова. сыплется из ту Ч – существительное женского рода во множественном числе родительного падежа пишется без Ь завис Ящ ий от погоды поход – причастие с суффиксом –ЯЩ-, т.к. оно образовано от глагола 1 спряжения ПРЕ восходный – приставка ПРЕ- обозначает высшую степень качества

Слайд 4

ОШИБКА! УМНИЦА! р А стереть - пишется А, т.к. дальше следует сочетание СТ вооруж Ё нный - в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишется Ё без Ы дейный – после приставки на согласную пишется буква Ы вместо буквы И (идейный) отвечал рассея НН о – наречие, образовано от от отглагольного прилагательного РАССЕЯННЫЙ, в котором пишется НН Укажите неверное объяснение написания слова.

Слайд 5

Ошибочка! ОТЛИЧНО! Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. ан А логичный – безударная гласная, проверяемая ударением пр И вокзальная площадь – приставка ПРИ- обозначает приближение скоше НН ый луг - в суффиксе страдательного причастия пишется НН пиш ИТЕ красивее! – в глаголах повелительного наклонения всегда пишется –ИТЕ независимо от спряжения

Слайд 6

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. Пол -Таганрога – ПОЛ пишется через дефис, т.к. присоединяется к собственному существительному с Ы грать – начальная гласная корня И переходит в Ы после приставки на согласную стаж Ё р – в суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется Ё извес Т но – непроизносимая согласная в корне слова ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ!

Слайд 7

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. увид Е л – в формах прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется та же буква, что и в инфинитиве перед - ть карма НН ый – в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две НН огр А ничение – безударная гласная корня, проверяемая ударением ПРИ прятать – приставка ПРИ- имеет значение присоединения ОШИБКА! УМНИЦА!

Слайд 8

УРА! ВЕРНО! Укажите неверное объяснение написания слова. НЕ пришедший вовремя – НЕ с полными причастиями всегда пишется раздельно девч ОНК а – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О С делать – приставка С- всегда пишется одинаково независимо от произношения говорить по -русски – наречие на –СКИ пишется с ПО- через дефис ПОДУМАЙ!

Слайд 9

Укажите неверное объяснение написания слова. пришёл- ТАКИ – частица –ТАКИ пишется с глаголами через дефис полным-полно – наречие, образованное повторением, пишется через дефис силищ А – окончание –А пишется после суффикса –ИЩ существительных, независимо от рода н Е кто – в неопределённом местоимении под ударением пишется Е Ошибочка! ОТЛИЧНО!

Слайд 10

Укажите неверное объяснение написания слова. стари НН ая – на стыке двух суффиксов (-ИН- и -Н-) пишется две буквы Н ПРИ думать – приставка ПРИ- имеет значение «доведение действия до конца» мат Е матика – непроверяемая безударная гласная корня из-за ту Ч – после шипящих у существительных 2 склонения Ь не пишется ПОДУМАЙ! УРА! ВЕРНО!

Слайд 11

Укажите неверное объяснение написания слова. форме НН ый – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного при помощи суффикса –ЕНН-, пишется две буквы Н повел Е вать – проверяемая безударная в корне (проверочное слово ВЕЛЕТЬ) м А кать в мёд – безударная гласная в корне слова, имеющего значение «погружать в жидкость» отреж Ь – в форме повелительного наклонения глаголов на конце пишется Ь ВЫУЧИ ПРАВИЛО! ОТЛИЧНО!

Слайд 12

Укажите неверное объяснение орфограммы. ПРИ стройка – приставка ПРИ-, т.к. имеет значение неполноты действия ЗАЧЕМ волноваться! – наречие, которое пишется слитно это не сдела Н о – в суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н ЗА ЧЕМ очередь? – местоимение с предлогом пишется раздельно Ошибочка! УРА! ВЕРНО!

Слайд 13

Укажите неверное объяснение написания слов. ре З ко – согласная в корне, проверяемая словом РЕЗОК завяза НН ый узел – в полном страдательном причастии пишется две буквы Н ( в слове есть приставка) друж О чек – в суффиксе существительного после шипящих под ударением пишется О в течени Е дня – существительное в винительном падеже пишется с окончанием -Е ОТЛИЧНО! ПОДУМАЙ!

Слайд 14

Укажите неверное объяснение написания слов. пер И одический – безударная гласная корня, проверяемая ударением девч О нка – в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О услыш И т – в окончании глагола II спряжения пишется буква И дикови НН ый – в суффиксе прилагательного пишется НН Ошибочка! УРА! ВЕРНО!

Слайд 15

Укажите неверное объяснение написания слов. (смотреть ) растеря НН о – наречие , образованное от прилагательного, пишется так же, как и прилагательное мо ЩН ость – в сочетании букв ЩН не пишется Ь пр Е достеречь - здесь приставка ПРЕ- см И рение – гласная в корне, проверяемая ударением Ошибочка! МОЛОДЕЦ!

Слайд 16

Укажите неверное объяснение написания слова. удерж А т – глагол-исключение II спряжения имеет окончание -АТ меж И нститутский - после приставки МЕЖ- начальная гласная И переходит в Ы пром О кнуть под дождём – ударная гласная корня раст Е ряться - безударная гласная, проверяемая ударением ВСПОМНИ ПРАВИЛО! ОТЛИЧНО!

Слайд 17

Укажите неверное объяснение выделенной орфограммы. жаре НН ый в масле- прилагательное с суффиксом –ЕНН- пишется с двумя буквами Н ук О рачивать – безударная гласная в корне, проверяемая ударением в тетрад И – окончание существительного женского рода, 3 склонения, предложного падежа НЕ досолить – глагол с приставкой НЕДО-, обозначающей недостаточность по сравнению с нормой ПОДУМАЙ! МОЛОДЕЦ!

Слайд 18

ВСПОМНИ ПРАВИЛО! Укажите неверное объяснение написания слов. льня Н ой – в суффиксе прилагательного –ЯН- пишется одна буква Н пр Е терпеть – здесь приставка ПРЕ- употреблена в значении ПЕРЕ- выжг И те на доске узор – в окончании глагола II спряжения пишется И очер Е дь – проверяемая безударная гласная корня УРА! ВЕРНО!



Предварительный просмотр:

Карточка 1

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Бульон, расческа, занимается, чудесного.

3. Произведите фонетический разбор слова объясниться.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Все, что человек способен пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж. Берн.) 2) Пр..чину и пластыр.. можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать - значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость - не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)

Карточка 2

1. Спишите слова, ставя в них ударения.

Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Компаньон, открывается, широкого, испечься.

3. Произведите фонетический разбор слова разъехаться.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Сомнение - камень пр..ткновения на пути к пр..движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д..ньгах, а в том, как их пр..умножить. (амер. пословица.) 3) Большое пр..пятствие для счастья - это ож..дание слишком большого счастья. (Фонтенель.)4) Зависть об..няет и судит без д..казательств, пр..умножает нед..статки, дает малейшим оши..кам громкие ..звания; язык ее н..полнен желчи, п..ув..личения и несправедливости. (Вовенарг.) 5) В старости нач..наешь пр..давать значение не столько творч..ству, сколько жизни. (Э. Григ.) 6) Вр..менные трудности пр..одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев.) 1) Нет н..чего бе..цветнее, чем характер бе..характ..рного человека. (Лаборюйер.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»...

Урок-путешествие ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

Цели:        - повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;          - закрепление правопи...

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока.    Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...

Урок-игра по русскому языку в 5 классе. Обобщение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

Цель деятельности учителя:1.Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.2.Развивать мышление учащихся.3.Формировать уме...