Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Хисамова Фания Фаузятовна

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stradatelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Аллабердинская СОШ» с. Алабердино Тюльганского района

 Оренбургской области

Разработка урока по русскому языку для 7 класс по теме

«Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.».

Автор разработки Хисамова Фания Фаузятовна

учитель русского языка и литературы

Цели: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа с таблицей, конструирование предложений, развитие речи (синтаксическая синонимия), словарная работа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

На доске чертим таблицу (с. 48), которую заполняем (и в тетрадях), по мере ответов на вопросы. Примеры должны отличаться от примеров учебника.

Вопросы:

-      Что такое страдательные причастия?

-      От основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени?

-      Что такое переходные глаголы?

-      Какие глаголы относятся к несовершенному виду?

-      С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?

-      От чего зависит выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени?

Глаголы (переходные несовершенного вида)        

Спряжения        

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени        

Примеры

-             Выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

II.     Выполнение упражнений

1.           Упражнение 101.

Комментарий. Дополнительный вопрос:

-             Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во­

просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) -

множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

2.     Упражнение 102: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).

3. Дифференцированные задания на закрепление темы.

 Задание 1.

 Уровень 1

Найдите словосочетания со страдальными причастиями. Определите вид и время страдальных причастий.

Рассуждайте так:

- на пестреющем лугу - причастие (на) пестреющем обозначает признак активного предмета (пестреет луг сам, т. е. сам действует), значит это действительное причастие;

- земля, обогреваемая солнцем - причастие обогреваемая обозначает признак пассивного предмета (земля испытывает на себе воздействие солнца, страдает от его воздействия), значит это страдательное причастие.

Образец записи:

земля, обогреваемая солнцем - страд. прич, обогреваемая (когда?) - наст. вр., несов. в..

1.        прибл…жающийся к берегу

2.        о движущ…мся предмете

3.        опавшие с тополя

4.        отнятая игрушка

5.        разлившая по небу

6.        проверенная учителем

7.        пл…скавшиеся волны

8.        строящийся дом

Задание 1.

Уровень 2

Определите, какие причастия можно образовать от переходных глаголов совершенного вида. Приведите примеры.

1.        все четыре формы причастий

2.        только формы действительных причастий

3.        только формы страдательных причастий

4.        только формы настоящего времени

5.        только формы прошедшего времени

Задание 1.

Уровень 3

Определите, какие причастия можно образовать от непереходных глаголов совершенного вида. Приведите примеры. Определите вид записанных причастий (действительное или страдательное). Обоснуйте свое мнение.

1.        действительные настоящего и прошедшего времен

2.        действительные прошедшего времени

3.        страдательные настоящего и прошедшего времени

4.        страдательные прошедшего времени

III.    Словарная и орфоэпическая работа

Записать слово движимый, помещенное в рамке (с. 50), в словарики, составить два предложения с этим словом.

Отметим, что встречается это слово преимущественно в письменной речи, в произведениях художественного стиля.

Дифференцированное домашнее задание

1.§ 18 (с. 48-49).

2.      Упражнение 106: письменно.

3. Упражнение 107: устно (подготовка к диктанту);

дополнительно сильным учащимся: записать предложения с Прямой речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Урок русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов»

Урок проводится в разделе «Морфология. Причастие». Он является вторым в ряду уроков по изучению правила «н-нн в причастиях», где дети знакомятся с отличительными признаками причастий и отглагольных пр...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок разработан с использованием компонентов ФГОС нового поколения: есть условия для реализации личностных,предметных и метапредметных результатов; на уроке созданы фазы технологического процесса-вызо...

Урок-презентация по русскому языку в 7 классе по теме: "Практикум н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных".

Урок-практикум для отработки знаний по теме "Одна и две -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных" в 7 классе. В презентации представлен материал для сам...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...