«Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: Обучение написанию сжатого изложения.

Задачи: Сформировать умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

Сформировать умение сокращать текст разными способами;

Сформировать умение правильно и логично излагать свои мысли,

Сформировать умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ»

Цель: Обучение написанию сжатого изложения.

Задачи: Сформировать умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

Сформировать умение сокращать текст разными способами;

Сформировать умение правильно и логично излагать свои мысли,

Сформировать умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема нашего сегодняшнего урока «Подготовка к написанию сжатого изложения»

Давайте вспомним, что необходимо для удачного написания сжатого изложения и таким образом сформулируем задачи нашего урока (отобрать основное, сокращать текст различными способами, использовать различные языковые средства)

2. Прослушивание текста (распечатка на каждую группу)

Лев Николаевич Толстой

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, привязали в воде парус и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

– Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» – и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

– Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка привезла мальчиков на корабль.

280 слов

- Вы прослушали текст, приступаем к его информационной переработке, какие понятия необходимо помнить, выполняя информационную переработку текста? (главная информация, авторский замысел, микротема, абзац)

- Проведём эту работу, распределившись на группы.

3. Задания для групп.

1-я группа.

Определить тему текста

(смертельно опасная ситуация, закончившаяся благополучно благодаря решительности и опыту)

основную мысль

(в критический момент может спасти решительность)

Стиль и тип текста

(художественный / повествование)

2-я группа.

Определить количество микротем (4), составить план текста

1) Купание моряков

2) Появление акулы

3) Решающий выстрел

4) Счастливое спасение

3-я группа.

Подчеркнуть ключевые слова

корабль / «Купаться!» / два мальчика / наперегонки / открытом море / старый артиллерист / Акула / оглянулся / визг / разбудил / пушка / выстрел / дым / радостный крик /  брюхо мёртвой акулы

4-я группа.

Заменить прямую речь косвенной.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»

с палубы выкрикнул сигнал к началу купания

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

– Не выдавай! Понатужься! 

Отец криком подстегивал и подбадривал его

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» 

закричали о появлении акулы

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

– Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист.

Артиллерист стал отчаянно звать мальчиков.

4. Сжатие текста

1-я и 2-я группа.

Применить в 1 абзаце сжатие текста типа обобщение

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, привязали в воде парус и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

(54 слова)

Перед закатом солнца капитан с палубы выкрикнул сигнал к началу купания, и в одну минуту матросы организовали купание. Бывшие на корабле два мальчика пустились плавать наперегонки в открытом море.

(29 слов)

3-я и 4-я группа.

Применить в предпоследнем абзаце сжатие текста типа исключение

Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

(50 слов)

Он побежал к пушкам, прицелился, выстрелил, потом упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали из-за дыма.

(26 слов)

5. Итог.

Перед нами текст, что он отражает?

(приемы работы по написанию сжатого изложения)

Этот документ послужит вам в качестве памятки по подготовке к ГИА.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по основной мысли текста, рассмотренного на уроке.

Приложение 1

Лев Николаевич Толстой «Акула»

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, привязали в воде парус и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

– Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» – и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

– Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка привезла мальчиков на корабль.

Лев Николаевич Толстой «Акула»

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, привязали в воде парус и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

– Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» – и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

– Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка привезла мальчиков на корабль.

Лев Николаевич Толстой «Акула»

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» – и в одну минуту матросы попрыгали в воду, привязали в воде парус и в парусе устроили купальню. На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

– Не выдавай! Понатужься!

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» – и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.

– Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка привезла мальчиков на корабль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)

Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам  поработать с "испорченным текстом"...

Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста....