Подготовка к сочинению-рассуждению с элементами описания по картине В.А. Серова "Мика Морозов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Лякина Ирина Ивановна

Автобиографические сведения о художнике В.А. Серове, история создания некоторых его работ, словарь-таблица "портретной" лексики, составление плана сочинения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение-рассуждение47.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 г. Новомосковск Тульская область

Открытый урок по русскому языку в 7Б классе

Подготовка к сочинению-рассуждению с элементами описания по картине  В.А.Серова «Мика Морозов».

 

     Лякина Ирина Ивановна,

                         учитель русского языка и литературы

                          первой квалификационной категории

                                               

г. Новомосковск, 2012 г. ШМО

Подготовка к сочинению-рассуждению с элементами описания по картине В. А. Серова «Мика Морозов». (7 класс)

Цель урока: 

  • продолжить работу над умением описывать внешность человека по картине, наблюдать, выделять главное в портрете, используя в высказывании «портретную» лексику.
  • возобновить в памяти учащихся сведения об особенностях сочинений-рассуждений и уже знакомую детям схему  композиции сочинения-рассуждения.
  • на основе образца искусствоведческого текста научить учащихся соединять в своем сочинении различные типы речи, в частности наиболее трудные из них описание и рассуждение.
  • перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.

Оборудование:

  • репродукции  картин В.А. Серова «Дети», «Девушка, освещенная солнцем», «Мика Морозов»;
  • портрет художника В.А.Серова;
  • словарь-таблица «портретной» лексики;
  •  текст искусствоведа Г.С.Арбузова, поясняющий картину «Мика Морозов»

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке развития речи мы будем готовиться к сочинению-рассуждению с элементами описания по картине В.А.Серова «Мика Морозов». Поэтому наша задача - собрать необходимый материал для письменной работы. Учиться наблюдать, выделять главное в портрете, используя «портретную» лексику. Возобновить в памяти сведения об особенностях сочинений-рассуждений. И, наконец, на основе образца искусствоведческого текста научиться соединять в своем сочинении разные типы речи - описание и рассуждение.

-Ребята, давайте с вами вспомним, сколько существуют  типов речи? Какие именно?

  • Три типа речи - повествование, описание, рассуждение.

-В чем заключается особенность каждого их них?

  • В повествовании обычно говориться о действиях и событиях (что сначала, потом, затем… и на конец).  Повествовать-рассказывать.
  • В описании изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п.
  • В рассуждении излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.

-Каким образом еще можно различать типы речи?

  • По вопросам.

-Что произошло? – повествование;

-Какой? - описание;

-Почему?- рассуждение

Так как мы будем готовиться к сочинению-рассуждению, давайте вспомним, из скольких частей состоит рассуждение?

  • Обычно из трех частей.

-И что же это за части?

  1. Тезис (основное положение, доказываемое или объясняемое автором)
  2. Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения)
  3. Вывод (утверждение автора)

А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее. Перед вами портреты, выполненные великим русским живописцем Валентином Александровичем Серовым.

 Рассказ учителя о художнике В.А.Серове:

Валентин Александрович Серов (1865-1911г) - художник конца 19 начала 20 столетия занимает выдающееся место в истории русского искусства. Художественное наследие В.А. Серова огромно: только известных произведений мастера насчитывается около тысячи. Он работает в разных жанрах, но более всего поражает обилие портретов: живописных, рисованных, гравированных.

Главной чертой его художественной натуры является интерес к человеческому характеру, таким проблемам, как личность и современность, личность и история.

Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в интеллигентной семье. Его отец - А.Н. Серов был известным композитором и музыкальным критиком, мать - В.С. Серова - талантливой пианисткой, оставившей заметный след в истории русской культуры. Родители Серова были людьми высокого интеллекта и чувства долга, безупречно честные, независимые, доброжелательные и бескорыстные.

Мальчику исполнилось 6 лет, когда внезапно умер отец. Мать, увлеченная музыкой и распространением ее в народе, часто оставляла сына у знакомых и родственников. Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов, оставаясь один, начал рисовать; у него обнаружились большие художественные способности.

С 10-летнего возраста талантливый ребенок обучался рисованию и живописи у великого художника И.Е.Репина - учителя, друга и наставника, который развил его творческие интересы.

В детские годы Серов близко познакомился также с В.Поленовым, М.Антольским, многими другими художниками, писателями, музыкантами, часто бывавшими в доме его родителей Александра Николаевича и Валентины Семеновны Серовых.

В 1880г. Серов поступил в Академию художеств, где провел 5 лет и занимался под руководством Чистякова. Уроки Репина в детстве, занятия в Академии художеств, дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Серов рано начал свой творческий путь. Он утвердил себя как зрелый художник 23-летним юношей. Исключительную роль в творческом становлении Серова сыграло Абрамцево, подмосковная усадьба Мамонтовых, в которой гостили и работали художники. Именно в Абрамцеве были написаны портреты «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и другие, которые принесли ему славу. Они полны лиризма, задушевности, тонко переданного чувства гармонии человека и окружающей среды.

Пристальный, внимательный взгляд Серова… Этот взгляд в детские годы самого художника уловил и изобразил на карандашном портрете (показать портрет) учитель Серова Репин. Как вы сами можете убедиться, сохранен он и на другом портрете - взрослого Серова (показать), также сделанным Ильей Ефимовичем Репиным.

Теперь уже у самого Серова были ученики. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Слово «живопись» нам уже понятно. Ваянием называется искусство скульптора. А зодчество - это архитектура, искусство создания красивых и удобных зданий.

В этом училище и преподавал Валентин Александрович, передавал свой богатый опыт, знания и безмерную любовь к искусству. Ученики любили Серова. Они знали, что за суровой внешностью их учителя скрывается человек с очень добрым и отзывчивым сердцем. Мастер, который создает незабываемые портреты. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, непосредственностью. Художник проявляет глубокий интерес к внутренней жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, независимость детского характера.

Детским портретам В.А.Серова свойственна картинная композиция: Вера Мамонтова («Девочка с персиками») изображена в комнате, сидящей за столом спиной к окну, из которого возникает солнечный свет, за окном - летний сад; двое мальчиков («Дети») стоят на террасе на фоне морского пейзажа; малыш («Мика Морозов») запечатлен в стремительном повороте.

Сообщение 3-х обучающихся о картинах В.А. Серова:

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на эти репродукции картин талантливого художника. Ваши одноклассники выступят в роли экскурсоводов, подробно расскажут о каждой.

1-й ученик (рассказывает о картине «Девушка, освещенная солнцем»)

Через год после «Девочки с персиками» Серов написал еще одну солнечную картину. Он так и назвал ее «Девушка, освещенная солнцем».

Вновь на его картине сверкает летняя листва, снова осветилось счастьем милое лицо. Только теперь художник решал еще более трудную задачу - надо было передать красками трепет солнечных бликов на лице, на открытом воздухе. Позировала Серову его двоюродная сестра, Маша Симонович. Она сама была художницей, скульптором и хорошо понимала, как не просто писать такой портрет. Позировала она охотно и терпеливо.

Серов писал лицо в утренние часы, при одном и том же освещении. А после обеда, когда освещение менялось, - одежду и пейзаж. Пейзаж, т.е. описание природы, заполняет всю картину. Если на картине «Девочка с персиками» природа видна лишь в окне, то здесь окружает человека со всех сторон.

Природа на этой картине - деревенский парк. Маша сидит свободно и непринужденно, прислонившись спиной к стволу березы. У этой березы раскидистые ветви, богатая листва. И хотя листвы мы не видим, однако хорошо чувствуем - по тому, как сквозь эту листву пробивают солнечные лучи и освещают лицо, руки, одежду девушки. Тишина и покой царят в окружающей ее природе в этот теплый солнечный день. Милое и приветливое лицо Маши то ясно, покойно. Художник уловил и передал сложные и разнообразные цветовые сочетания. Он показал, как обычная белая кофточка становится жемчужной, когда солнце, пробиваясь сквозь густую листву, бросает на нее многоцветные отсветы. А за изображенной на картине девушкой - парк. Он тоже светится солнцем.

Серов очень верно и очень тщательно изобразил этот деревенский парк, тот уголок, где позировала Маша. Даже весы, на которых можно было взвешивать яблоки, попали в картину. Видите - справа от Маши, в глубине картины, непонятная на первый взгляд фигура, вроде человека или ножик циркуля? Это и есть весы. Вернее, то, что от них осталось. Весы были старые и давно сломались…

2-й ученик (рассказывает о картине «Дети»)

Небольшая картина «Дети» написано в 1899 г. На ней изображены его сыновья – Саша и Юра на берегу холодного Балтийского моря.  Семья художника жила в то время в деревне Ино на берегу Финского залива. Однажды Серов застал сыновей на веранде. Они стояли, облокотись на перила, и не замечали отца.

-А ты бы доплыл до корабликов? - спросил меньший, Юра, всматриваясь в корабли, которые виднелись у горизонта.

-Нет, - ответил Саша, - далеко.

-А папа?

10-летний Саша задумался.

-Нет, и папа не доплыл бы, - решил он, наконец.

-А кто доплыл?

-Пираты доплыли бы.

-А сейчас пиратов нет?

-Сейчас нет.

-А те корабли – пиратские?

-Нет, это рыбачьи баркасы.

-Баркасы, - старательно повторил 6-летний Юра, видимо, новое для себя слово.

Серов тихо вернулся в комнату.  «Как я раньше не догадался? - подумал он. - Писать их надо. Не откладывая. Здесь! На веранде!

В этот же день он принялся за работу. Картина писалась легко. Серов наслаждался, кладя мазки на холст. По сравнению с портретами Веры Мамонтовой и Маши Симонович краски этой картины не отличались яркостью. И все очень просто в этой картине: угол веранды, песок берега, пустынное море, небо; лишь в левом верхнем углу - приткнувшийся к отмели лодки. Но посмотрите, как красивы краски на этой картине, в какой гармонии, то есть в согласии, дружбе находятся близкие по красочному тону настил веранды, небо, море!

Серов сумел передать красоту неяркого серенького дня и красоту детей. Свет и воздух окутывают фигурки мальчиков, отчего их рубашки кажутся жемчужными, отливая серебристыми переливами. Темно-синие штаны и черные чулки контрастно выделяются на сероватом полу терраски. Картина построена на сочетании золотистых тонов песка, серебристой воды, серого неба, покрытого тучами, сквозь которые порывается неяркие солнечные лучи. Ветер треплет теплые кудри мальчиков, доносит запах моря, наполняет всю картину ощущением свежести, какой-то особой мягкости и воздушности. Перед нами возникает картина жизни: милые задумчивые мальчики, широкий берег, море…

3-й ученик (рассказывает о картине «Мика Морозов»)

Картина «Мика Морозов» интересна как яркий обобщенный образ детства, талантливо созданный В. А. Серовым. Портрет мальчика Мика Морозова художник написал через 2 года после картины «Дети». Было это в 1901 году. Глядя на этот портрет, можно подумать, что он написан сразу, в один присест, за один сеанс. Но нет. Как всегда, Серов затратил на портрет несколько сеансов (около 90) В отличие от картины «Дети» Серов написал Мику не на открытом воздухе, а в комнате. Но освещение было достаточно яркое, и мы видим лицо ребенка, ощущаем теплоту и шелковистость его нежной кожи. В этом портрете всё выразительно и красиво-порывистая фигурка мальчика и разноцветная спинка кресла, широко раскрытые, увлажненные глаза Мики и его пушистые каштановые волосы. Краски портрета светятся мягко и нежно. Лицо мальчика написано с такой же любовью и тщательностью, как и лица Веруши Мамонтовой и Маши Симонович.

В. А. Серов был портретист необыкновенный. Он видел в человеке то, что составляло суть этого человека, самое главное, что подчас скрыто от постороннего, невнимательного взгляда. Когда Мика Морозов стал взрослым, он оставался похожим на мальчика, изображенного когда-то Серовым. То есть хранил в себе выражение, которое было у него в детстве, и которое зорко подметил художник.

«Мика Морозов» - произведение совершенно исключительное не только в русской, но и в мировой живописи. Трудно назвать другую картину, где ребенок был бы передан так правдиво и обаятельно.

                                                                                 (Сообщения учащихся оцениваются)

Учитель: Прослушав сообщения одноклассников, ответьте, что раскрывает художник, воспроизводя индивидуальный облик?

  • Чувства, характер, внутренний мир человека

-Через какие внешние признаки художник раскрывает внутренний мир человека?

  • Через мимику, жесты, движения…

-Ребята, а вы сами почувствовали, как художник относится к изображаемому?

  • Чувствуется его личная симпатия к изображаемому;
  • Серов понимает духовный мир детей; изображая их с любовью

-А теперь письменно ответьте на вопросы:

                      1. Кто такой Серов?

                      2. Кого изображает он на своих полотнах? Как?

                      3. Назовите его картины.

(3-4 ученика читаю варианты ответов)

-Теперь, когда мы узнали, кто такой В.А.Серов, кого он изображал на своих полотнах, как называются его картины, перейдем к разбору репродукции картины «Мика Морозов».

Словарь – таблица  «портретной» лексики.

фигура

приземистая, атлетическая, подтянутая, спортивная, стройная и так далее

рост

высокий, средний, низкий, маленький …

осанка

величавая, величественная, царственная …

походка

энергичная, нервная, подпрыгивающая, неторопливая, вразвалку…

лицо

удлиненное, овальное, продолговатое, круглое, румяное, бледное, золотистое от загара, землисто-серое…

глаза

большие, маленькие, миндалевидные, круглые, раскосые, навыкате…

взгляд

суровый, пасмурный, мрачный, гневный, ненавидящий, умный, проницательный, лукавый, насмешливый, заискивающий, приветливый, ласковый, спокойный, усталый…

волосы (цвет, вид)

белокурые, русые, темно-русые, седые, каштановые, пепельно-серые, густые, редкие, прямые, вьющиеся…

руки

большие, грубые, сухощавые, мозолистые, пухленькие, белые, мягкие…

одежда

опрятная, красивая, модная, изящная, старая, грязная…

 Беседа с классом о картине «Мика Морозов»:

-Перед нами картина, в центре которой изображён мальчик. Как вы думаете, сколько ему лет?

  • Он совсем еще ребенок; ему приблизительно  4 годика; мальчик дошкольного возраста.

-Нравится ли художнику этот малыш? Докажите свое мнение.

  • Безусловно, чувствуется личная симпатия Серова к изображенному мальчику. Художник написал его с большой любовью. Малыш настолько мил, непосредственен, что это не может никого оставить равнодушным. Видно, что Серов понимает духовный мир детей. Через внешность это малыша художник передал красоту его внутреннего мира, детский характер.

-В какое время изображен малыш? Почему вы так думаете?

  • В полдень. В отличие от других картин-портретов Серова Мика изображён не на фоне природы, а в комнате. Это требовало более яркого освещения. Заметно это и по одежде мальчика. Его белая рубашка превращается в белоснежную. Видно как солнечный свет бликами отражается на лице малыша, подчеркивая шелковистость кожи.

-В какой позе запечатлен Мика Морозов?

  • Мальчик изображен сидящим в детском креслице. Оно расположено на переднем плане так, что фигура малыша как бы скатывается на зрителя. Мика уже взялся за подлокотники кресла, сейчас сделает усилие, оттолкнется и побежит…
  • 4-х летний мальчик как будто на минутку присел на краешек деревянного креслица и с любопытством на что-то смотрит.

-Как вы думаете, почему художник изобразил ребенка в такой необычной позе? Каково состояние Мики?

  • Таким изображением мальчика Серов передает момент сильной детской взволнованности, порывистый характер Мики. Видно это и в стремительной позе, и в движение рук, и в мгновенном взгляде наивных карих глаз.

-Почему художник использует неяркие краски? Что для него главное в этой картине?

  • Краски портрета светятся мягко и нежно.
  • Краски этой картины не отличаются яркостью. Это не отвлекает нас от главного – от лица. Не мешает прежде всего сосредоточится на нём.
  • Мазки положены не гладко, спокойно, а стремительно, в соответствии с характером изображенного. Можно сказать так – силуэтно. От слова «силуэт», которое обозначает более беглое очертание фигуры или предмета. Эта «беглость», силуэтность не отвлекает нас от главного- от лица.
  • Для Серова главным в этом портрете является показ душевного состояния Мики, его лица, на котором помогают сосредоточиться столкновение контрастных красок.

-Каково выражение лица малыша?

  • Он с любопытством на что-то смотрит. И явно это что-то его очень удивило, заинтересовало, взволновало, обеспокоило мальчика. Именно лицо ярче всего выражает его порывистый характер.
  • По выражению лица можно судить о сильной детской взволнованности, изумлённости.

 

-Что прежде всего привлекает ваше внимание лице Мики?

  • То, как смотрит мальчик. Сам взгляд малыша.

-Как вы охарактеризуете взгляд мальчика?  О чем он говорит?

  • Взгляд любознательно - вопрошающий; чуть-чуть беспокойное выражение глаз.
  • Художник изобразил мгновенный взгляд, передающий момент сильной детской взволнованности.
  • У Мики серьезный, внимательный, сосредоточенный взгляд, что говорит о натуре живой, беспокойной.

-Опишите глаза, рот, волосы малыша. Обратите внимание, какие краски использует художник?

При описании внешности Серов использует теплые румяные краски щёк, виска, шеи. Эти цвета словно согревают, притягивают скрытой в них теплотой, лаской: розовые, коричневые самых разных оттенков.

  • Глаза - темные, наивные карие, большие широко раскрытые, влажные, увлажненные, изумленные, горящие нетерпением, широко смотрящие на мир, с пушистыми ресницами
  • Рот - полуоткрытые губы, ярко-красные губы, поблескивающие жемчугом зубы.
  • Волосы - разметавшиеся, вьющиеся, пушистые, каштановые, волнистые.

-Заметили ли вы контраст между крупной головой и худенькой фигуркой мальчика? Почему художник это подчеркивает?

  • Да этот контраст бросается в глаза. Художник преследует цель- сосредоточить внимание на лице, на душевном состоянии Мики.

-Как художнику удалось показать мальчика в движении? Какие детали он использует для этого? Обратите внимание на руки ребенка.

  • Мика взялся за подлокотники кресла. Кажется, что сейчас сделает усилие, оттолкнется и побежит.
  • Фигура мальчика как бы скатывается на нас, так как Мика присел лишь на краешек креслица. Кажется, что он вот-вот встанет.
  • Руки мальчика написаны по-разному. Левая - рельефно, объемно. Т.Е. мы ощущаем ее объем. А правая рука написана по-другому, как бы бегло, плоско.

-Почему это так? Почему так по-разному написаны руки?

  • Дело в том, что в портретах Серова главным становилось всё. Однако когда мы смотрим на портрет, охватываем его общим взглядом, то прежде всего обращаем внимание на лицо. В портрете Мики - это лицо 4-х летнего ребенка.  Именно оно ярче всего выражает его порывистый характер. Вот почему, скорее всего, и левая рука, расположенная близко к лицу выписана, как и само лицо. А правая рука, не сразу попадает в поле нашего зрения, написана более бегло. Можно сказать так - силуэтно. Такое изображение не отвлекает нас от главного – от лица. Не мешает сосредоточиться на нём.

-Опишите фигурку, одежду малыша.

  • Фигура - хрупкая, худенькая, лёгкая, напряжённая. В фигурке мальчика есть свой живописный секрет. Мика одет в белую рубашку. Этот белый, или, как говорят художники, холодный цвет подчёркивает, выделяет тёплые краски, используемые при описании лица мальчика. Это столкновение контрастных, т.е. противоположных красок опять-таки помогает нам сосредоточиться на румяном лице.

-Почему же живописец запечатлел Мику в белоснежном костюмчике? Попробуем надеть на него костюм другого цвета? Что изменилось в образе Мики?

  • Белый костюм мальчика красиво выделяется на тёмном сером фоне. Его белизна гармонирует с ясным и чистым душевным миром ребенка.
  • Именно этот костюмчик концентрирует наше внимание на лице мальчика, что помогает лучше понять психологическое состояние ребенка.
  • А если надеть на малыша костюм другого цвета, то измениться образ изображенного. Он будет не так выразителен, не так обаятелен. Мика здесь как бы «потеряется».

 Чтение учителем текста  искусствоведа Г.С.Арбузова о картине «Мика Морозов»:

                                                                                                       (после чтения вопросы)

Картина В.А Серова «Мика Морозов»

В портрете Мики Морозова (1901, ГТГ) образ выражен скупыми, но крайне точными средствами. Нужно представить себе, как трудна для художника задача-портрет четырехлетнего ребенка, если писать его с натуры. А ведь так и был написан портрет, причем не в один сеанс. Тем не менее, в портрете нет даже следа той натянутой напряженности, которая дает себя знать как следствие детского позирования и которую так редко удавалось преодолеть даже очень большим мастерам.

Мальчик изображен сидящим в детском кресле. Но портрет полон внутренней динамики, которая и составляет существенную сторону образа. Стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз самым прямым образом передают момент сильной детской взволнованности.

Идущая от содержания образа динамика определила как композиционные особенности, так и характер живописи в целом. Остро выражен контраст между крупной головой и худенькой, легкой фигуркой. Кресло, локотники которого пересекают по диагонали небольшой холст, расположено на переднем плане так, что фигурка мальчика как бы скатывается на зрителя. Это движение, идущее из глубины холста, подчеркнуто активно выражено здесь принципом построения живописного пространства, которое мыслится как некая глубина, развертывающаяся за картинной плоскостью. Контраст холодного цвета белоснежного костюмчика с теплыми, почти горячими тонами темноглазого румяного лица составляет основную колористическую идею произведения.

«Мика Морозов» написан не на открытом воздухе, а в комнате. Это заставило художника не только искать более яркое освещение, но и писать с близкого расстояния, что давало возможность лучше передать шелковистость нежной детской кожи, пушистых вьющихся волос, почувствовать выражение изумленных, влажных, горячих нетерпением, широко смотрящих на мир глаз.  Нужно сказать, что писать с близкого расстояния - дело очень трудное: как правило, в таких случаях легко утрачивается целостность зрительного ощущения. Однако Серов блестяще преодолел эту трудность - и тем самым достиг значительной образной выразительности.

Несколькими сочными мазками написан полуоткрытый рот с яркими - красными губами, легкими, точными прикосновениями кисти  - поблескивающие жемчугом зубы, в скупой, своеобразной, трудно определимой манере - разноцветная спинка креслица, находящаяся в полутени.

В этом портрете с особой наглядностью раскрывается вся сила Серова - детского портретиста.

(По Г.С. Арбузову)

-Ребята, как вы думаете, с какой целью написан данный текст?

  • Автору важно показать свой взгляд на полотно, выразить свои эмоции, вызванные им.

-Какова основная мысль текса?

  • Портрет полон внутренней динамики, которая и составляет существенную сторону образа.

1 абзац:

-Прочитайте 1 абзац. Проследите за развитием мысли.

   (Один из учеников читает абзац).

-Где делается заявка на тему?

  • В 1-м предложении.

-Где она раскрывается?

  • Во 2,3 предложениях.

-Где концовка этой темы?

  • В  4 предложении.

-Назовите опорные слова, составляющие смысловую сетку этого образа.

  • Портер, образ, средства, задача, 4-х летний ребёнок, натура, не в один сеанс, нет следа напряженности, следствие детского позирования, большой мастер.

-Какие средства используются для связи предложений в этом абзаце?

  • повторяющие слова
  • личные и указательные местоимения
  • противительные союзы
  • частицы

-Как вы думаете, содержанием этого абзаца является описание окружающей действительности или установление связей между предметами и явлениями?

  • Здесь мы встречаемся с установлением человеком связей между предметами и явлениями. Автор рассуждает о трудности написания портрета 4-х летнего ребенка с натуры, говорит о преодолении этой трудности художником.

-Докажите, что в этом абзаце использовано рассуждение, найдите тезис, доказательства, вывод.

2 абзац:

-Прочтите 2-й абзац. Что является содержанием этого абзаца?

  • Описание позы и состояния мальчика, изображенного художником.

-Какие языковые средства использует автор для передачи своего видения портрета? Какие части преобладают в этом абзаце?

  • Автор использует много имен прилагательных, причастий, имен существительных, глаголов несовершенного. вида в настоящем времени (детский, внутренний, существенный, мгновенный, карий, прямой, сильный;  сидящий, изображен; мальчик, креслице, портрет, динамика, сторона, образ, поза, движение, взгляд, взволнованность;  передают, составляет)

-Таким образом, в этом абзаце преобладают описательные слова. С помощью чего перечисляются признаки предмета?

  • С помощью рядов однородных членов (стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз)

-Какой тип речи используется в этом абзаце?

  • Описание.

3 абзац:

-Как развивается мысль в этом абзаце? Определите тип речи данного высказывания. Дайте развёрнутое обоснование своего решения.

  • Данное высказывание является рассуждением, так как в нём объясняется, почему художник использовал оригинальные средства выразительности.
  • Есть тезис: «Динамика определила как композиционные особенности, так и характер живописи в целом».
  • Аргументы (контраст между головой и фигуркой; расположение кресла; построение живописного пространства; контраст холодных и теплых тонов)

Доказательства содержат описание признаков предмета. Об этом свидетельствует употребление большого количества имён прилагательных и причастий: крупный, худенький, легкий, небольшой, передний, идущее, живописный, картинный, белоснежный, горячий, темноглазый, румяный.

-Таким образом, какой же сделать вывод о типе речи?

  • В этом абзаце соединяются разные типы речи рассуждение и описание.

4 абзац:

-Что сообщается в 1-м предложении?

  • Что портрет написан не на открытом воздухе, а в комнате.

-В каких предложениях объясняется следствие этого?

  • В следующих предложениях:

Художнику пришлось искать яркого освещения и писать с близкого расстояния. Далее автор развивает мысль: написание с близкого расстояния позволило художнику лучше передать внешний облик мальчика: «шелковистость нежной кожи, пушистых, вьющихся волос и т.д.».  Из этого следует, что описание включается в рассуждение.

-О какой еще особенности такой работы говорит автор?

  • Очень трудно писать портрет с близкого расстояния, потому что, «в таких случаях легко утрачивается целостность, зрительного ощущения»

-Какой вывод делает Арбузов в конце абзаца?

  • «Серов блестяще преодолел эту трудность и тем самым достиг значительной образной выразительности».

-Какой тип речи здесь преобладает?

  • Рассуждение, в которое включается описание.

-Какую роль в этом отрывке играют противительные союзы?

  • Противительные союзы а, но, однако помогают развивать мысль от противного, строить рассуждения.

-Найдите в этом абзацы глаголы.

  • Глаголы в форме инфинитива (искать, писать, передать, почувствовать, сказать)
  • Глаголы в прошедшем времени (заставило, давило, преодолел, достиг)

-Ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на роль глаголов в неопределенной форме в этом отрывке. Такие глаголы обозначают нейтральные действия без указания на время, используются для обозначения связей и отношений между предметами и явлениями и обычно преобладают в рассуждении.

5 абзац:

-Что характеризуются в этом высказывании?

  • Признаки портрета - рот, губы, зубы малыша, спинка креслица.

-Какие части речи преобладают в этом абзаце?

  • Прилагательные (сочный, полуоткрытый, ярко-красный, легкий, точный,  скупой, разноцветный);
  • причастие (написан, поблескивающие, определимый, находящаяся)

-Сколько всего слов в абзаце? Какой частью речи они являются?

  • 28 слов, из них 8 прилагательных, 4 причастия, 10 существительных и ни одного глагола.

-Какой тип речи здесь используется?

  • Описание.

-У нас остался ещё один абзац. (Читаем) Что он представляет собой?

  • Этот абзац содержит вывод о таланте В.А Серова - детского портретиста.

-Итак, что мы можем сказать о типе речи данного текста  в целом?

  • В этом тексте соединяются 2 типа речи - рассуждение и описание. Выдвинув тезис о трудности написания портрета 4-х летнего малыша с натуры, автор последовательно аргументирует свою мысль, приводит ряд доказательств, которые содержат описание признаков портрета. В заключительной части делается вывод.

-К какому стилю речи можно отнести данный текст?

  • Текст изложен научно-популярным стилем с элементами художественной речи. Это книжная речь, обращённая ко всем желающим глубже воспринять портрет «Мика Морозов» кисти Серова. Текст взят из научно-популярной книги об искусстве. В тексте много книжных слов, искусствоведческих терминов, например, образ, натура, сеанс, существенная сторона, композиционные особенности, принцип построения, выразительность, мазок, манера, полутень, портретист.

Картина нами рассмотрена, текст искусствоведа Г. Арбузова разобран. Но чтобы написать сочинение, мы должны с вами составить план.

                                      (План составляется коллективно, записывается на доске и в тетрадь)

-С чего нужно начать сочинение?

  1. Серов и его картины.

-Уместно ли указать в письменной работе, где создавалась картина?  Как это можно озаглавить?

       2.    Время и место работы над картиной «Мика Морозов».

-Почему В.А Серов решил написать портрет мальчика? Как это прозвучит в нашем плане?

       3.    Мотив написания портрета.

                                     (у учащихся выясняем лексическое значение «мотив», если не знают, то необходимо объяснить)

-Что необходимо учесть при описании внешности мальчика?

       4. Описание внешности мальчика:

               а) поза  

               б) лицо

               в) глаза

               г) волосы

               д) руки

               е) одежда                        

-На что ещё нужно обратить внимание? Как мы это выразим в плане?

      5. Описание обстановки вокруг мальчика.

-Чем целесообразно закончить сочинение?

     6. Краски, используемые художником.

     7. Моё впечатление от картины.

Итоги урока: выставление оценок за работу на уроке, комментирование их учителем.

Домашнее задание: написать сочинение по плану на черновик.

Литература:   1. Журнал «Юный художник» №10 1991 год.

                          2. «Девочка с персиками» издательство «Малыш» 1986 г. Москва

     Игорь Смольников. (Детям  об искусстве).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...