Мой Пушкин
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина. «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pushkin.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мой Пушкин

Методическая разработка урока литературы в 9 классе

Цель  урока:     раскрыть учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина («К***», «На  холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна»), помочь приблизиться к высокому миру поэзии.

      Задачи:

    - предметные: обобщить сведения, полученные на предыдущих уроках,   формировать умения комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст.

      -метапредметные:   формировать духовно-нравственную сферу личности ученика  через внимательное и вдумчивое чтение текста художественного произведения.

      -развивающие:     пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»

                                  Д. Самойлов

                       Оборудование: 

  1. портрет поэта, газета, посвященная поэту;
  2. портрет Н.Н. Пушкиной;
  3. репродукции картин Рафаэля «Мадонна Тэмпи» и «Сикстинская Мадонна»;
  4. репродукции икон «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь Казанская»;
  5. аудиозаписи М.Глинка «Я помню…», С.Прокофьев «Пушкинский вальс», Ф.Шуберт «Ave Maria».

Ход урока:

I Вступительное слово учителя.

          Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина мы назвали «Мой Пушкин». Пушкин приходит к нам уже в раннем детстве, веселым, добрым, лукавым сказочником, а мы идем к нему всю свою жизнь, и для нас гений Пушкина остается загадкой и тайной. И главная тайна в том, что прошло уже 170 лет со дня гибели поэта, а интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает, особенно в последние годы.  

 - Почему это происходит? Как вы думаете?                               

( В наш век бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты и опоры и находит ее в поэзии Пушкина.)

  • Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью.

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим.

                    А. Передреев

- Пушкин задал России духовные ориентиры на много лет вперед. «Пока в России Пушкин длиться, метелям не задуть свечу» эти слова Д.Самойлова мы взяли эпиграфом к уроку. Выделите главные слова, слова – звезды, по меткому определению А.Блока.

Россия – Пушкин – свеча.

-Имя Пушкина неразрывно связано с судьбой России, но почему - свеча?

(В духовной традиции русского народа – свеча – образ души)

 - А жизнь души  - это любовь, это источник поэзии, ибо еще «суровый Дант заметил», что любовь движет солнца и светила. Любовь наполняет жизнь особым смыслом, делает ее возвышенней и красивей.

II На фоне музыки М.Глинки учащиеся читают подготовленные дома стихи «Я Вас любил…» (посвящено Анне Олениной), «На холмах Грузии…»(посвящено Марии Раевской).

- Какое впечатление производят на вас эти стихи? 

 (Стихи музыкальны, мелодичны, мы видим в них возвышенное отношение к женщине)

-Все, кого коснулся свет пушкинской поэзии, стали для нас прекрасными образами. Одна из них – Анна Петровна Керн. Впервые Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных. Она произвела на него неизгладимое впечатление. И вот спустя 5 лет им снова суждено было встретиться, теперь уже вдали от шумной столицы, в имении П.А. Осиповой – Тригорском, куда Анна Петровна приехала погостить.

      Новая встреча вызвала бурю чувств в душе поэта. Особенно после посещения Керн Михайловского.

III       Это произошло вечером, в сиянии луны. Погода была чудесная, июльская ночь благоухала ароматами трав и цветов, взволнованный и оживленный Пушкин показывал гостье свой парк, долго бродил с ней по липовой аллее, которая с тех пор носит имя Керн.

    Оставшись один, глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом.

    Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который она споткнулась во время прогулки, сорванный ею цветок. Потрескивала свеча, в раскрытое окно влетали ночные бабочки. «Чудное мгновенье обретало жизнь в стихах». И становилось гимном любви. (Звучит стихотворение).

IV        Анализ

 - Как вы думаете, почему это стихотворение называют вершиной любовной лирики поэта?

 - Кто в нем находится в центре внимания поэта?

 - Какой была жизнь поэта до появления возлюбленной?

 - Что же произошло с героем, когда вдруг снова появилась возлюбленная? Какие слова и образы определяют его состояние?

   (Главные слова, выражающие его состояние, - пробуждение, воскресение).

 - Вдумайтесь в ряд однородных членов, данных последней строфе: «И божество и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

 - Благодаря чему происходит воскрешение поэта к жизни?

 - Какой образ возлюбленной рисуется в этом стихотворении? Благодаря чему он возникает?

   Чтобы восхититься героиней. Довольно лишь знать, какую бурю чувств она вызвала в душе поэта, какой гармонией и счастьем наполнила его жизнь.

 - Как вы думаете, почему Пушкин назвал стихотворение «К***» не указав имени возлюбленной, хотя многие его стихи имеют конкретного адресата?

 - Пушкинский шедевр положил на музыку русский композитор М.Глинка, и он обрел еще одну жизнь, став знаменитым романсом. (Звучит фонограмма).

V    Слово учителя.

    Все, кто был озарен светом пушкинской поэзии, стали в наших душах яркими образами. Лира Пушкина подняла их на недосягаемую высоту. Одна из тех, кто вдохновила поэта, стала так же бессмертна, как и он сам.

 ( Звучит «Пушкинский вальс» С. Прокофьева. На фоне музыки звучит рассказ учителя .)

    1828 год. Декабрьский вечер накануне Рождества. В зале благородного собрания в Москве сияние тысячи восковых свечей, блеск модного паркета и упоительные звуки вальса, который несет в вихре счастливые пары… (Вальс звучит чуть громче).

    Среди этих пар возникает видение: юная девушка в белом воздушном платье; в белых атласных башмачках, с золотым обручем на голове и трогательным выражением лица.

    Пушкин понимает, что это она, та самая – единственная… И говорит себе, что участь его навеки будет связана с нею.

    Его восхищает красота Натальи Николаевны, умиляет ее робость. Он «очарован, оганчарован».

    За полгода до женитьбы 30 июля 1930 года Пушкин писал своей невесте из Петербурга: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет, и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды, я бы купил ее, если бы она не стоила 4000 рублей».

    Сходство Натальи с Мадонной замечал не только великий поэт. Друг Пушкина баронесса Дарья Фикельман писала: «Красота госпожи Гончаровой проникает до самого сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике. Чрезвычайно бледное лицо с кротким, застенчивым выражением».

    - Давайте сравним образ Гончаровой на портрете К.Брюллова ( Пушкин как будто чувствуя, что счастье его счастье не может быть долгим, просит Брюллова запечатлеть образ Натальи для потомков).

    Спокойное лицо, с тонкими чертами лица, кроткий взгляд… А платье Натали надела то, в котором Пушкин впервые увидел ее и полюбил.

    - В чем же сходство лица Натальи с лицами Мадонн Рафаэля?

    «Я женился, чтобы иметь дома свою мадонну», - говорил Пушкин. Неудивительно, что стихотворение, посвященное невесте, он назвал «Мадонна».

    Звучит «Ave Maria» Шуберта. На фоне музыки читается стихотворение «Мадонна».

    Анализ стихотворения.

    - Какое настроение создает стихотворение?

    - Как вы думаете, почему поэт обращается к образу Мадонны?

     ( Образ Мадонны сочетает в себе земную женскую красоту, материнство и небесную чистоту и скромность.)

    - Почему поэту хочется видеть только ее и Спасителя?

    - Обратите внимание на такую деталь: слово «Мадонна по отношению к деве Марии используется в основном в западной традиции; в русской традиции в ходу слово «Богородица», «Богоматерь». Пушкин же употребил слово «Мадонна» в сочетании с чисто русским «Пречистая».

     - Как вы думаете, почему он это сделал? Слил воедино две традиции: западную и русскую?

    (Взгляните на лики Богородиц «Казанская Божья матерь» и «Владимирская икона Божьей матери», Сравните их с изображением Мадонн Рафаэля – Мадонна Темпи, Сикстинская Мадонна) В чем разница в изображении их?

   - Какой еще образ стихотворения подготавливает слияние земного и небесного?

    - «»Мадонна» по жанру сонет. Сонет – сложный канонический жанр. В чем особенность сонета.

   (Сонет – итальян. – conore – звучать; состоит из 14 стихов, состоящих из 2 четверостиший и 2 трехстиший, две строфы имеют 2 общие рифмы, 2 другие – произвольные).

    - Случайно ли обращение поэта к сонету?

 «мадонна» строго выдерживает принципы сонета. В первых двух строфах содержится посылка и развитие темы, в последних двух – лаконичный вывод. Эмоциональный центр стихотворения – знаменитые строки « Творец небес мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести, чистейший образец». Повторы личного местоимения «тебя» и эпитета «чистейший»усиливает как смысловое, так и эмоциональное впечатление от сонета.

    Для придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует метафоры – «медленные труды», «чистейший образец», эпитеты « важное сужденье».

    Язык и сама форма сонета отсылают нас к лучшим образцам эпохи Возрождения (Данте, Петрарка), где истинное чувство выражалось с необыкновенной силой, несмотря на экономию языковых средств и отсутствие многословия.

    В сонете четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире: она – с величием; он – с разумом в очах; для нее – материнство; для него – «свет разума». В этом основная идея стихотворения. Итак, основная идея стихотворения состоит в том, что автор приемлет законы бытия и благословляет природу как воплощение вечного течения жизни, неподвластного человеку. Любовь – это божественное чувство, дар Творца человеку, которым тот должен распорядиться достойно. Земное и небесное часто соседствуют в поэзии Пушкина, особенно когда речь идет о любви.

    Стихи Пушкина привлекают простотой языка (не той, что «чуже воровства, а той, что «сродни гениальности»), ясностью мысли и гениальностью. Чем больше вчитываемся и вдумываемся в них, тем больше раскрываются их мудрость и красота.

VII   сравним фрагменты из стихотворений Пушкина с фрагментами из стихотворений современных поэтов, чтобы еще раз убедиться в непреходящей ценности поэзии Пушкина.

    Пушкин возвеличивает любовь, для него это самое сильное, самое высокое чувство, он «благоговеет богомольно перед «святыней красоты».

    Чувства в стихах современных поэтов предельно сводятся лишь к плотской  любви, которую можно измерить в условных единицах, без духовной любви, без гармонии. Не удивительно, от такой «поэзии», от пошлости и бездуховности душа рвется к высокому, настоящему, к Пушкину. И «пока в России будет длиться Пушкин» - будет гореть свеча – символ духовности, гармонии и любви!

VIII Домашнее задание: подготовка к сочинению.

          1) «К нему не зарастет народная тропа».

          2)Чем близка лирика Пушкина современному читателю?

          3) Мой Пушкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...