Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Колесникова Светлана Филипповна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predl_sintaks._razbor.docx19.25 КБ
Файл sp_otkrytyy_urok.pptx291.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Синтаксический разбор сложного предложения»

УМК: М.А.Разумовская и др.

Цель урока: закрепить изученное по теме «Сложное предложение», совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, производить синтаксический разбор сложных  предложений.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: интерактивная доска, компьютер

Ход урока

  1. Приветствие. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Начинаем наш урок. Запишем в тетради число, классная работа. А чтобы определить тему урока, давайте проведем фронтальный опрос. Итак, мы с вами изучили ПП и СП.

- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (синтаксис)

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (повеств., побудит., вопросит.)

- Какие бывают предложения по интонации? (восклиц., невосклиц.)

- Что такое грамматическая основа в предложении? (главные члены предл. – подлежащее и сказуемое)

- Если в предложении только грамматическая основа, то как называются такие предложения? (нераспространенные)

- Если в предложении есть и второстепенные ЧП, то как называются такие предложения? (распространенные)

- Как различаются предложения по количеству грамматических основ? (ПП и СП)

- Давайте вспомним, какие предложения называются сложными?

- Посмотрите на доску. Вы видите три пословицы. Прочитайте их. Какая общая тема их объединяет? (о языке)

Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает.

Язык и то поведает, что голова не ведает

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут (работа по словарю со словом обух)

- Объясните значение пословиц. Определите виды СП, объясните свое решение. (БСП, ССП, СПП)

2.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Итак, мы с вами изучили простое предложение, виды сложных, как вы думаете, какая тема является завершающей при изучении СП? (синтаксический разбор СП)

Запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксический разбор сложного предложения.

Попробуем с вами определить цели нашего урока.

 -Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. (предполагаемые ответы: научиться проводить синтаксический разбор, повторить виды СП, закрепить орфографические и пунктуационные навыки)

3.Открытие нового знания

- С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)

- Как вы думаете, какие пункты должен включать в себя синтаксический разбор СП?

-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?

Работа по парам (5 мин.), а затем представление собственных выводов.

-Сверимся с материалами учебника.

Самостоятельное наблюдение на стр.187, упр. 521

- Сделайте выводы.

Составление схемы-опоры для разбора СП

- Что нового вы узнали по теме урока?

- Что показалось сложным,  непонятным?

Физкультминутка

4. Развитие учебно-языковых и речевых умений

Запишите небольшой текст:

Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет. 

Луций Анней Сенека (младший)

Справочный материал: Луций Анней Сенека (младший) (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ. Большую роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы.

Работа по словарю со словом пространных

-1 чел.- морфемный разбор слов приносит, малыми у доски

-Назовите основную мысль текста

-Назовите тип речи (рассуждение)

-назовите имена существительные 1,2,3 скл. (1 – польза, душа, 2 –рассуждение, шум, 3 – речь, доверительность)

- 1 чел. у доски – выполнить синтаксический разбор первого предложения.

- Запишите следующие предложения под диктовку, выполните синтаксический разбор (2 чел. у доски):

  1. Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль.

                                                                                                    Марк Фабий Квинтилиан

Справочная информация: Древнеримский философ, занимался ораторским искусством, подготовкой ораторов

  1. Язык – это живое явление, он находится в постоянном движении.


5. Подведение итогов

Устный рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения?  Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Что у нас еще осталось? Разгадайте  рифмованную шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найти приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь.

Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)

§ 64, упр. 525 – написать сочинение (5-6 предложений) с использованием сложных предложений, в 2 любых сделать синтаксический разбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут Язык и то поведает, что голова не ведает Ветер горы раздвигает, слово народы поднимает. ССП БСП СПП

Слайд 3

ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Указать, каким является предложение по цели высказывания (повествовательным, побудительным, вопросительным) 2. Определить, какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). 3. Выделить грамматические основы и установить, чем выражены главные члены. 4. Указать вид сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). 5. Составить схему сложного предложения. 6. Каждую часть сложного предложения разобрать по членам.

Слайд 4

Боʹльшую пользу приносит краткая речь, она малыми доляʹми прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет. Луций Анней Сенека

Слайд 5

Корень мой находится в цене. В очерке найти приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же в дневнике я и в журнале. РИФМОВАННЫЕ ШАРАДЫ Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надежно, Суффикс в гудении явно услышишь. Вместе на темы различные пишешь

Слайд 6

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 64, написать лингвистическое рассуждение с использованием СП о синтаксическом разборе СП

Слайд 7

КАРТОЧКИ Мне очень понравился урок Хороший урок Мне не понравился урок

Слайд 8

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении

Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Тема: «Сложное предложение»

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" 5 класс...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Разбор сложного предложения"

При разборе СП устанавливается,что их составными элементами являются не отдельные слова и словосочетания, как в простом, а целые части, в  СП имеется две (или более ) основы,а в простом всегда од...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...