Урок -семинар "...Верить в полный разум"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Урок помогает осознать роль русского языка как национальную ценность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon verit_v_polnyy_razuma_russkiy_yazyk.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«…Верить в полный разума русский язык»

(урок-семинар в 10 классе)

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 16 г.Бирюсиснка

Орлова Р.И.

Целеполагание:

- осознание русского языка как национальной ценности;

- актуализация известного о русском языке;

- воспитание интереса к русскому языку.

I.  Мотивация: (учитель)

Академик Никоноров Н. Д. «Воспитание ценностей российский вариант» характеризует набор наиболее значимых ценностей современной России, представляющих собой обобщенные цели воспитания: жизнь и здоровье людей, семья, образование и культура, патриотизм. К сожалению, в этой системе не названо отношение к родному языку, понимание его роли, сущности, те языковые идеалы, которые характеризуют личность. А ведь ещё 1844 г. Ф. И. Буслаев в труде о преподавании отечественного языка «указывая, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе развивать духовные способности учащихся».

Таким образом: главный вывод – наш язык развивает личность учащихся.

II. Творческая мастерская. (работа учащихся в группах)

Предварительно предложены темы: (учащиеся самостоятельно группами готовятся по выбранной теме)

  1. Происхождений названий «Русь, Россия»
  2. О языке Древней Руси
  3. «Окно» в Европу
  4. Русский язык сегодня.

I. Работа I группы

Беседа: - «Откуда есть пошла Русская земля?»

             - Как понимать слова Нестора? Кстати, что известно об этом              

                человеке?

             - «От тех варяг прозвалася русская земля?»

Ответы и дополнения: Нестор – монах, он отождествляя варягов – норманнов с Русью. Варяги в перечне с готами, агнянами (англичанами).

Дополнения группы:

- Русь распространялась с юга на север днепровским путем.

- Известно, что упоминание о народе рос, а также о росомонах в скифских и сарматских стенах относятся к VI веку.

- На старых итальянских картах есть название Россатар на берегу западного Крыма.

II. Работа II группы:

О языке Древней Руси.

  1. Творческая работа:

- Что значат слова чаровать, обаяние. Как связаны со словом «колдун»?

- В каких выражениях сохранилось старославянское слово «зеница», «мытищи»? (мытищи – пошлина за проезд) . Теперь название Подмосковного города.

  1. Дополнение.

Алфавит Кирилла и Мефодия способствовал распространению книжности и просвещения на Руси.

В XI веке Русь стала государством массовой грамотности.

III. Работа III группы.

«Окно в Европу»

Доклад о Руси 18 века.

Царь Петр I  начал борьбу против «славянской темности». Ученые полагают , что в эту пору в русский язык влились 10 тысяч западноевропейских слов.

Петр I отдал дань иноземным словам, но ревностно  относясь к простоте русского языка, осудил злоупотребления . Особой заботой Петра  I были «лексиконы» - словари.

IV.  Русский язык сегодня.

Дискуссия, которую организовали учащиеся 4 группы.

- На каком языке мы говорим?

- Захлестывают ли нас «иностранцы», сленги, заостренные номинации, жаргонизмы, сниженная лексика?

- Как через СМИ, СМС теряется культура языка?  Привести пародийные примеры.

Заключение: учитель.

Русский язык – один из «мировых языков». Техника, космические достижения, профессионализм, многонациональная культура представляют богатство.

И чистота языка зависит от того, как я говорю, умею ли представлять себя как русского человека, использую ли я стилистические возможности языка – все это культура каждого из нас. (Приводится пример высказывания  о русском языке)

Дома: эссе «Что значит русский язык в моей жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...

методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...

Урок - обучение чтению с полным пониманием прочитанного.

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста....

Презентация "Верить в полный разума русский язык..." ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов

Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире."...

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема урока: Чтение микротекстов с полным пониманием содержания «Немецкие школы». Ответы на вопросы. Формирование навыков письма. Бим И. Л.

Цели урока:Образовательные: совершенствование умений и навыков обучающихся в употреблении лексики по теме «Школа»; активизация языкового материала в различных видах и форма...