Тема урока: "ПРЯМАЯ РЕЧЬ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель: Познакомить с понятием "прямая речь" и ее обозначением на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_prezentatsiey.rar19.8 КБ
Файл predlozheniya_s_pryamoy_rechyu.rar1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ПРЯМАЯ   РЕЧЬ

Цель: Познакомить с понятием «прямая речь» и ее обозначением на письме, в частности, с расстановкой знаков препинания при записи предложений, ввести схематическое обозначение предложений с прямой речью, формировать умения выделять из текста данные предложения.

Задачи:

Образовательные:

  • учить определять границы прямой речи и слов автора;
  • знать глаголы, вводящие в прямую речь;
  • научить применять на практике умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью;

Развивающие:

  • развивать внимание при выполнении упражнений, память, воображение;
  • корригировать и развивать связную устную речь, пополняя и обогащая активный и пассивный словарь, развивая монологическую речь;
  • корригировать и развивать письменную речь при работе с предложениями и созданием собственных предложений;
  •  развивать зрительное восприятие при работе с дидактическим материалом;
  • развивать творческую активность учащегося.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия;
  • формировать адекватную самооценку;
  • воспитывать самостоятельность, трудолюбие, волевые качества;
  • воспитывать культуру речи.

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося;
  • следить за правильной посадкой учащегося;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • планировать своевременную физкультминутку;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

      *    презентация Microsoft Office PowerPoint; ПК;

  • карточки для индивидуальной и самостоятельной работы;
  • карточка с тестом;
  • схемы – плакаты, отражающие строение и пунктуацию предложений с прямой речью;
  • учебник; открытка.

                                                           ХОД ЗАНЯТИЯ

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Этапы и виды работы на уроке

    Деятельность  

       учителя

    Деятельность  

      учащегося

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1. Организация начала занятия.

Учитель приветствует учащегося, проверяет готовность рабочего места к уроку.

Ученик приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку и наличие учебных принадлежностей.

1. Подготовить учащегося к работе на уроке, мобилизовать его внимание.

2.Способство-вать созданию благоприятного психологического климата.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Слово учителя:

«Прежде, чем мы перейдем к новому материалу, выполним проверку домашнего задания.

Работа над ошибками в диктанте.

Учащийся комментирует выполненную работу над ошибками.

1. Выявление пробелов и их коррекция.

2. Повторение

3. Подготовка к основному этапу занятия.

   На доске записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

      1) «Русский язык – великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.

      2) И.С.Тургенев сказал, что русский язык – великий дар великому народу.

Сравните предложения.

– Чем они различаются?

(Смысловым оттенком.)

Кому принадлежат выделенные в кавычках слова?

В каком из предложений они переданы точно от имени писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью.

-   Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте поставить цели сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться?

(находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, уметь отличать их на слух).

1. Учащийся читает, анализирует и делает вывод о том, что 1 фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь.

2. Учащийся слушает учителя и отвечает на вопросы.

  Постановка учебных задач

(Формулирует учащийся, учитель записывает на доске.)

1. Что такое прямая речь?

2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

3. Из чего состоят предложения с прямой речью?

4. Как оформить на письме предложение с прямой речью?

1.Активизиро-вать познавательный интерес учащегося.

2. Нацелить учащегося на осознанную работу на уроке.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Объяснение темы урока.

Слово учителя:

Просмотр слайдов

Презентация «Прямая речь»

1. Работа над определением.

   Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал.

Предложения с прямой речью

состоят из слов автора и собственно прямой речи.

2. Объяснение.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

На письме прямая речь заключается в кавычки.

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.

Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.

Как увидеть распознать слова автора? В них всегда есть особые глаголы (см. таблицу).

 Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

Учащийся внимательно слушает учителя, отвечает на его вопросы и изучает демонстрируемые слайды.

– Что такое прямая речь?

(Обращаюсь к 1 учебной задаче.)

– Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?

(Обращаюсь ко 2 учебной задаче.)

– Из чего состоят предложения с прямой речью?

(Из слов автора и прямой речи.) (Обращаюсь к 3 учебной задаче).

– Как оформить на письме предложение с прямой речью?

(Обращаюсь к 4 учебной задаче.)

– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?

(Чтобы знать её границы.)

– Понаблюдаем, как оформляется на письме предложения с прямой речью.

1. Знакомство со следующими правилами: определение «Прямой речи»; «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

2. Развитие зрительного восприятия при работе с материалом в презентации.

3. Коррекция внимания при выполнении упражнений.

4. Обогащение активного и пассивного словаря.

5. Развитие монологической и диалогической речи.

6. Воспитание бережного отношения к языку.

5. Первичная проверка понимания.

– А теперь потренируемся в расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Практическая работа.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Проверь себя (смотри презентацию).

Просмотр слайдов

Презентация «Прямая речь»

Учащийся расставляет знаки препинания в предложения с прямой речью, комментируя свою деятельность.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащегося.

6. Закрепление знаний и способов действий

Учащемуся предлагается слайд-тест.

Задание: Выбери верное утверждение.

Учащийся самостоятельно изучает вопросы в тесте, находит правильный ответ.

Закрепить знания, полученные на уроке.

7.Физминутка (гимнастика для глаз).

Учитель предлагает ученику сделать гимнастику для глаз.

Учащийся закрывает глаза, отдыхает 10-15 сек, открывает глаза. Повторяет данное упражнение 2-3 раза. Затем совершает движения глазными яблоками: - глаза вправо – вверх; - глаза вправо – вниз; - глаза влево – вниз.

Повторяет 3-4 раза, затем глаза закрывает и отдыхает 10-15 сек.

Соблюдение режима охраны зрения

8. Контроль и самопроверка знаний.

Работа с учебником

Упражнение. №351.

Задание: Закончите предложения, включив в них прямую речь.

Ученик выполняет упражнение в тетради.

1.Воспитывать самостоятель-ность, трудолюбие, волевые качества;

2.Развивать творческую активность учащегося.

9. Рефлексия.

- А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она называется?

- Какая цель была поставлена нами на уроке? (познакомиться с прямой речью)

Что такое прямая речь?

Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

Где могут находиться слова автора?

Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит перед словами автора?

Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора?

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.

Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.

1.Воспитывать культуру речи.

2. Контроль знаний учащегося, осуществление обратной связи.

9. Подведение итогов занятий

Оцените своё участие в уроке по пятибалльной шкале.

Выставление оценки за урок.

Ученик высказывает свое мнение об успешности работы на уроке.

1. Воспитывать адекватную самооценку. Получение учащимся информации о реальных результатах учения.

10.Информация о домашнем задании.

1. Выучить правило;

2. Дополнительное задание: составить схемы предложений.

(смотри презентацию)

Ученик внимательно слушает учителя и записывает домашнее задание.

1. Закрепить знания и умения, полученные на уроке, дома.

2. Отработать навыки самостоятельной работы.

                                                                                     Карточка – тестuserpic_loggedout

                                                                 *   Выбери верное утверждение.

                     1.Прямая речь в предложении передаёт:

                                 а) примерный смысл сказанного;

                                б) дословно то, что сказано.

                     2. Слова автора показывают:

                               а) кому принадлежит речь;

                               б) кому адресована прямая речь.

                      3. Прямая речь заключается:

                               а) в скобки;

                               б) в кавычки.

                     4. Первое слово прямой речи пишется:

                              а) с маленькой буквы;

                              б) всегда с большой буквы.

                     5. Слова автора пишутся с большой буквы,

                         после них ставится:

                             а) тире;

                             б) двоеточие.

                    6. Найди ошибку:

                            а) А: «П».                    

                            б) А: П?  

                            в) А: «П!»    

                            г) «П» - а.    

                           д) «П!» - а.

                           е) «П?» - а.

                          Спасибо.



Подписи к слайдам:

Карлсон предложил мальчику Малыш полетели со мной на крышу.

Угощайся апельсином ёжик предложил волк

Составьте сами предложение с прямой речью

А вы поняли тему?

- спросил
попугай Кеша
Итак, как будем действовать, если нам встретится предложение с прямой речью?
1. Определить границы
Прямой речи
и слов автора.
2.Определить место
Прямой речи
3.Если
Прямая речь
стоит
а)
перед словами автора

б)
после слов автора
выбираем схему: выбираем схему:
«П», - а. А: «П».

«П!» - а. А: «П!»
«П?» - а А: «П?»
Я полетел сказал Карлсон

Карточка
– тест



*
Выбери верное утверждение.
1.Прямая речь в предложении передаёт:
а) примерный смысл сказанного;
б) дословно то, что сказано.
2. Слова автора показывают:
а) кому принадлежит речь;
б) кому адресована прямая речь.
3. Прямая речь заключается:
а) в скобки;
б) в кавычки.
4. Первое слово прямой речи пишется:
а) с маленькой буквы;
б) всегда с большой буквы.
5. Слова автора пишутся с большой буквы,
после них ставится:
а) тире;
б) двоеточие
.
6. Найди ошибку:
а) А: «П».
б)

А: П?
в)

А: «П!»
г)

«П» - а.
д)

«П!» - а.

Спасибо.
Автор :
Владимирова Вера
В
ладимировна,
учитель
русского языка и литературы
ГБОУ школа №420»
Колпинского района Санкт-Петербурга
2015
Предложения с прямой речью
«Русский язык – великий дар великому народу», - сказал И.С. Тургенев.
Я вам посылку принёс сказал почтальон Печкин
Составьте сами предложение с прямой речью
Как увидеть, распознать слова автора? В них всегда есть особые глаголы.

Слова автора:
Глаголы
«говорения»
сказал
воскликнул
объявила
проворчала
разъяснила
опровергла
произнёс
крикнул
буркнул
шепнул
ответил
Глаголы «мысли»
подумал
предполагал
сообразил
возмечтал
прикинул
прочитал
А я всё понял закричал щенок
Прямая речь – это речь дословная, без искажений, принадлежащая какому – то лицу, передаваемая автором.
Знаки при прямой речи.
Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы.
После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.
Обрати внимание!
Точка ставится после кавычек, а вопросительный и восклицательный знаки – пред кавычками.
Запомни!
Прямая речь (П) всегда пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Если прямая речь (П) стоит перед словами автора, то после неё никогда не ставится точка.
У меня самая высокая температура в мире воскликнул Карлсон
Заяц спросил друзей вы в гости ко мне придете
Составьте сами предложение с прямой речью
Помните схемы!!
А:

П.

А:

П
!”
А:

П?


П,

-а.

П!

-а.

П!

-а.
Где заяц строго спросил волк
Это почему я раньше злой был спрашивает почтальон Печкин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Прямая и косвенная речь."

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания....

Презентация к уроку: "Прямая и косвенная речь"

методическая разработка презентации к уроку...

План-Конспект урока "Прямая и косвенная речь" 9 класс

Введение и отработка прямой и косвенной речи....

Разработка урока "Прямая. Части прямой. Ломаная" математика 5 класс

Разработка урока по математике 5 класс "Прямая. Части прямой. Ломаная" УМК Е.А. Бунимович...

7класс. Тема урока "Прямая пропорциональность".

Данный урок по счёту 1-й, соответствует тематическому планированию уроков алгебры, реально отражает учебный план, соответствует учебнику «Алгебра 7 класс»  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк...