Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Нуртдинова Нурия Гильмутдиновна

Урок-виртуальная экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_kak_chast_rechi.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Камышла

муниципального района Камышлинский Самарской области

Тема урока

«Глагол как часть речи»

Провела учитель

русского языка и литературы

Нуртдинова Нурия Гильмутдиновна

с. Камышла 2014 г.

Тема:         Глагол как часть речи

Класс: 5 Б

Дата проведения: 11.02.2014 г.

Форма проведения урока: виртуальная экскурсия.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели: углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи; отрабатывать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умения определять части речи, их морфологические признаки

Планируемые результаты:

Метапредметные: вычитывать, перерабатывать и преобразовывать информацию (самостоятельно формулировать, составлять таблицы­опоры и т.д.).

Регулятивные: осуществлять индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлективно-аналитических способностей.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, воспроизводить и применять с учетом решаемых задач.

Коммуникативные: обосновывать и сравнивать правильность и полноту высказываний учащихся; аргументировать способы решения проблем поискового характера

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал, доска, маркеры

Педагогические технологии: педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, имитационная игра, ИКТ, проектное обучение

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная (групповая)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Организационный (мотивационный)

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на лично значимом уровне.

Технологии: коллективная деятельность

Деятельность учителя: создание ситуации мотивации к обучению (стартовое желание учиться)

Приветствие. Создание игровой ситуации.

- Я приглашаю вас в виртуальный музей.

Но, чтобы войти туда, необходимо вспомнить правила поведения. Мы быстро их вспомним, записав на листочках.

1 ряд – Что можно делать в музее

2 ряд – Что нельзя делать в музее.

Ребята записывают.

Размещаем на доске

На доску.

Памятка путешественникам

Запись на доске

Памятка путешественникам

Правила поведения в музее

Можно

      Нельзя

Слушать

Смотреть

Задавать вопросы

Интересоваться

Удивляться

Замирать

Останавливаться

Рассматривать

Говорить

Смеяться

Быстро ходить

Кричать

Дергать друг

друга

Скажите, что общего во всех словах? Это глаголы.

Какие глаголы здесь оставим и не возьмем с собой в музей? Стираем колонку «Нельзя».

Слайд 1

Итак, Экскурсия в музей, посвященный удивительной части речи глаголу.

Слайд 2

УУД:

Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества

Регулятивные: готовность к самообразованию

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; формулирование проблемы.

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

Технологии: индивидуальная и коллективная деятельность

Деятельность учителя: выбор средств и методов, адекватных поставленным целям

- О какой части речи будем говорить на уроке?

- Как вы думаете, какие цели сегодня будут перед нами стоять?

Слайд 3

Обучающие:

  1. Совершенствовать умения находить  в тексте, определять грамматические признаки глаголов.
  2. Определять  вид  глагола,

Развивающие:  

развивать  у учащихся умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

 Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу,  умение слушать.

УУД:

Коммуникативные: представление конкретного содержания; устное сообщение.

Регулятивные: самостоятельное определение целей учебной деятельности; формулирование и удержание учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: формирование предметных понятий, навыков систематизации по предмету.

III.  Актуализация предметных и метапредметных личностных результатов.

Цель: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования.

Технологии: исследовательская деятельность, самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности.

Деятельность учителя: помощь в формулировании цели и образовательных результатов на языке умений (компетенций)

Работа с дидактической картой урока (работа на индивидуальных рабочих материалах)

- Итак, мы в первом музейном зале. Здесь, как и полагается, мы познакомимся с нашим Гидом Глаголом.

Внимание на экран. Вас ждет первое задание.

Слайд 4-5

Найди глагол:

Удвоить, двойка, двое, двойной

Что помогло вам найти глагол?

Слайд 6

Портретная галерея

Рассмотрим портреты.

Что хотели передать художники в образе глагола?

Какие черты хотели отразить?

А вот как сам глагол создает портреты.

Слайд 7

Загадки

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Речка

Алексей Югов сказал, что глагол «самая огнепышущая, самая живая часть речи», и эти слова подтверждаются в стихотворении Ф.И.Тютчева. Подумайте, о чем говорит здесь автор?

«Море и утес»

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот.

- Что вам позволило догадаться, что речь идет о море?

Историческая справка

«глагол»  - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»

Слайд 8-9

И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием тоже называлась глаголица, а затем появилась кириллица, азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».

УУД:

Коммуникативные: выражение своей точки зрения, объяснение и аргументация точки зрения

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в ходе учебного занятия и их коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; умение убеждать.

Познавательные: умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и их оценка по соответствующим критериям.

IV. Закрепление знаний.

Закрепление и систематизация знаний по теме «Глагол».

Развитие орфографических умений.

Цель: построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике;  закрепление знаний при выполнении практических заданий.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход к обучению.

Деятельность учителя: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической деятельности учащихся во всех формах действий.

- А что называется глаголом сейчас в нашей науке в  языкознании?

Слайд 10-11

Восстанови словесный портрет

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы ______________________________________________________

Проверяем, зачитывая ответы и сверяя их с проверочным слайдом.

Слайд 12 – 13

- Предлагаю пройти в зал № 2. Здесь нас ждет очередное задание.

Интерактивная игра

Работа в группах

Зал № 2 Морфологический портрет

Собери таблицу признаков глагола

Постоянные и непостоянные признаки

Морфологический разбор

Послушайте стихотворение и выпишите глаголы.

Я страшное дело какой деловой;

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю.

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

От какого лица идет повествование в этом стихотворении? Какие признаки вам помогли это определить? Назовите все непостоянные признаки всех глаголов. Можно ли сказать, что в одном тексте автор использует глаголы одной формы? Зачем это делается?

Поработаем с постоянными признаками этих глаголов.

УУД:

Коммуникативные: формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательное и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.

Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.

Познавательные: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности.

- Мы двигаемся дальше.

Зал № 3. Этот сложный глагол

Слайд 14

- Ребята, вам предлагается решить орфографические задачи.

Работа с карточками (см. дидактический материал)

Вставь букву. Е или И

Ты дремл..шь, ты обид..шься, ты увид..шь, он услыш..т.

он пряч..тся, дыш..т, пада..т, вид..т, прилета..т, смотр..т

он пилит, вяж…т, бега…т

Работа по карточкам. Индивидуальная работа

Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.

Проверка.

- Следующая орфографическая задача.

Нужен ли Ь?

Когда в каких глагольных формах пишется Ь, а когда не пишется?

Работа с пословицами

Собери пословицы и раскрой скобки.

Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

Мороза бояться – на двор не ходить.

Не теряй ум, все остальное приложится.

Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Волков бояться – в лес не ходить.

Лежа хлеба не добудешь.

Проверка.

V. Диагностика предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять знание в типовых учебных условиях.

Технологии: само- и взаимодиагностика результатов.

Деятельность учителя: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонение

B) спряжение

C) чередование

2. Сколько в русском языке спряжений?

А) 3

B) 1

C) 2

3. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют относятся…

А) 1 спряжению

B) 2 спряжению

4. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют

B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят

C) -у, -ю, -а.

5. Укажите строку с глаголами I спряжения.

А) читать, копать, звать

B) кричать, лететь, строить

C) брить, терпеть, дышать.

6. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить

B) доверять, петь, грохотать

C) дышать, вертеть, спать

Слайд 15

Взаимопроверка:

1 – B 2 – C 3 – B 4 – B 5 – A 6 – C

Поставьте оценки: «5» - 6 верных ответов

«4» - 5 верных ответов

«3» - 4 верных ответа

УУД:

Коммуникативные: отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий

Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно-образовательной деятельности на основе  выявленных и обозначенных затруднений учащихся.

Познавательные: понимание проблемных зон в знании и определение путей решения в сложившейся ситуации

VI. Закрепление знаний.

Развитие творческих и аналитических способностей

Цель: построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике;  закрепление знаний при выполнении практических заданий.

Технологии: поэтапное формирование умственных действий, дифференцированный подход к обучению.

Деятельность учителя: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической деятельности учащихся во всех формах действий.

- Приглашаю вас в следующий зал. Здесь царит дух творчества.

Слайд 16

Зал № 4

Художественный зал

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).

Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.

Как работает глагол в тексте?

Осенние листья

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми.

Налились, отяжелели – и потекли рекой на землю.

Зашумел в лесу золотой дождь.

По колено в листьях деревья стоят.

Елочки листьями украсились.

Папоротники под листьями пригрелись.

Листья шуршат, скребутся, лопочут.

Листья летят, скачут, плывут.

Листья качаются на паутинках.

Листья вверху, внизу, вокруг.

Шумит золотой дождь.

Золотая осень завершает свой яркий праздник, и лес готовится к наступлению зимы.

- Какой красивый образ создал Николай Сладков в этой миниатюре. Какими вы увидели листья? Как называется художественный прием, с помощью которого автор оживил листья? Какая часть речи в этом помогла?

Допишите 2-3 предложения в текст об осенних листьях, об их приключениях, используя глаголы.

Читают свои ответы-миниатюры.

УУД:

Коммуникативные: формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательное и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.

Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.

Познавательные: определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности.

VII. Итог урока

Рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: осознание    качества и уровня усвоения; оценка результатов.

Технологии: само- и взаимодиагностика результатов.

Деятельность учителя: создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.

- Вот и закончилась наша экскурсия по залам дворца, где царствует Его Величество Глагол.

- Почему же глагол называют «Его Величество Глагол»?

Отзывы учащихся.

 

УУД:

Коммуникативные: отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий

Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно-образовательной деятельности на основе  выявленных и обозначенных затруднений учащихся.

Познавательные: понимание проблемных зон в знании и определение путей решения сложившейся ситуации

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Деятельность учителя: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания.

Вариативное задание:

  1. Написать сказку «Как глагол в школу пошел»
  2. Написать сочинение-рассуждение «Его величество Глагол»
  3. Составить кроссворд на тему «Глагол» (не менее 10 вопросов)

УУД:

Коммуникативные: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению информацию, находить пробелы и пути восполнения этих пробелов.

Познавательные: использование практических умений для решения поставленной коммуникативной и учебной задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку:"Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" (6 класс) разработан по технологиии развития критического мыщления. В уроке использованы различные приёмы данной технологии с подробным описанием каждого...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Урок по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Цели урока: сформировать способность опознавать существительные в речи; развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; сформировать представление о существитель...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Служебные части речи\'\' (6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Служебные части речи'' (6 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного  по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...