Внеклассное мероприятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Канеева Ольга Александровна

Внеклассное мерприятие по русскому языку "Грамматический бой" для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Чернятинская СШ№15»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ БОЙ

для 5-6 классов

Учитель Канеева Ольга Александровна

                                                                                        2014 г

Интеллектуальная игра «Грамматический бой»

Дата проведения:  5 апреля 2014г.

Участники:  сборные команды 5-6 классов(по 5 человек)  школ района: МКОУ «СШ №15», МКОУ «СОШ № 12», МКОУ «СОШ №20»,  МКОУ ООШ№29.

Цели:

 

Образовательные:

 актуализация знаний по различным разделам русского языка,  расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся;

 формирование общеучебных   компетенций по   предмету.

Воспитательные:

воспитание инициативности, смекалк;

повышение интереса школьников к предмету;

воспитание  чувства  коллективизма, умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива.

Развивающие:  

развитие познавательного интереса к русскому языку;

 развитие творческих способностей, образного мышления;

развитие  логики, интеллекта.

 

Представление команд (эмблема, название, девиз, приветствие). В качестве домашнего задания всем участникам команд  было предложено приготовить ребусы, зашифровав,  свои имена.

  1. Разминка.

 Каждая команда получает лист  с заданием:  продолжить начатую половину пословицы. За каждый правильный ответ—по 1 баллу.

Встречают по одежке………(провожают по уму)

Рыба ищет, где глубже……. (а человек, где лучше)

С миру по нитке…………….(голому рубашка)

Сколько волка ни корми……(он все в лес смотрит)

Заставь дурака Богу молиться…(он и лоб расшибет)

Не плюй в колодец…………(пригодится воды напиться)

Не родись красивой……….. (а родись счастливой)

Не зная броду……………….(не суйся в воду)

Ученье свет..............................(неученье – тьма)

Как аукнется…………………(так и откликнется)

                    Труд человека кормит…..(лень портит).

                    Терпенье и труд………..(все перетрут).

Язык до Киева …………(доведет).

А Васька слушает………(и ест).

Мели ,Емеля, ……………(твоя неделя).

Не имей сто рублей……(а имей сто друзей).

Тише едешь…………….(дальше будешь).

Друзья познаются ……..(в беде).

Меньше знаешь …………(крепче спишь).

С кем поведешься……….(от того и наберешься)

Учитель: А сейчас командам представляется возможность получить дополнительные баллы. Я предлагаю пословицы народов мира, а вы подберите к   ним русский аналог.

1.Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).
(После драки кулаками не машут)

2. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская).
Поспешишь – людей насмешишь.

3. Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
Тот не ошибается, кто ничего не делает.

4.В перчатках кот мышей не наловит (английская)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Посчитай дважды, прежде чем один раз отрезать (английская)

 Семь раз отмерь – один отрежь.

Это интересно Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово “хулиган”? 
(Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер)

3.Конкурс капитанов.

Предлагаются  поочередно  вопросы капитанам команд. Если капитан затрудняется ответить,  команды могут ему помочь.

1.  В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

 5.Эта часть предмета бывает «золотой»?

 6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

 9. Какой птицей можно достать воду из колодца?

 10. В каком слове 100 отрицаний. 

11.Что можно приготовить, но нельзя съесть?

12.Слово «белый» по отношению к слову «черный».

13.Кто говорит на всех языках?

14.По чему одни люди ходят в ботинках, а другие в сапогах?

15.Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получилось много  крупных плодов?

16.Чем заканчивается день и ночь?

Пока  жюри подводит промежуточные результаты предлагаю послушать  историю возникновения фразеологизма.

Это интересно Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?” 
В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”.

4.Фонетическая пропорция. А начнем с разминки.

1. Шарады.

1.С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).

2.С глухим — траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).

3.С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист

С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).

4.С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).

2.Разгадайте принцип, по которому составлены «фонетические пропорции» и решите их. Чего в них не хватает? (Каждая команда получает лист с заданием)
а/я = о/?     м/м=р/?       вб/ фп =зж/?      яр/рай =ешь/?      топор/ропот = лёд/?

Это интересно “Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы. 
 Оказывается,  баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”) 

5. Собери слова

Составьте слово, которое спрятано в других словах.

  1. Приставка в слове подбежал.
  2. Корень  в слове снежинка.
  3. Суффикс в слове лесник.
  4. Окончание  в слове  ученики.(подснежники)

      1.Корень в суффиксе дворник.

      2.Суффикс в слове столовая.

      3.Окончание в слове зеленый.(дворовый)

       1.Корень в слове молодой.

       2.Суффикс в слове пальцы.

       3. Окончание в слове травы.(молодцы)

         

         1.Корень в слове сказка.

         2.Суффикс в слове извозчик.

         3.Приставка в слове  расписание.

         4. Окончание в слове дом.(рассказчик)

  1. Конкурс «Грамотеи». Будем писать диктант. Каждый участник в команде может написать два слова, затем передает лист с диктантом своему товарищу по команде. За каждую ошибку жюри снимает балл.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся  понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

  1. «Черный ящик» Что в черном ящике? По лексическому толкованию догадайтесь о содержимом ящика.

1.В черном ящике находится клетка, из которой состоит любое живое существо. В ней – большой запас питательных веществ. (яйцо)

2.Отгадайте загадку, к которой описана технология приготовления того, что лежит в черном ящике. «Возьму пылью, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень».(хлеб)

3.В черном ящике находится то, что называют «зеленым верблюдом».(кактус)

4.В русском языке есть слов: околица, коловорот, околесица. А что  у славян обозначал этот общий корень? (Круг)

  1.   «Сломай голову». Решаем головоломки. Необходимо заполнить пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное.

  1. Шарады 

1.Мой первый слог - на дереве, 
Второй мой слог - союз. 
А в целом я - материя 
И на костюм гожусь. 
(сук-но)

2.Меня ты не напрасно ценишь - 
Тебя насытить я могу. 
Но если «у» на «е» ты сменишь,
Я по деревьям побегу.
(булка-белка)

3.Мне не пройти в ветвистый лес,
Мои рога в ветвях застрянут,
Но обменяй мне Л на С - 
И листья леса все завянут.
(оЛень-оСень)

4.Начало – мышки писк в траве. 
Конец – на бычьей голове. 
Бывает яблочным, капустным, 
Румяным, пышным, очень вкусным. 
(пи-рог)

5.Из списка птиц мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там возьмите
То, что не раз едали вы.
(пи-рог)

6.Мой первый слог к себе зовет, 
Второй слог – дом наоборот.
(ко-мод.)

7.Я – травянистое растение, 
С цветком сиреневого цвета. 
А переставишь ударение, 
Я тут же превращусь в конфету. 
(ирис)

8.Мой первый слог мычит корова, 
Не будет гаммы без второго. 
Обозначает третий слог 
Все то, что сверху, он – предлог. 
Все слоги вместе – это я, 
Морская страшная змея. 
(му-ре-на)

9.Задачу ты решишь свободно: 
Я небольшая часть лица. 
Но прочитай меня с конца - 
Во мне увидишь что угодно.
(нос-сон)

10.Несет меня с трудом старик, 
Но если Ю прибавить вмиг, 
К нему придет на помощь тот, 
Кто без труда меня несет. 
(ноша-юноша)

11.Три буквы облаками реют, 
Две видны на лице мужском, 
А целое порой белеет 
«В тумане моря голубом». 
(пар-ус)

12.Часть первая на земле остается, 
Когда по ней кто-то пройдет. 
Вторая - дается ошибками в долгом труде. 
А словом охотник зовется, 
Что зверя отыщет в тайге.
(след-опыт)

9.Перед вами зашифрованные слова. Вам необходимо разгадать имена сказочных героев.

1. имокачюоДв

- Дюймовочка

2. инкаМторстоК

- Кот Матроскин

3. кялкопШа

- Шапокляк

4. наясКра окчаШпа

- Красная Шапочка

10. «Кто больше?» Выигрывает команда, последней назвавшая слово. Предлагаем минуту на составление слов.

- Вам нужно составить как можно больше слов из слова ГРАММАТИКА.

(Ответы: грамм, рама, мат, кит, мак, мрак, рак, гамма, тик, тир, грим, мир, мама, мим, гамак, марка, арка, март, ракита, миг, игра, икра, карма, маг, мрак, агат, ритм, аммиак, рамка, тигр, тик, мир).

10. Ребусы. (Приложение)

         

11. Поговорим о фразеологизмах.

Капитанам предлагается ответить на вопросы в качестве разминки.

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног) 

Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами) 

В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели) 

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело(нос).

 А теперь задание командам. На каждый стол выдаются листы с заданием – собрать фразеологизм.

 Повесить           голову

Отводить           нос

Распустить         лапшу

Сматывать      калошу

Смотреть  сквозь     глаза

  Ломать         удочки

Гореть под     нюни

Вставлять палки в      ногами

Сесть в       пальцы.

13.Кроссворд « Забавы богатырские»

2

 

 

 

3

4

 

3

 

 

 

 

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 


Вопросы по горизонтали.

  1. Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних. (Лавки)
  2. Главное оружие Соловья-разбойника.(Свист)
  3. Тара для чудес. (Решето)
  4. В поле не воин. (Один)
  5. Царское головное отличие. (Корона)
  6. Богатырская цифра. (Три)
  7. Минимум отмеров на один разрез. (Семь)
  8. В поле не один. (Воин)

Вопросы по вертикали.

1. Головной убор, рассчитанный на дурака. (Колпак)

2. Разбойничья цифра. (Сорок)

3. «Нечистая» дюжина. (Тринадцать)

4. Ведьмолет. (Помело)

5. Змей по батюшке. (Горыныч)

Подведение итогов

Отзыв на интеллектуальную игру

«Грамматический бой»-2014

 Данное мероприятие проводилось в рамках ежегодных зональных встреч любителей и знатоков русского языка - учащихся школ МКОУ «СОШ №12», МКОУ «СОШ №15», МКОУ «СОШ №20»,МКОУ ООШ № 29.

Дата проведения игры – 5апреля 2014г.

Мероприятие направлено на актуализацию знаний по различным разделам языка, расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся, развитие логического и творческого  мышления, смекалки, использование знаний по русскому языку в нестандартных ситуациях,  развитие культуры коллективного труда, воспитание чувства коллективизма, умения управлять своимповедением, следовать требованиям коллектива.

 В игре принимали участие сборные команды 4-5 классов(по 5 человек в команде). Задания были составлены   соответственно возрастным особенностям участников игры. Сама форма проведения мероприятия предполагает повышение интереса школьников к предмету.

Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.

 Все этапы игры были хорошо продуманы, позволили в игровой форме повторить  материал по предмету, изученный в урочное время по фонетике, лексике, словообразованию, орфографии. Все команды хорошо справились и с домашним заданием. В связи с тем, что предполагалось  на одном  из этапов игры –решение ребусов, было предложено каждому участнику  составить ребус, зашифровав в нем своё имя. Таким образом, дети заранее подготовились к отгадыванию ребусов.

 Несмотря на то, что это была игра, тем не менее не предполагалось, что детям будет предложен только хорошо знакомый им материал. В задания включались вопросы, требующие логического мышления,  способности анализировать, делать выводы. Поэтому одни задания выполнялись школьниками спонтанно, без затрат времени на обдумывание, другие – заставляли мыслить, рассуждать, анализировать. В целом игра прошла весело, живо, интересно. На протяжении игры царила атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, неподдельного интереса, азарта.  Каждый по окончании игры сделал для себя определенные выводы. После обсуждения мероприятия наставники команд отметили отдельные виды заданий, которые они могли бы использовать и на уроках(вид диктанта, составление рассказа, решение ребусов).

Мероприятие закончилось подведением итогов и награждением победителей.

Замдиректора по УВР                                                                                    / Овсянникова Н.Л./

Руководитель ММО учителей гуманитарного цикла                                 /Теренина Т.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...