Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Николаева Диана Васильевна

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового знания разработан в соответсвии с содержанием образования, призван подготовить учащихся в дальнейшем к сдаче экзамена, эмоционально воздействовать на сознание и повышение интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 6 класса

Тема урока: «Правописание гласных О-А

в корне с чередованием –КАС- - -КОС-».

Цели урока:

- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –КАС—КОС;

- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи урока:

- дидактическая: создание условий для моделирования в совместной деятельности обучающихся «открытия» нового знания средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо;

- учебная: определение условий выбора гласных О-А для правильного написания слов с корнями –КАС—КОС-.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование: дидактические материалы: карточки для групповой, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока:

  1. Актуализация имеющихся знаний.

1. Стадия вызова

1)Ребята, какой цветок считают первой красавицей среди цветов? (слайд 1)

 Работа с текстом.

 Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия  выбора букв О-А (слайд 2)                                       

      Знаете ли вы, как правильно выр…стить розу? Для этого нужно прил…жить немало усилий. Тоненький отр…сток нуждается в плодородной почве. Молодое р…стение необходимо оберегать от вредителей и ярких лучей солнца. Выр…щенный цветок будет радовать вас пышным цветением. Прик…снитесь  к цветку, и вы почувствуете бархатистость бутона.

Слова с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС-).

2. Прием «Знаю-хочу узнать-узнал» (далее ЗХУ).

Работа с таблицей (слайд 3)

           Знаю

     Хочу узнать

           Узнал

 Учащимся предлагается заполнить 1 графу в  таблице (что я знаю об условиях выбора гласных А-О в корнях – ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-;).

Снова обращаемся к тексту (к слову прик…снитесь - слайд 4).

Как вы думаете, букву О или А необходимо написать в корне данного слова?

Предлагаю ребятам заполнить 2 графу таблицы ЗХУ (что я хочу узнать).

II. Определение темы и целей урока.

- О чем мы будем говорить? Сформулируем тему урока. (Тема урока записывается на доске).

- Какие цели мы можем перед собой поставить? (Учащиеся формулируют цели урока).

III. Изучение нового материала.

Стадия осмысления

Учащимся предлагается  проанализировать слова, выделив в них корни (слайд 5):

Касаться                  коснуться

касательная            соприкосновение

Создание проблемной ситуации.

Обращаю внимание ребят, что в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения).

       Обратите внимание на последующий согласный корня. Учащиеся сами делают вывод о том, что выбор букв О-А в корнях –КАС- - - КОС- зависит от наличия или отсутствия суффикса А. (слайд 6).

Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику (читаем орфограмму №26).

Вернемся к тексту о розе. Какую букву необходимо написать в слове прик…снитесь?

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с учителем.

   А) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв О- А в корнях –КАС- - КОС-, отметьте словосочетания, имеющие переносное значение, составьте с одним из словосочетаний предложение (слайд 7):

К…снуться стола, нежное прик…сновение, к…саться важной проблемы, к…сание рукой пола, прик…снуться к искусству, это к…сается всех.

Б) Пользуясь толковым словарем, определите лексическое значение групп однокоренных слов.

коса

косой

коснулся

косить

раскосый

касание

косилка

искоса

прикоснуться

косарь

косо

касание

В словах с каким лексическим значением происходит чередование гласных? Как проверить написание гласных в корнях других групп слов? Приведите примеры

  1. Физкультминутка

Учитель называет слова. Если в корнях с чередованием пишется буква А, ученики хлопают в ладоши, если буква О – встают из-за парт.

(Р..стительность, возл…гать, к..сание, сл…гаемое, подг…ревший, перег..реть, прик…саться, выр..щенный, зар…сли, к…снуться, разр…статься, к…сательная, предпол..гать).

  1. Работа в парах.

 Перед вами карточки с двумя вариантами заданий

Задание:

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

2. Продиктуйте свой вариант задания напарнику.

3. Обсудите полученный результат.

I вариант

К…снуться, к…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись

II вариант

К…сательная, соприк…саться, кос…нешься, к…снулась, прик…снись

  1.  Индивидуальные задания

При выполнении индивидуального задания учащимся предоставляется право выбора уровня сложности заданий: на “3”, на “4” или на “5”.

“3”

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, соприк…сновение, к…сательная, к…сается, к…саешься,

к…немся, неук…снительно, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

“4”

1. Дополните предложения словами с корнем -КОС – КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мама нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” - многозначное. Приведите примеры.

“5”

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2. Составьте словарный диктант на тему: “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

V.  Стадия рефлексии

Учащимся предлагается заполнить графу 3 в таблице ЗХУ (что я узнал). Соотнесите  2 и 3 графы таблицы ЗХУ.

Достигли  ли мы  целей, поставленных в начале урока?

Оцените свое настроение после урока. (Ребята пользуются сигнальными картами красного, зеленого и желтого цвета).

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Составить кроссворд со словами на изученную орфограмму.
  2. Написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) по теме: «Спорт – это жизнь» с включением слов на изученную орфограмму.
  3. Составить словарную диктовку (15-17 слов) по теме «Буквы А-О в корнях с чередованием»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают  лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

презентация "Гласные О-А в корнях с чередованием"

данная презентация поможет обобщить полученные знания по данной теме...

гласные И-Е в корнях с чередованием Тест

Тест по теме "Чередующиеся И-Е в корнях слов"...

Презентация гласные а о в корнях с чередованием лаг лож

ласные а о в корнях с чередованием лаг лож...

Презентация с заданиями по теме " Гласные о-а в корнях с чередованием кас-кос, зар-зор, лаг-лож, раст-рос, кас - кос"

Презентация с заданиями по теме " Гласные о-а в корнях с чередованием кас-кос, зар-зор, лаг-лож, раст-рос, кас - кос"...