План - конспект по русскому языку в 5 классе. "Правописание гласных О – А в корнях с чередованием."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

разработка урока по русскому языку в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_glasnyh_o.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание гласных О – А в корнях с чередованием.

Целиучебно-развивающие:

Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;

отработка навыков самостоятельной работы;

воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Целью нашего урока сегодня будет отработать навыки правописания корней с чередующимися гласными: лаг – лож, кас – кос, раст – ращ – рос.

Материал к уроку подбирался таким образом, чтобы мы еще раз увидели, почувствовали, как прекрасна природа нашей Родины. Помогать нам будут бессмертные строки поэтов, писателей и произведения русских художников.

Проверка домашнего задания (выборочно).

Какие корни с чередованием гласных встретились вам при выполнении упражнения?

Растительность, предлагать, проложить, росточек (искл.), подросли, выращенный, произрастать, разложить.

Выборочный диктант.

Записать слова с чередующимися гласными, выделить корни.

Проверяем путем взаимопроверки.

И чтобы первая трава

Росла весною лучше,

Шуршит под граблями листва,

Растут сухие кучи. (З. Александрова)

Ночь уже ложилась на горы, и туман уже начинал бродить по ущельям. (З. Александрова)

Я положу в твои родные руки

     Все сказки мира, все его науки.(Я. Смеляков)

Оживает цветок, теплым солнцем согрет,

Молодые ростки вылезают на свет. (З. Александрова)

Я помню руки матери моей,

    Суровой ласки редкие мгновенья,

    Я становился лучше и сильней

    От каждого ее прикосновенья.(Н. Рыленков)

Синтаксическая пятиминутка.

Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выполнить следующие разборы:

1. Сделать синтаксический разбор предложения.

2. Выписать 4 словосочетания (глагольные и именные).

3. Разобрать слово по составу.

Прик…сновение к природ… неизбежно воздужда…т чу…ства и порожда…т2 мысли.(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, растространенное).

Прикосновение к природе  (сущ. + сущ.)

возбуждает чувства (гл. + сущ.)

возбуждает неизбежно (гл. + нареч.)

Сгруппировать глаголы по значению слова «касаться».

На доске записаны словосочетания с пропущенными орфограммами.

Списать словосочетания, вставляя буквы, распределяя на две группы.

1 гр. – словосочетания со значением «дотронуться до чего-либо»

2 гр. – все остальные.

Касаюсь стены, коснуться трудного вопроса, касались новой темы, прикоснулись к тайне, касаться рукой, тебя это не касается.

1 вариант – составить 2 предложения со словами каждой группы.

2 вариант – составить 2 предложения с однородными предложениями.

 Записать однокоренные слова с данными приставками. С какими приставками нельзя образовать слова

1 вариант – раз-, под-, у-, по-, в-                 -лож-

2 вариант – про-, пред-, на-, за-, воз-          -лаг-

Работа по карточкам

№1 Подобрать однокоренные слова к слову расти, образовать форму слова.

№2 Подобрать однокоренные слова к слову касаться, образовать форму слова.

Чем однокоренные слова отличаются от форм слова?

Работа с толковым словарем.

По лексическому значению определить слово, записать его, объяснить правописание.

Молодые деревца, которые вырастают у подножия старых. (Поросль)

Область деятельности науки, производства. (Отрасль)

 Откройте словарики, найдите это слово, скажите, сколько значений оно имеет.

 Как называются такие слова?

 Какие вы знаете слова-исключения с корнями рос-раст?

Послушайте, какое значение дается этому слову в словаре С.И. Ожегова

Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища;

2)отрезок ветки с почками для посадки, черенок.

Письмо по памяти.

Пока дети пишут, вытираю орфограммы, затем читаем написанное, а один ученик выходит к доске и объясняет орфограммы.

(В) зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью.

                                          (Н. Рыленков)

 

Сочинение-миниатюра по опорным словам.

Прол…гать путь, возложить ответственность, пол…гаться на ребят, прил…гать усилия, ул…житься в срок.

 

Учащиеся, успевающие на «4» и «5», сочиняют четверостишия, употребляя в них слова на изученную орфограмму.

 

Занимательная минутка

Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Самостоятельная часть речи (прилагательное).

5. Период, ступень в развитии человека, количество лет (возраст).

6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р. (предложил).

    7. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (росток).

    8. Один из видов письменной работы по русскому языку (изложение).

По вертикали:

2. Математическое действие (сложение).

3. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (отрасль).

4. Растение, которое растет в воде (водоросль).

2

3

4

1

6

5

8

7

Домашнее задание. Упр. 442. Вставить орфограммы, выделить корни с чередованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока русского языка в 5 классе. О и А в корнях с чередованием

Цели: подготовка к орфографическому диктанту, усвоение норм правописания.Задачи:1) обучающие: познакомить учащихся с новой орфограммой, сформировать навык дифференциации корней с данной орфограммой, п...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме «Корни с чередованием гласных».

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС                                           ...

Проверочная работа по русскому языку. 6 класс. "Правописание корней с чередованием"

Проверочная работа состоит из двух заданий: 1) списать, вставляя пропущенные буквы; 2) тест...