План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_4.pptx1.83 МБ
Файл konspekt.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вычесть, заблестеть, вычитаю, замирать, запереть, запирать, заблистать, замереть.

Слайд 3

Проверим! вычесть заблестеть замереть запереть выч и т а ю забл и ст а ть зам и р а ть зап и р а ть

Слайд 4

Корни с чередованием букв Е - И

Слайд 6

Алгоритм Найти орфограмму по опознавательному признаку. Выделить корень. Поставить ударение. Вспомнить корни с чередованием и их значения. Проверить наличие или отсутствие суффикса А после корня. Если после корня есть суффикс А , то пишем И, если нет – Е.

Слайд 7

Если после корня А, В корне И пиши всегда! Расстилала, собирала, Запирала, отпирала. А без этой буквы А В корне Е пиши всегда! Расстелила, заперла, Заблестела, замерла.

Слайд 8

соб.рать ягоды прот.реть пыль соб.рёшь рюкзак расст.лать ковры изб.рать депутата пост.лить скатерть обж.гающий ветер заб.рёшься в глушь забл.стеть на солнце

Слайд 9

Солнце … от восторга при виде чудесной картины природы. За селом …гладкое зеркало большого озера и низко от него … туман. Трудно … сквозь густые заросли кустов. Но как только … солнце на небе исчезнет туман. Слова для справок: забл.стит , расст.лается , ст.лется , проб.раться , зам.рает

Слайд 10

Проверим! Солнце зам и рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст и лается гладкое зеркало большого озера, и низко от него ст е лется туман. Трудно проб и раться сквозь густые заросли кустов. Но как только забл е стит солнце, на небе исчезнет туман.

Слайд 11

Домашнее задание: β 75, упр. 613, упр. 614 (на выбор)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 Сонковского района Тверской области»

                                                                               План-конспект урока русского языка в 5 классе

«Корни с чередованием букв Е - И»

учителя русского языка МОУ «СОШ № 9»

Столяровой Ирины Юрьевны

                                                                План-конспект урока русского языка.

Тема: «Корни с чередованием букв е – и».

Учитель русского языка: Столярова Ирина Юрьевна МОУ «СОШ №9 Сонковского района Тверской области»

УМК: М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

Предметная область: русский язык

Тема урока: «Корни с чередованием букв е – и».

Класс: 5

Методическая цель

деятельности учителя

Выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора букв е – и в корнях с

чередованием; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Задачи урока

Образовательные:

  • выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;  
  •  формировать навык правильного написания корней с чередованием;
  • повторить морфемный разбор слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки.

Развивающие:

  • содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к русскому языку,
  • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: знать условия выбора букв е – и в указанных корнях, различия условия выбора между корнями с чередованиями и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
  • уметь правильно писать слова с чередованием букв е – и в корнях, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение поставить цель и организовать её достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковый, практический. Индивидуальная работа, фронтальная, групповая.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно – демонстрационный материал

Презентация по теме урока, раздаточный материал.

Основные понятия

Чередование, орфограмма-буква.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Физкультминутка.

6. Практическая деятельность по реализация построенного проекта.

7. Первичное закрепление с комментированием.

8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

10. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Мотивация

    к учебной

деятельности.

Здравствуйте, ребята! Дарю вам вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими и умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности.

СЛАЙ № 1.

Стадия вызов.

Игра «Верите ли вы, что…»

- Верите ли вы, что в русском языке безударные гласные всегда проверяются ударением?

- Верите ли вы, что написание гласной в корнях с чередованием зависит от разных условий?

- Верите ли вы, что в корня  –лаг-,

-лож- чередованием командует согласный?

- Верите ли вы, что есть группа корней с чередующимися гласными, написание которых зависит от последней гласной корня?

- Верите ли вы, что среди слов с корнями –раст-, -ращ-, -рос- нет слов-исключений?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрирую готовность к уроку.

Фронтальная.

Познавательные:

понимают поставленную задачу.

Регулятивные:

планируют учебные действия.

2.Актуализация

   знаний.

3. Выделение

    места и

    причины      затруднения.

СЛАЙД № 2.

- Прочитайте записанные на слайде слова.

Вычесть, заблестеть, вычитаю, замирать, запереть, запирать, заблистать, замереть.

- Распределите слова в два столбика.

СЛАЙД № 3.

Проверка.

вычесть                     вычитаю

заблестеть                 заблистать

замереть                    замирать

запереть                    запирать

- Почему распределили слова таким образом?

- Что в них общего?

- Выделите корни, подчеркните чередующиеся гласные.

-Что заметили?

- Чем отличаются эти слова?

( В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а правого – е)

- Как вы думаете, почему?

Отвечают на вопросы. Обдумывают ответы и понимают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия,

анализируют, сравнивают.

Коммуникативные:

слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

-Определим тему нашего урока.

СЛАЙД № 4.

(корни с чередованием букв Е-И)

- Какие цели поставим?

(научиться владеть способом выбора букв е – и в корнях с чередованием)

 -Обратимся к материалу учебника на с.217
-Постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И в корнях.

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выдвигают гипотезы, работают с учебником.

Фронтальная.

Познавательные:

анализируют, сравнивают, классифицируют.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу,

осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: 

способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Физкультминутка.

СЛАЙД № 5.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Выполняют упражнения.

5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

-Сверим ваши выводы с правилом учебника.

- Ребята, а как вы будете действовать, чтобы без ошибок написать эти слова?

Давайте выработаем алгоритм наших действий.

СЛАЙД № 6.

Алгоритм.

1. Найти орфограмму по опознавательному признаку.

2. Выделить корень.

3. Поставить ударение.

4. Вспомнить корни с чередованием и их значения.

5. Проверить наличие или отсутствие суффикса А после корня.

6. Если после корня есть суффикс А, то пишем –И, а если нет –Е.

- А  запомнить написание букв Е и И в корнях  нам поможет шуточное стихотворение.

СЛАЙД № 7.

Если после корня А,

В корне И пиши всегда!

Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.

А без буквы этой А,

В корне Е пиши всегда!

Расстелила, заперла,

Заблестела, замерла.

Принимают участие в работе, под руководством учителя выполняют задание, составляют алгоритм действий. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные:

 читают, слушают, извлекают нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах, задают вопросы для уточнения последовательности работы.

6. Первичное

    закрепление с комментированием.

Работа с сигнальными карточками.

- Ребята, я вам буду называть словосочетания, а вы – показывать гласную, которая пишется в слове.

СЛАЙД № 8.

Соб.рать ягоды, прот.реть пыль, соб.рёшь рюкзак, расст.лать ковры, изб.рать депутата, пост.лить скатерть, обж.гающий ветер, заб.рёшься в глушь, забл.стеть на солнце.

Выполняют упражнение.

Проверяют правильность выполненной работы.

Индивидуальная,  групповая.

Личностные:

 осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы; выполняют учебно-познавательные действия.

7. Самостоятельная

    работа с

    проверкой

    по эталону.

Работа по учебнику.

с. 217, у.611 

У доски работают ученики, пользуясь алгоритмом. Коллективно проверяют правильность выполненной работы.

Индивидуальная, групповая.

Личностные:

 осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы; выполняют учебно-познавательные действия.

8. Включение в

   систему знаний и

   повторений.

Работа в парах.

СЛАЙД № 9.

- Спишите текст, вставляя вместо точек слова, объясняя выбор гласной буквы в корнях. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Солнце… от восторга при виде чудесной картины природы. За селом … гладкое зеркало большого озера и низко от него … туман. Трудно … сквозь густые заросли кустов. Но как только … солнце на небе исчезнет туман.

Слова для справок: забл.стит, расст.лается, ст.лется, проб.раться, зам.рает.

Проверка. СЛАЙД № 10.

Коллективно выполняют упражнение, пользуясь алгоритмом рассуждения.

Индивидуальная, групповая.

Личностные:

имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

9. Инструктаж по

    выполнению

    домашнего

    задания.

СЛАЙД № 11.

п. 75, у. 613, 614 (на выбор)

10. Рефлексия

      учебной

     деятельности.

-Что нового узнали?

- Какие трудности у вас возникли в процессе работы?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Мы её достигли?

- Оцените свою работу по диагностической карте.

Моё мнение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных е-и в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока.

+ -

Запомнил правило написания гласных е-и в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в тексте.

+

Запомнил правило написания гласных е-и в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме.

Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние, заполняют диагностическую карту.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"

Данный урок - урок открытия новых знаний...