Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Ильдарханова Гульсина Мисбаховна

Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки работников образования КФУ, кандидатом педагогических наук О.В.Волковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(авторская)

элективного курса русского языка

«Язык в речевом общении»

МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ»

учительницы Ильдархановой Г.М.

(высшая квалификационная категория)

для 9 (рус.) класса

Программа элективного курса

«Язык в речевом общении»

 для учащихся 9 класса

(16 часов)

        

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Язык в речевом общении» представляет собой перечень тем, лишь намеченных в базовых программах, но вызывающих познавательный интерес учащихся, и предлагает возможный путь воплощения конкретных целей обучения, которые определяют отбор и логическую расстановку этих тем, характер занятий и систему упражнений.

Содержание программы имеет общезначимую культурологическую направленность, осуществляет межпредметные связи (история, литература, биология), способствует формированию всесторонне образованной личности, интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.

Приступая к характеристике целей курса, необходимо обратить внимание на то, что каждый курс по русскому языку в той или иной мере решает важнейшую задачу – помогает ученикам лучше овладеть языком, совершенствовать речевые умения. Это очень важно для каждого подростка вне зависимости от его завтрашней профессиональной судьбы, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной и будущей производственной жизни; вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками поведения, культурой речевого общения.

Помимо этого, курс русского языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника. При этом не столь важно, свяжет ли в дальнейшем ученик свою профессию с филологическими науками. Главное, чтобы занятия курса помогли подростку осознать особую роль русского языка в повседневной жизни каждого человека, научили школьников критически относиться к своей собственной речи, видеть в ней изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль. В качестве стратегической цели данного курса обозначена подготовка к успешной сдаче  экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) в 9 классе.

Специфическая направленность элективного курса «Язык в речевом общении» состоит:

  • в усилении внимания к смысловой стороне речи и на этой основе углублении и систематизации лингвистических знаний и совершенствовании важных речевых умений;
  • в совершенствовании основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать); бегло, осмысленно и выразительно читать; грамотно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме (умения говорить и писать).

Уже само название курса «Язык в речевом общении» нацеливает на анализ языковых средств с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Суть человеческого общения сводится  к передаче и восприятию смысла. Это известное положение современной лингвистики определяет центральное направление в работе нашего курса: изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи. Анализируются 4 раздела лингвистики, связанные с устной и письменной речью, - орфоэпия и интонация, орфография и пунктуация. Столкновение внешне сходных, но различных по сути языковых фактов заостряет внимание учащихся на их смысловом различии и требует системного анализа, т.е. выявления причинно-следственной зависимости разных сторон языкового явления: смысл – грамматические признаки – строение – произношение – написание.

На занятиях элективного курса пробуем приучить школьников к такой последовательности языкового анализа:

  1. выяснить смысл высказывания, значение слова;
  2. определить способ выражения смысла средствами грамматики (для слова – морфемный состав, принадлежность к определённой части речи и др., для предложения – структурные особенности, синтаксические связи и его грамматическое значение);
  3. установить, как семантические, структурные и грамматические значения слова (предложения)  проявляются в устной речи (в произношении слова, интонации предложения) и на письме (употребление графических знаков: букв, пробелов, дефисов, знаков препинания и т.д.).

И при передаче и при восприятии информации грамматические свойства слов и предложений, факты письма, особенности произношения рассматриваются как способ выражения смысла высказывания.

Задача обучения состоит в том, чтобы развивать основные виды речевой деятельности в их единстве, во взаимосвязанности, т.е. так, как требуют этого естественные условия речевого совершенствования.

Каким образом может быть достигнуто такое единство в обучении? Прежде всего, занятия строятся таким образом, чтобы на них достаточно равноценно была представлена работа над каждым видом речевой деятельности. К примеру, семинарское занятие может быть организовано как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных учащимися выступлений, сообщений, докладов по определённой теме. Прослушивание выступления товарища, осмысление услышанного, попытка зафиксировать на письме основные положения доклада в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, необходимость дать аргументированный анализ книги, подтверждающих или опровергающих какие-то положения докладчика, не только обогащают учащихся знаниями о языке и формируют необходимые лингвистические умения, но и способствуют совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи. И протекает такая работа в естественных условиях, которые сами вынуждают строить занятия, не упуская возможности комплексной деятельности. Причём программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

Между тем каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приёмы отработки. Поэтому, кроме лекций учителя,  проводятся такие активные формы занятий, как беседы-диспуты,  анализ различных текстов, редактирование и составление различных (диалогов и монологов) текстов, которые позволяют не создавать учебных перегрузок (В методической литературе, в школьной практике изначально дискутируется вопрос о том, нужны ли домашние задания на подобных занятиях. При желании особо заинтересованным ученикам могут быть заданы опережающие задания, которые призваны играть особую роль в обучении, т.к. являются самым действенным приёмом обучения навыкам самостоятельной работы по предмету. Выступления по данным работам могут быть засчитаны как зачётные.).

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы курса включает самостоятельную (индивидуальную и коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Содержание программы элективного курса

О языке (3 часа)

Связь основных единиц языка и разделов лингвистики. Беседа по вопросу: «Что ты можешь рассказать о языке?». Изображение содержания занятия в виде схем совместными усилиями всех участников курса. Выполнение заданий для осмысления содержания схем.

Основные гипотезы происхождения языка. Ответ на вопрос: «Как, по вашему мнению, возник язык?». Литературные гипотезы происхождения человеческого языка. Теории общественного происхождения языка. Основные этапы эволюции человека и его языка.

Искусственные языки. Виды международных искусственных языков (воляпюк, эсперанто, уропи, линкос), цели и методы их создания. Создание искусственного языка для общения с внеземными цивилизациями.

Речевое общение (4 часа)

Речевое общение как любое взаимодействие между людьми с помощью языка. Характеристика общения. Особенность русского языка как средства общения.

Цель общения – передать или воспринять смысл речи. Смысловая связь между всеми единицами языка. Выполнение заданий на усвоение темы занятия (роль ударения, орфографической ошибки, синонимов, диалектизмов, жаргонизмов, устаревших слов в неправильном понимании речи).

Способы языкового анализа. Анализ текстов, юмористических рисунков, составление смешного рисунка «Почему мы не поняли друг друга?».

Способы общения животных в отличие от общения людей. Способы неречевого общения (язык свиста, горна, дорожных знаков, светофора, школьного звонка, азбука глухонемых, знаки Зодиака, математическая запись, жестикуляция спортивных судей и т.д.). Особенности общения животных (врождённые и приобретённые).

Речевой этикет (3 часа)

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевое общение как сложная деятельность по меньшей мере двух партнёров. Речевое общение как зеркало, отражающее уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

Зависимость этикетных формул от речевой ситуации. Анализ примеров формул обращения к собеседнику, прощания, принятые в русском языке XIX и XX вв. Понятие речевая ситуация. Использование этикетных слов в определённых ситуациях.

Роль жестов и мимики в речевом общении.  Использование жестов, роль мимики в речевом общении. Составление характеристики личности по его жестам, мимике. Стилистические различия в употреблении жестов.

Роль интонации в речевом общении (1 час)

Понятие об интонации и её основных элементах. Зависимость между интонацией и смыслом предложения.

Устное и письменное общение между людьми (1 час)

Роль устного и письменного общения в жизни человека. Некоторые сведения из истории появления и развития письма.

Роль орфографии в письменном общении (1 час)

Смыслоразличительная роль орфографии, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Роль пунктуации в письменном общении (1 час)

Пунктуация как система правил. Смысловая роль знаков препинания. Зависимость смысла интонации от пунктуации.

Защита зачётных работ (2 часа)

ПРОГРАММА

элективного курса «Язык в речевом общении»

 для учащихся 9 классов

(16 часов)

Название темы

Кол-во часов

Тип занятия

1

О языке (3 часа)

Связь основных единиц языка и разделов лингвистики

1

Повторение пройденного

2

Основные гипотезы происхождения языка

1

Комбинированный

3

Искусственные языки

1

Изучение нового материала

4

Речевое общение (4 часа)

Речевое общение как любое взаимодействие между людьми с помощью языка

1

Комбинированный

5

Цель общения – передать или воспринять смысл речи

1

Комбинированный

6

Способы языкового анализа

1

Изучение нового материала

7

Способы общения животных в отличие от общения людей

1

Изучение нового материала

8

Речевой этикет (3 часа)

Речевой этикет как правила речевого общения

1

Повторение пройденного

9

Зависимость этикетных формул от речевой ситуации

1

Комбинированный

10

Роль жестов и мимики в речевом общении

1

Комбинированный

11

Роль интонации в речевом общении

1

Комбинированный

12

Устное и письменное общение между людьми

1

Изучение нового материала

13

Роль орфографии в письменном общении

1

Комбинированный

14

Роль пунктуации в письменном общении

1

Комбинированный

15-16

Заключительные занятия

2

Защита зачётных работ

Тезаурус

Лингвистика (от лат. lingua «язык») – наука о языке, языковедение, языкознание.

Фонетика (от греч. phone «звук») изучает способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

Графика (от греч. grapho «пишу, черчу») устанавливает соотношения между буквами алфавита и звуками речи.

Орфография (от греч. orthos «прямой, правильный» + grapho «пишу») определяет и регулирует однообразное написание морфем, слов и их форм.

Орфоэпия (от греч. orthos «правильный» + epos «речь») формирует правила образцового литературного произношения.

Фразеология (греч. phrasis «выражение» + logos «понятие») изучает устойчивые сочетания слов.

Синтаксис (греч. syntaxis «составление») изучает законы соединения слов и строения предложений.

Пунктуация (от лат. punctum «точка») регулирует правильную расстановку знаков препинания в предложении.

Стилистика (греч. stylos «стерженёк для письма») определяет особенности употребления единиц языка в разных стилях речи.

Интонация (лат. intonare «громко произносить») изучает особенности мелодической и ритмической организации предложения.

Список использованной литературы для учителя

  1. Акишина А.А. Этикет русского письма. – М., 1979.
  2. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. – М., 1982.
  3. Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо: Пособие для учителя. – М., 1975.
  4. Донских О.А. К истокам языка. – Новосибирск, 1988.
  5. Иванова С.ф. Речевой слух и культура речи: Пособие для учителя. – М., 1970.
  6. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1977.
  7. Костомаров В.Г. Жизнь языка. – М., 1984.
  8. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы: Кн. для учителя. – М., 1988.
  9. Панов Е.Н. Общение в мире животных: Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. – М., 1976.
  10. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964.
  11. Соковнин В.М. О природе человеческого общения. – Фрунзе, 1974.
  12. Успенский Л.В. Слово о словах (любое издание).
  13. Фолсоф Ф. Книга о языке: Человек разумный – это Человек говорящий. – М., 1977.
  14. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении (любое издание).

Список использованной литературы для учеников

  1. Гольдин В.Е. речь и этикет: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1983.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации: Кн. для учащихся. – М., 1986.
  3. Иванова В.Ф. трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
  4. Крысин Л.П. Язык в современном обществе: Кн. для внеклассного чтения 8-10 классов. – М., 1977.
  5. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира: Кн. для учащихся 5-7 классов. – М., 1983.
  6. Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
  7. Панов м.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964.
  8. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудностях в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся. Л., 1971.

Список справочной литературы

  1. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. – М., 1985.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати). – М., 1985.
  3. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1998.
  4. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э.Розенталя. – М., 1984.
  5. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979.
  6. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

Программа элективного курса по русскому языку " Основы речевой культуры" 10 класс

Данная программа расчитана на повышение культуры речи школьников...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Данный курс позволит обучающимся  10 класса подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету,  научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предло...

Рабочая программа элективный курс по русскому языку «Русское речевое общение» 10 класс

   Программа элективного курса «Культура русского речевого общения» составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой Культура русского речевого общения. М.: Изд-во ...