Главные вкладки

    Повторение темы "Причастие"
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Белашова Валентина Николаевна

    Данный урок располагает к повторению и обобщению с учащимися темы "Причастие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema.docx17.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Повторение темы «Причастие»

    Цели: обощить изученное о причастии; развивать навыки монологической речи; закреплять орфографические и пунктуационные навыки.

                                                Ход урока

    I.Организационный момент

          Добрый день, ребята! Вот и наступил момент в нашей учебной деятельности, когда мы постараемся подвести итоги того, что изучали на своих уроках такое продолжительное время. Я надеюсь, что вы все сегодня будете работать активно и покажите все свои знания.

       Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока.

    Эпиграф: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»                                                                           В.И.Даль

    II.Актуализация опорных знаний

    -Как понять эпиграф нашего урока?(причастие совмещает в себе признаки двух частей речи: прилагательного и глагола).

    III.Мотивация учебной деятельности

    Тема сегодняшнего урока- повторение темы « Причастие».Мы повторим все признаки причастия и причастного оборота; орфограммы, связанные с данной темой.

    IV .Работа по теме урока

    1.(Стук в дверь.Заходят Имя прилагательное и Глагол)

    Прилагательное:Здравствуйте,мои умные,красивые,веселые ребятки!Я интересная,занимательная,увлекательная часть речи.Вы меня узнали?А на какой вопрос я отвечаю?На что указываю?

    Глагол:Здравствуйте!Сидите,думаете,учите,отвечаете?А меня вы узнали?На какой вопрос я отвечаю?А что я обозначаю?

    Прилагательное:Я слышала,что вы говорили про Причастие.А вы знаете,что это наш близкий родственник.Наш младший брат.

    Глагол:Он без нас никуда.Вот и сегодня он пришел с нами,послушать что вы знаете о нем.

    2.Учитель:А сейчас,ребята,послушайте сказку про нашего героя.(чтение сказки).

        Причастие– это особая форма  глагола. У него есть родственники- Глагол и Прилагательное. Когда Причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид;  Прилагательное, решившее не отставать, преподнесло новорожденному падеж, число и род.

           Когда Причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались.  Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обособления.

            Действительная  и Страдательная  сторона причастия не живет в дружбе.  Страдательное всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают краткие причастия»,  «Само виновато,- отвечает Действительное причастие.- Я ,например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие».

     Так спорили они каждый день, но по-прежнему уживались рядом в Русском языке.

    3.Учитель:А теперь,ребята,давайте вспомним,что мы знаем о причастии.

    -Что такое причастие?(Особая форма глагола,которая обозначает признак предмета по действию).

    -Какие причастия называются действительными,а какие -страдательными?

    -Какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего,прошедшего времени?(наст.—ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,прош.—вш-,-ш-).

    -Какие суффиксы имеют страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?(наст.—ем-,-им-,-ом-,прош.—енн-(-нн-,-т-)

    -Что называется причастным оборотом?(Причастие с зависимым словом или словами)

    -Что такое определяемое слово?(слово,от которого задается вопрос к причастию).

    4.От теории к практике! Запишем предложение и сделаем его синтаксический разбор.

     На крыше дома был укреплен флюгер,вертящийся под порывом ветра.(Простое,повествовательное,невосклицательное,двусоставное,распространенное,осложнено причастным оборотом).

    (один ученик работает возле доски).

    5.Физминутка.

    -Ребята,встаньте со своих мест.Сейчас вспомним правило «Не с причастиями».Если НЕ пишется слитно,поднимаем руки вверх,а если раздельно-в стороны.

       Незамеченные отпечатки,не законченная к сроку работа,непроходимые заросли,не предвиденные вначале,работа не написана,невыполненное поручение,не сделанные вовремя уроки,неизрасходованные материалы,невероятное путешествие.

    6.Давайте попробуем сделать морфологический разбор причастия укреплен.Что в нем необычного?(краткая форма).

    Укреплен-причастие,особая форма глагола укрепить.

    Н.ф.-укрепленный.Пост.призн.-страдат.,прош.вр.,сов.в.

     Непост. в краткой форме,ед.ч.,мн.ч.

    Синт.роль-сказуемое(Сверяем полученный разбор с разбором,спрятанным на интерактивной доске)

    7.Читаем пословицы и поговорки.Какие причастия в них спрятаны?

    А)Открытому сердцу дорога открыта.

    Б)Вежливому открыты все дороги.

    В)В кремне искра спрятана,а в человеке-ум.

    Как изменяются краткие страдательные причастия(изменяются по числам,а в ед.числе-по родам).

    V.Подведение итогов

    -Каковы были цели урока?(Обобщить полученные знания,закрепить умения).

    Я считаю,вы справились с задачей нашего урока.И напоследок хочу пожелать Вам: «Любите наш русский язык».

    VI.Домашнее задание:1уровень-Повторить теоретический материал;2уровень-повторить теоретический материал,сделать морфологический разбор двух причастий;3уровень-сделать проектную работу по теме «Причастие».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

    Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

    Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

    Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

    Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

    Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

    Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

    Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

    Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

    Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

    Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

    Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

    Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

    Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...