"Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему

         Образование в наше время – это воспитание личности со свободным,  независимым, творческим  мышлением, воспитание  человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное  образование должно стать процессом личностного развития.

        Задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность ребёнка разными  средствами.

       Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 

 

Технология

 проблемно-диалогического обучения  на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся

МАРАСАНОВА М. Т.

Учитель русского языка МАОУ СШ № 11 г. Бор

Нижегородской области

«Человек глубоко постигает лишь                                                                                 то, до чего додумывается сам.»

Сократ

       Образование в наше время – это воспитание личности со свободным,  независимым, творческим  мышлением, воспитание  человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное  образование должно стать процессом личностного развития.

Задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность ребёнка разными  средствами.

Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.  

Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, диалогические, игровые модели обучения. Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях.

Образовательное пространство становится развивающим, если:

1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности;

2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для                                возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик  через овладение определенными мыслительными операциями;

4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

5) использование  групповых форм организации учебного прогресса;

6) обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний, может применяться на любых уроках.

Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым,Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.  Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла традиционным программам проблемно-диалогическое обучение. Автор т проблемно-диалогической технологии- Мельникова Е. Л.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
        Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках набора.

        Этап введения знаний организуется посредством определённых сочетаний заданий, приёмов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку, поэтому методы введения знаний являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

    При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

         Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

 Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

 Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.

Ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом -  -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в  существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов –чик и – щик в именах существительных».

Учитель

Ученик

У доски два ученика записывают слова под диктовку учителя, не показывая друг другу и классу.

- Разведчик, переписчик, заказчик, перебежчик, советчик, мойщик, выдумщик, стекольщик. Посмотрим, что у вас получилось.

Ученики разворачивают створки доски, сравнивают свои записи, обнаруживают расхождения.

- Вы обнаружили, что записали слова по-разному. Но кто же из ребят прав?

Ученики высказывают свои предположения.

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Над чем вы задумывались, когда записывали слова? 

- Какую букву писать: ч или щ.

- Почему вы не справились с заданием, почему у вас получились разные записи?

- Потому что мы не знаем правило, не знаем, когда пишется –чик, а когда – щик.

- Значит, какова тема урока?

- «Правописание суффиксов – чик и –щик в существительных»

 Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Разносклоняемые имена существительные».

Учитель

Ученики

На доске:

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

- Прочитайте предложение, попробуйте объяснить смысл этой пословицы.

- Смысл пословицы заключается в том, что гораздо сложнее бездельничать, чем заниматься каким-либо делом.

- Найдите в данном предложении существительные, определите их род, поставив слова в начальную форму.  

- Бремя – ср. р.   Безделье – ср. р.

- Определите склонение данных существительных. Что получилось?

- Безделье – 2 склонение. Бремя – ср. р., окончание -я. Не можем определить, какого склонения.

- Какой возникает вопрос?

- Какого склонения существительное «бремя»?

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно  приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?»

        Приведу пример подводящего к теме диалога, разработанного мною к уроку русского

языка в 5 классе.

Этап формулирования темы урока русского языка в 5 классе («Знаки препинания в предложениях с однородными членами»).

Учитель

Ученики

На доске начерчены схемы:

1. [Ө, Ө  = ]  2. [Ө и Ө  = ]  3.  [Ө, но Ө  = ]  

4. [Ө и Ө,  Ө и Ө  = ]   5. [и Ө, и Ө,  и Ө  = ]  

- На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы?

- Это схемы предложений с однородными членами, в частности  с однородными подлежащими.

- Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? (Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?»)

- В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными.

- Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами?

-  Как правильно расставить знаки препинания.

- Назовите ключевые слова нашего диалога.

- Однородные члены, знаки препинания.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

-  Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

    Таким образом, существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.

        Ещё одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

        Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в:

-повышении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы;

- обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения;

- развитии личности ребёнка, его творческих способностей;

- создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

- развитии речи, логического мышления;

  • достижении высокого уровня обученности.

Список литературы

1.. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс, 1999.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ . – М, 2004

4. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.// Школа 2100. Вып. 4-М.: Баласс, 2000.

5. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

6. Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ/Под науч. ред. Д.И.     Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.

Интернет-ресурсы

1. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б.  «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах».

2. http://slka.diary.ru. Технология проблемного обучения на уроках литературы: цели, возможности и способы применения.

3. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б.  «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах».

4. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.

5. httl://aspk.3dn.ru/publ/2010/vlijanie_problemno…razvitie… Влияние поблемно-диалогического обучения.
6. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.

7. httl:// www.school2100.ru. Технология проблемного диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка

Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка

Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка...

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....