Использование вариативных технологий при обучении русскому языку в условиях УОР (на примере изучения раздела «Сложные предложения с разными видами связи» в 9 классе).
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

В условиях УОР, когда отсутствие учащихся на уроках уже правило, а не исключение, необходимой становится самостоятельная работа учащихся по освоению учебного материала. В такой ситуации учитель должен регулировать учебную деятельность на расстоянии. Для реализации этой цели можно использовать интернет-технологии, когда учитель в определённое время консультирует ученика и контролирует процесс усвоения знаний. Но поскольку материально-технические возможности далеко не всегда соответствуют желаемому уровню (у многих детей нет ноутбуков; находясь за рубежом, не могут выйти в интернет), приходится использовать менее современные, но не менее эффективные методы - технологические карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx90.59 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение

В 1994 году в соответствии с законом РФ «Об образовании» , «Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте» Комитетом Российской Федерации по физической культуре было утверждено Типовое положение училища олимпийского резерва. Основные задачи УОР были укрупнены: УОР стало Государственным образовательным средним специальным учебным заведением элитарного типа для юных спортсменов, проявивших выдающиеся способности, и было призвано обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов по спорту.

        Училище олимпийского резерва- это общеобразовательное учебное заведение с очень ранней профилизацией. Учащиеся УОР начинают совмещать обучение с профессиональными занятиями спортом с седьмого класса.

          В училище 18 спортивных отделений: художественная гимнастика, конькобежный спорт,  шорт-трек, настольный теннис, прыжки на лыжах  с трамплина  и другие виды спорта.

        За  все эти годы училище выпустило не только спортсменов высокого класса, но и учащихся, окончивших школу с золотой и серебряной медалью.

        В училище уделяется большое внимание  вопросам совершенствования обучения: изучению и применению инновационных педагогических технологий, учебно-методическому обеспечению предметного содержания дисциплин, созданию вариативных технологий обучения.

        Условия преподавательской деятельности в училище олимпийского резерва отличаются от условий преподавания в средней общеобразовательной школе. Режим дня каждого учащегося – спортсмена  включает  две тренировки (утром и вечером) по два-четыре часа, пять уроков в школе и  самоподготовку. Также учащиеся несколько раз в год  пребывают на спортивных сборах и соревнованиях (от двух до пяти недель) . В связи с перечисленными выше обстоятельствами учитель вынужден разрабатывать и внедрять вариативные (отличающиеся от традиционных )  технологии обучения , в которых важную роль играет самостоятельная работа учащихся и элементы дистанционного обучения.

        Применение вариативных технологий происходит в рамках учебной программы по русскому языку. В своей работе я руководствуюсь  программой по русскому языку М.М.Разумовской для 5-9 классов  общеобразовательных учреждений. В данной программе выделяются две части: 1«Система языка» и 2) « Развитие связной речи», обеспечивающие  формирование языковедческой и коммуникативной компетенции учащихся.

2.1   Использование вариативных технологий на уроках русского языка.

Технологические карты.

                  В условиях УОР, когда отсутствие учащихся на уроках уже правило, а не исключение, необходимой становится самостоятельная работа учащихся по освоению учебного материала. В такой ситуации учитель должен регулировать учебную деятельность на расстоянии. Для реализации этой цели можно использовать интернет-технологии, когда учитель в определённое время консультирует ученика и контролирует процесс усвоения знаний. Но поскольку материально-технические возможности далеко не всегда соответствуют желаемому уровню (у многих детей нет ноутбуков; находясь за рубежом, не могут выйти в интернет), приходится использовать менее современные, но не менее эффективные методы - технологические карты.

        Технологическая карта - описание процесса в поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств обучения.         По типу организации и управления познавательной деятельностью, по градации В.П.Беспалько,  для нас наиболее приемлемы личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение реализации её потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии является целью образовательной системы.

        С опорой на технологические карты ребята могут освоить учебный материал в целом, закрепить его с помощью представленных в технологической карте заданий, выявить «проблемные» моменты, то есть самостоятельно проконтролировать себя.

        Технологические карты составляет учитель. В картах содержится название темы, необходимый минимум знаний, краткое изложение учебного материала и задания для закрепления полученных знаний. После обобщающего урока по каждой изученной теме учащиеся, присутствующие на уроке, получают задание составить технологическую карту самостоятельно. Это позволяет систематизировать, повторить весь изученный материал, подготовиться к контрольному уроку. Учащийся может расширить ту часть темы, которая вызвала у него особые сложности при изучении, и тем самым справиться с этими трудностями, воспитывая в себе навыки самостоятельной работы.

        

        

Технологическая карта.

Тема :  Сложные предложения с разными видами связи.

Требования к  уровню подготовки:

- уметь находить грамматические основы;

- видеть средства связи;

- понимать смысловые отношения между частями предложения;

- расставлять знаки препинания.

Средства обучения:

§ 27

Элементы содержания:

Комбинации видов связи могут быть следующие:

- сочинение и подчинение: Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

- сочинение и бессоюзная связь: Река тоже присмирела, немного погодя в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна.

- подчинение и бессоюзная связь: Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие.

-сочинение, подчинение и бессоюзная связь: По берегам росли плакучие ивы, и они купали свои ветви в чистых водах небольшой речки, которая бежала куда-то на Север; кругом стояла тишина.

Задания:

Упражнения 240, 243, 247.

Расставьте знаки препинания:  Женщина всё говорила и говорила и хотя слова её были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

В родительском доме всё было по-прежнему и если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся то это только от того что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

   2.2     Психолого-педагогические особенности учащихся  

                          подросткового возраста.

В подростковом возрасте организм ребенка начинает  быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Это самый сложный во всех отношениях возраст, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный момент, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.

Возрастной период

Ведущий тип деятельности

Психологические новообразования

Эмоциональные и поведенческие проявления

14-15 лет

Интимно – личностное общение в процессе деятельности и обучения

Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений. Трудности роста. Половое созревание, формирование полового самосознания, половых стереотипов. Определение места своего «Я» в более широкой системе социальных связей.

Частые конфликты с взрослыми, нарушения поведения, демонстративные реакции. Потеря интереса к учебной деятельности. Фиксация внимания на психосексуальных проблемах.

В 8-9 классах школы подростки начинают заниматься самовоспитанием волевых качеств. Весьма распространённым способом воспитания волевых качеств личности являются занятия спортом, связанным с большой физической нагрузкой и риском, где требуется незаурядная сила и мужество. Общая логика развития этих волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

     Девочки – подростки идут в этот период несколько иным путём. Для них такими видами деятельности являются учение, различные виды занятий искусством, а также женские виды спорта.

      В интеллектуальной сфере происходят      качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учебе, и она становится второстепенным видом деятельности.

     Подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его  между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

3.1.  Разработка раздела «Сложные предложения с разными  

                                  видами          связи».

           В 9 классе большая часть времени посвящена изучению сложного предложения. Это основной раздел программы этого класса. В начале этого раздела даётся общая характеристика сложного предложения: в сопоставление с простым предложением  раскрывается специфика его семантики и структуры, даётся классификация сложного предложения в зависимости от средств связи, рассматриваются особенности интонации сложного предложения.

          Через наблюдения за отличительными чертами сложного предложения, через анализ этих предложений учащиеся приходят к выводу, что сложные предложения не есть сумма простых предложений; это самостоятельная   цельная синтаксическая единица высшего уровня языковой системы.

           Обратимся к изучению сложного предложения с разными видами связи ( сложным синтаксическим конструкциям)

           Данный раздел является итоговым в курсе русского языка за 9 класс. Изучение этого раздела подразумевает опору на знание учащимися структуры сложного предложения (сложносочинённого, сложноподчинённого и бессоюзного).

           С изучением сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи связано и изучение ряда важных правил пунктуации.

           Новыми для учащихся здесь будут сведения о том, что в одном и том же предложении может сочетаться  сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.

           Изучение пунктуации в подобных типах предложений непосредственно связано с пунктуацией других, изученных ранее, сложных предложений, поэтому при работе над сложными синтаксическими конструкциями приходится часто обращаться  к повторению пунктуации в СПП, ССП и БСП.

          При изучении синтаксиса и пунктуации не следует замыкаться лишь на данной теме. Необходимо включать в ход урока работу по орфографии, морфологии и, самое  главное, не забывать про развитие устной и письменной речи учащихся.

              Очень важно довести до сознания ребят сведения о том, что сложные синтаксические конструкции существуют не абстрактно, а являются наиважнейшим элементом при создании любого (особенно художественного) текста. Этот факт считаю целесообразным рассматривать на примерах текстов художественных произведений, изучаемых в курсе литературы 9 класса, путём лингвистического анализа фрагментов этих текстов.

             Поскольку, как уже говорилось выше, изучение сложных предложений с разными видами связи базируются на знании о сложносочинённом,  сложноподчинённом и сложном бессоюзном предложении, необходимо проводить работу по углублению этих знаний. С этой целью учащимся предлагаются задания на повторение видов придаточных предложений, смысловых отношений между частями  СБП, а также правил постановки знаков препинания в указанных синтаксических конструкциях. (Примеры подобных заданий представлены в  Приложении)

               В программе по русскому языку  М. М. Разумовской предполагается изучение раздела «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи» в течение пяти уроков.

             Я распределяю учебный материал по данному разделу следующим образом:

-1-ый урок - изучение СП с сочинительной и подчинительной связью;

-2-ой урок - изучение СП с сочинительной   и бессоюзной связью;

-3-ий урок - изучение СП с подчинительной и бессоюзной связью;

-4-ый урок - изучение СП с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью;

5-ый урок - обобщение материала.

Цели изучения раздела  «Сложные предложения с разными видами связи»:

-углубление представления о структуре сложного предложения;

-овладение навыками пунктуации в сложном предложении с разными видами связи;

-формирование умения использования в речи сложных предложений с разными видами связи.

             На первом уроке данного раздела считаю целесообразным повторение отличительных признаков сложносочинённого, сложноподчинённого, бессоюзного предложения, а также сочинительных и подчинительных союзов.

            Следует обратить учащихся на то, что среди многочисленных предложений с союзной сочинительной и подчинительной связью выделяется 2-е группы:

  1. две или несколько сочинительных частей распространяются общей для них придаточной частью. Например: Когда Гаврила Иванович  начинал говорить, густые брови у него поднимались и лоб покрывался тонкими морщинками.

Необходимо довести до сведения учащихся, что в данном случае придаточная часть играет роль общего члена, поэтому запятая между частями, соединёнными сочинительным  союзом  И, не ставится.

  1. Каждая из сочинённых частей или одна из них имеет при себе одну или несколько придаточных частей. Например: Говорила она быстро, а глаза у неё были такие, словно вот сейчас, как только она до конца всё доскажет, он, Серпилин, возьмет и всё исправит.

Особое внимание нужно уделить анализу таких конструкций, в которых наблюдается стечение сочинительных и подчинительных союзов .Здесь следует объяснить учащимся, что между этими союзами ставится запятая, если дальше нет второй части союза ТО,ТАК,НО.

Домашним заданием будет изучение §27 и творческое задание: найти в тексте  поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» изученные синтаксические конструкции и выявить их коммуникативные функции.

               После синтаксического разбора предложений с сочинением и подчинением можно предложить группе учащихся  создать небольшой текст на заданную тему с использованием одного - двух таких предложений,  остальные же ученики могут продолжить анализ предложений.

             Второй урок возможно начать с записи учащимися под диктовку учителя бессоюзных сложных предложений (с объяснением смысловых отношений и пунктуации в них), последнее должно быть с сочинительной и бессоюзной связью. Учащиеся должны сами дать характеристику последнего предложения.

             Изучая предложения такого типа, следует обратить внимание  на смысловые отношения между частями.

           Предполагается использование следующих заданий и упражнений:

-упр. 240;

-проверка задания по работе с текстом поэмы «Мертвые души»

-объединение нескольких простых осложнённых предложений             в сложное с  союзной сочинительной и бессоюзной связью.

Например: Выручить нас может только счастливо возникшая случайность. Или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на лодку, брошенную на этом берегу.

-объяснить постановку знаков препинания внутри каждой части СП;

-определить части речи;

-объяснить орфограммы;

-составить текст на заданную тему с использованием СП с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

              Домашним заданием может быть создание текста     на заданную тему с использованием СП с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

                В русском языке широко распространены бессоюзные предложения, части которых (или одна часть) представляют собой сложноподчинённые предложения. Например: У Даши губы сами растягивались в улыбку: этот большой, красивый человек до того в себе не уверен, что готов спрятаться за горчичницу.

             Изучению предложений данного типа посвящён третий урок раздела «Сложные предложения с разными типами связи»

            На этом уроке следует углубить представления учащихся о структуре сложного предложения с разными видами связи; развивать умения схематически представлять предложения; продолжать работу над развитием навыков анализа текста, а также совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

            В качестве примера для анализа текста  можно раздать учащимся заранее распечатанную газетную статью на актуальную для их возраста тему, которая содержала бы предложения изучаемого типа. Задания по тексту можно распределить по группам: анализ лексики, стиля, строения предложений  и т.д. На подготовку заданий достаточно 4-5 минут, затем заслушиваются сообщения представителей каждой группы.

           На этом уроке целесообразно будет продолжить работу над анализом СП по следующему алгоритму:

-найдите основы, разделите на части ;

-определите вид связи: союзная или бессоюзная;

-вид союзной связи (сочинительная или подчинительная)

-при бессоюзной связи - смысловые отношения;

-начертить схемы;

-объяснить постановку знаков препинания;

-охарактеризовать вид связи.

           В качестве домашнего задания можно предложить упр. 241 и по желанию - найти в художественных произведениях СП с разными видами связи.

          Целью четвертого урока данного раздела будет изучение предложений со всеми видами связи, а также формирование умения использования в речи сложных предложений. Учащиеся должны будут закрепить навыки постановки знаков препинания.

            В качестве упражнений на этом уроке возможно проведение диктанта «Проверь себя» с объяснением постановки знаков препинания, орфограмм и проведением некоторых видов разбора ( морфемного, морфологического).

           Говоря о сфере употребления сложного предложения с разными видами связи, нужно обратить внимание на то, что они выражают сложные мысли; использование их в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

          В подтверждение этих слов можно проанализировать  два разных фрагмента из произведений одного и того же автора. Учащиеся должны определить, что объединяет эти тексты и какие средства выразительности (лексические, грамматические) использует автор.

          На дом ребята получают задание составить обобщающие вопросы по теме «Сложные предложения с разными видами связи».  Индивидуальное задание: создать презентацию по изучаемой теме.

          Последний, пятый, урок - это обобщение знаний по разделу.

3.2.   Обобщающий урок по теме «Сложные предложения с разными видами   связи».

Это последний урок раздела, на котором нужно повторить, обобщить всю полученную информацию  по данной теме, подготовиться к контрольному диктанту.

Цели урока:

Обучающие  

-закрепить навыки постановки знаков   препинания;  

-показать роль, значение СП с разными видами связи в речи;

-повторить виды придаточных предложений;

-развивать навыки анализа художественного текста;

-повторить правила орфографии

Развивающие

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать информацию (на материале разных типов предложений);

-развивать восприятие         индивидуального       стиля писателя;

-показать возможности применения компьютерных технологий в учебном процессе.

Воспитывающие

-развивать познавательную активность;

-воспитывать позитивное, уважительное отношение друг к другу в процессе обучения;

-прививать чувство любви к родному языку.

Тип урока:

Обобщение пройденного материала.

Оборудование: 

записи на доске, компьютер, проектор, экран, карточки с распечатанными текстами, карточки с индивидуальным заданием.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

Репродуктивный - повторение правил орфографии, пунктуации.
Эвристический - лингвистический анализ текста, фронтальный опрос.

Аналитический – сравнение, обобщение.

Самостоятельная творческая работа.

Формы организации педагогической деятельности учителя

Ожидаемый результат деятельности ученика

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной обстановки и настроя на активную работу. Объявление темы и целей урока.

    1 минута.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.Мотивационно-ориентационная часть. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос. 5минут

Показ компьютерной презентации

(презентация, являясь относительно новой технологией обучения, вызывает интерес со стороны учащихся, повышает уровень внимания и позволяет эффективно повторить изученную ранее информацию).  5 минут.

По цепочке отвечают на составленные дома обобщающие вопросы.

Просмотр компьютерной презентации,

подготовленной группой учащихся на тему «Сложные предложения с разными видами   связи».

3.Операционно-исполнительская часть. Перед учащимися лежат 3 распечатанных фрагмента текстов В.Набокова

-Использование СП в литературе зависит от индивидуального стиля писателя. Сложный синтаксис- одна из отличительных черт прозы В.Набокова. С его творчеством вы познакомитесь позже, а сегодня понаблюдаем за тем, как использует писатель  сложные предложения с разными видами   связи. 15 минут

Задания по текстам:

-какова стилистическая окраска слова обалдевал ? Подберите к нему стилистически нейтральные синонимы;

-определите тип речи;

-как вы думаете, почему в тексте использованы сложные синтаксические конструкции?

-выберите из текстов сложные предложения с разными видами связи, проанализируйте их;

-определите вид глаголов и деепричастий. Случайно ли почти все они несовершенного вида? Что это подчеркивает?

-приведите пример, когда слово ОДНАКО не является вводным.

Подготовка к контрольному диктанту. Двое учащихся идут к доске работать по карточкам (задание на повторение некоторых правил орфографии, пунктуации, морфемный анализ слова).Остальные учащиеся выполняют творческую работу- создание миниатюры по заданной теме с использованием  сложных предложений с разными видами   связи.  15 минут.

4.Рефлексивно- оценочная часть. Подведение итогов урока. Объявление оценок. Учитель предлагает поразмышлять над проделанной работой, проводит фронтальный опрос, акцентирует внимание на практической значимости темы. 3 минуты

5. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению: составить и оформить технологическую карту по теме «Сложные предложения с разными видами   связи».

1 минута.

Читают предложенные тексты.

Анализируют текст. Приходят к выводу, что использование бессоюзной связи помогает лучше передать динамичность событий.

Сложные предложения с разными видами   связи выражают сложные мысли, помогают сочетать в одном предложении разные мысли, порой контрастные между собой; делают речь более звучной, полифоничной.

Зачитывают предложения, определяют основы, характеризуют виды связи.

-повторяемость, многократность действия.

Работа по карточкам у доски.

Сочиняют небольшой текст с использованием указанных видов предложений, выделяют основы, указывают вид связи.

Слушают объяснения отвечающих у доски, переписывают слова в тетрадь.

Зачитывают миниатюры с пояснением.

Анализируют результаты работы на уроке; диагностируют свою готовность к контрольному диктанту по изученной теме; делают выводы о том, насколько СП обогащают речь

Записывают в дневник, слушают комментарии учителя.

4. Приложение

Фрагменты произведений В.Набокова, используемые на обобщающем уроке по теме «Сложные предложения с разными видами   связи».

1)День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато – оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.

2) Правая сторона переулка была в тени, по левой в жарком сиянии дрожал вдоль панели, узкий ручей; девочка, черноволосая, беззубая, в смуглых веснушках, ловила звонким ведром сверкающую струю; и ручей, и солнце, и фиолетовая тень – всё текло, скользило вниз, к морю; ещё шаг – и там, в глубине, между стен, вырастал его плотный сапфировый блеск.

3) От гула воды в ущелье человек обалдевал; каким-то электрическим волнением наполнялась грудь и голова; вода мчалась со страшной силой, гладкая, однако, как раскалённый свинец, но вдруг чудовищно надувалось, достигнув порога, громоздя разноцветные волны, с бешеным рёвом падая  через блестящие лбы камней, и с трёх саженей высоты,  из-под радуг рухнув во мрак, бежала дальше, уже по-другому: клокоча, вся сизая и снежная от пыли, и так ударялась то в одну, то в другую  сторону каньона, что казалось, не выдержит гудящая крепь горы, по скатам которой в блаженной тишине цвели ирисы.

        Технологическая карта

Тема: сложные предложения

Требования к уровню подготовки:

 -уметь находить грамматические основы;

 -видеть средства связи;

 -классифицировать сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова;

-разделять границы частей СП знаками препинания.

Средства обучения:

§5-6 (учебник «Русский язык» 9 класс М. Разумовская), дополнительные учебные пособия.

Элементы содержания:

        Сложное предложение

        

Вид связи

Сочинительная

Подчинительная

Бессоюзная

РазныеВидыСвязи

Союзы

и, а, но, однако и др.

Что, где, как, потому что, когда и др.

Нет союзов

Знаки препинания

, ;

,

, ; : -

, ;   - :

примеры

То падал туман, то шёл дождь.

Когда мы вернулись, было уже поздно.

Я чувствую: она меня не любит.

Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились.

       

Задания:

  1. Определить грамматические основы, указать средства и вид связи, расставить знаки препинания

Мы вышли к реке когда начался дождь скоро превратившийся в ливень.

Первые паровозы потрясли моё воображение и мне захотелось создавать эти умные машины.

Я знал удар судьбы меня не обойдёт.

  1. В каком предложении есть обособленное согласованное определение?
  2. Найдите слово, образованное путём сложения основ?
  3. Упражнения 47, 49-53.
  4. Напишите текст-рассуждение на тему: «Выбор профессии- важный шаг в судьбе человека». Используйте сложные предложения разных типов.

5. Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. «Академия», 1997
  2. Бабайцева В.В, Максимова Л.Ю. Современный русский язык. М.,Просвещение, 1981
  3. Беспалько В.Т. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989
  4. Богданова Т.А. Уроки русского языка в 9 классе. М., Просвещение, 2003
  5. Еделева Е.Г. , Ерёменко Н. А. , Шилова О.В. Психология. Н. Новгород. Нижегородский институт развития образования. 2009
  6. Жагогрина А. С. Нестандартные уроки русского языка 9 класс. Волгоград, Корифей , 2008
  7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы , М., 2001
  8. Кларин М.В. Педагогическая технология М., 1989
  9. Львова С.И, Русский язык. Сборник заданий. М. Эксмо , 2010
  10. Натанзон Э Ш. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991
  11. Педагогика. Учебное пособие под редакцией Пидкасистого. Российское педагогическое агентство. М., 1996
  12. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., Центр педагогического образования , 2008
  13. Разумовская М. М. , Львова С.И. , Капинос В.И. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 9 класс» М., Дрофа , 2001
  14. Рогов Е.И. Курс лекций  для первой ступени педагогического образования, М., Владос, 1995
  15. Розенталь Д. Э. , Голуб И.Б., Теленкова М. А. Современный русский язык, М., Айрис-пресс, 2003
  16. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии М., Народное образование, 1998
  17. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. М., Просвещение , 1970

                        

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Презентация раздела Сложные предложения с разными видами связи

—Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, ...

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 11 класс/2 курс СПО

Конспект урока "Знаки препинания в сложных предложениях  с разными видами связи". 11 класс/ 2 курс СПО...

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...