Спряжение глаголов 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Вихрова Наталья Михайловна

Конспект урока. Спряжение глаголов. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok_spryazhenie_glagolov.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Спряжение глагола.

Цели:

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: (Психологический  настрой).

        Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Михайловна. Я очень рада видеть вас. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок -

Нам пора  начать  урок.

        Урок у нас действительно необычный, я предлагаю нам всем вместе отправиться в морское путешествие по морю под названием Глагол.

Готовы? Отдать швартовы!

II. Разминка. (Слайд 2)

Ребята, посмотрите, у нас на пути первое препятствие. Это водоворот «чередований». Чтобы его пройти, нужно выполнить следующее задание.

  Я называю вам слова. Если в корне пишем "и" – хлопок,  "е"  – топот ногами. Но перед выполнением задания давайте вспомним правило «Правописание чередующихся гласныхе и и в корнях».(ответ ученика). 

Хорошо.

РасстИлается  туман, забЕрет  домой, натИрать полы, стЕреть с доски, удИравший от нас, замЕреть от страха, убИрать в комнате, запЕреть дверь.

Замечательно, первое препятствие пройдено. Плывём дальше.

(Слайд 3)

А вот и следующее испытание, чтобы его пройти, нужно выполнить задание: вставить по смыслу пропущенные слова.

 Глагол – это часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?).
Не с глаголами пишется …
(раздельно).

 Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
В предложении глагол чаще всего является …
(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

Отлично,  я вижу вы подготовлены на ура!

(Слайд 4)

Ой, ребята, нам только что прислали сообщение. Давайте посмотрим. Это пишет Незнайка, он тоже сейчас путешествует.

Прочитаем сообщение.

        Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

II. Проблемная ситуация:

  1. В этом тексте подчёркнуты слова. Какой частью речи они являются?

Глагол.

  1. Почему Незнайка, указывая окончания, даёт два варианта написания?

Незнайка не знает.        

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

  1. Поможем Незнайке?

      Да.

Задачи.

Итак, давайте поставим перед собой задачи: что нам нужно сделать? Чего достичь?

  1. Научиться определять спряжение глаголов.
  2. Вспомнить, что характерно для глаголов первого спряжения, а что для второго спряжения.
  3. Совершенствовать орфографию (правильность написания глаголов0.

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

        Запишите число, тему урока.

(Слайд 5)  «Спряжение глаголов».

        

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

Слово учителя:

        (Слайд 6)

А тем временем мы уже приблизились к двум островам: 1 и 2 спряжение.

Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

(Слайд 7)

   

   пишу

   пишешь

   пишет

    пишем

    пишете

    пишут

несу

несёшь

несёт

несём

несёте

несут

ворчу

ворчишь

ворчит

ворчим

ворчите

ворчат

свечу

светишь

светит

светим

светите

светят

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

  1. как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Какие окончания

        Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут, -ют.

Сверим наши выводы. 

(Слайд 8) Открывается остров «I спряжение»

Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся  глаголы во второй части таблицы?

Ко II спряжению.

  1. Как вы это определили?

По окончаниям.

  1. Какие окончания

        Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

Сверим наши выводы. 

(Слайд 9) Открывается остров «II спряжение»

Итак вы определяете спряжение по окончанию. А если буква в окончании пропущена? Что делать?

Давайте вспомним, как определяется спряжение, и как правильно писать окончания.

(Слайд 10) Посмотрите, пожалуйста на слайд.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 11

Слово учителя:

 Сделайте вывод, на что оканчиваются глаголы 2 спряжения? На ить.

  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

        Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!

  1. Чтение алгоритма по учебнику.

Слово учителя:

        Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

(Слайд 12)

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Хорошо, молодцы.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению. А на сто они могут оканчиваться? (ать, оть, уть, чь, ти)

  1. Физминутка.

(Слайд 13)

Слово учителя:

        А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если услышите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

        Платить, ужинать,  ловить, играть, спешить, колоть, тянуть, учить, сеять, смотреть, желтеть.

Тренировочные упражнения.

Работа у доски упр. 681               Выполняется несколькими учениками.

  1. А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

        В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду

Слово учителя:

        Слайд  13

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения о море.

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

Ученики комментируют.

        

Работа в парах.

- У вас на парте 3 комплекта карточек. В первом комплекте существительные, а во втором – глаголы, а третьи пустые, их вам следует заполнить самостоятельно. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно. Поставьте глаголы в неопределённую форму, запишите их  пустые карточки и определите спряжение.

Ножницами

пилит (пилить - II спр.)

Молотком

ловит рыбу (ловить - II спр.)

Пилой

выдергивает гвозди (выдергивать -1 спр )

Клещами

режет (резать - I спр.)

Зубной щёткой

забивает гвозди (забивать -1 спр.)

Удочкой

мерит температуру (мерить - II спр.

Градусником

чистит зубы (чистить - П спр.)

Устная минутка.

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам(1 спряжение, 2 спряжение).

   Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)

   Переместить снизу вверх (поднять)

   Становиться зелёным (зеленеть)

   Сделать чистым (чистить)

   Отдавать деньги за покупку (платить)

   Бояться опоздать куда-либо (спешить)

   Убрать сорняки на грядке (полоть)

   Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

Молодцы. Но вот наше плавание и подходит к концу.Давайте с вами ещё раз проговорим правило. Хорошо. Мне очень понравилось наше путешествие, а вам?Спасибо за работу.

Рефлексия:

Слайд 14

Д/з: выучить стихотворение, упр. 682.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» 8 класс

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I  и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить...

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени".

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и  être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени". 2 варианта....

«Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Урок обобщения и систематизации знаний.      Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...

Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)

Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов"  (спряжения глагола)...

Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"

В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....

Наглядный материал по русскому языку для 5-6 кл. Спряжение глаголов/Разноспрягаемые глаголы

Наглядный материал, который можно распечатать и раздать учащимся. В файле 2 таблицы -спряжение глаголов и разноспрягаемые глаголы....