Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Павлова Людмила Витальевна

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение» в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kont-diagn.materialy_mestoimenie.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов обучения по русскому языку к разделу «Местоимение»

в 6 классе

Познавательные УУД

Задания

  1. Прочитайте стихотворение.. Как вы думаете, какое это стихотворение (шуточное, лирическое, торжественное) ?

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило

И ни с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это ничего

И сказать – то нечего!

Найдите местоимения, определите их разряд. Какие из местоименных слов являются формами одного местоимения? Правописание каких местоимений можно повторить на материале данного стихотворения?

  1. Попробуйте создать рекламу личным местоимением в 2-3 предложениях. Можно начать так: «Изучайте личные местоимения! Они . . . .»
  2. Закончи предложения о роли личных местоимений.

«Я буду использовать в речи личные местоимения, потому …»

4. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение.

Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов)

Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин)

Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин)

Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров)

Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь)

– С некоторыми из этих фразеологизмов придумайте свои предложения.

5. Устраните двусмысленность или нелепость следующих предложений.

1) Вася спешил навстречу Вове: он был сильно взволнован.

2) Ночью в саду заливался соловей. Он был пуст и тих.

3) Таня уже давно шла по дороге и напевала песню. Она казалась ей бесконечной.
4) Темнело, когда мы добрались до знакомых, оказавшихся в развалинах старинного имения. Они были в ужасном состоянии.

5) Собака издалека заметила хозяйку. Она от радости завиляла хвостом.

6. Напишите  доклад  о  правилах  употребления  ты, вы  в  царской  России. Воспользуйся словарями, интернет-ресурсами.

7.  Составь кроссворд по  теме  «Местоимение»  для  своих  одноклассников.

8. "Вставь местоимение" (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).

 Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

1 вариант.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

2 вариант.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.

9. Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.

(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)

Например: Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)

Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

10. Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко.

1 группа- 1 лицо

2 группа- 2 лицо

3 группа- 3 лицо

11. В клетке со знаком вопроса сами впишите недостающие буквы.

        

1.        Какие два местоимения мешают движению по дорогам?

2.        Сколько личных местоимений в слове семья?

3.        Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

4.        Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

5.        Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение. 

12.  Укажи по какому принципу сгруппированы местоимения

он                                             моего                               того

его                                            твой                                 этому                                        

я                                                нашим                             таков

вас                                            его                                    столько

к нему                                      их                                     о тех                                  

с нами                                      своим                               та

Почему местоимения его, их встречаются в 2 группах?  

Регулятивные УУД

Задания

1.        Найдите лишнее слово:

А) я, мы, мой;

Б) ваш, ты, твой;

В) наш, свой, он;

Обоснуйте своё решение. Почему?

2.  Прочитай текст, вставляя неопределенные местоимения. Соотнеси полученный результат с эталоном, находя и исправляя ошибки.

 Ребятам не хотелось убирать участок, но должен же был . . . сделать эту работу. Я поговорил с . . . из своего класса, и мы решили убрать весь мусор.

3.  Составь и запиши фразу-конструкт:

Местоимение – это ____________ , которая  _________________, изменяется ____________. В предложении бывают ____________. Выделяют 9 разрядов местоимения:  ____________________________.

  1. «Ищу ошибку» 
    Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
    Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
    Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

5.Прочитайте диалоги. (Работа в парах)

А). - Это чей такой хорошенький котёнок?

      - Еёшний. А вот щенок, он егошний.

Б). – Кому ещё дать листок?

     - Мене! Мене!

В). – Накого собака лает?

       - На ихнюю кошку.

В чем были ошибки детей? Исправьте.

6. Составь текст поздравительной открытки учителю и одноклассникам, используя личные местоимения.

7. Послушайте  предложение  из  рассказа  М.Зощенко  "Аристократка". Найдите  ошибку  в  употреблении  одного  из  местоимений.

  Ежели  баба  в  шляпке, ежели  чулочки  на  ней  фильдекосовые, или  мопсик  у  ней  на  руках, или  зуб  золотой, то  такая  аристократка  мне  и  не  баба  вовсе, а  гладкое  место.

- В  чём  заключается ошибка? Исправьте  её.

- Объясните  прибавление  согласной  Н  к  местоимению.

- Выпишите   все  местоимения  из  предложений.

- Определите  их  падеж.

- Сделайте  вывод  о  постоянных  и  непостоянных  признаках  местоимений, опираясь   на  запись.

8. Цифровой  диктант. Вычленить  отрицательные  местоимения  и  поставить  е\и   напротив   соответствующего  номера  предложения.

1.Никакого  письма  я  не  получал.

2. Этот  человек  не  ищет  ничьей  дружбы.

3. Вернуть  книгу  было  некому.

4. Нечем  было  написать  записку.

     5. В  саду  ничего  не  росло.

6. В  огороде  нечего  было  поливать.

7. Ничто  не  ранит   так, как  ранит  стыд.

8. Даже лучший  сокол  никого  не  поймает, если  не  дать  взлететь  ему.

Ответ

1    2    3     4      5      6     7     8

и    и   е      е      и      е     и     и

9. Рассмотрите примеры. Какая особенность есть в склонении местоимения он?

Ждать его                           Ждать у него

Послать ему                        Послать к нему

Жить им                               Жить с ним

10. Некто шёл по какой-то дороге и нашел нечто. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. Что  у него осталось?

Ясно ли из этой загадки, кто шёл, по какой дороге, что он нашел и что отдал?

Сделайте вывод.

11. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки. Работа в парах.

(Тексты напечатаны на листочках разного цвета).

1 вариант.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг он остановился. Перед им сидела большая лягушка. Ана только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так ани добрались до лужи.

2 вариант.

Однажды я шёл по лугу. Комне пристала ласточка. Ана кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у её птенца, и ана просила отдать него обратно. Я не понимал, что ней нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.

3 вариант.

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

4 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Неё зовут Надя. У её не было красок. Ани дали девочке краски. Ребята стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

5 вариант.

Живёт в хвойном лесу птица с большим носом. Пёрышки у её тёмные с пестринками. Зовут неё кедровка. С осени ана прячет шишки. Зимой достаёт изних орехи. Запасы кедровка делает в разных местах и легко них находит.

Проверка в группах. Соберитесь в группы и сверьте свою работу с образцом. Если вы допустили ошибки, исправьте их.

 

Коммуникативные УУД

Задания

1. Объясните значение следующих пословиц. Найдите местоимение, определите их разряд. Напишите по содержанию одной из них сочинение-миниатюру.

1. Из ничего ничего и не выходит.

2. Кто ничего не имеет, тот ничего не боится.

3. Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.

4. В ком добра нет, в том и правды мало.

5. Все любят добро, да не всех любит оно.

6. Чего много, то и дёшево, а чего мало, то и дорого.

7. Всякий человек у дела познается.

  1. Составьте  синквейн  по  теме  «Местоимение»

1 строка - заголовок, в  который  вносится  ключевое  слово, понятие, тема  синквейна, выраженное  в  форме  существительного;

2 строка - два  прилагательных;

3 строка – три  глагола;

4 строка – фраза, несущая  определенный  смысл;

5 строка – резюме, вывод, одно  слово, существительное.

3.Составьте  вопросы  по  теме  урока  «Местоимение». Расскажите  о  семье, используя  местоимения.

4. «Некто». Задание: прочитайте и обсудите  в  группах  отрывок  из  сказки «Золотой ключик». Ответьте, какую ошибку совершил Буратино. (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются)

 --  Теперь  сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,

-- сказала  девочка  и  взяла  кусочек  мела.  --  Мы  займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

   Буратино хитро подмигнул:

   -- Врете, ни одного...

   -- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что  у  вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

   -- Два.

   -- Подумайте хорошенько.

   Буратино сморщился, -- так здорово подумал.

   -- Два...

   -- Почему?

   -- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

   -- У  вас  нет  никаких  способностей  к  математике,  --  с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.

  1.  5. Составьте сказку «Сбежали местоимения…»

6.Приходилось  ли  вам  слышать  споры  о  том, как  правильнее  сказать: «Я  скучаю  по  Вам», «Я  скучаю  по  Вас»? А  вы  как  считаете? Составьте  предложения, используя  правильную  форму  местоимения.

7. Согласны ли вы с мнением, что в настоящее время люди пишут гораздо меньше писем, чем прежде? Составьте связное высказывание, используя местоимение.

8. Прочитайте стихотворение выразительно, с юмором, как бы посмеиваясь. Что вызывает улыбку при его чтении? Перескажите стихотворение соседу по парте, заменяя местоимения подходящими по смыслу словами.

Когда-то и Где-то

Какой-то там Кто-то

На Что-то задумал залезть.

Но есть у Чего-то

Не то чтобы Что-то,

Но Что-то такое,

Что есть.

Поэтому Кто-то

Свалился с Чего-то,

Как только…

Залез на него.  (В. Лунин)

9. Составьте рассказ «Наш класс» из 5-7 предложений, используя местоимения.

10. Составьте карточку-опросник по теме «Местоимение». (Работа в парах)

Список литературы

  1. Ашурова С.Д. Русский язык:6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Никольская Г.Н., Сукунов Х.Х., Хасанов Н.М. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013, с.256
  2. Егорова Н.Е.  Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание: 6 класс. Москва «ВАКО», 2015, с. 52
  3. Каськова И.А. Русский язык. Тематические тесты. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Москва, издательство «Просвещение», 2014, с. 73-90
  4. Крамаренко Н.О.: поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой.- Волгоград, издательство «Учитель», 2007.с.- 277, 265
  5. Ладыженская Т.А. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю., Ладыженская Т. Москва, издательство «Просвещение»,2012, с. 115-117



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

Планируемые результаты освоения программы.Русский язык. Литература. 5-9 класс. По ФГОС.

Планируемые результаты освоения программы.Русский язык. Литература. 5-9 класс. По ФГОС. Занимаемся по учебнику Ладыженской ( русский язык) и Коровиной ( литература)....

Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС

Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов....

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Критерии оценивания результатов обучения по русскому языку

laquo;Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...