Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Арефьева Ольга Николаевна

    Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка

    Ф.И.О. учителя: Арефьева Ольга Николаевна

    Класс: 5 Е

    Дата: 19.11.2015г

    Предмет: русский язык

    Тема урока: Как образуются слова в русском языке.

    Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение нового материала

    Цель урока: познакомить с основными способами словообразования.

    Задачи урока:

    образовательная: повторить и уточнить  понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

    познакомить с некоторыми способами образования слов в русском языке.

    развивающие: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; тренировать мышление, память.

    Воспитательные: создавать   положительную мотивацию к процессу овладения тайнами  родного языка путём вовлечения  в активную деятельность каждого учащегося; воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

    Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.


    Характеристика этапов урока

    Этап урока

    Цель

    Содержание учебного

    материала

    Методы и приёмы работы

    ФОУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Мотивация

    (самоопределение)

    к учебной

    деятельности

    Выработка  на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    Создание атмосферы сотрудничества.

    Эмоциальное вхождение в урок. Беседа.

    Фронтальная

    Приветствие уч-ся:

    Добрый день, добрый час!
    Как я рада видеть вас.
    Друг на друга посмотрели
    И тихонечко все сели.

    Людям всегда хочется знать, откуда взялось все на свете. Как произошла наша Земля, Луна, звезды? Как появились животные и растения? Откуда взялись люди? И очень интересно знать, как образовались слова нашего языка.

    Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок.

    Оценка готовности к уроку

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    Подготовка  мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    На экране - Тест «Правда ли, что…»

    Верные – неверные утверждения

    Фронтальная, индивидуальная

    С помощью каких морфем образуются новые слова? Словесная оценка за ответы.

    Вспомним, что такое приставка, суффикс, а также корень, окончание, основа. Выполним тест «Правда ли, что…»(презентация).

    Отвечают на вопросы, выполняют тест в тетради

    Выявление места и причины затруднения

    Организовать  анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения 

     Предлагается слово «приставка» - запись на доске

    Проблемный вопрос, проблемное изложение материала

    Парная, взаимопроверка

    Посмотрим,  насколько правильно вы выполнили тест. Проверьте друг у друга работу. Молодцы, все справились с заданием. (словесная оценка) 

    - А как вы думаете, как образовалось слово приставка? С помощью какой морфемы?

    Проверяют работу друг друга.

    Выставлени е взаимных отметок за тест по критериям: нет ошибок – 5б,

    1-2 ошибки – 4б,

    3 ошибки – 3б, более 3 ошибок – 2б.

    - с помощью суффикса –к.

    Построение проекта выхода из затруднения

    Постановка  целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

    Запись темы урока на доске, схемы слова «приставка»- приставить+к-а

    Проблемный вопрос, проблемное изложение материала

    Фронтальная

    Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Чему научимся? Что повторим? Молодцы! Тему сформулировали правильно.

     Запись темы урока. Постройте схему образования слова приставка. Как вы думаете, как называется способ образования, когда к слову прибавляется суффикс?

    Постройте схему образования слова приставить. Как назовем такой способ?

    Формулируют тему, цели урока.

    Записывают, строят схему: (приставить+к-а).

    Один человек работает у доски.

    Суффиксальный

    Строят схему: (при+ставить).

    Приставочный

    Коллективное выставление отметки за работу.

    Реализация построения проекта

    Построение  учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

    Работа с учебником

    Критическое мышление, Инсерт

    Фронтальная, индивидуальная

    - Что у нас получилось? Проверим наши выводы по учебнику. Изучите материал учебника на с. 100-101. Отметьте знаком +, если информация вам знакома, знаком V-если материал для вас новый, ?- не поняли материал (На полях карандашом). Какая информация оказалась непонятной?

    Оцениваю самостоятельную работу, использую словесную похвалу.

    - Ребята, кто может объяснить непонятную информацию своим товарищам?

    Изучают материал учебника, делают пометы на полях.

    Высказываются.

    Комментированное объяснение 1-2 учеников.

    - ребята, ваши товарищи выступили сейчас в роли учителя, хорошо и подробно объяснили материал урока. Давайте оценим их работу. Коллективная отметка.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Усвоение  учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

    Работа у доски, в тетрадях. Инструкция в задании к упр.

    Работа по инструкции, самостоятельная работа

    Фронтальная, индивидуальная

    Посмотрим, насколько хорошо вы разобрались в способах словообразования. Выполните упр. 281. Прокомментируйте (3 человека работают у доски).

    Выполняют самостоятельно упр. 281 в тетради, 3 человека работают у доски, комментируя написанное.

    Выставление отметок за работу у доски.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Интериоризация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

    Эталон для самопроверки: 1.Определите, от какого слова образовано данное. 2. Какая морфема прибавилась к данному слову? 3. Определите способ образования слова.

    Работа в группе, паре

    Групповая, парная работа

    1 ряд – упр.282, 2 ряд – упр. 283, 3 ряд – упр. 284. Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях.

    Оцените свою работу.

    Самостоятельно выполняют упр. В тетрадях, выполняют самопроверку.

    Самооценка выполненной работы по эталону.

    Физкультминутка

     Снятие утомления на уроке.

    Здоровьесбережение

    Фронтальная

    Поднимите глаза на потолок и нарисуйте глазами приставку, корень, суффикс, окончание.

    Оценка учителем готовности и настроя на дальнейшее продолжение урока

    Повторяют упражнения

    Включение в систему знаний и повторение

    Повторение  и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

    Текст на карточках:

    Наступили холодные утренники. С кудрявых кустов начинает исчезать разноцветная листва, с деревьев бесконечным дождем осыпаются листья. Расщедрилась красавица осень на краски.

    Показательный ответ. Работа с текстом.

    Фронтальная, индивидуальная

    - Определите тему текста, основную мысль.

    -выпишите слова, образованные известными вам способами словообразования. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. На полях карандашом поставьте отметку товарищу.

    Работают с текстом. Осень, красота осени.

    Выписывают слова в тетрадь, определяя способ словообразования.

    Выставление взаимных отметок.

    Рефлексия учебной деятельности

    Самооценка  учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Выполнение поставленной цели в начале урока

    Свободное  высказывание, самооценка

    Фронтальная

    – Какую цель мы поставили в начале урока?
    – Вы достигли поставленной цели?

    – Были ли у вас затруднения? Какие?

    – Как бы оценили свою работу?

    Словесная оценка результатов работы за урок с  комментированием, выставление отметок в журнал.

    Отвечают на вопросы учителя

    Самооценка, словесная оценка,

    основанная на собственных достижениях  во время урока.

    Дополнительная информация

    Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

    Одной из главных задач новых ФГОС  является  формирование у учащихся УУД. Содержание материала, имеющее воспитательную направленность, способствующее  формированию личностных УУД, правильно выбранные формы и приёмы работы будут содействовать реализации новых ФГОС. Также сама структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов.

    Ресурсы, оборудование и материалы

    Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

     

    Список учебной и дополнительной литературы

    Русский язык. 5 класс. Москва,  «Дрофа», 2015 год. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовский, П.А. Леканта

    Ссылки на использованные интернет-ресурсы

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

    Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru/

    Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

    Русский язык. 5 класс. Москва,  «Дрофа», 2015 год. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовский, П.А. Леканта

    Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

    Технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, проблемное изложение материала, беседа, инсерт, самостоятельная работа, работа по инструкции, Верные – неверные утверждения, работа с текстом, свободное высказывание, самооценка

    Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

    -

    Дополнительная необходимая информация

    ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Лексика. Заимствованные слова"

    Данный конспект урока поможет учителям, работающим по новым ФГОС, в основной школе....

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)

    технологическая картаУрок русского языка в  5 классе  Тема урока: Морфемика. Орфография. Тип урока: открытие нового знания...

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)

    Урок русского языка в  5 классе  по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)...

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)

    Урок русского языка в  5 классе  по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)...

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)

    Урок русского языка в  5 классе  по ФГОС 2 поколения(технологическая карта)...

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

    Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Виды предложений по цели выcказывания"

    В разработке дана технологическая карта урока. Использован региональный компанент....