Формирование коммуникативной компетенции через комплексный анализ текста
статья по русскому языку на тему

Костромина Елена Валерьевна

В докладе содержится материал о приёмах работы с текстом на уроках русского языка ( в том числе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kopiya_material_na_konferentsiyu_2015.zip1.1 МБ

Предварительный просмотр:

«Творчество педагога – потенциал повышения качества образования»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I.  УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА…………………..                 2        

     II. АКТУАЛЬНОСТЬ. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ…  3                            

III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА       3-9

      IV. ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА…       9-10

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….                            11

VI. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………                  12

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Условия становления опыта.

Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации,  он является также средством межнационального общения.

Изучение русского языка в школе  направлено на развитие и совершенствование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция  предполагает  использование  знаний о языке как знаковой системе, даёт представление об устройстве языка, его развитии и функционировании. Обучающийся получает возможность узнать об основных нормах русского литературного языка, обогащает свой словарный запас; развивает навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов, учиться  пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание обучающимся  языка как формы выражения национальной культуры. Эта компетенция включает в себя  представление о взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, знание национально-культурной специфики русского языка.

Формирование коммуникативной компетенции невозможно без языковой и культуроведческой. Владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы – это составляющие коммуникативной компетенции.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации определяет достижения обучающихся  во всех областях жизни, способствует  социальной адаптации обучающихся к изменяющимся условиям современного мира. Формирование конкурентоспособной личности, способной реализовываться не только в условиях Российской Федерации, но и в мировом пространстве  – это приоритетное направление в Концепции модернизации российского образования  до 2020 годы. Владение русским языком важно для такой личности, которая должна конкурировать на рынке труда.

Актуальность.

Работа над связной речью ведётся на всех этапах обучения в школе. В основе  развития речи лежит работа с текстом.

В итоге обучающийся сам должен создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения, писать сочинения, письма, тексты других жанров.

Актуальной проблема комплексной работы с текстом становится и в связи с обязательной  итоговой аттестацией школьников по русскому языку. Ведь она представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Цель работы: создание условий для формирования  коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи:

  • изучение и систематизация теоретического материала по теме,
  • создание методической «копилки», отражающей систему работы (методы, педагогические технологии) по формированию коммуникативной компетенции,
  • применение опыта работы;
  • диагностика результатов;
  • выводы и перспектива дальнейшего развития опыта.

 Ведущая педагогическая идея.

Каждый педагог, обобщая свой опыт, стремится найти ведущую педагогическую идею, которая будет направлять его работу. Текст – это не просто два или более связанные по смыслу и грамматически предложения. Текст – это «ткань» повествования (слово так и переводится). Волокна ткани взаимосвязаны, каждая ткань имеет свою особенную структуру и предназначение. По моему, учителю важно раскрыть эти взаимосвязи, показать структуру текста, раскрыть многофункциональность и красоту слова, также научить создавать свой оригинальный текст.

Теоретическая и практическая база опыта

Методика комплексного анализа текста применяется на уроках русского языка и литературы, но система работы выстраивается  в зависимости от предметных задач. Методика КАТ по литературе и русскому языку несколько отличается, но имеет и много общего.

 Комплексный языковой анализ на уроках русского языка  – это анализ текста в системе, он даёт  представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся выступают в роли исследователей, а не просто выполняют механические действия. Следует учитывать и возрастные особенности детей.

    Обычно КАТ включает в себя  следующие этапы

  1. Чтение и осмысление.
  2. Отработка навыков выразительного чтения (расстановка пауз, логических ударений, работа над интонацией).
  3. Объяснение заглавия или придумывание названия тексту.
  4. Доказать, что это текст (определить средства связи).
  5. Определение темы.
  6. Выявление основной мысли.
  7. Определение стиля и типа речи.
  8. Проведение различных видов разбора (фонетического, лексического, морфемного, словообразовательного, синтаксического, пунктуационного). Текст может быть осложнён, тогда требуется провести орфографическую и пунктуационную работу.

Учитель может применять и элементы комплексного анализа текста.

В среднем звене использую  элементы КАТ на разных этапах урока. Привожу применяемые мною на практике методы работы с текстом. Хочу отметить, что собрать текст, восстановить и др. – это не главная задача, но такая работа дополняется всесторонними анализом текста, а также разными видами разборов, решением  орфографической и пунктуационной задач.

«Восстанови» текст (реконструкция текста, «письмо с дырками») – методика незаконченных предложений. Известный приём, когда обучающимся необходимо восстановить пропущенное слово, тем самым создать  свой текст и сравнить его с авторским. Использование этого метода позволяет проявить творческие способности, научиться сравнивать, сопоставлять.

Приложение №1

 «Древнерусский» текст – приём, основанный на том, что все слова текста написаны слитно, без пробелов и запятых. Требуется разделить текст на смысловые отрезки. Такой вид работы развивает внимательность, языковое чутьё.

Приложение №2

«Собери» текст» – предложения текста написаны вразброс, необходимо установить смысловые и логические связи и «собрать» текст, как конструктор.

Приложение №3

«Подбери эпиграф». Считаю эпиграф необходимым при создании творческой работы, а также важным элементом самого урока. Даны эпиграфы, задача – соотнести их с определённой темой. При написании сочинения требуется найти и подобрать эпиграф в соответствии с замыслом творческой работы из разных источников.

Приложение №4

«Микротекст» - один из важнейших приёмов работы с текстом. Необходимо в тексте установить смысловые связи между отдельными словами, определить их функциональную значимость. Особенно для этого метода подходят тексты рассказов АП. Чехова, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского. Здесь важной является методика выявления ключевых слов.

«Буриме» - сочинение стихотворения на заданные рифмы. Такой приём на уроках русского языка позволяет учащимся проявить свои творческие способности, а учителю разнообразить урок, сделать его интересным. Буриме, как и лимерик,  лучше организовывать в группах или парах.

Приложение № 5

Видеофрагмент

 «Лимерик» - приём создания стихотворного текста, построенного на обыгрывании бессмыслицы. В лимерике пять строк, конец первой строки повторяет конец последней. Структура рифмовки ААВВА. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло.

  1. Жила- была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней ни встречался,

От души восхищался:

«До чего же дама приятная!»

  1. Один старичок из Тобаго

Ел только овсянку и саго (крупа из крахмала саговой пальмы)

К врачу он попал,

А он закричал:

«Баранину ешь, доходяга!»

«Синквейн» - известный приём технологии развития критического мышления.   Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила написания:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)‏
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)‏
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)‏
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Пример использования синквейна  при изучении имени существительного.

Имя существительное.

Предметное, частотное.

Называет, указывает, именует.

Имя существительное – это хлеб языка.

Предмет.

«Метод шести шляп» - приём технологии развития критического мышления, основанный на том, что участникам предлагается надеть шляпы разных цветов (белая, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя). Участник в белой шляпе приводит данные, статистику, никаких эмоций (чаще это комментирование проблемы, объяснение); в красной – чувства, догадки, интуитивные прозрения, в чёрной – предостерегает, заставляет думать критически, говорит о недостатках, рисках; в жёлтой – оптимистически смотрит на мир, говорит о проблеме только хорошее; в зелёной – предлагает нестандартное решение проблемы, уходит от стереотипов, креативен; участник в синей шляпе – «дирижёр оркестра», направляет, контролирует (как правило, это учитель).

Приложение №5

Видеофрагмент

Неоценимую помощь оказывают пособия, рабочие тетради. В рабочих тетрадях «Комплексный анализ текста» (автор А.Б. Малюшкин) есть задания по КАТ, в которых необходимо провести подробный анализ текста, а также после проверки учителем выполнить работу над ошибками. Рабочая тетрадь рассчитана на определённый класс, тексты разбиты по темам, изучаемыми учениками того или иного класса. В моей «копилке» есть задания к созданным мною текстам. Иногда проще и быстрее создать свой текст воспитательного характера, чем искать его где-то. Для старших классов есть КАТ, посвящённый военной теме.

Приложение №6

В среднем звене создаю тексты морально-нравственного содержания, а также связанные с жизнью.

Приложение №7

Комплексный анализ текста необходим при написании сочинения-рассуждения. Особенно это важно при подготовке  итоговой аттестации. Работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения начинается ещё в начальной школе и в среднем звене, а старшей школе ученики должны показывать умения логически мыслить, рассуждать, обобщать, показывать эрудицию, умение грамотно писать. Составители заданий ЕГЭ  подбирают тексты для анализа и написания сочинения, учитывая возраст учеников. Однако современные старшеклассники  иногда не имеют достаточных навыков: невысокая скорость чтения, незнание лексического значения отдельных слов, непонимание смысла текста, недостаточный читательский опыт, невысокий уровень культуры –  всё это приводит к тому, что задание по написанию связного текста кажется старшеклассникам трудным, а тексты непонятными. Оценивая работы учеников, эксперты руководствуются определёнными критериями (К1-К12). Учитель, выстраивая свою работу с детьми, также опирается на эти критерии.

Работа с произведениями Ф.Д.Кривина.

На мой взгляд, первое, что должен сделать учитель, - это показать ребятам, что текст может быть интересным. Особую роль здесь играют тексты-притчи. Например, я использую в работе тексты-притчи, полусказки, философские сказки современного писателя Феликса Давидовича Кривина. Несмотря на кажущуюся сложность, они интересны и поучительны. Мною разработаны задания, которые помогают формулировать проблему исходного текста, а также выражать своё мнение по сформулированной проблеме, аргументировать его.

Приложение № 8

(задания для коллективной, групповой, индивидуальной работы)

Необычный взгляд на мир писателя Ф.Д. Кривина, нестандартность мышления, нравоучительный характер, небольшой объём текстов – всё это вызывает удивление у учащихся, анализ текстов писателя способствует активизации мышления, заставляет поразмыслить, высказать своё мнение, вступить в диалог, дискутировать.

С текстами писателя можно работать по-разному, отрабатывая на практике умение определять и формулировать проблему, определять точку зрения автора, приводить аргументы на литературной основе и из жизни, можно отрабатывать критерии К7,8, если усложнить текст, пропустив буквы, знаки препинания. Тексты-притчи, полусказки  можно приводить в качестве аргументов к текстам из пособий по подготовке к ЕГЭ, то есть тем самым  решать две задачи. На примере произведений Ф.Д. Кривина проанализировать текст и написать сочинение, а при работе с другим текстом из пособий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку использовать в качестве аргументов сказки, полусказки, притчи Ф.Д. Кривина.

Работа со стихотворениями в прозе ИС. Тургенева.

Хорошим литературным материалом для подготовки к написанию сочинения-рассуждения являются стихотворения в прозе И.С. Тургенева. С ними также можно проводить работу, которая будет интересна ученикам, вызвать дискуссию. Но в отличие от притчевых текстов Ф.Д. Кривина стихотворения И.С.Тургенева другие и по содержанию, и по жанру. Они являются образцом классической литературы девятнадцатого века. Анализ стихотворений И.С.Тургенева не только позволит научить детей создавать связный текст, но и научит чувствовать в музыку слова.

Приложение №9

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева могут являться сами по себе литературными аргументами при анализе текстов ЕГЭ. Они выполняют и воспитывающую задачу, развивают общую эрудицию школьников, повышают уровень культуры.

Работа с текстами Д.С.Лихачёва

Книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром» обращена к молодому поколению. Автор разъясняет молодёжи, что есть добро, справедливость, в чём цель жизни и др. Он опирается на морально-нравственные категории, пытается донести мысль о том, как нужно жить, чтобы остаться человеком. Письма, из которых состоит книга, небольшие по объёму и тоже могут служить хорошим материалом для подготовки старшеклассников к сочинению-рассуждению. А отдельные тексты книг Д.С. Лихачёва входят в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку.

Особенность работы с письмами Д.С.Лихачёва заключается в некоторой сложности восприятия языка автора. Необходимо обладать определённым читательским опытом, чтобы осознавать читаемое. Тем не менее работа с письмами академика является весьма полезной для подготовки к написанию сочинения-рассуждения.

Приложение № 10

Работа с алгоритмами, опорными схемами, кластером.

Анализируя сочинения старшеклассников, я иногда сталкиваюсь с тем, что дети не знают чёткую  структуру сочинения-рассуждения.  Считаю, что работа с кластером, который я разработала сама, а также с таблицами, перфокартами помогает учащимся усвоить структуру экзаменационного сочинения.

Приложение № 11

Кластер заполняется учащимися на протяжении уроков или сразу по усмотрению учителя. Комментарий – концепционный или текстуальный; проблемы – философские, морально-этические, социальные, экологические; аргументы – естественные, чувственные, логические.

Интересной представляется работа по заполнению «окошек» (перфокарт), когда учащимся необходимо записать  ответ, заполняя его, ученик создаёт свой связный текст сочинения-рассуждения.

У учащихся есть тетрадь с конспект - опорами по разным темам, которую они заводят ещё с 5 класса. При написании сочинения она помогает им в решении орфографических и пунктуационных задач.

Игра «Редактор» позволяет проводить работу над речевыми и грамматическими ошибками. Учитель проверяет сочинения учащихся по критериям, оценивает, выписывает наиболее «интересные» ошибки, заносит их в таблицу. Таблички с речевыми и грамматическими  ошибками, которые допустили ученики класса, раздаются учащимся и исправляются коллективно, в группах или индивидуально. Фамилии «авторов» ни в коем случае не озвучиваются! Ребёнок может обидеться и вообще не работать. Такой вид работы позволяет учащимся видеть и устранять свои ошибки, а другим видеть ошибку и определять её вид.

Пример из сочинения

Исправленный вариант

Вид ошибки

Презентация сочинения. В программе элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку отведены зачётные уроки для контроля знаний. Каждый ученик получает индивидуальное задание (свой текст) и должен защитить своё сочинение. Важно, чтобы ребёнок читал своё сочинение вслух, проговаривал его во внешней речи. Тогда он сам и другие будут замечать и устранять ошибки. «Жюри» оценит выступление и отметит лучших, в конце урока определятся победитель и призёры. На доске обязательно записываются их имена. В дневнике также отмечаются достижения.

Дневник достижений. Так как оценки за посещение занятий по элективному курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку не выставляются в журнал, то каждым учащимся заводится дневник достижений. Он будет свидетельствовать о том, как ученик готовится к экзамену, каких успехов он достиг, над чем надо поработать. Дневник достижений может быть разным по форме и содержанию, зависит от класса и методики преподавание учителя. Если речь идёт о подготовке к 25 заданию, то он может быть в виде обычной тетради, в которой будут записаны зачётные сочинения с комментариями учителя и обязательной работой над ошибками. В конце тетради целесообразно завести табличку, в которой будут фиксироваться дата и итог (баллы за сочинение). Сам ученик и родители будут видеть изменения.

Шаблонные фразы – клише. Во многих методических рекомендациях, пособиях приводятся примеры клишированных фраз, которые помогут ученику при написании сочинения. На первых порах я тоже использовала эти модели, разрабатывала свои шаблоны, опираясь на известные. Но опыт показал, что использование такого метода нецелесообразно, приводит ребёнка в недоумение, заставляет его мыслить шаблонно, а ведь сочинение – это рассуждение. К тому же использование подобного рода конструкций приводит к речевым и грамматическим ошибкам, нарушению абзацного членения текста. На мой взгляд, надо быть с ребёнком честными и проще научить писать «от души», чем по шаблону. Главное – умело его направлять.

Диагностика.

Сложно подобрать инструментарий измерения умения владеть навыками комплексного анализа текста.

В старшем звене я опиралась на критерии оценивания сочинения.

Приложение № 12

Результаты диагностики по четвертям показали рост у отдельных учеников, что говорит о положительном результате опыта.

Результативность опыта.

Результатом опыта по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка  через комплексный анализ текста становится участие моих учеников в конкурсах сочинений различных уровней. Например, в 2014 году ученица 5 класса участвовала в  краевом конкурсе сочинений «Имя героя», получила диплом третьей степени в своей возрастной группе. В 2015 ученицы 5 класса участвовали в «Интеллектуальном марафоне»  («Нотка»). В одном из испытаний («Сказочная музыка») нужно было создать свой текст – сочинение. Обе ученицы получили диплом в номинации «Сказочная музыка»  https://sites.google.com/site/solnobr/-notka---2015 В  сентябре 2015  ученица 6 класса участвовала во Всероссийском конкурсе сочинений (на муниципальном уровне) и получила сертификат участника, а ученица 11 класса получила диплом победителя   http://www.solnobr27.ru/?page_id=1099

Результаты итоговой аттестации в 11 классе за два последних года говорят о росте как среднего балла 50/67, так и о значительном увеличении высшего балла 53/82.

 

Приложение №13 (протоколы проверки результатов ЕГЭ в 2013-2014, 2014-2015 гг)

Заключение.

Системная работа над комплексным анализом текста позволяет добиваться положительных результатов  в формировании коммуникативной компетенции. Ученик овладевает разными видами речевой деятельности, развивает культуру устной и письменной речи, учиться использовать язык в различных ситуациях и сферах общения. Он становится конкурентоспособной личностью, которая будет востребована на рынке труда. Но самое главное, анализируя текст, познавая его структуру и содержание, изучая родной язык,  ученик, по словам К.Д. Ушинского, «одухотворяется». Ведь по его же словам, язык – это «самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое …»

Перспектива развития опыта.

Считаю, что опыт по теме «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка  через комплексный анализ текста» в перспективе можно расширить. В дальнейшем предполагаю работать над КАТ в сети Интернет, ведь создание собственного сайта, блога и др. – это тоже работа над текстом. Возможно, найду другие подходы к комплексному анализу текста, методики и педагогические технологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5-8 кл. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
  2. Д.Э.Розенталь, ИБ. Голуб Секреты стилистики. – М:Рольф,1996. – 208 с.
  3. Развивайте дар слова: Факультативный курс "Теория и практика сочинений разных жанров (VII-VIII кл.)
  4. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительности речи 5-9 классы: тренинговые задания на уроках русского языка/сост. М.Е. Кривоплясова.- Волгоград: Учитель, 2007. -78 с.
  5. Готовимся к ГИА. Русский язык 7 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена/сост. И.Г. Добротина. – Ярославль: Академия развития, 2010.– 63 с.
  6. Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приёмы и средства выразительной и образной речи. Ч.1, 2: Пособие для студентов. – Волгоград: Учитель, 2004. – 111с.
  7. Никитина Е.И.Русская речь.8 кл.:Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М: Дрофа, 2000. -224 с.
  8. Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – Изд. перераб. И доп. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 80 с.
  9. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: «ООО ТИД» «Русское слово» - РС, 2004. – 336 с.
  10. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1986.- С.8
  11. Я познаю мир. Русский язык. А.В. Волина. Москва. 1997 г.
  12. З.Ф. Ульченко. Диктанты с изменением текста. Пособие для  учителей.   Москва. 1982 г.
  13. Л.А. Жердеева. Русский язык. Каротчки-задания 7 класс. Новосибирск. 2000 г.
  14. Н.Н. Соловьева. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 7 класс. Москва. 2005 г.
  15. А. В. Швец. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь 7 класс. 2008 г
  16. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980.
  17. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001
  18. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4
  19. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –

М., 1995

  1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/212498/
  2. http://www.otryvclub.ru/sys/sistema_grammatiki_v_pervonachalnom_obrazovanii.html
  3. http://www.rae.ru/forum2012/264/1218
  4. http://www.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/13.00.01/4312.pdf
  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/08/04/formirovanie-kommunikativnoy

Страница

Костромина Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Эворон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Формирование коммуникативной компетенции через развитие навыков аудирования_

Актуальность данной работы состоит в следующем: аудирование как один из видов речевой деятельности был выбран для контроля на ЕГЭ. Результаты предыдущих ЕГЭ показывают, что задания по аудированию в си...

Статья на тему "Формирование коммуникативной компетенции через использование деятельностных заданий"

Статья о пользе деятельностных упражнений на уроках иностранного языка....

Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Методическое обеспечение процесса формирования национального самосознания через лингвостилистический анализ текста.

Только сочетание разнообразных приемов и методов обучения, тщательный подбор дидактического материала, поможет учителю воспитать яркую личность, сформировать национальное самосознание учащихся....

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...