Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения.

Задачи:

•сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;
•закрепить умение описывать помещение;
•активизировать лексику, связанную с описанием помещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon utro3.ppt1.25 МБ
Office presentation icon utro2_obrazets_sochineniya.ppt298.5 КБ
Office presentation icon utro1.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

русский язык 6 класс сочинение по картине Т. Яблонской " Утро"

Слайд 2

Татьяна Ниловна Яблонская 1917 - 2005

Слайд 3

Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником. В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте . После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор). Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ) . В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Слайд 4

В полотнах Татьяны Ниловны Яблонской раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда.

Слайд 7

Почта

Слайд 8

Старая теплая печь

Слайд 9

Тенистый сад

Слайд 10

Гаянэ Атаян

Слайд 11

Утро

Слайд 12

Почему картина называется «Утро»? Что вы можете сказать о девочке,изображенной на картине? Как обстановка комнаты характеризует её хозяйку?

Слайд 13

Интервью с дочерью Татьяны Яблонской Еленой В известной картине "Утро" Татьяны Яблонской вы, 13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда? - Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек

Слайд 14

Картина «Утро» написана в 1954 году.Ясное солнечное утро.Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окнои освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку.Легкая стройная фигурка девочки ,простота и изящество её движений показывают умение девочки радоваться жизни.

Слайд 15

Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов! из воспоминаний Елены Яблонской

Слайд 17

Как изображены окно ,стены ,дверь на балкон ,каков общий вид комнаты? Окно – высокое ,дугообразное, выходит на северо-восток ,рама белая ,под окном- батареи центрального отопления, карниз над окном Стены – высокие ,толстые ,светло-желтые с сероватым оттенком ,бежевые ,оклеены обоями или покрашены краской ,на стене эстамп ,кашпо с цветами резеды Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью. Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная ,светлая ,много воздуха и света

Слайд 18

Мебель(стол ,стул ) Стол (круглый ,возможно овальный,обеденный,покрытый скатертью ,льняная скатерть с бахромой ,на столе глиняный кувшин,тарелка-хлебница,накрытая салфеткой ,нож ,чашка. Стул («венский»,легкий,овальное сидение ,прямоугольная изогнутая спинка ,круглые тонкие ножки ,на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки

Слайд 19

Как изображены кровать ,пол ? Кровать – деревянная,низкая, еще не убрана,освещенная ярким утренним солнцем Пол – паркетный , «в ёлочку»,блестящий,натертый до блеска,светло-желтый,чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре

Слайд 20

Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения Красота обыкновенной жизни является идеей(основной мыслью) этой картины . Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке ,в обыденных вещах, окружающих нас ,радоваться жизни ,как радуется ей девочка ,словно взлетающая ввысь.

Слайд 21

Стиль сочинения – художественный Тип речи – сочинение - описание

Слайд 22

Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный ,статный ; Карниз ,бахрома ,кашпо ,эстамп ,резеда; Находиться ,располагаться , размещаться, пристроиться ,стоять; В центре ,посередине ,прямо ,напротив , вдоль ,налево ,направо ,вверху ,внизу. словарик

Слайд 23

С.А. Использованы репродукции картин Т.Н.Яблонской


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оборудование: репродукция картины. Цели: ознакомить учащихся с особенностями художественного описания помещения, подготовить детей к описанию картины. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской " Утро ".

Слайд 2

Вступительное слово о художнице. Татьяна Ниловна Яблонская - известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Она изображает на полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей. В картине " Утро " художница учит нас видеть прекрасное в обыденном, в том, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Всё как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле всё в ней очень хорошо продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел.

Слайд 3

Беседа по картине. (Используются вопросы, данные в упр. 177.) Составление рабочих материалов к описанию картины. (Часть работы выполняется коллективно, часть — самостоятельно. )

Слайд 4

Беседа по картине и параллельная запись рабочих материалов. 1). Что изображено на картине? 2). Какое это время года? 3). Опишите девочку, чем она занята?. 4). Как характеризует хозяйку её комната? 5). Расскажите, что мы видим в открытую на балкон дверь? Утро свежее, солнечное, над городом туман Весна, ощущается прохлада раннего утра Девочка худенькая, стройная, изящная, грациозная, лицо светлое, счастливое; хозяйка опрятная, делает утреннюю гимнастику. форма девочки: ленты для кос, пионерский галстук, школьное платье Комната солнечная, просторная, много воздуха и света, блестящий паркетный пол, не заставлена мебелью, круглый стол, кувшин, деревянная кровать, белоснежное постельное бельё, декоративная тарелка, кашпо с вьющимся цветком, цветок изящно свисает с балконной двери, чистота и уют, цветы на подоконнике. Видно, что маленькая хозяйка очень любит свою комнату, поддерживает чистоту и уют. Туман над городом, очертания зданий, утреннее небо, ясное и спокойное.

Слайд 5

Составление плана сочинения. 1). Утро в городе. 2). Комната девочки (мебель, украшения, одежда). 3). Хозяйка комнаты: а). Описание внешности; б). что делает девочка. 4). Впечатления, полученные от просмотра картины

Слайд 6

Предупреждение речевых ошибок. Девочка - она - хозяйка комнаты Изображено - показано - находится и т. д.

Слайд 7

Сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» На этой картине была изображена комната художника. Она хорошо убрана. Окно было открыто. За окном была опушка леса, зеленая трава, слева большие березы. В окно заглядывали два мальчика... Вопросы для анализа Почему лучше описывать картину в настоящем времени? Это позволит избежать повторения глагола быть ( была ), кроме того, то, что изобразил художник, есть и сейчас — когда мы описываем картину. Убедительно ли для читателя утверждение, что комната хорошо убрана? (Нет, так как дальше эта мысль не раскрыта и комнату трудно представить.) Анализ аналогичного сочинения с недочетами

Слайд 8

1. Основная мысль сочинения (для чего написан текст?) – это душа сочинения, его стержень, то, для чего оно написано, то, что хотел сказать автор. 2. Полезно завести картотеку с высказываниями великих людей по разному поводу, чтобы потом использовать их как эпиграф, вступление, заключение или цитату. 3. План – заранее намеченная система работы с сочинением. План бывает кратким и развернутым. Помни!

Слайд 9

Передо мной картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображено утро девочки. На переднем плане стол с завтраком из хлеба, масла и молока. Комната просторная, светлая и очень ухоженная. В центре картины девочка десяти лет. Она делает зарядку. А потом пойдет в школу, потому что на заднем плане перед открытым окном стоит стул, на котором висит пионерский галстук, уже поглаженный, и школьная форма. Еще перед балконом стоит кровать. Она не заправлена и помята. По-видимому, девочка только что встала и уже собирается в школу. Вид у нее приличный, аккуратный. Сама она чем-то озадачена, у нее напряженное лицо. Девочка готовится идти в школу. В целом картина хорошая, потому что в ней много загадочности и смысла, так что ее можно описывать очень долго.

Слайд 10

Перед нами картина Т.Н. Яблонской «Утро». На ней изображена комната девочки со столом и кроватью. На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом. На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма. На спинке стула висит пионерский галстук. Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась. На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа. Наконец, на заднем плане находится город. Окна выходят на восток. В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (1954)

Слайд 2

Тема урока: Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» Цель урока: подготовить учеников к художественному описанию помещения. Задачи: сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал; закрепить умение описывать помещение; активизировать лексику, связанную с описанием помещения.

Слайд 3

Проверка домашнего задания – работа в парах Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной к а лендарь, льняной скат е ртью, длинной б а хромой, в глинян о м гр а фине, пр и крыть с а лфеткой, к а рниз над окном, б а тарея ц е нтрального отопления, п а ркетный пол, д е ревянную кр о вать, вых о д на б а лкон, огр а дительная р е шётка, пр е красную кв а ртиру, аб а жур под потолком.

Слайд 4

Актуализация знаний Давайте вспомним, что такое описание , что характерно для этого типа речи? Чем различается научное и художественное описание? Можно ли в художественном стиле описать помещение?

Слайд 5

Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг. Народный художник СССР и Украины, действительный член Академии искусств СССР и Украины, профессор, Герой Украины, лауреат трех Государственных премий СССР, двух медалей Академии искусств СССР, национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.

Слайд 6

Этапы пути Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» (1949, ГТГ). В сюжете и композиции картины художница идеализирует социалистический труд колхозного крестьянства. За это произведение Т.Н.Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Слайд 7

Этапы пути Творчество Т.Н.Яблонской разносторонне: портреты, натюрморты, пейзажи, тематические картины. Изображает на своих полотнах обыкновенных людей, их труд, отдых. Особенно любит писать детей.

Слайд 8

История создания картины … подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Изображена на ней 13-летняя девочка — дочь художницы Яблонской. Тогда ее звали Лена. Сегодня она — Елена Сергеевна, художница. Мы встретились в мастерской ее матери… интервью

Слайд 9

УТРО Весна Дети Начало дня Лексическое значение

Слайд 10

УТРО Завтрак Зарядка Душ Сборы в школу Уборка в комнате Ассоциативные связи

Слайд 11

Эпитеты Утро Со лн е чн ое Рад о с т ное Ярк ое Чуде сн ое Светл ое Ясн ое С и яющ ее О бы чн ое

Слайд 12

Работа с учебником (177) Рассмотрите внимательно репродукцию. Что изображено на картине?

Слайд 13

Работа с учебником (177) Какое это время года? Как вы это определили?

Слайд 14

Работа с учебником (177) Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку?

Слайд 15

Девочка… Какая она? О прятная А кк уратная Ч и стоплотная Стройная П од тянутая Сп о ртивная О рганизова нн ая Пр и лежная

Слайд 16

Систематизация материала 1 . Опишите комнату. 2. Какая она? 3. Подберите определения: большая просторная с высокими потолками светлая солнечная

Слайд 17

Систематизация материала Стены: светло-ж ё лтые с р о з о ватым о тт енком на стене д е к о ративная т а релка кашпо с в ью щимися цветами

Слайд 18

Систематизация материала Пол: п а ркетный «в ёлочку» бл е стящий натертый до блеска светло-ж ё лтый чистый

Слайд 19

Систематизация материала Окно: высокое дуг оо бразное с широким подоко нн иком окраш енн ая белой краской рама

Слайд 20

Систематизация материала Дверь: двустворч а тая стекл янн ая ар о чного типа вых о дящая на б а лкон оградительная железная реш е тка

Слайд 21

Систематизация материала Стол: круглый обед енн ый п о крытый скатертью льн ян ая скатерть с дли нн ой б а хр о мой глин ян ый кувшин тарелк а-х лебница чашка

Слайд 22

Систематизация материала Кровать: дерев янн ая ни з кая ещ ё не убра н а смятая п о душка одеяло в белом под о деяльнике

Слайд 23

Систематизация материала Стул: дерев янн ый лё гк ий прямоугольная изогнутая спинка круглые тонкие но ж ки а кк уратно слож енн ая одежда

Слайд 24

Словарно-стилистическая работа Помни! Девочка одета в … , но на девочке надеты …

Слайд 25

Контекстуальные синонимы Яблонская Т.Н. Татьяна Ниловна художник мастер кисти автор картины живописец Девочка Она Хозяйка комнаты

Слайд 26

Глаголы-помощники из о бр а зила п о к а зала п е р е дала нарис о вала запеч а тлела с о здала нап и сала пр ед ставила

Слайд 27

Сложный план В 1954 г. была написана картина… Автор картины – Т.Н.Яблонская… Название картины. II . Комната девочки. На переднем плане… На заднем плане… III . Хозяйка комнаты. IV . Впечатление от картины.

Слайд 28

Подведение итогов урока Какова основная идея картины?

Слайд 29

Домашнее задание: сочинение Желаю творческих успехов. У вас всё получится!

Слайд 30

Список литературы Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобр. учреждений/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 2008. – 254 с Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 6-м классе:Метод.пособие/ Л.А.Ходякова, Е.В.Кабанова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 254 с. ОК

Слайд 31

С.И.Ожегов «Словарь русского языка» Эстамп , -а, м. Картина-оттиск, снимок с гравюры. Кашпо , нескл., ср. Декоративная ваза для цветочного горшка.

Слайд 32

Что такое описание? Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

Слайд 33

Чем различается научное и художественное описание? В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Слайд 34

Можно ли в художественном стиле описать помещение? Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание: А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Н.В.Гоголь «Мертвые души» (описание комнаты Собакевича) И.С.Тургенев «Муму»

Слайд 35

Ирина Лисниченко: «Интервью с…» 13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию "Утра" у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда? - Это правда, - говорит Елена Бейсембинова. - В мамином "Утре" был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек". Потом она появилась в "Родной речи", других учебниках. По-моему, по картине "Утро" несколько поколений писали сочинение. Даже мои внучки, которым сейчас 22 и 24 года, тоже описывали работу своей прабабушки.

Слайд 36

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

урок поможет качественно подготовиться к написанию сочинения по известной картине Т.Н.Яблонской "Утро"...

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской "Утро"

Сочинение на тему: «Утро».   Стоит весна. Учебный год еще не закончился. На стуле лежит  школьная форма.  За окном ясное, солнечное утро. Дверь на балкон распахнута и с улицы веет ...

Сочинение по картине Т.Н.Яблонской "Утро"

Сочинение на тему: «Утро».   Стоит весна. Учебный год еще не закончился. На стуле лежит  школьная форма.  За окном ясное, солнечное утро. Дверь на балкон распахнута и с улицы веет ...

Конспект урока: сочинение по картине Т.Н. Яблонской “Утро”

В данном уроке учитель знакомит учеников с произведением художника Т.Н. Яблонской. На основе ее картины ученики пишут сочинение. В начале урока учитель вместе с учениками обсуждает картину....

презентация к уроку "Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской "Утро"."

презентация в помощь к уроку по теме: "Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской "Утро"."...

Презентация к уроку по подготовке у сочинению-описанию картины Т.Н. Яблонской "Утро"

Презентация к уроку по подготовке у сочиенеимю-описанию картины Т.Н. Яблонской "Утро"Краткий конспект урока...