Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения Тома Сойера» 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитиию творческого воображения уч-ся;  4) работать над лексикой и грамматикой английского языка на литературном произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_m.tvena_.doc39.5 КБ
Office presentation icon tom_soyer.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:

                                                               -1-

урок литературы в 5 классе

                            « Он был вовсе не злой, а просто озорник…»

            Урок-обобщение по повести М.Твена «Приключения  Тома Сойера»

Цель урока:1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2)продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитиию творческого воображения уч-ся;  4) работать над лексикой и грамматикой английского языка на литературном произведении.

Оборудование: интерактивная доска ПО Microsft Power Point, иллюстрации уч-ся к повести, элементы костюмов для инсценировки эпизодов, фрагмент х/ф «Приключения Тома Сойера».

Ход урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о недавно прочитанном произведении художественной литературы. Что является отличительной чертой художественной литературы? (Художественный образ)

-Что такое художественный образ? (Картинка в нашем воображении)

-Какова роль художественного образа? Слайд 3.

-Мы уже знаем, что художественная литература берет свое начало в фольклоре.Что такое фольклор?

-Какие жанры фольклора  вам знакомы?

-Какой из них, по-вашему, является наиболее интересным для народа и любимым? Почему?

(Один из самых любимых жанров – сказка, т.к. в ней острый сюжет, герои участвуют в необыкновенных событиях, приключениях; добро всегда побеждает зло; герои делятся на положительных и отрицательных; в сказках встречаются произведения других жанров унт(песни,загадки, пословицы и т.д.); сказка всегда чему-нибудь учит (нравственный урок).

-Стремление человека видеть в жизни торжество справедливости, стремление к познанию жизни, стремление сделать свою жизнь интересной и красивой привело к рождению в художественной литературе жанра, очень близкого сказке, жанра приключений.Каковы особенности этого жанра? Слайд 2.

-Какие приключенческие произведения и каких авторов нам знакомы? (Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо», Р.Распе «Вечера барона Мюнхгаузена»)

-Сегодня у нас в гостях один из самых интересных людей своего времени, не только любитель невероятных приключений, но и великий мастер  их рассказывать.Кто же это?

Ученик в роли М.Твена рассказывает о себе на английском языке.Слайд 4.

-Кто же это? Что вы узнали о писателе?(Уч-ся отвечают по-русски)

М.Твен.(по-русски).Я надеюсь, дети, что вас, как и меня, привлекает жизнь, полная невероятных событий, где есть возможность проявить свою ловкость, смекалку, мужество и смелость. А потому я рассчитываю на ваш интерес к моей ранней повести «Приключения Тома Сойера». Вам знакомо это произведение? Я хочу узнать, кто из вас

                                                              -2-

является  самым внимательным читателем, и предлагаю небольшую викторину по содержанию повести.Слайды 5-7.

                                                     

-М.Твен не случайно задал вам вопрос о том, что любит читать Том.Согласитесь, наши читательские вкусы говорят о многом: о наших интересах, нашем вкусе, нашем жизненном опыте, о наших желаниях. И сегодня у нас появляется очередная возможность рассказать о себе, поделившись своими впечатлениями о прочитанной повести М.Твена и о его главном герое Томе Сойере. Нашу беседу я назвала,обратившись к цитате, «Он был вовсе не злой, а просто озорник…» Кто сказал о Томе эти слова?(Тетя Полли)

-Согласны ли вы с ее мнением?

-Наша задача сегодня- доказать справедливость этой характеристики (или опровергнуть ее), обратившись к содержанию книги, к тексту. Что мы знаем о судьбе Тома, об условиях его жизни? Послушаем самого героя.

Ученик в роли Тома Сойера рассказывает о себе на английском языке.Слайд 8.

Уч-ся отвечают по-русски,переводят  рассказ.

-Наше знакомство с Томом на страницах повести происходит в следующем эпизоде.Каким мы видим Тома в этой сцене?

Инсценировка из глав 1 «Драка»( Том в этой сцене задиристый, забияка, драчун)

-Но у Тома в городке много друзей и приятелей.Почему? Какие качества его характера, поступки привлекают в нем?(Уч-ся вспоминают эпизоды в школе с Бекки,когда он взял вину на себя, в пещере, дружбу с Геком и др. Приходят к выводу, что Тома Сойера отличают доброта, способность дружить, не таить долго обиду, умение заинтересовать друзей  новой игрой.Он выдумщик, фантазер, ему присущи смекалка, великодушие.)

-Вспомните следующий эпизод и подумайте, почему этот поступок Тома можно назвать мужественным.Слайд 9. (Том-добрый и честный человек, он не мог допустить свершения несправедливости над Меффом Поттером.Однако признание требовало мужества от мальчика, т.к. ему пришлось перешагнуть через страх перед убийцей, через страх перед последующими  преследованиями.)

-А как вы думаете, если бы Том был вашим товарищем, у вас были бы причины для ссор и размолвок? С чем в его характере и поступках можно не согласиться?

-Вспомним следующий эпизод.О чем он? Как вы оцениваете Тома в этой сцене?

Инсценировка «Маляр» (на английском языке)

(Ребята отвечают на поставленный вопрос по-русски и по-английски: Том здесь хитрый,ленивый, пользуется доверчивостью товарищей, чтобы переложить на их плечи работу.)

-И снова обращаюсь к словам тети Полли: «Он был вовсе не злой, а просто озорник…И сердце у него было золотое…»Чего же все-таки в Томе больше: озорства или доброты? Почему его любят?(Доброты в нем больше.На Тома можно положиться: в трудных ситуациях он не предаст, выручит, поможет. Он не испытывает ненависти к людям, наоборот, их любит жалеет.)

-О том, что Том является  одним из любимых героев, говорят и ваши иллюстрации, на многих из них главным действующим лицом является Том.(См.,анализируем многочисленные иллюстрации).

                                                             -3-

-И хоть Том жил в 19 веке, но его судьба и судьба его товарищей продолжают волновать и наших современников.По мотивам этой повести был поставлен спектакль(слайд 10), созданы художественный фильм, мультфильм.Посмотрите кинофрагмент.Похож ли

Том,чей  образ создан юным актером Федей Стуковым, на того Тома, который возник в вашем воображении?

 

Просмотр кинофрагмента.(Уч-ся делятся впечатлениями.)

-А теперь подведем итог нашей беседы.Справились ли мы с задачей: доказали, что слова тети Полли о Томе справедливы?

-А как вы думаете, к кому обращена повесть в первую очередь? (Детям)

-Для чего писатель рассказал эту историю? Чему учит повесть? (Повесть учит доброте, мужеству, честности,любви к нашим близким, заботе о них.)

-А какой урок, на ваш взгляд, могут вынести взрослые читатели? (Их повесть научит доверять детям, не допекать по мелочам, понимать их, заботиться о них(судьба Гека).Учителя должны понять, что урок надо вести так, чтобы ученикам не было скучно, чтобы у них не было времени играть на уроке с жуком.Нельзя наказывать детей физически: это унижает их.)

-Почему повесть волнует и современного читателя?(В ней  освещаются «вечные» темы, поднимаются нравственные проблемы, которые будут волновать людей всегда.)

-Вы правильно поняли, что повесть М.Твена обращена и к детям, и к взрослым.Она учит доброте, взаимопониманию и дружбе: дружбе детей, дружбе детей и взрослых, потому что нет ничего более ценного в человеческих отношениях как умение понимать друг друга, умение заботиться друг о друге. И завершить беседу об этих прекрасных человеческих отношениях мне бы хотелось на поэтической ноте, обратившись к стихам нашего современника, поэта Василия Федорова:

Всё в дружбе есть:

Огонь, чтоб согревать,

И молот есть,

Взлетающий упруго,

И наковальня,

Чтобы поддержать

При дружеском ударе

Сердце друга.

Подведение итогов, оценки за урок, за иллюстрации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Он был вовсе не злой, а просто озорник…И серд- це у него было золотое…» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Пр и ключенч е ская л и т е ратура –это произведения, в центре внимания кото- рых занимательные и необыкновенные события, требующие от героев воли, сме- лости, находчивости, умения дружить и любить.

Слайд 3

-Что такое художестве нн ый образ ? художестве нн ый образ картинка настроение мысль

Слайд 4

У нас в гостях Марк Твен. My name is Mark Twain. My real surname is Clemens.I was born in USA,state Missouri.I spent childhood on the banks of the river Mississippi.I started wor- king when I was only 12.I wor- ked as a worker in a local typog- raphy, then I was a lootsman at river ships/ When I became an adult and got enough life expe- riece, I tried to put a pen on the paper and soon I became a writer.

Слайд 5

Викторина 1.В каком городе живут герои? 2.Какой эпизод повести изображен на иллюстра- ции? Какие события ему предшествовали?

Слайд 6

3.Кого из героев повести называют юным парией и почему? 4.Какой литературный персонаж был одним из самых любимых у Тома? В какого героя он любил играть?

Слайд 7

наши иллюстрации 5.Как зовут этих героев? Какой эпизод запечат- лен в иллюстрации? Как события развива- лись дальше?

Слайд 8

Том Сойер о себе

Слайд 9

Анализируем главу 23 1.Кто такой Мефф Пот- тер? 2.Почему Том решил вы- ступить на суде? Что он рассказал суду? 3.Можно ли этот посту- пок Тома считать муже- ственным?Обоснуйте свое мнение.

Слайд 10

поэт Василий Федоров Всё в дружбе есть: Огонь, чтоб согревать, И молот есть, Взлетающий упруго, И наковальня, Чтобы поддержать При дружеском ударе Сердце друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения по теме "Орнамент. Декоративно-прикладное искусство" 6 класс

Форма урока - игра-путешествие. Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ  Задачи: Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикла...

Разработка урока "Обобщение изученного по теме "Причастие" в 7-ом классе.

В разработку урока входит конспект, составленный с учетом новых требований по развитию УУД. ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Литературный диктант по повести М.Твена "Том Сойер"

Литературный диктант по повести М.Твена "Том Сойер"...

Итоговый урок по повести М.Твена "Том Сойер"

На данном уроке изучаются приёмы создания смешного...