электив «Основы русского языкознания»
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Паршина Лилия Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Основы русского языкознания» для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

Принято на заседании педсовета                                       Утверждено приказом директора

Протокол № 1 от 27.08.2015 г.                                           от 27.08.2015 №62/5ОД

                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Основы русского языкознания»

для 10 «А» класса

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                    Паршина Лилия Алексеевна

                                                                   учитель русского языка

и литературы

КАЛУГА 2015


Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Основы русского языкознания» рассчитана на обучающихся 10 класса. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний, полученных на уроках русского языка. Программа элективного курса предполагает изучение тем, не входящих в обязательную программу по русскому языку.  Изучение теоретических вопросов языкознания даст возможность взглянуть с другой стороны на процессы, происходящие в современном языке. Зная историю языка, современная грамматика становится более понятной. Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предполагает изучение русского языка на углубленном уровне с анализом сложных теоретических вопросов.

Цель курса:

- обращаясь к истории языка, проанализировать современные языковые процессы.

Задачи курса:

- расширить знания по предмету на теоретическом и практическом уровнях;
-  способствовать развитию аналитического и критического мышления на уроках;

Курс предполагает изучение объёмного теоретического материала. Основные формы работы на уроке: лекция, семинар, доклады. Обучающиеся самостоятельно могут искать материал из разнообразных источников, затем обсуждать на уроках.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

   В результате изучения  элективного курса обучающиеся должны знать:

- основы современного языкознания;

- вопросы из истории языкознания;

- языки мира, степень их родства;

- классификацию звуков речи;

- виды письма;

уметь:

- анализировать родство языков;

- давать характеристику звуков, делать фонетический разбор слов;

- видеть в литературных текстах переносные значения слов, синтаксические конструкции;

- характеризовать виды письменности.


Содержание курса

Блок 1. История лингвистики. (2 ч.).

Введение в языкознание. Основные понятия. История развития лингвистики. Деятельность русских и зарубежных лингвистов.

Блок 2. История происхождения языка.(4 ч.)

Теории происхождения языка. Исторические изменения в фонетическом строе языка. Исторические изменения в лексическом строе языка. Исторические изменения в грамматике и синтаксисе языка.

Блок 3. Языки мира. (8 ч.)

Классификация языков мира. Языки живые и мертвые. Языки естественные и искусственные. Методы изучения родства языков. Языковые семьи. Родство языков. Славянские языки. Место русского языка в системе современных языков. Мировые языки и языки ООН.

Блок 4. Интересные вопросы лексикологии. (6 ч.)

Функции слов в русском языку. Полисемия. Переносные значения слов в текстах русских поэтов и писателей.  Эвфемизмы.  Фразеологизмы и свободные сочетания. Языковая вариативность.

Блок 5.  Фонетика. (7 ч.)

Фонетика. Акустика. Образование звуков. Звуки речи: гласные, согласные. Особенности русского ударения. Фонетические процессы: редукция. Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция. Орфоэпия. Фонетические чередования.

Блок 6. Сложные вопросы грамматики. (4 ч.)

Способы словообразования: аффиксация, сложение, повторение, сокращение. Грамматические  категории частей речи. Синтаксический параллелизм в стихотворениях русских поэтов. Синтаксические обороты. Синтаксическое единство.

Блок 7. Особенности письма. (4 ч.)

Графика. Алфавит. Развитие письма. Виды письма. Этапы развития начертательного письма. Итоговый урок.

 


Тематическое планирование.

 

№ в блоке

Тема урока

Количество

часов

Блок 1. История лингвистики.

2

1

1

Введение в языкознание. Основные понятия.

2

2

История развития лингвистики. Деятельность русских и зарубежных лингвистов.

Блок 2. История происхождения языка.

4

3

1

Теории происхождения языка.

4

2

Исторические изменения в фонетическом строе языка.

5

3

Исторические изменения в лексическом строе языка.

6

4

Исторические изменения в грамматике и синтаксисе языка.

Блок 3. Языки мира.

8

7

1

Классификация языков мира.

8

2

Языки живые и мертвые.

9

3

Языки естественные и искусственные.

10

4

Методы изучения родства языков.

11

5

Языковые семьи.

12

6

Родство языков. Славянские языки.

13

7

Место русского языка в системе современных языков.

14

8

Мировые языки и языки ООН.

Блок 4. Интересные вопросы лексикологии.

6

15

1

Функции слов в русском языку.

16

2

Полисемия.

17

3

Переносные значения слов в текстах русских поэтов и писателей.

18

4

Эвфемизмы.

19

5

Фразеологизмы и свободные сочетания.

20

6

Языковая вариативность.

Блок 5.  Фонетика.

7

21

1

Фонетика. Акустика. Образование звуков.

22

2

Звуки речи: гласные, согласные.

23

3

Особенности русского ударения.

24

4

Фонетические процессы: редукция.

25

5

Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция.

26

6

Орфоэпия.

27

7

Фонетические чередования.

Блок 6. Сложные вопросы грамматики.

4

28

1

Способы словообразования: аффиксация, сложение, повторение, сокращение.

29

2

Грамматические категории частей речи.

30

3

Синтаксический параллелизм в стихотворениях русских поэтов.

31

4

Синтаксические обороты. Синтаксическое единство.

Блок 7. Особенности письма.

4

32

1

Графика. Алфавит.

33

2

Развитие письма. Виды письма.

34

3

Этапы развития начертательного письма.

35

4

Итоговый урок.

Литература:

  1. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1970.
  2. Реформатский А.А. «Введение в языковедение». Аспект-Пресс, 1996 г.
  3. Сусов И.П. История языкознания. – Тверь, 1999.
  4. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. – М., 1975.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электив по русскому языку для учащихся 10-11 классов

Данный материа будет интересен  учителям, преподающим в старших классах...

Электив по русскому языку 10-11 классы

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по  русскому языку» составлен в  соответствии с   требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов  среднего (...

Риторика. Электив по русскому языку для учащихся 9 классов. Программа. Из опыта работы.

Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, не...

Электив по Русской лапте

Программа электива"Путешествие к истокам" "Руссая лапта"...

Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"

 В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся пр...

Электив по русскому языку в 10 классе

Элективный курс по русскому языку для учащихся 10 класса.Содержание курса....