Главные вкладки

    Как писать сжатое изложение
    презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

    Подготовка к ОГЭ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_konferentsiya_kak_pisat_szhatoe_izlozhenie.pptx135.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Как писать сжатое изложение

    Слайд 2

    Из чего складывается оценка ? Что проверяет эксперт?

    Слайд 3

    Содержание изложения ИК1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные микротемы 2 балла

    Слайд 4

    ИК1 Экзаменуемый передал основное содержание текста , но упустил или добавил одну микротему 1 балл

    Слайд 5

    ИК1 Экзаменуемый передал основное содержание текста , но упустил или добавил более одной микротемы 0 баллов

    Слайд 6

    ПЕРВЫЙ ЭТАП ( первое прочтение текста) Внимательно прослушайте текст

    Слайд 7

    Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может быть, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них – и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе. Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли не трудно. Труднее плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствие – наши добродетели». (По А. Лиханову .) 168 слов.

    Слайд 8

    1шаг Определите ТЕМУ текста (о чём текст ?) Способы (как сделать): по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора)

    Слайд 9

    Ключевое слово Сострадание

    Слайд 10

    2 шаг Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?)

    Слайд 11

    Основная мысль текста Сострадание- это особый талант

    Слайд 12

    3 шаг Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи , особенности построения текста.

    Слайд 13

    Способы (как сделать): в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам; в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу; в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу

    Слайд 14

    Способы (как это сделать ): по настроению, которое вызывает прочтение текста; по отношению автора к событиям, героям; по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции )

    Слайд 15

    Публицистический стиль Рассуждение (тезис, аргументы, вывод)

    Слайд 16

    4 шаг Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

    Слайд 17

    Микротема – часть одной общей темы

    Слайд 18

    Способы (как сделать ): по выделению главной мысли в абзаце; по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью; по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца

    Слайд 19

    1 микротема Сострадание-это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

    Слайд 20

    Как составить план 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

    Слайд 21

    АБЗАЦ Зачин Основная мысль Концовка

    Слайд 22

    ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста) Отметьте в каждом абзаце СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

    Слайд 23

    Способы (как сделать): существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить

    Слайд 24

    Сжатие исходного текста Из чего складывается оценка? Что проверяет эксперт?

    Слайд 25

    ИК2 Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3 балла

    Слайд 26

    ИК2 Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия, использовав их для сжатия двух микротем текста 2 балла

    Слайд 27

    ИК2 Экзаменуемый применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы 1 балл

    Слайд 28

    ИК2 Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста 0 баллов

    Слайд 29

    К приемам компрессии (сжатия) текста относятся: исключение замена обобщение(объединение , слияние )

    Слайд 30

    Приемы исключения: вводных слов, конструкций, обращений; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; рассуждений; описаний; слов, предложений, отдельных членов предложения (обособленные определения, обстоятельства), которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

    Слайд 31

    При исключении необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями; составить новый текст.

    Слайд 32

    Время меняет людей. Но кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя , может быть , даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. 53 слова

    Слайд 33

    1. Исключаем из текста вводное слово 2. Исключаем из текста отдельные слова, члены предложения ( обособленное определение, сравнение) 3 . Исключаем повтор 4 . П ропускаем рассуждения(предложения, содержащее второстепенные факты)

    Слайд 34

    Время меняет людей. Но кроме времени , есть еще одна категория, воздействующая на тебя , может быть , даже посильнее, чем время . Это образ жизни, отношение к ней , сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю , что сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком.

    Слайд 35

    Время меняет людей. Но есть категория посильнее его. Это образ жизни, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. 36 слов

    Слайд 36

    Приёмы замены: однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. части предложения синонимичным понятием или выражением

    Слайд 37

    Заменяем часть предложения синонимичным понятием или выражением

    Слайд 38

    Время меняет людей. Но есть категория посильнее его. Это образ жизни, сострадание к другим. Существует соображение , что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. 36 слов

    Слайд 39

    Время меняет людей. Но есть категория посильнее его. Это образ жизни, сострадание к другим. Считают, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком . 35 слов

    Слайд 40

    Обобщение (объединение, слияние) Образование сложного предложения путем слияния двух простых предложений, повествующих об одном и том же предмете речи

    Слайд 41

    Возможно сочетание приемов компрессии (сжатия) Сочетание исключения и обобщения ( объединения) Сочетание исключения и замены Сочетание замены, исключения и объединения

    Слайд 42

    Сочетание исключения и обобщения ( объединения, слияния) Время меняет людей. Но есть категория посильнее его . Это образ жизни, сострадание к другим . Считают, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком.

    Слайд 43

    Время меняет людей. Но посильнее его образ жизни, сострадание к другим. Сострадание – это особенный талант, и без него трудно оставаться человеком. 2 1 слово

    Слайд 44

    Что нельзя удалять из текста ? основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли

    Слайд 45

    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Из чего складывается оценка? Что проверяет эксперт?

    Слайд 46

    ИК3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; В работе нет нарушений абзацного членения 2 балла

    Слайд 47

    ИК3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, НО д опущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1балл

    Слайд 48

    ИК3 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО д опущено более одной логической ошибки, и/или имеются два случая нарушений абзацного членения текста 0 баллов

    Слайд 49

    Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений Объем изложения- не менее 70 слов Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его Перепишите изложение аккуратно, разборчивым почерком

    Слайд 50

    Желаю успеха! Акчебарова Л.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся писать сжатое изложение

    Открытый урок в 9 классе...

    презентация "Учимся писать сжатое изложение"

    Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

    УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

    Памятка для учащихся...

    Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

    Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....

    Памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение"

    Памятка содержит основные этапы, способы сжатия и главные условия в написании изложения....

    Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

    Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

    Как писать сжатое изложение (рекомендации)

    Рекомендации, как писать сжатое изложение и 7 текстов для сжатого изложения...