Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой диагностической работы по русскому языку в 6 классе
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой диагностической работы по русскому языку в 6 классе.  

Диагностическая работа проводится в конце учебного года (апрель – май) с целью определения уровня подготовки обучающихся 6 класса в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno-izmeritelnye_materialy_russkiy_yazyk_6_klass.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

для проведения диагностической работы по русскому языку

в 6 классе

Спецификация диагностической работы по русскому языку для учащихся 6-х классов

1. Назначение диагностической работы

     Диагностическая работа проводится в конце учебного года (апрель – май) с целью определения уровня подготовки обучающихся 6 класса в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

     Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

– Примерные программы основного общего образования. М.: Просвещение, 2010;

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122);

– Основная образовательная программа ГБОУ СОШ «Центр образования»  пос. Варламово.

3. Условия проведения и время выполнения работы

     Использование дополнительных материалов и оборудования не предусмотрено.

     На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

4. Структура диагностической работы

     В работу по русскому языку включено 10 заданий с выбором ответа (ВО), 5 заданий с кратким ответом (КО) и 1 задание с развернутым ответом (РО).

     В таблице 1 приведено распределение заданий по разделам курса русского языка.

Таблица 1

Распределение заданий по разделам курса русского языка в 6 классе

п/п

Разделы курса русского языка

Число заданий

1

Речевая деятельность

1

2

Текст

1

3

Функциональные разновидности языка

1

4

Общие сведения о языке

1

5

Фонетика и орфоэпия

1

6

Морфемика и словообразование

1

7

Лексикология и фразеология

1

8

Морфология

1

9

Синтаксис

3

10

Культура речи

1

11

Правописание: орфография и пунктуация

4

Итого:

16

     В таблице 2 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения, выносимым на проверку.

Таблица 2

Планируемые результаты обучения, выносимые на проверку

Код

ПРО

Планируемые результаты обучения (ПРО)

Ученик научится:

Число заданий

2.5.1

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на бытовые и учебные темы, рассказ о событии)

0,5

2.5.3

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию

0,5

3.3.1

• делить текст на смысловые части и составлять его план

1

4.1.1

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций)

1

5.5.1

• характеризовать основные разделы лингвистики, давать определение основным понятиям

1

6.2.3

• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава

1

8.2.1

• различать изученные способы словообразования, сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования

1

9.3.1,

9.4.1

• проводить лексический анализ слова, характеризуя принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая происхождение, сферу употребления

• опознавать фразеологические обороты по их признакам

1

10.3.2

• распознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные; степени сравнения; полные и краткие формы; приводить соответствующие примеры  

1

11.2.2

• определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

1

11.4.1

• опознавать (находить) грамматическую основу предложения; главные и второстепенные члены предложения

1

11.5.1,

11.4.20

• опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями

• понимать (осознавать) основные функции обращения; опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями

1

12.1

• владеть основными нормами русского литературного языка

1

13.1

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса)

3

13.3

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

1

Итого:

16

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

     Задания типа А (ВО) и типа В (КО) оцениваются в 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания С1 (РО) равен 6. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 21 балл.

    Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки:

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

21-19

18-15

14-11

10 и менее

     В Приложении приведён план итоговой работы по русскому языку для учащихся 6 класса.

 


Приложение

План диагностической работы по русскому языку для учащихся 6 класса

     Расшифровка кодов представлена в Кодификаторе планируемых результатов обучения (ПРО) по русскому языку.

Обозначение задания в работе

Код ПРО

Тип

задания

Макс.балл за задание

1

А1

3.3.1

ВО

1

2

А2

5.5.1

ВО

1

3

А3

6.2.3

ВО

1

4

А4

10.3.2

ВО

1

5

А5

11.5.1

ВО

1

6

А6

12.1

ВО

1

7

А7

13.1

ВО

1

8

А8

13.1

ВО

1

9

А9

13.1

ВО

1

10

А10

13.3

ВО

1

11

В1

4.1.1

КО

1

12

В2

8.2.1

КО

1

13

В3

9.3.1

КО

1

14

В4

11.2.2

КО

1

15

В5

11.4.1

КО

1

16

С1

2.5.1, 2.5.3

РО

6

ИТОГО:

ВО-10

КО-5

РО-1

21

балл за работу

Диагностическая работа для учащихся  6-х класса по русскому языку

Для заданий  А1-А10  обведите номер правильного ответа.

А1  В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.

Б) Теперь многие муравьи спаслись – побежали на песок, на сосновые иглы.

В) Я бросил в костер гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Г) Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.

(По А.И. Солженицыну)

1)

А, Г, Б, В

2)

В, Г, А, Б

3)

В, А, Г, Б

4)

Г, В, А, Б

А2  Ученик 6 класса отвечал на уроке русского языка по теме «Имя существительное». Найдите ошибочное утверждение в ответе ученика:

«Имя существительное – это

  1. самостоятельная часть речи
  2. часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
  3. часть речи, которая обозначает предмет
  4. часть речи, которая изменяется по родам, числам и падежам»

А3  Ольга заполняет таблицу словами. Укажите, какое слово (из перечисленных) подходит для записи в пустую ячейку таблицы.

Гласный звук в слове:

ударный

[ О ]

долгий

[ А ]

1)

средства

2)

диалог

3)

банты

4)

алфавит

А4  Ребята приводили примеры слов одного и того же лексико-грамматического разряда имен прилагательных (качественных, относительных или притяжательных). Учитель совершенно справедливо не согласился с некоторыми примерами. В каком ряду содержатся подобные неправильные примеры?

  1. светлый, вежливого, аккуратен, редкая
  2. сухим, деревянной, ананасовую, синего
  3. лисий, тётина, муравьиного, отцовыми  
  4. деревенское, московской, песчаным, стеклянные

А5  Укажите сложное предложение с тремя грамматическими основами.

1)

В одном сказочном городе жили коротышки, все называли их так, потому что они были очень маленькие.

2)

Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики.

3)

Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

4)

Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и несут по кусочкам домой.

А6  Укажите слово, форма родительного падежа множественного числа которого образована неправильно.

1)

помидоров

2)

носок

3)

чулок

4)

килограммов

А7  Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква И.

1)

пр…думать, пр…сесть, пр...красный

2)

пр…дорожный, пр…града, пр…клеить

3)

пр…сутствовать, пр…крыть (дверь), пр…лечь

4)

пр…вет, пр…мудрый, пр...бежать

А8  Укажите строчку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.

1)

со…ый, румя…ый, искре…ий

2)

гуси…ый, исти…ый, ветре…ый

3)

оловя…ый, песча…ый, сви…ой

4)

лошади…ый, нефтя…ой, си…ий

А9  В каком слове НЕ пишется слитно?

1)

ничуть (не) гордый

2)

(не) друг, а враг

3)

(не) вежественный

4)

(не) чувство

А10  Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания.

1)

«Слово – это поступок», - утверждал Лев Толстой.

2)

Философ Аристотель писал: «Хочешь узнать человека – заговори с ним».

3)

«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу» - сказала первая дочь.

4)

Учитель не раз говорил: «А.С. Пушкин – наш национальный гений».


Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания

 на основе прочитанного текста (предложения в тексте пронумерованы).

(1) Долго стою на опушке рядом с елью. (2) Трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. (3) Смотрю, как просыпается небо от ночного тумана.

(4) Солнце лениво ощупывает макушки берез, светится в сучьях лиственниц, что высоко стоят над лесом. (5) Паутина серебрится узорным пятном.

(6) Не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки волшебные паутинки садятся на лицо и прилипают к одежде. (7) Надо мне выбраться к березовой роще. (8) Там ловлю я птиц, смотрю, как живет лес, пишу свои заметки.

(9) На светло-голубом сентябрьском небе березы пленяют светлой и солнечной окраской вершин, белой корой стройных стволов. (10) Даже отсюда видно, как сухо и тепло в березовой роще, словно горит она спокойным желтым пламенем, жаль, что скоро под студеными ветрами сникнут, потухнут костры берез, угаснет игра тёплых тонов. (11) Ведь облетев, березы растворяются в лесу, будто говорят: «Вот, мы всё отдали».

                                                                                                     (По Н. Никонову)

В1  Определите стиль речи.

Ответ: ___________________________.

В2  В предложении 8 найдите слово, образованное суффиксальным способом, и запишите его в ответе.

Ответ: ___________________________.

В3  В одном из этимологических словарей Вы можете прочитать следующее: «Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch. И это не простое совпадение; все эти принадлежащие к разным языкам слова восходят к одному общему индоевропейскому корню «bhereg», означавшему "светлый"», «белый». Этот корень стал основой для рождения общеславянского слова «berza».

Выпишите из текста Н. Никонова слово, которое в русском языке является родственным для тех, о которых вы узнали из этимологического словаря.

Ответ: ___________________________.


В4 Определите, какие из приведенных словосочетаний не относятся к именным (с главным словом, представленным существительным, прилагательным и т.д.). В ответе укажите только цифры, под которыми они указаны.

1)

в березовой роще

2)

горит пламенем

3)

скоро сникнут

4)

костры берез

Ответ: ___________________________.

В5 Из предложения 8 выпишите второстепенный член предложения определение.

Ответ: ___________________________.

С1 Напишите о том, как Вы понимаете смысл высказывания: «Вот, мы всё отдали». При ответе опирайтесь на текст автора. Объем Вашего текста должен быть не менее 50 слов.


Система оценивания результатов выполнения диагностической работы

Каждое задание типа «А» или «В» оценивается в 1 балл. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом (С1) оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.

Ответы к варианту

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

4

3

2

1

2

3

4

3

3

В1

художественный

В2

заметки

В3

береза

В4

23

В5

свои

Критерии оценивании ответов на задание С1

Критерий

Градация критерия

Баллы

1

Соответствие созданного текста условиям, обозначенным в задании (комментарий высказывания; объем текста)

Текст соответствует условиям, обозначенным в задании

2

Текст частично соответствует условиям, обозначенным в задании

1

Текст не соответствует условиям, обозначенным в задании

0

2

Логичное построение текста

Логические ошибки отсутствуют

1

Имеются логические ошибки

0

3

Грамматическое и речевое оформление

Грамматические и речевые ошибки отсутствуют

1

Имеются грамматические и/или речевые ошибки

0

4

Орфографическая и пунктуационная грамотность

Орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют

2

Имеется 1 орфографическая и/или 1 пунктуационная ошибка

1

Имеются более 1 орфографической и/или более 1 пунктуационной ошибки

0

Максимальный балл:

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая диагностическая работа по русскому языку 6 класс

Использование диагностической работы возможно на уровне итогового контроля в конце учебного года...

Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по русскому языку 5 класс ФГОС

В данной публикации размещен текст итоговой диагностической работы по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Сама работа составлена в формате ЕГЭ и предполаг...

Методические рекомендации к итоговой диагностической работе по русскому языку 6 класс ФГОС

В даной публикации размещены методические рекомендации и целесообразность данного вида итоговой аттестации. В работе присутствуют задания с выбором варианта, с кратким и развернутым ответом...

Итоговая диагностическая работа по русскому языку 7 класс

Проверка усвоения учебного материала  за курс 7 класс. Подготовка к ОГЭ....

итоговая диагностическая работа по русскому языку 8 класс

для подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Итоговая диагностическая работа по русскому языку (8 класс)

Итоговая диагностическая работа по русскому языку (8 класс)...

Итоговая диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 класс

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа состоит из двух вариантов, в кааждом 19 заданий....