Современный урок русского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку на тему

Практико- значимый проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Воскресенского муниципального района

Муниципальное учреждение

дополнительного профессионального образования

 «Воскресенский научно-методический центр»

Дополнительная профессиональная образовательная  программа

повышения квалификации педагогических работников

«Системно - деятельностный подход – основа реализации

федеральных государственных стандартов

 основного общего образования»»

Итоговый проект

«Современный урок русского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС основного общего образования»         ___________________________________________

(кафедральный вариативный модуль)

72 час

                                                                 Выполнил:    Слушатель    Журавлева Людмила         Анатольевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Должность:       учитель русского языка и     литературы

                                                                        Место работы        МОУ «СОШ  № 99»

                                                               Воскресенск

                                                                     2015

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Введение                                                                                1- 5 стр.

2.Основная часть.                                                                      6-20 стр.

2.1.Современный урок  русского  языка  в условиях

введения ФГОС .

2.2.Реализация компетенстного подхода  в концепции

 модернизации современного образования:

- групповая форма работы, благотворно влияющая на

становление личности ребенка, достоинства этой работы.

- урок - мастерская ( сочетание парной, индивидуальной

работы, работа с текстом);

- оптимальное место в современном уроке занимают игровые

формы работы и интеллектуальные игры;

- метод проектов с использованием ИКТ;

- личностно - развивающие технологии, которые

 меняют позицию не только школьника, но и самого учителя.

2.3.Современный урок русского языка – проблемно –

диалогический урок, особенности проведения этого урока.

2.4. Организация современного урока русского языка в форме исследовательской работы.

2.5.Совершенствование учителем своего профессионального мастерства.

3. Заключение.                                                                      21- 22 стр.

4. Список использованной литературы.                             23 стр.

                               Единственный путь , ведущий к знаниям                                     - это деятельность".

Бернард  Шоу

Введение.

         В жизни современного общества происходят серьезные изменения, которые влияют и на школьное образование. В современной школе существует множество проблем, но самая острая из них - понижение учебной мотивации школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам.                           Одна из задач современного преподавателя - работать на занятии так и организовать процесс обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учебе, в том числе к урокам русского языка. При изучении русского языка в школе ФГОС выдвигает как одно из современных требований " - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования".   Мудрые слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…»  Как актуальны  они  для нас, ежедневно  выступающих  перед учениками:  ведь знания  наиболее ярко проявляются в языке и исследуются через язык.   И как важно донести    их значимость  до наших школьников, вступающих во взрослую жизнь. Какие они,  современные школьники? Яркие, раскованные, информированные. Но приходится  встречаться  и с другими учениками:  они  пассивны на уроках, им не под силу конструктивный диалог;  как член   комиссии по проверке результатов ОГЭ в 9-х классах я  вижу  неумение школьника логично оформить своё высказывание, аргументировать свою позицию, а ещё наши дети  постепенно отказываются от личного общения, живого,  так важного и нужного  в подростковом возрасте.  Восклицания же  моих коллег   о том, что дети сегодня «неговорящие," подчёркивают  метапредметность  этой проблемы.

    Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.                

        Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

     Практическая значимость проекта: совершенствование качества образовательного процесса и успешности обучающихся через использование системно- деятельностного подхода в обучении русскому языку.

     Цель проекта: показать отличие современного урока  русского языка в формате требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от традиционного; реализация системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку.

      Ожидаемые результаты внедрения проекта: учащиеся научатся определять главную функцию языка как средства общения; повышение интереса учащихся к изучению русского языка, повышение качества знаний,  умение ориентироваться в большом потоке информации, знания, умения, навыки, приобретенные детьми, должны использоваться ими в различных сферах человеческой деятельности; выйдя из школы, выпускник должен саморазвиваться и самосовершенствоваться.

   

Основная часть.                               

     В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Чему учить? 
Обновление содержания

Ради чего учить? 
Ценности образования

Как учить? 
Обновление средств обучения

           

   

     Основная идея  Стандарта  состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

          Современный урок русского языка  в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

               В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.

            Опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.

         Очень важно использовать на уроках русского языка межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат). Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения в группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.

        Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно - воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции:

             1.  Контролирует ход работы в группе.

              2. Отвечает на вопросы.

             3. Регулирует споры, порядок работы.

              4. В крайнем  случае  оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.

Как я подбираю группы? Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость, зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало. Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии, антипатии, готовность к сотрудничеству).

           Выбор консультанта:  довольно распространённое мнение, что с этой ролью хорошо справляются хорошисты и отличники.  
     Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы ученики умели слышать друг друга, делать выводы, прийти к общему решению. Хорошо, если ученики придерживаются определённых правил, которые мы повторяем перед таким занятием:
      - уметь слушать каждого члена группы;
      - высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными;
      - не приписывать себе успех;
      - не ссылаться на «объективные» обстоятельства.

Мы выделяем следующие элементы работы группы:

1.    Подготовка к выполнению группового задания:
а/постановка задачи;
б/инструктаж о последовательности работы;
в/раздача дидактического материала по группам.

2.    Групповая работа:
а/знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б/распределение заданий внутри группы;
в/индивидуальное выполнение задания;
г/обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д/подведение итогов группового задания.

3.    Заключительная часть:
а/сообщение о результатах работы в каждой группе;
б/анализ познавательной задачи, рефлексия;
в/общий вывод о работе групп  и достижениях при выполнении поставленной задачи.

  Какие виды работ можно решать в группах? Многие. Главное - определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки ,полностью идущие в группе, а иногда  за целый урок можно  ни разу не сказать: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».  

            На   уроке  ввожу элементы групповой работы. Например, при изучении темы «Обособленные определения, выраженные причастными  оборотами», раздаю  каждой группе карточки, на которых они должны отметить определения, которые обособляются и которые не обособляются;  в 5 классе хорошо провести игру «Кто больше и быстрее»- подобрать синонимы к слову БЕЖАТЬ, а затем  назвать однокоренные слова к  этому слову; вспомнить фразеологизмы и заменить их одним словом( кричать во всю Ивановскую – громко; мчаться во весь дух – быстро), а  игра «Вежливые слова», «В библиотеке», «В спортивном зале»  предполагает составление  диалога.
        Хорошо в конце урока включать игровые моменты по группам: «Орфографическое лото»,  «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Подбери  пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д.   Например, при  изучении темы «Словообразование»  каждая группа получает  карточки со словами  «пол»,  «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д.    Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее ( «пол»  «оса»,   «яр»  «марка» ).    Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое.   (  «боб» + «уста» = суббота,    «ива» + «карп» = крапива).

       Нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Обычно провожу ее во время комплексного повторения. Например, повторяем тему: «Ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталось такое задание:  ь в существительных,  второй группе – ь в глаголах,  третьей группе – ь в наречиях и т.д.  Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время больше привести примеров. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.                                                             Благодатный материал для групповых игр дают такие разделы как «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды.  

Ученики дома готовят вопросы для другой группы и задают их на уроке. Если ответа нет, то отвечает та группа, которая задала вопрос. Также детям предлагаются и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7 классе преобладает сочинение-описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «Описание спортивных действий»), ( тема "Времена года) учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания.

     На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам и работу по контролирующим программам разной степени трудности. Предварительно прорабатываю эти программы с консультантами, т.к. именно они будут осуществлять  контроль за знаниями учащихся на уроке.

  В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа представляла свою служебную часть речи, а одна приводила примеры на повторение правила.

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть (не)скудеющая сила,

Есть и (не)тленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет (не)земных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

частица                         союз                        предлог                                                      Школьники любят  викторины по русскому языку. Класс делится на две команды. Им задаются самые различные вопросы по пройденным темам, определяется время на обсуждение, учащиеся отвечают.

      2.       Команды заранее готовят вопросы для другой команды. Здесь очень важно умение слушать товарищей, обсуждать варианты ответов, прийти к единому мнению.

     3.       Брейн - ринг. Класс делится на группы. По типу игры «Что? Где? Когда?». Если группа не отвечает на вопрос, её место занимает другая команда.

    Хочу отметить видимые  достоинства групповой учебной работы:      1.Ответственость каждого члена группы перед своим коллективом за учёбу, за труд.

       2.   Чувство локтя, навыки настоящей трудовой дисциплины.

       3.      Интенсивность и продуктивность совместной деятельности.

      4.        Достижение высокого уровня усвоения содержания.

       5.       Обмен способами действия.

       6.        Взаимопонимание.

Конечно, при организации такого рода занятий возникают определённые трудности  организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.

    Кроме групповой работы, хочется отметить уроки – мастерские, на которых дети с удовольствием занимаются. Здесь сочетается и парная, и индивидуальная работа. Например , урок – мастерская в 6 классе.

     1. Дуниловский  хлеб  не  знает  себе  равных – до  чего  же  он  хорош!  Ноздреватый,  душистый,  чуть  тронешь – дышать  начинает, «одет  он  в  румяную  хрустящую  корочку.  

- Душой  мы  печем  свой  хлебушек, - говорит  старейшая  работница  пекарни  Мария  Ивановна  Звонарева.

 Дуниловский -  от  названия  поселка  Дунилово  Ивановской  области.

2.Запишите  все  ассоциации,  связанные  со  словом  МАСТЕР.( Золотые  руки», умелец,  мастерство,  увлечение,  творить,  созидать,  создавать,  человек,  чудеса,  волшебник    др.)

3.Подберите  и  запишите  синонимы  к  слову  МАСТЕР  ( ХУДОЖНИК,  ИСКУСНИК,  АРТИСТ,  УМЕЛЕЦ,  ВИРТУОЗ,  СПЕЦИАЛИСТ,  МАСТАК,  МАГ,  ВОЛШЕБНИК).

4.Парная  работа. Подберите  и  запишите  пословицы  и  поговорки  на  заданную  тему.  ( Дело  мастера  боится.  В руках  умелого  дело  спорится.  Первый  блин  комом.  Глаза  страшатся,  а  руки  делают.  Сделал  дело -  гуляй  смело.)

- Пословицы зачитываются  вслух,  а  ребята пополняют  свои  записи.

 5.Работа  с  текстом.

- Прочитайте  текст. Найдите  ключевую  фразу  («Душой  мы  печем  свой  хлебушек»).

  -Как  вы  понимаете  эту  фразу. (Человек  работает  с  душой.)

   6. Напишите  сочинение – миниатюру  «Дело  мастера  боится»

   7.  Работы  зачитываются  вслух  учеником  от  каждой  группы. Интересно то, что с этим заданием справляются даже самые слабые дети.

   Оптимальное место в современном уроке занимают и различные игровые формы работы и интеллектуальные игры.

«Четвертое лишнее» Пример: ключик, замочек, гномик. Третье лишнее: гномик, потому что ключик и замочек друг без друга не могут, потому что гномик – сущ., одушевленное и т.д.

Орфографическая эстафета. Группе привести примеры слов с указанной орфограммой. Кто быстрее и больше?

Анаграммы. Росинка-соринка, пальто-лапоть, коршун-шнурок и т.д.

Словообразовательные шарады: составь слово: корень из слова сказка, суффикс из слова извозчик, приставка из слова расход. 

Составь слова из букв  за 1 минуту  -  из слова  СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

        Кроме групповой работы, самой  популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

     Особую роль играют личностно-развивающие технологии. К личностно-  развивающим, субъект-субъектным технологиям, относятся проблемное, развивающее, интерактивное обучение, основанные на полилоговых формах взаимодействия участников учебной деятельности, сочетающие варианты индивидуальной и групповой работы, призванные одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные задачи.

     Основу личностно развивающих педагогических технологий составляют изменение самого хода образовательного процесса (т.е. условия деятельности) и, как закономерный результат, — активизация позиции учащегося. Поэтому внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.

        Важно развивать творческое, креативное, критическое  мышление учащихся. Иногда у учителей вызывает беспокойство тот факт, что творчество в обучении «уменьшает формальные знания», на изучение которых остается мало времени.

          В моей работе наиболее эффективным оказывается путь частичного включения отдельных элементов эвристического познания в традиционный образовательный процесс. Тогда технология продуктивного обучения применяется при изучении только главных объектов и проблем, остальные темы в целях экономии времени изучаются традиционно.

      Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, необходимо сопровождать его позитивную самореализацию. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие наклонности, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.

       Исходя  из  вышесказанного  отметим, что каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной группы навыков  обучающихся.

    Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это, конечно, проблемно – диалогический урок. Рассмотрим более подробно особенности проведения проблемно-диалогического урока. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, возможна импровизация.  Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:  во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. Например:  О  и  Е в суффиксах имен прилагательных . Тема учителем не объявляется. Слова распределены в 2 столбика.

1.кумачовый                            2.  ландышевый

   парчовый                                   ситцевый

   свинцовый                                  замшевый

- Ребята, расставьте ударение и выделите графически суффиксы в словах.

- Сформулируйте правило и назовите тему урока. Затем школьники обращаются к учебнику и сверяют с ним свои выводы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Например: следует повторить правописание НЕ с глаголами перед изучением темы «Написание НЕ с деепричастиями» т.к. деепричастие включает в себя свойства глагола и наречия.

 А вот еще один пример: на доске записаны слова в 2 столбика:

забирать                 заберу            -Выделите  графически корни в словах,

умирать                  умереть          -выделите  графически суффиксы.

вытираю                  вытер                                                                            

расстилаю              расстелю

 Сформулируйте правило: когда в корне   пишется И, а когда Е?                                                                                Сформулируйте     тему урока.

 Урок русского языка  может быть организован в форме исследовательской работы.  Например, урок – исследование «Формирование грамматических навыков». Урок реализует междисциплинарные учебные программы — «Формирование универсальных учебных действий», «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Вот фрагмент урока по стихотворению  И.С.Тургенева  «Русский  язык»

Цели:  показать  учащимся  связь  культуры  и  языка;

            - осознать,  что  уважительное  отношение  к  родному  языку --  основа  русской        национальной  культуры;

           -  соотнести  свое  представление   об  уникальности  родного  языка  с  мнением  мастеров  слов,

1. Дети  получают  карточки  с  текстом:

                                       Русский   язык

         Во  дни  сомнений,  во  дни  тягостных  раздумий  о  судьбах  моей  родины, -  ты  один  мне  поддержка  и  опора,  о  великий,  могучий,  правдивый  и  свободный  русский  язык!

Не  будь  тебя  -  как  не  впасть  в  отчаяние  при  виде  всего,  что  совершается  дома. Но  нельзя  верить,  чтобы  такой  язык  не  был  дан  великому  народу!

2.  Какова  основная  идея  текста?

3. На  экране  слова  К.Д.Бальмонта  о  том,  что  Тургенев  «  спел  такой  гимн  русскому  языку,  что  он  будет  жить  до  тех  пор,  пока  будет  жить  русский  язык,  значит  всегда.»

4. Согласны  ли  вы,  что  это  стихотворение  можно  считать  гимном  русскому  языку?

5. К  какому  разряду  лирики  можно  отнести  этот  текст?  (  Любовная, пейзаж,  философ,  гражд).

6.  Как  следовало  бы  читать  данный  текст?

7.  Каким  автор  изображает  русский  язык.?

8.  Каково  отношение  автора  (  лирического  героя)  к  изображаемому?

9. Какие  средства  выразительности  использует  автор  и  какова  функция  этих  средств?

10.  Анализ  авторской  пунктуации.

11.  Обратим  внимание  на  роль  последнего  предложения  в  этом  тексте.

Составляем  логическую  схему:

-Автор  наблюдает  то, …( что  происходит  на  его  родине).

- Автор  размышляет  о …( дальнейшей  судьбе  Отечества.)

-  Эти  размышления …( тяжки,  сопровождаются  сомнениями).

-Автор  готов  впасть  в  отчаяние,

-  Но  поддержкой  и  опорой  ему  служит  русский  язык.

- Русский  язык -  великий,  могучий,  правдивый  и  свободный

-Народ,  который  создал  такой  язык,  обладает  истинным  величием,  и  его  ждет  великое  будущее.

После чего детям предлагается работа в группах:  составить СИНКВЕЙН.

язык

богатый, могучий, прекрасный

поддерживает, вдохновляет, окрыляет

Русский язык будет жить вечно.

народ

12.  Что  нового  вы  увидели  в  этом  стихотворении  и  как  изменилось  ваше  восприятие  данного  текста?

Получаются небольшие сочинения - миниатюры, которые дети с удовольствием пишут за короткое время.

     Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

       Личностные, метапредметные и предметные результаты урока достигаются посредством предъявления учащимся учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования и развития логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации, на формирование и оценку умений и навыков сотрудничества, коммуникации. Учащиеся получат возможность развития способности к пониманию и созданию культурных текстов, способности к взаимодействию с другими людьми. Все перечисленные навыки являются обязательными в условиях введения ФГОС .          

     Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Заключение.

    Использование инновационных технологий на уроке  русского языка помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение главного в материале и его систематизация. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, школьные занятия - необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Если учащегося научить творить, то ему, несомненно, будет интереснее учиться, возрастет эффективность педагогического труда, школьные занятия станут важной частью творческой жизни учащегося.

 Анализ моей работы  позволяет сделать следующие выводы:

  1. Применение технологий  способствует повышению интереса обучающихся к изучению русского языка .

 2.Заинтересованный ученик - всегда мой союзник.

3. Можно заметить рост в области компетентного способа общения и значительное снижение агрессивного.

4.Мои ученики - участники дистанционных конкурсов, предметных олимпиад, победители и призеры конкурсных сочинений муниципального уровня, победители программной игры "Изучаем русский язык", призеры олимпиад по русскому языку и литературе ,Всероссийского конкурса "Грамотей- марафон 2013", Международного конкурса "Русский медвежонок"- языкознание для всех ( ежегодно),

     Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке .

Самые важные для меня личностные результаты не поддаются измерению, но именно они показывают, насколько эффективен педагогический поиск. Когда увлечённые работой ученики не замечают, что звенит звонок с урока и не спешат покинуть класс – это тоже результат, значит, он  правильный .

                 

                   

                Список  использованной литературы.

        1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской   Федерации» от  29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Приоритетный национальный проект «Образование».Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 2 .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от  17 декабря 2010 г. № 1897.

 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2012 г. № 413.

 4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2012 г. № 413.

 5.. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии.

  6. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

   7.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

8. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008.

9. М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса  учебным     предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.:      Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

10. Дидактические требования к современному уроку. . http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме "Виды сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)" рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Тема: Синонимы.Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.Задачи:  - обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилев...

Современный урок русского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС

Практико- значимый проект. Современный урок русского языка в рамках ФГОС...

Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Формировать   интерес к русскому языку. Развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить...

Урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО

Тема: «Диалог».Тип урока: урок открытия новых знаний.Форма урока: традиционный с элементами творческой мастерской.Цель урока: дать понятие о диалоге,  правилах его оформления на письм...

Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....