Урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власевская Наталья Викторовна

Тема: «Диалог».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: традиционный с элементами творческой мастерской.

Цель урока: дать понятие о диалоге,  правилах его оформления на письме и отработать диалогические умения в определённых речевых ситуациях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС ООО.

Учитель: Власевская Наталья Викторовна

МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный».

Тема: «Диалог».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: традиционный с элементами творческой мастерской.

Цель урока: дать понятие о диалоге,  правилах его оформления на письме и отработать диалогические умения в определённых речевых ситуациях.  

Планируемые результаты.

Предметные:

- отрабатывать некоторые известные обучающимся орфографические и пунктуационные навыки письма;

- формировать умение правильно строить диалог;

- научиться правильно использовать знаки препинания при оформлении диалога.

- научиться различать предложения с прямой речью и диалогической речью.

Метапредметные:

- расширять словарный запас обучающихся;

- развивать творческие и мыслительные способности обучающихся;

- отработка навыков выразительной коммуникации в процессе диалогической речи.

Воспитательные:

- формирование эстетического чувства и наслаждения;

- отработка умений работать в паре для достижения общей цели;

- прививать культуру общения и навыки речевого этикета;

 Оборудование: учебник, проектор, реквизиты кукольного театра.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель его – помочь пятиклассникам эмоционально настроиться  на  

учебную деятельность. Этому способствует слово учителя.

  • Сегодня у нас, ребята, не совсем обычный урок: мы совершим путешествие в Страну сказочных героев и вместе с ними поселимся в Сказочном лесу, но не где-нибудь под кустом (хотя в сказках это тоже не возбраняется), а в самом настоящем Теремке. Вот он перед вами.

[Демонстрируется заранее изготовленный Теремок].

  1. Проверка домашнего задания.
  • К сегодняшнему уроку я просила вас написать письмо сказочному герою по всем правилам, предъявляемым к эпистолярному жанру.

А что означает слово «эпистола»?

Словарная работа.

Эпистола, - ы, ж. [лат. epistola] -  письмо, послание.

Эпистолярный, -ая, ое – свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем].

Давайте послушаем несколько работ.

1.  Письмо в сказку.

Дорогой Колобок!

Мне нравится твоя сказка. Особенно то, как тебя катали по сусекам. Тебя

так долго делали!

Мне понравилось, как ты убежал от дедушки и бабушки. Понравилась

твоя песенка: «Я от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл, и от волка ушёл, и от

медведя ушёл, и от зайца ушёл, и от тебя, лиса, уйду!»

        А она тебя обманула. Подманила к носу и съела.

        Пришли, Колобок, мне теста, я тебя снова слеплю.

Твой друг Иван Гайдуков.

     2.   Письмо в сказку.

Здравствуй, тигрёнок Бим!

Я очень люблю всех сказочных героев, но ты мне нравишься больше всех, потому что ты смелый и добрый. Я бы очень хотела участвовать с тобой в твоих приключениях, но ты сказочный герой, а я не могу пройти в сказку!

Желаю тебе оставаться таким же смелым и добрым.

До свидания.                                        Карина Скрыпник.

  • Спасибо, ребята, за ваши замечательные письма. Думаю, вашим

адресатам они понравятся.

        Все остальные написанные вами письма мы, несомненно, отошлём по нужным адресам. А сейчас давайте поможем героям сказки Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все»: Винни-Пуху, Пятачку, Кролику, Сове и ослику Иа-Иа – прочесть записку Кристофера Робина.

Текст послания перед вами. (на проекторе)

  1. Актуализация опорных знаний.

УШОЛ

ЩАСВИРНУС

ЗАНИТ

          СЩАСВИРНУС                           К.Р.

                                

  1. – Давайте исправим ошибки и придадим записке надлежащий вид.

          [Я ушёл. Сейчас вернусь. К.Р.]

  1. -  Мы помним, что Кристофер Робин еще только «обалдевает» знаниями (как говорил ослик Иа-Иа). Но мы с вами ученики «со стажем», поэтому вот вам еще одно задание.

 Нужно вставить пропущенные  орфограммы в куплет одной из песенок Винни и объяснить их.

З…гадоч(?)ный шум.

Опять ничего (не) могу я п…нять,

 …пилки м…и в бе…п…ря…ке.

Везде и п..всюду, опять и опять

Меня …окружают з…га…ки.

(Взаимопроверка)

  1. Работа по теме урока.

         [Раздается стук].

- Ой, кто это стучится в дверь нашего Теремка?

[ Из – за Теремка появляются   куклы. Это Лиса и Волк. Куклы надеваются на руки заранее подготовленными учениками – старшеклассникам, которые далее играют роль героев].

Волк.

Лисавета, здравствуй!

Лиса.

Как дела, зубастый?

Волк.

Ничего идут дела,

Голова еще цела.

А хочу я, Лисавета,

У тебя просить совета.

Видишь в поле теремок?

Лиса.

Теремок?

Волк.

Он не низок, не высок.

Лиса.

Не высок?

Волк.

Мышь – норушка

Там зерно толчёт,

А лягушка пироги печёт,

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

До чего хорош петух,-

Ощипать бы только пух.

Лиса.

Ах, мой серый, мой хвостатенький,

Как хочу я петушатинки!

Волк.

Да и мне поесть охота,-

Только заперты ворота…

Да еще весь 5-ый Б

Там уселся на трубе.

Лиса.

Что ж ты сразу не сказал,

Что здесь народу целый зал?

Лучше в лес я убегу

и оттуда ни гу-гу.

V. Постановка проблемы.

  1. – Что мы услышали в этом отрывке из сказки С.Я. Маршака «Теремок»? [Конец отрывка учитель позволил себе изменить]

- Правильно, мы услышали разговор. Сколько героев ведут разговор?

- Сколько диалогов в этом разговоре?

- Ребята, а почему мы не дали однозначного ответа?

- Оказывается, ребята, разговор двух или нескольких лиц имеет своё название и определенным образом оформляется на письме. Чтобы это узнать, давайте обратимся к учебнику.

  1. Ознакомление с теоретическим материалом по учебнику. (§ 49)
  2. Словарная работа.

Диалог, а, м. [гр. dialogos] – разговор между двумя или несколькими лицами.

  1. – Таким образом, диалог-это разновидность прямой речи. В чём же их отличие?

 [ Обучающиеся самостоятельно делают вывод]

- Следовательно, какова тема нашего урока?  (Диалог).

- Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать в этой теме?

- Что нам надо научиться делать, когда мы говорим о диалоге?

(Предполагаемые ответы детей: правильно строить предложения в разговоре, определять знаки препинания, не кричать, слушать друг друга  и т.д.).

Таким образом, основная цель нашего урока: дать правильное определение диалога, разобраться в пунктуации и научиться вежливо и культурно вести диалог.

  1. – Запишем такой диалог на доске и в тетрадях.

- А, старая знакомая, здравствуй! – ласково проговорила Лиса.

-Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать, - ответила Серая Шейка.

[ Обращаем внимание на то, из какого произведения какого автора этот диалог  и  кто автор произведения. (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»); на пунктуацию при диалоге,  при обращении и при слове «пожалуйста», на слова из «словаря» вежливого человека]

  VI. Здоровьесберегающий момент.

- А сейчас сделаем маленький перерыв и познакомим наших сказочных героев с точечной гимнастикой для глаз по китайской методике.

[ Во время упражнений, которых всего 4, счет идет последовательно на трех языках: русском, английском и китайском.

Лиса и Волк выполняют  упражнения].

VII. Закрепление изученного материала (+ развитие речи).

  1. Составление в парах диалогов от лица героев сказок, то есть с элементом перевоплощения. (заслушиваем 2-3 диалога.)

2. Оцениваем себя по листу самооценки. Критерии:

- правильность построения фраз;

- правильно использование знаков препинания при оформлении диалога.

- степень эмоционального сопровождения высказываний.

VIII. Рефлексия:

- содержательная

  1. Чей диалог вам понравился больше?
  2. Что важно запомнить при оформлении диалога?

- деятельностная

Обучающиеся продолжают фразу: «На уроке я понял,  как….  Разобрался в….. Научился…..».

IX. Домашнее задание на выбор: 

  1. § 49.  Выписать диалог сказочных героев из любой сказки.
  2. Составить диалог (В библиотеке, в театре, в музее).

X. Обобщение по уроку. Оценки.

  1. В качестве обобщения звучит стихотворение, написанное к этому уроку учителем.

Вот подошел к концу урок.

Мы подведем ему итог.

Узнаем мы, что диалог

Есть дело не простое.

Ведут его между собой,

Как минимум, здесь двое.

При оформлении на письме

Есть правило такое:

Тире поставить мы должны

Пред репликой героя.

И как при речи при прямой

Мы соблюдём все знаки,

И лишь кавычки не нужны

Для этой нам задачи.

  1. Появляются Лиса и Волк, которые раздают оценки обучающимся за урок, согласовав  их с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье автор излагает основные формы и методы деятельности на уроках истории и обществознания  над формированием у  обучающихся УУД, основываясь на свой опыт работы....

Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Доклад "Повышение эффективности урока через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит г...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

    Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....