Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование навыка грамотного письма с использованием игровых приемов; формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникаций в различных ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта

«Игровые технологии как средство формирования познавательных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи»

Введение

За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе.

Функции игровой деятельности значительно расширились:

-в обучении,

- социализации,

-развивающей деятельности,

 -творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развития речи.

Актуальность

Стандарт устанавливает требования, согласно которым создается единое образовательное пространство, направленное на решение проблемы, как учить ребенка.

Тенденцией современного образования является внедрение личностно-деятельностного подхода в обучении, направленного на формирование базовых учебных действий с позиций ребенка. Основной принцип таков: активность, самостоятельность обучения; научиться познавать, активно, систематически работать и применять свои силы в какой-то отрасли.

Коммуникативный аспект, личностная адресованность образования должны обеспечить творческую деятельность. Для улучшения качества образования создаются адаптированные образовательные программы.

В соответствии с ФГОС  определены образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью:

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

- использование позитивных средств стимуляции деятельности;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;

- развитие личности обучающегося с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

- личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;

- рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Программа ориентирована на достижение личных и предметных результатов:

- программа формирования базовых учебных действий;

- стандарт определяет дифференцированные требования к личным и предметным результатам.

Совокупность личных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Требования к личным результатам освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающихся и ценностные установки.

Предметные результаты освоения АООП характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Требования к освоению русского языка в коррекционных школах включают следующее:

  1. формирование интереса к изучению русского языка;
  2. коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
  3. овладение основами грамотного письма;
  4. использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Трудности, которые возникают при достижении стандарта:

          Известна умственная пассивность, быстрая утомляемость и отвлекаемость обучающихся на уроке. У умственно отсталых выявляются затруднения в восприятии, понимании, усвоении языковых правил и норм русского языка. Они не могут соотнести правило с образцом рассуждения, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Дети страшатся многих грамматических категорий, необходимых для формирования навыков грамотного письма, возникает психологическая интерференция: наложение одного опознавательного признака на другой при освоении орфографии. В результате расторможенные дети чрезвычайно быстро отвлекаются и дезорганизуют других.

          У нас обучаются дети с нарушением интеллекта, часто осложненным недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов, все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Наибольшие трудности возникают в связи с работой по развитию связной письменной речи. У умственно отсталых детей чрезвычайно упрощенное изложение материала, бедность словаря, ошибки в построении предложений, нарушение логики, последовательности в изложении своих мыслей, большое количество грамматико-орфографических и лексико-стилистических ошибок.

          Возникает проблема, как организовать работу по формированию базовых учебных действий, по развитию речи; как активизировать процесс внимания на уроке для успешного овладения требованиями стандарта: какие педагогические технологии дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы возможно использовать, для того чтобы обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе с умственно отсталыми обучающимися.

          Для достижения учебных целей используются разнообразные методы и технологии. Умственно отсталые с трудом осваивают материал. Для повышения мотивации актуально использовать игровую технологию. Она поможет при достижении конкретного результата обучить навыкам планирования, стимулирует умственную деятельность. Играя, ребенок учится активно выступать, действовать в игре. Ему доставляет удовольствие проводить время на уроке в развлекательной форме, что снижает стресс и приносит пользу в обучении.

Игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Сущность игрового обучения: повышает познавательную активность; самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск, обработку, усвоение учебной информации; привносит творческий интерес, занимательность.

Значение игровой деятельности:

В процессе игровой деятельности происходит:

- формирование и развитие личности;

- подготовка человека к жизни.

Целями игрового обучения школьников являются:

- развитие мышления;

- повышение мотивации изучения предмета;

- обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений;

- способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Этапы реализации проекта:

№ п\п

Этап

Задачи

Деятельность

Результат

1

Аналитический

Проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта; опыт коллег

-Анализ нормативно-правовой документации (ФГОС, АОПП и т.д.), публикаций, программ;

- анализ психолого-педагогической литературы;

- анализ опыта коллег

- Аналитическая справка

- Элемент портфолио

- Доклад на методобъединении, педсовете

2

Диагностический

- Отобрать диагностический инструментарий для образовательной среды;

- Выявить особенности при освоении материала;

- Проанализировать полученные результаты;

- Оценка образовательной среды, направленной на формирование данной компетенции

- Диагностические процедуры:

- Проанализировать программу, учебный план;

-Оценить имеющийся дидактический материал

- Аналитический отчет (оценка) образовательной среды

Аналитическая справка (оценить частоту использования игровых технологий в образовательном процессе);

-Список используемой литературы;

- Картотека игровых приемов, используемых в образовательном процессе

3

Моделирование

- Отобрать технологии, методы, приемы

- Адаптировать

- Систематизировать

- Включить игровую технологию в образовательный процесс и определить ее продуктивность

Дидактический материал

Включить игровую технологию в урок

4

Апробирующий

- Применить игровую технологию  в образовательном процессе;

- Оценить эффективность игровых технологий на уроке

Включить игровые приемы в урок

Освоение технологии:

- разработка программы, картотеки игр,

- презентация на м\о;

- тематический план с играми;

Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта на уроках письма и развития речи с использованием игровых приемов

 «Кто самый внимательный?»

Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.

 «Шепни на ушко»

 На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово вручают игровые жетоны.

«Бегущая лента».

Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

Данные игры способствуют не только формированию навыков правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию умения прогнозировать слова.

  Заключение

Одной из актуальных проблем современной педагогики, характерной для всего мира, является проблема трудностей в обучении, и в частности – обучения русскому языку.

          Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков русского языка у обучающихся с недостатками интеллекта

Специфика работы в СКОУ VIII вида постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы и с этой точки зрения, можно предположить, что игровые технологии является одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых обучающихся.

Источники:

1) Садовникова И.Н.  Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.

2) Федеральный Государственный образовательный Стандарт специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.

Методический семинар.  Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья.  В содержании статьи представлены способы и приемы работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни....

Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"

В методические рекомендациях  "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся" представлены задания для диагностики уровня сформированность позн...

Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"

В материале представлены диагностические материалы для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  легкой степенью умственной отсталости (5-6  клас...

Квест технология, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные компетенции.Ра...

Методические рекомендации "Мониторинг развития познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся"

В материале представлены диагностические материалы для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  легкой степенью умственной отсталости (7 - 8  кл...