Учебный материал для 5-6 классов
тренажёр по русскому языку (5 класс) на тему

Шантырь Мария Ивановна

Материалы, предназначенные для пересдачи тем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Упражнение 6. Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия. Выделить окончания.

1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать)___________________ к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма. 2. Бледная и (скучать) _______________гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть)____________ к нему по ветру, то (отворачиваться) ____________________и (слезать) ___________________с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую.  4. Пьесы Гоголя - это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать)____________________ при помощи рациональной речи. 5. Рано утром, когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с (седеть)_________________ висками, с глубокими, но (сиять)________________, как у ребенка, глазами. 6. Уютно в комнате, (увешать)___________________ коврами и (обставить)____________________ книгами.

Упражнение 11. Допишите окончания причастий.

1. Девушка жадно вдыхала чистый вечерний воздух, густо настоянн... запахами подсыхающ... трав. 2. В темной пучине колеблющ...ся светом отражаются яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъятную водную гладь, подернувш...ся льдистым слоем, и над застывш... морем неподвижно повисла безмолвная тишина. 3. Простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущ... коне. 4. Над зыблющ...ся поверхностью моря качались чайки. 5. Мать держала на руках дремлющ... ребенка. 6. В серой пелене, убегавш... на восток, появились синие окна. 7. С быстро уносящ...ся вдаль сайгаками бежали и волки. 8. Из заросш... дикого леса тянуло свежестью.

 

Упражнение 12. Перепишите, добавляя окончания причастий, укажите их падежную форму.

1. Левой рукой Зевс опирался на жезл, украшен... фигурой священного орла. 2. Ноги Зевса, одет... в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаем... по краям золотыми львами. 3. Впереди лавок, на площади, вдоль широкого тротуара стояли переносные палатки и толпились торговцы с корзинами и мешками, наполнен... разнообразными продуктами. 4. Старый Берестов внутренне жалел о потерян... труде и времени на столь бесполезные прихоти, но молчал из вежливости. 5. Нижняя часть, состоящ... из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестницей, ведущ... со всех четырех сторон к храму. 6. Бабушка отняла измучен... птицу и стала упрекать кота,... 7. Я видел, как приходили крестьянки с ведрами, оттыкали деревянный гвоздь, находивш...ся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды. 8. Прямо перед ними были большие ворота, украшен... огромными изумрудами, сверкавш... так ярко, что они ослепляли даже нарисован... глаза Страшилы. 9. Двор, некогда украшенн... тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаем..., обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутаны... лошадь. 10. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замечены..., вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. И. Говорили, что однажды он [ворон] утащил из дамской сумочки деньги, а в другой раз в обеденный перерыв расшвырял и похитил документы какой-то комиссии, приезжавш... для ревизии.



Предварительный просмотр:

                                     Упражнения по теме: «О//Ё после шапящих и Ц»
1) Объясните графическое написание “о” или “ё” в данных словах:
        Жёлудь, шоу, шёпот, пчёлы, шёлк, обжора, шов, изжога, чёрные, трущобы, вечо́р, крыжовник, жёрдочка, чётки, щёлкать, шорох, зачёт, жёлтые, поджёг (деревню), щёлка, шоры, расчёт, жонглёр; Ночёвка, палачом, парчовый, врачом, ключом, горячо, сучок, холщовая, свежо, моржом, тушёнка, стажёр, ещё, распашонка, чужой, пучок.
Сечёт, размежёвывать, увлечёт, совершённый, печёт, сожжёшь, приглашённый, прекращённый, прибережёшь, освещённый, распряжёт, отвлечёшь, оглушённый, пережёвывать, бережёный, мочёные.Шоколад, трещотка, бережёт, кумачовый, течёшь, ожесточённое, шорник, чёткий, дешёвый, крючок, свечой, жокей

, шовинист, стажёр, щёткой, мажор, почёт, просчёт, размещённый, шапчонка, хорошо, старичок, измельчённый, порошок, грачом, ожог (руки́), шёпот, пощёчина, пресечёшь, шёлковый, сачок, шок, ещё, отвлечённый, горячо, корчёвка.

2) “Третий лишний”. Выберите лишнее слово в ряду.

  • - печёнка, опушённый, жжёт;
  • - чёрный, выкорчёвывать, ночёвка;
  • - ещё, товарищем, обращённый;
  • - изжога, межой, обжора;
  • - ретушёр, дирижёр, жёрдочка.

3)Образуйте от данных слов существительные в форме И.п.

Желудёвый, шепчет, зачитывает, рассчитывает, шелковистый, учебный, стажироваться, щеголяет, ожечь, черствеет, решетчатое, ретушировать, плащевой. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Образуйте от данных слов существительные в форме Т.п. Образец:барыш – барышом
            Нож, плащ, фарш, грач, тираж, экипаж, луч, ловкач, усач, лещ, трубач, сыч, меч,        морж, ткач, врач, плющ, борщ, рубеж, торгаш, вираж, бич.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Образуйте формы причастий по образцу: Образец: обречь – обречённый
Испечь, обратить, завершить, заключить, защитить, оповестить, изобразить, отомстить

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Замените данные словосочетания словосочетаниями “прилагательное (причастие) + существительное ”. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.
Образец: работа, которую завершили – завершённая работа
         Маленький медведь из плюша; косынка из кумача; заросли камыша; клык моржа;  яблоко, которое испекли; пряник, который стоит грош; обидчик, которого простили; кот, которого учили.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Вставьте пропущенные в словах буквы и графически объясните Ваш выбор:
         Разж..г костёр, прич..ска, ч..лка, щ..тка,  рой пч..л,  ч..рный, ш..пот, ч..ткая, ш..рох, ш..колад, ш..к, сожж..нный, дж..кер, девч..нка,  мыш..нок, реш..тка, скач..к, парч..вая, ч..порная, чащ..ба, ож..г руки, ож..г руку, руч..нка, крыж..вник, камыш..вые заросли, еж..вые рукавицы, жж..ный сахар, корч..вка пней, окруж..нный, ноч..вка в лесу, вооруж..нный всадник.

8) Вставьте пропущенные в словах буквы. Распределите словосочетания в три столбика, исходя из того, где находится орфограмма: 1) в корне, 2) в суффиксах 3) в окончаниях.          

Ш..рох, говорить общ.., горяч.., боч..нок, ш..ссе, ж..нглёр, трещ..тку, ш..лковая ш..рстка, ш..фер, ш..в, холщ..вый меш..к, Ч..ткие, бессч..тное богатство, медвеж..нок, ж..лтый пуш..к, ш..колад, камыш..вая, ударил вожж..й, уч..ный, подсч..ты.


10) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в предложениях, устно объясните сделанный вами выбор:
1. Эта девочка лиш..нная с детства хорошего воспитания теперь печ..т яблочный пирог.
2. Он хотя и не заслуженно был прощ..н за тот казус.
3. Сгущ..нное молоко купленное на прошлой неделе уже было испорчено.
4. Когда пересеч..шь границу и увидишь что слева от тебя теч..т речушка то дальше следуй по карте.
5. Сожж..шь всё что осталось удивлённо спросил Иван.
6. Теперь придётся размеж..вывать снова прошептали в ответ.
7. Перч..ный суп оказался ей не по нраву, теперь её больше влеч..т сладкое.

11) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные в словах буквы.

Студент унёс полученные от уч..ного результаты исследования в свою комнату. Он тщательно изучил все расч..ты и сокращ..нные формулы, ещ.. раз сверил их с собственными вычислениями. Оказалось, что он разбирал упрощ..нные примеры и не уч..л несколько важных моментов. Но студент ещ.. надеялся самостоятельно сделать открытие, не будучи окруж..нным опекой наставника. И, несмотря на вчерашний сильный ож..г, он снова пош..л в лабораторию и продолжил работу.

12) Перепишите, вставляя пропущенные в словах буквы и пропущенные в предложениях знаки препинания. Выделите те части слова, в которых встречается изучаемая орфограмма.
1. Нижние брёвна у мельницы подгнили и ж..лоб в который теч..т из пруда вода накренился. 2. Свеж..е и ж..стче становился ветер. (Горький) 3. Мы бр..саем в землю ж..лудь – выр..стает дуб. (Тимофеев) 4. В тайге ш..л точно ш..рох и таинственный ш..пот. (Корнеев) 5. Под ногой Кондратия хрус..нул суч..к. (А. Н. Толстой) 6. Стучит караул..щик в свою трещ..тку. (Ф. Шолохов) 6. Приш..л доктор перевязал мне ож..г. (М. Горький) 8. Мальчишка был без шапки с холщ..вой сумкой через плеч.. . (Бунин) 9. Он искал беседы людей с ж..лчным, озлобленным умом, с ожесточ..нным сердцем. (Гончаров) 



14) Проверь себя!
Вставьте в тексте пропущенные в словах буквы, выделите орфограмму. 

Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч..рт, весело встряхнув ч..лкой, пустился танцевать чеч..тку так, что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и, совершив один неудачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятачок, покрытый мягкой ш..рсткой.Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятяч..к. “Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т!”, - чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.

15) Тест 1

Задание: вставьте пропущенные буквы (о/ё).

1. Дикие пч..лы;
2. Прож..г тряпку
3. Талантливый стаж..р
4. Сильный ож..г
5. Печ..т пирог
6. Хорош.. отдохнул
7. Потухшей свеч..й
8. Больш..й дом
9. Размеж..вывать
10. Вчерашняя ноч..вка
11. Улич..нный в измене
12. Просч..т в решении
13. Резиновым мяч..м
14. Тяж..лая ноша
15. Ч..порный англичанин
16. Хитрый ч..рт
17. Поч..тная грамота
18. Ч..тные числа
19. Плюшевый медвеж..нок
20. Ж..лтый утёнок

Сравните ваши результаты с ключом, посчитайте результаты, за каждый правильный ответ 1 балл:

От 0 до 16 - Вам стоит проанализировать свои ошибки, повторить тему и попробовать еще раз.
От 17 до 19 - Весьма неплохой результат. Проанализируйте свои ошибки и приступайте к контрольному тесту.
20 - Отличный результат. Вы хорошо разбираетесь в данной теме и можете перейти к контрольному тесту.



16) Контрольный тест

1) Прыж..к со склона
2) Ч..рный цвет
3) Грязное плеч..
4) Ещ.. не выучил
5) Разрубленное меч..м
6) Веч..р, ты помнишь, вьюга злилась
7) Смуглый мальч..нка
8) Колючий крыж..вник
9) Юркий ч..рт
10) Влеч..т магнитом
11) Сильная изж..га
12) Теч..т близ города
13) Лиш..нный еды
14) Ж..лтое яблоко
15) Нежный пуш..к
16) Зач..ркнутые строки
17) Исключ..нный из института
18) Облач..нная в платье
19) Испуганный ш..пот
20) Жж..т кожу
21) Ш..рох листьев
22) Тёмная трущ..ба
23) Кривой ш..в
24) Обманутый ретуш..р
25) Корч..вка деревьев
26) Сломанный крюч..к
27) Лучший дириж..р
28) Больно сеч..т
29) Захватывающее ш..у
30) Деревянная щ..тка
31) Пляшущий чеч..тку
32) Моч...ные яблоки
33) Догоревшей свеч..й
34) Парч..вый халат
35) Ч..кнутый профессор
36) Ч..ткое руководство
37) Круч..ный удар
38) Ш..лковое платье
39) Звонкая пощ..чина
40) Копч..ный сыр
41) Суш..ный кальмар
42) Сгущ..нное молоко
43) Защ..лкнутый замок 
44) Детский волч..к
45) Сильный толч..к
46) Форс-маж..р
47) Замещ..нный дублёром
48) Пуч..к света
49) Надоедливый сверч..к
50) Поч..тная грамота.

Сравните ваши результаты с ключом, посчитайте результаты, за каждый правильный ответ 1 балл:

От 0 до 44 баллов - К сожалению, вы не справились с тестом. Проанализируйте ваши ошибки, повторите тему и попробуйте заново пройти тест.
От 45 до 49 баллов - Вы справились с тестом, обратите внимание на ваши ошибки и проанализируйте их.
50 баллов - Вы замечательно понимаете данную тему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике 6 класса

Планирование составлено на основе:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике;Программы для общеоразовательных школ, гимназий, лицеев: Математик...

Учебный материал для 6- 7 классов ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ШОТЛАНДИИ

Holyrood Palace03.11.2010Holyrood Palace in Edinburgh was the official residence of the British Queen in Scotland. Between Edinburgh Castle and Castle Holyrood lies the so called Royal Mile.Edi...

Планирование учебного материала по алгебре 7 класс

Авторское планирование учебного материала по алгебре в 7 классе по учебнику авт. Мордкович, составленная в 2010-2011 уч.год...

Рабочая программа и примерное планирование учебного материала по математики 5 класс к учебнику Н.Я.Виленкин

Рекомендовано Руководитель кафедры______________       /_Щемерова О.В._/Протокол № _____________________От «___»_____________20_______ Принято На зас...

Тематическое планирование учебного материала по алгебре 9 класс (предпрофильный уровень) с указанием ЦОР к урокам

Тематическое планирование учебного материала по алгебре 9 класс к учебнику Ю. Н. Макарычева. Алгебра 9 класс для школ и классов с углубленным изучением математики.  Программа рассчитана на 5 часо...

Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)

Планирование учебного материала курса "Алгебра", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год3 часа в неделю, 102 часа в годуУчебник "Алгебра. 8 класс" в 2-х частях под ред А.Г. Мордковича, М: Изд. ...

Планирование учебного материала курса "Геометрия", 8 класс (базовый уровень)

Планирование учебного материала курса "Геометрия", 8 класс (базовый уровень)2012-2013 учебный год2 часа в неделю, 68 часов в годуУчебник "Геометрия. 7-9 класс", М: Изд. "Просвещение", 2006 г....